ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Время на подготовку
- Выразительное чтение – 2 минуты.
- Пересказ – 2 минуты.
- Монолог – 1 минута.
- Диалог.
Разминка. В каких примерах допущена грамматическая ошибка?
- в двух тысячи двенадцатом году
- с одна тысяча восемьдесят первого года
- около восьмиста работ
- в тысяча девятьсот восьмидесятых годах
- в трехста образцах
Проверим
- в дв е тысячи двенадцатом году
- с одна тысяча восемьдесят первого года
- около восьмисот работ
- в тысяча девятьсот восьмидесятых годах
- в трехстах образцах
Монолог
Содержание задания
- Выберете одну из предложенных тем беседы.
- Праздник (на основе описания фотографии)
- Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего ( повествование на основе жизненного опыта)
- Всегда ли нужно следовать моде? ( рассуждение по поставленному вопросу)
Задание Какую бы фотографию вы не описывали, помните: данная речевая ситуация требует от Вас соблюдений определенных правил официального общения , адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.
Советы
- 1.При подготовке к описанию начните:
- с темы фотографии (чему посвящена);
- с идеи, замысла , который фотограф воплотил (зачем сделал этот снимок?);
- с поиска смыслового центра фотоснимка (сюжета, главного объекта, через который раскрывается идея).
- 2.Подберите ключевые слова , которые лягут в основу высказывания.
- 3.Подберите синонимы , чтобы избежать повторов.
Советы
- 4.Обратите внимание, как изображены люди/животные/предметы: опишите внешний вид, позы, действия, род деятельности, интересы, увлечения, настроение, эмоции.
- 5.Ответьте на вопросы, связанные с местом , где сделан снимок (внутри помещения или на свежем воздухе), опишите особенности интерьера (передний/задний план), обстановку.
- 6.Укажите, если это возможно, время.
- 7. Опишите общую атмосферу фотоснимка.
- 8.Завершите монолог описанием эмоций, чувств, вызванных этим снимком.
- НЕ ГОВОРИТЕ ТОГО, ЧЕГО НЕТ НА ФОТОГРАФИИ!
Конструкции-помощники
- 1.Передо мной фотография, на которой запечатлён один из (ярких/праздничных/повседневных и т.д.) моментов жизни.
- 2.В центре фотографии … (кто? что?)
- 3.Действие происходит… (где?)
- 4.Этот снимок был сделан в тот момент, когда…
- 5.Внимание зрителя приковано к… (кому? чему?)
- 6.На переднем/заднем плане фотографии…
- 7.В верхнем/нижнем левом/правом углу снимка видны…
- 8.Этот снимок передает…(какое?) настроение, вызывает чувство…(какое?)
- 9.Мне эта фотография кажется …(какой?)
Задание О чем бы Вы не рассказывали, помните: данная речевая ситуация требует от Вас соблюдений определенных правил официального общения , адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.
Советы
- 1. Композиция.
- Придумать сюжет, вспомнить историю. Завязка – развитие действия – кульминация – развязка Кто? Что? Где? Куда? Как? Почему?
Советы
- 2.О чем надо рассказать?
- сообщить о действующем лице (лицах);
- охарактеризовать место и время действия;
- перечислить действия с указанием их последовательности ;
- указать итог действия/сделать вывод .
Советы
- 3.Главные языковые средства повествования – глаголы прошедшего времени совершенного вида . Они выражают последовательность действий, смену одного действия другим.
- 4. Средства связи предложений – наречия.
- 5.Могут быть элементы описания (человек, место и т.д.) и рассуждения (причины, последствия событий).
Конструкции-помощники
- 1.Я хочу рассказать об одном интересном событии.
- 2.Туда я отправился вместе с семьей/друзьями/одноклассниками и т.д.
- 3.Наша поездка/экскурсия состоялась (примерное время).
- 4.К этому мероприятию мы готовились заранее
Конструкции-помощники
- 5.И вот наступил долгожданный день.
- 6.Во время поездки/экскурсии мы побывали в/на…
- 7.Кроме того, мы увидели…
- 8.Самым интересным оказалось…, так как (получили много впечатлений/получили полезный опыт).
- 9.Мне понравилась эта поездка/экскурсия, потому что (мы хорошо провели время/узнали много нового).
- 10.Мне бы хотелось снова принять участие в подобном мероприятии.
Задание О чем бы Вы не рассуждали, помните: данная речевая ситуация требует от Вас соблюдений определенных правил официального общения , адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.
Советы
- 1. Структура текста-рассуждения:
- тезис (утверждение, истинность которого должна быть доказана);
- доказательство (примеры);
- вывод (итог).
Советы
- 1.Используйте смысловые отношения между частями текста:
- причинно-следственные, целевые, уступительные;
- условные, временные;
- сопоставительные, противительные.
Советы
- 1.Используйте средства связи между частями текста:
- вводные слова и предложения;
- сочинительные и подчинительные союзы;
- производные предлоги и др.
Советы
- Выбирайте на экзамене монолог-рассуждение только в том случае, если у Вас действительно есть собственное мнение по поставленному вопросу. Не стоит бояться высказывать свое мнение и давать свою оценку. «Неправильных» ответов здесь не существует. Важно только то, как Вы аргументируете свою позицию.
Конструкции-помощники
- 1.Мне предложили порассуждать на интересную тему.
- 2.(Произнести заданную для монолога тему).
- 3.Попробую изложить свою точку зрения.
- 4.Итак, (прочитать первый предложенный вопрос).
- 5.Думаю, что… (ответ на первый предложенный вопрос).
Конструкции-помощники
- 6.(Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
- 7.Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
- 8.Кроме того, (изложить информацию из последнего вопроса).
- 9.(Ответ на последний вопрос).
- 10.Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.
Критерии оценивания монолога
Критерии оценивания монологического высказывания (М)
М1
Баллы
Выполнение коммуникативной задачи
Участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей: приведено не менее 10 фраз по теме высказывания
2
Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей приведено 5-9 фраз по теме высказывания
М2
1
Участник итогового собеседования не справился с коммуникативной задачей, привел менее 5 фраз по теме высказывания
0
Логичность монологического высказывания
Логические ошибки отсутствуют
1
Допущена одна логическая ошибка или более
0
Обратите внимание!
- Фразы считаются по количеству грамматических основ, имеющих отношение к теме высказывания. Например, неполное предложение «Передо мной фотография» может рассматриваться как отдельная фраза.
- Вопросы, содержащиеся в задании, являются лишь наводящими. Их можно использовать или нет.
- Вопросно-ответная форма монолога – это не монолог!
Логические ошибки в монологе. Текст должен быть…
- представлять собой текстовое единство;
- характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения;
- быть завершенным;
- иметь правильную композицию: небольшое вступление (обозначение темы, формулировка коммуникативного намерения говорящего), развернутая основная часть, краткое заключение (обобщение сказанного, повторение самой важной информации, выражение отношения к предмету речи);
- разнообразные средства связи предложений в тексте.
Диалог
Переход к диалогу
- По окончании монолога экзаменатор-собеседник плавно переходит к диалогу и задает 3 вопроса по той же теме, по которой был монолог.
- Для диалогической речи естественно, что на один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы. Чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз. (Критерий Д1).
Переход к диалогу
- Критерий Д2 (учет речевой ситуации) позволяет обеспечить взаимодействие между экзаменатором-собеседником и учеником. Ошибка, допущенная учащимся, не фиксируется в том случае, если он самостоятельно исправил ее.
Советы
- Не отвечайте односложно на вопросы;
- Внимательно слушайте собеседника и отвечайте на вопросы, не уходя от темы;
- Вам не обязательно соглашаться с экзаменатором: Вы можете отстаивать свою точку зрения логично и последовательно.
Пример задания
Критерии оценивания диалога
Критерии оценивания диалога
Д1
Выполнение коммуникативной задачи
Участник ИС полностью справился с коммуникативной задачей даны развернутые ответы на три вопроса в диалоге
2
Участник ИС частично справился с коммуникативной задачей : даны развернутые ответы на два вопроса в диалоге
1
Участник ИС полностью не справился с коммуникативной задачей: дан развернутый ответ на один вопрос в диалоге
или
0
ответы на вопросы не даны,
или
даны односложные ответы
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1,2,3,4
Р1
Соблюдение орфоэпических норм
Баллы
Орфоэпических ошибок нет
Допущены одна-две орфоэпические ошибки
2
Р2
1
Допущены три или более орфоэпические ошибки
Соблюдение грамматических норм
0
Грамматических ошибок нет
Допущены одна-две грамматические ошибки
2
Допущены три или более грамматические ошибки
Р3
1
Соблюдение речевых нет
0
Речевых ошибок нет, или допущено одна-две речевые ошибки
Допущены три-четыре речевые ошибки
2
Р4
Допущены пять речевых ошибок или более
1
Богатство речи
0
Речь характеризуется богатством словаря и разнообразием используемых грамматических конструкций
Речь характеризуется бедностью словаря и/или однообразием используемых грамматических конструкций
Р5
1
Соблюдение фактологической точности
0
Фактические ошибки отсутствуют
Допущена одна фактическая ошибка или более
1
0
Критерии правильности речи