Подготовка к итоговой аттестации
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки к ОГЭ и ЕГЭ стала одной из самых актуальных.
У меня сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации. И этим опытом я хочу поделиться. Большое внимание в своей работе я уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки учащихся к экзаменам.
Свою работу по подготовке учащихся к ОГЭ следующим образом:
- психологическое просвещение;
- информационная работа;
- учебно-тренировочная подготовка.
Эти все тесно связано между собой, и отсутствие хотя бы одного из них не может привести к положительному результату.
1. В чем я вижу важность психологической подготовки?
Государственная итоговая аттестация является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
сомнение в полноте и прочности знаний;
сомнение в собственных способностях;
неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.
Даже отлично подготовленный ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ.
2. Информационная работа.
Важным условием формирования психологической устойчивости обучающихся является организация информационной работы по подготовке к экзамену.
В течение учебного года с девятиклассниками и их родителями мы изучаем нормативно - правовые документы по итоговой аттестации.
В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Подготавливая в этом учебном году своих девятиклассников к ОГЭ, я неоднократно проводила родительские собрания, в том числе и совместно с учащимися и учителями-предметниками. На этих собраниях я информировала родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания. Также для родителей проводился анализ одной из диагностических работ.
Я считаю целесообразным знакомство выпускников с критериями оценивания ОГЭ. Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу.
В процессе подготовки мы не раз с учащимся анализировали готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.
3. Учебно-тренировочная подготовка.
1. Ключевым моментом по подготовке к экзамену я считаю ведение «Справочника». Это отдельная папка или тетрадь, в которую в виде схем, таблиц, опорных конспектов учащимися (начиная с 5 класса) записывается изучаемый материал. Причем, темы, входящие в ОГЭ, мы отмечаем на полях. Таким образом, к 9 классу у ребят будет иметься полный комплект материалов по основным темам школьной программы. Такой приём позволяет иметь всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро находить нужный раздел.
2. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим я активно ввожу тестовые технологии в систему обучения тоже с 5 класса. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволяют реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученики практически не будут тратить время на понимание инструкции. Кроме того, во время таких тренировок формируются соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля, позволяющие мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют развитию навыков мыслительной работы.
Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время. Поэтому нужно учить детей правильно ориентироваться во времени. Для этой цели могут проводиться диагностические замеры – небольшие проверочные работы, требующие выполнения заданий в уме и фиксирование только окончательного ответа, причём в строго отведённое время.
Например, при изучении темы «Правописание приставок» в начале урока вывожу на 3-4 слайдах задания №4 части 2 в форме (ОГЭ). Слайд задерживается несколько секунд, за это время ученики должны проанализировать мысленно 4 предложенных варианта и записать в тетрадь только цифру правильного ответа.
Такая форма позволяет мне быстро провести проверку усвоения изученного материала (при необходимости можно проанализировать допущенные ошибки), а ученику – привыкнуть к распределению времени.
Особое внимание уделяю работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, предлагаю как можно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учится вдумчиво читать условие, искать неявные смыслы в тексте.
3. Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. Учащимися 5-8 классов приобретаются пособия, в которых тестовый материал не просто помогает проверить усвоение знаний по определенной теме, но и сформулирован в формате ОГЭ. В 9 классах я рекомендую приобретать учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, составлять свои тестовые задания.
Тестовые технологии я использую и на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности.
Интернет-тестирования также способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ОГЭ.
4. Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, рефераты, составление цитатных планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.
Кроме того, при работе с художественным текстом на уроке литературы предлагаю уже с 5 класса задания по формулировке темы и проблемы текста, авторской позиции, подбору аргументов к той или иной проблеме. Так как один из аргументов в части С должен опираться на читательский опыт, уже с 7-8 класса собираем базу аргументов по разным проблемам.
5. В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену моим ученикам. Применяю специально разработанные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без моего вмешательства.
Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю старшеклассникам выполнить их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайт fipi. Для 9-классников – сайт «Решу ОГЭ». Также предлагаю поработать с заданиями в режиме on-line на проверенных сайтах учителей русского языка и литературы.
Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.
6. Немаловажным моментом является создание реальных условий проведения ГИА. Совместно с администрацией в школе проводятся диагностические работы. Опыт свидетельствует, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед итоговой аттестацией, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях ОГЭ.
В качестве вывода могу сказать, что средств для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Вот над ней и нужно работать на всех этапах подготовки к ОГЭ . Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзамена.