СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к итоговому собеседованию. Часть 2.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для подготовки к итоговому собеседованию. Часть 2. Монолог и диалог.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому собеседованию. Часть 2.»

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Время на подготовку Выразительное чтение – 2 минуты. Пересказ – 2 минуты. Монолог – 1 минута. Диалог.

Время на подготовку

  • Выразительное чтение – 2 минуты.
  • Пересказ – 2 минуты.
  • Монолог – 1 минута.
  • Диалог.
Разминка. В каких примерах допущена грамматическая ошибка? в двух тысячи двенадцатом году с одна тысяча восемьдесят первого года около восьмиста работ в тысяча девятьсот восьмидесятых годах в трехста образцах

Разминка. В каких примерах допущена грамматическая ошибка?

  • в двух тысячи двенадцатом году
  • с одна тысяча восемьдесят первого года
  • около восьмиста работ
  • в тысяча девятьсот восьмидесятых годах
  • в трехста образцах
Проверим в дв е тысячи двенадцатом году с одна тысяча восемьдесят первого года около восьмисот работ в тысяча девятьсот восьмидесятых годах в трехстах образцах

Проверим

  • в дв е тысячи двенадцатом году
  • с одна тысяча восемьдесят первого года
  • около восьмисот работ
  • в тысяча девятьсот восьмидесятых годах
  • в трехстах образцах
Монолог

Монолог

Содержание задания Выберете одну из предложенных тем беседы. Тема 1. Праздник (на основе описания фотографии) Тема 2. Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего ( повествование на основе жизненного опыта) Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде? ( рассуждение по поставленному вопросу)

Содержание задания

  • Выберете одну из предложенных тем беседы.
  • Тема 1.
  • Праздник (на основе описания фотографии)
  • Тема 2.
  • Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего ( повествование на основе жизненного опыта)
  • Тема 3.
  • Всегда ли нужно следовать моде? ( рассуждение по поставленному вопросу)
Задание  Какую бы фотографию вы не описывали, помните: данная речевая ситуация требует от Вас соблюдений определенных правил официального общения , адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.

Задание Какую бы фотографию вы не описывали, помните: данная речевая ситуация требует от Вас соблюдений определенных правил официального общения , адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.

Советы 1.При подготовке к описанию начните: с темы фотографии (чему посвящена); с идеи, замысла , который фотограф воплотил (зачем сделал этот снимок?); с поиска смыслового центра фотоснимка (сюжета, главного объекта, через который раскрывается идея). 2.Подберите ключевые слова , которые лягут в основу высказывания. 3.Подберите синонимы , чтобы избежать повторов.

Советы

  • 1.При подготовке к описанию начните:
  • с темы фотографии (чему посвящена);
  • с идеи, замысла , который фотограф воплотил (зачем сделал этот снимок?);
  • с поиска смыслового центра фотоснимка (сюжета, главного объекта, через который раскрывается идея).
  • 2.Подберите ключевые слова , которые лягут в основу высказывания.
  • 3.Подберите синонимы , чтобы избежать повторов.

Советы 4.Обратите внимание, как изображены люди/животные/предметы: опишите внешний вид, позы, действия, род деятельности, интересы, увлечения, настроение, эмоции. 5.Ответьте на вопросы, связанные с местом , где сделан снимок (внутри помещения или на свежем воздухе), опишите особенности интерьера (передний/задний план), обстановку. 6.Укажите, если это возможно, время. 7. Опишите общую атмосферу фотоснимка. 8.Завершите монолог описанием эмоций, чувств, вызванных этим снимком. НЕ ГОВОРИТЕ ТОГО, ЧЕГО НЕТ НА ФОТОГРАФИИ!

Советы

  • 4.Обратите внимание, как изображены люди/животные/предметы: опишите внешний вид, позы, действия, род деятельности, интересы, увлечения, настроение, эмоции.
  • 5.Ответьте на вопросы, связанные с местом , где сделан снимок (внутри помещения или на свежем воздухе), опишите особенности интерьера (передний/задний план), обстановку.
  • 6.Укажите, если это возможно, время.
  • 7. Опишите общую атмосферу фотоснимка.
  • 8.Завершите монолог описанием эмоций, чувств, вызванных этим снимком.
  • НЕ ГОВОРИТЕ ТОГО, ЧЕГО НЕТ НА ФОТОГРАФИИ!

Конструкции-помощники 1.Передо мной фотография, на которой запечатлён один из (ярких/праздничных/повседневных и т.д.) моментов жизни. 2.В центре фотографии … (кто? что?) 3.Действие происходит… (где?) 4.Этот снимок был сделан в тот момент, когда… 5.Внимание зрителя приковано к… (кому? чему?) 6.На переднем/заднем плане фотографии… 7.В верхнем/нижнем левом/правом углу снимка видны… 8.Этот снимок передает…(какое?) настроение, вызывает чувство…(какое?) 9.Мне эта фотография кажется …(какой?)

Конструкции-помощники

  • 1.Передо мной фотография, на которой запечатлён один из (ярких/праздничных/повседневных и т.д.) моментов жизни.
  • 2.В центре фотографии … (кто? что?)
  • 3.Действие происходит… (где?)
  • 4.Этот снимок был сделан в тот момент, когда…
  • 5.Внимание зрителя приковано к… (кому? чему?)
  • 6.На переднем/заднем плане фотографии…
  • 7.В верхнем/нижнем левом/правом углу снимка видны…
  • 8.Этот снимок передает…(какое?) настроение, вызывает чувство…(какое?)
  • 9.Мне эта фотография кажется …(какой?)

Задание  О чем бы Вы не рассказывали, помните: данная речевая ситуация требует от Вас соблюдений определенных правил официального общения , адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.

Задание О чем бы Вы не рассказывали, помните: данная речевая ситуация требует от Вас соблюдений определенных правил официального общения , адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.

Советы 1. Композиция. Придумать сюжет, вспомнить историю.  Завязка – развитие действия – кульминация – развязка  Кто? Что? Где? Куда? Как? Почему?

Советы

  • 1. Композиция.
  • Придумать сюжет, вспомнить историю. Завязка – развитие действия – кульминация – развязка Кто? Что? Где? Куда? Как? Почему?
Советы 2.О чем надо рассказать? сообщить о действующем лице (лицах); охарактеризовать место и время действия; перечислить действия с указанием их последовательности ; указать итог действия/сделать вывод .

Советы

  • 2.О чем надо рассказать?
  • сообщить о действующем лице (лицах);
  • охарактеризовать место и время действия;
  • перечислить действия с указанием их последовательности ;
  • указать итог действия/сделать вывод .
Советы 3.Главные языковые средства повествования – глаголы прошедшего времени совершенного вида . Они выражают последовательность действий, смену одного действия другим. 4. Средства связи предложений – наречия. 5.Могут быть элементы описания (человек, место и т.д.) и рассуждения (причины, последствия событий).

Советы

  • 3.Главные языковые средства повествования – глаголы прошедшего времени совершенного вида . Они выражают последовательность действий, смену одного действия другим.
  • 4. Средства связи предложений – наречия.
  • 5.Могут быть элементы описания (человек, место и т.д.) и рассуждения (причины, последствия событий).
Конструкции-помощники 1.Я хочу рассказать об одном интересном событии. 2.Туда я отправился вместе с семьей/друзьями/одноклассниками и т.д. 3.Наша поездка/экскурсия состоялась (примерное время). 4.К этому мероприятию мы готовились заранее

Конструкции-помощники

  • 1.Я хочу рассказать об одном интересном событии.
  • 2.Туда я отправился вместе с семьей/друзьями/одноклассниками и т.д.
  • 3.Наша поездка/экскурсия состоялась (примерное время).
  • 4.К этому мероприятию мы готовились заранее
Конструкции-помощники 5.И вот наступил долгожданный день. 6.Во время поездки/экскурсии мы побывали в/на… 7.Кроме того, мы увидели… 8.Самым интересным оказалось…, так как (получили много впечатлений/получили полезный опыт). 9.Мне понравилась эта поездка/экскурсия, потому что (мы хорошо провели время/узнали много нового). 10.Мне бы хотелось снова принять участие в подобном мероприятии.

Конструкции-помощники

  • 5.И вот наступил долгожданный день.
  • 6.Во время поездки/экскурсии мы побывали в/на…
  • 7.Кроме того, мы увидели…
  • 8.Самым интересным оказалось…, так как (получили много впечатлений/получили полезный опыт).
  • 9.Мне понравилась эта поездка/экскурсия, потому что (мы хорошо провели время/узнали много нового).
  • 10.Мне бы хотелось снова принять участие в подобном мероприятии.
Задание  О чем бы Вы не рассуждали, помните: данная речевая ситуация требует от Вас соблюдений определенных правил официального общения , адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.

Задание О чем бы Вы не рассуждали, помните: данная речевая ситуация требует от Вас соблюдений определенных правил официального общения , адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.

Советы 1. Структура текста-рассуждения: тезис (утверждение, истинность которого должна быть доказана); доказательство (примеры); вывод (итог).

Советы

  • 1. Структура текста-рассуждения:
  • тезис (утверждение, истинность которого должна быть доказана);
  • доказательство (примеры);
  • вывод (итог).

Советы 1.Используйте смысловые отношения между частями текста: причинно-следственные, целевые, уступительные; условные, временные; сопоставительные, противительные.

Советы

  • 1.Используйте смысловые отношения между частями текста:
  • причинно-следственные, целевые, уступительные;
  • условные, временные;
  • сопоставительные, противительные.

Советы 1.Используйте средства связи между частями текста: вводные слова и предложения; сочинительные и подчинительные союзы; производные предлоги и др.

Советы

  • 1.Используйте средства связи между частями текста:
  • вводные слова и предложения;
  • сочинительные и подчинительные союзы;
  • производные предлоги и др.

Советы Выбирайте на экзамене монолог-рассуждение только в том случае, если у Вас действительно есть собственное мнение  по поставленному вопросу. Не стоит бояться высказывать свое мнение и давать свою оценку. «Неправильных» ответов здесь не существует. Важно только то, как Вы аргументируете свою позицию.

Советы

  • Выбирайте на экзамене монолог-рассуждение только в том случае, если у Вас действительно есть собственное мнение по поставленному вопросу. Не стоит бояться высказывать свое мнение и давать свою оценку. «Неправильных» ответов здесь не существует. Важно только то, как Вы аргументируете свою позицию.

Конструкции-помощники 1.Мне предложили порассуждать на интересную тему. 2.(Произнести заданную для монолога тему). 3.Попробую изложить свою точку зрения. 4.Итак, (прочитать первый предложенный вопрос). 5.Думаю, что… (ответ на первый предложенный вопрос).

Конструкции-помощники

  • 1.Мне предложили порассуждать на интересную тему.
  • 2.(Произнести заданную для монолога тему).
  • 3.Попробую изложить свою точку зрения.
  • 4.Итак, (прочитать первый предложенный вопрос).
  • 5.Думаю, что… (ответ на первый предложенный вопрос).

Конструкции-помощники 6.(Ответ на второй предложенный вопрос), потому что… 7.Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что… 8.Кроме того, (изложить информацию из последнего вопроса). 9.(Ответ на последний вопрос). 10.Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

Конструкции-помощники

  • 6.(Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
  • 7.Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
  • 8.Кроме того, (изложить информацию из последнего вопроса).
  • 9.(Ответ на последний вопрос).
  • 10.Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

Критерии оценивания монолога Критерии оценивания монологического высказывания (М) М1 Баллы Выполнение коммуникативной задачи Участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей: приведено не менее 10 фраз по теме высказывания 2 Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей приведено 5-9 фраз по теме высказывания М2 1 Участник итогового собеседования не справился с коммуникативной задачей, привел менее 5 фраз по теме высказывания 0 Логичность монологического высказывания Логические ошибки отсутствуют 1 Допущена одна логическая ошибка или более 0

Критерии оценивания монолога

Критерии оценивания монологического высказывания (М)

М1

Баллы

Выполнение коммуникативной задачи

Участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей: приведено не менее 10 фраз по теме высказывания

2

Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей приведено 5-9 фраз по теме высказывания

М2

1

Участник итогового собеседования не справился с коммуникативной задачей, привел менее 5 фраз по теме высказывания

0

Логичность монологического высказывания

Логические ошибки отсутствуют

1

Допущена одна логическая ошибка или более

0

Обратите внимание! Фразы считаются по количеству грамматических основ, имеющих отношение к теме высказывания. Например, неполное предложение «Передо мной фотография» может рассматриваться как отдельная фраза. Вопросы, содержащиеся в задании, являются лишь наводящими. Их можно использовать или нет. Вопросно-ответная форма монолога – это не монолог!

Обратите внимание!

  • Фразы считаются по количеству грамматических основ, имеющих отношение к теме высказывания. Например, неполное предложение «Передо мной фотография» может рассматриваться как отдельная фраза.
  • Вопросы, содержащиеся в задании, являются лишь наводящими. Их можно использовать или нет.
  • Вопросно-ответная форма монолога – это не монолог!

Логические ошибки в монологе. Текст должен быть… представлять собой текстовое единство; характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения; быть завершенным; иметь правильную композицию: небольшое вступление (обозначение темы, формулировка коммуникативного намерения говорящего), развернутая основная часть, краткое заключение (обобщение сказанного, повторение самой важной информации, выражение отношения к предмету речи); разнообразные средства связи предложений в тексте.

Логические ошибки в монологе. Текст должен быть…

  • представлять собой текстовое единство;
  • характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения;
  • быть завершенным;
  • иметь правильную композицию: небольшое вступление (обозначение темы, формулировка коммуникативного намерения говорящего), развернутая основная часть, краткое заключение (обобщение сказанного, повторение самой важной информации, выражение отношения к предмету речи);
  • разнообразные средства связи предложений в тексте.

Диалог

Диалог

Переход к диалогу По окончании монолога экзаменатор-собеседник плавно переходит к диалогу и задает 3 вопроса по той же теме, по которой был монолог. Для диалогической речи естественно, что на один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы. Чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз. (Критерий Д1).

Переход к диалогу

  • По окончании монолога экзаменатор-собеседник плавно переходит к диалогу и задает 3 вопроса по той же теме, по которой был монолог.
  • Для диалогической речи естественно, что на один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы. Чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз. (Критерий Д1).

Переход к диалогу Критерий Д2 (учет речевой ситуации) позволяет обеспечить взаимодействие между экзаменатором-собеседником и учеником. Ошибка, допущенная учащимся, не фиксируется в том случае, если он самостоятельно исправил ее.

Переход к диалогу

  • Критерий Д2 (учет речевой ситуации) позволяет обеспечить взаимодействие между экзаменатором-собеседником и учеником. Ошибка, допущенная учащимся, не фиксируется в том случае, если он самостоятельно исправил ее.

Советы Не отвечайте односложно на вопросы; Внимательно слушайте собеседника и отвечайте на вопросы, не уходя от темы; Вам не обязательно соглашаться с экзаменатором: Вы можете отстаивать свою точку зрения логично и последовательно.

Советы

  • Не отвечайте односложно на вопросы;
  • Внимательно слушайте собеседника и отвечайте на вопросы, не уходя от темы;
  • Вам не обязательно соглашаться с экзаменатором: Вы можете отстаивать свою точку зрения логично и последовательно.

Пример задания

Пример задания

Критерии оценивания диалога   Критерии оценивания диалога Д1 Выполнение коммуникативной задачи Участник ИС полностью справился с коммуникативной задачей даны развернутые ответы на три вопроса в диалоге 2 Участник ИС частично справился с коммуникативной задачей : даны развернутые ответы на два вопроса в диалоге 1 Участник ИС полностью не справился с коммуникативной задачей: дан развернутый ответ на один вопрос в диалоге или 0 ответы на вопросы не даны, или даны односложные ответы

Критерии оценивания диалога

Критерии оценивания диалога

Д1

Выполнение коммуникативной задачи

Участник ИС полностью справился с коммуникативной задачей даны развернутые ответы на три вопроса в диалоге

2

Участник ИС частично справился с коммуникативной задачей : даны развернутые ответы на два вопроса в диалоге

1

Участник ИС полностью не справился с коммуникативной задачей: дан развернутый ответ на один вопрос в диалоге

или

0

ответы на вопросы не даны,

или

даны односложные ответы

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1,2,3,4 Р1 Соблюдение орфоэпических норм Баллы Орфоэпических ошибок нет Допущены одна-две орфоэпические ошибки 2 Р2 1 Допущены три или более орфоэпические ошибки Соблюдение грамматических норм 0 Грамматических ошибок нет Допущены одна-две грамматические ошибки 2 Допущены три или более грамматические ошибки Р3 1 Соблюдение речевых нет 0 Речевых ошибок нет, или допущено одна-две речевые ошибки Допущены три-четыре речевые ошибки 2 Р4 Допущены пять речевых ошибок или более 1 Богатство речи 0 Речь характеризуется богатством словаря и разнообразием используемых грамматических конструкций Речь характеризуется бедностью словаря и/или однообразием используемых грамматических конструкций Р5 1 Соблюдение фактологической точности 0 Фактические ошибки отсутствуют Допущена одна фактическая ошибка или более 1 0 Критерии правильности речи

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1,2,3,4

Р1

Соблюдение орфоэпических норм

Баллы

Орфоэпических ошибок нет

Допущены одна-две орфоэпические ошибки

2

Р2

1

Допущены три или более орфоэпические ошибки

Соблюдение грамматических норм

0

Грамматических ошибок нет

Допущены одна-две грамматические ошибки

2

Допущены три или более грамматические ошибки

Р3

1

Соблюдение речевых нет

0

Речевых ошибок нет, или допущено одна-две речевые ошибки

Допущены три-четыре речевые ошибки

2

Р4

Допущены пять речевых ошибок или более

1

Богатство речи

0

Речь характеризуется богатством словаря и разнообразием используемых грамматических конструкций

Речь характеризуется бедностью словаря и/или однообразием используемых грамматических конструкций

Р5

1

Соблюдение фактологической точности

0

Фактические ошибки отсутствуют

Допущена одна фактическая ошибка или более

1

0

Критерии правильности речи