Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Нижний Ломов имени Тархова С.Ф.
МАСТЕР-КЛАСС
«Цель творчества - самоотдача…»
Подготовка к итоговому сочинению
Подготовила:
Е.Н.Злобина, учитель
русского языка и литературы
г. Нижний Ломов
ноябрь 2021 г.
Конспект мастер-класса
Подготовка к итоговому сочинению по литературе. Мастер класс «Цель творчества - самоотдача…»
Дата проведения: 16.11.21.
Оборудование: выставка книг, раздаточный материал, карточки-памятки ИКТ (проекторы, экран) видео
Ход мастер класса
Ребята распределяются по группам. Приветствуют друг друга.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы проводим необычное занятие. Это мастер-класс, на котором мы все вместе отработаем один из этапов написания итогового сочинения по литературе, его вам предстоит написать 1-го декабря. Целью этого сочинения является выявление вашего читательского кругозора, умение рассказать о прочитанном в рамках заданной темы.
- Ребята, как выдумаете, трудно выражать свои мысли или нет?
- А когда вы сталкиваетесь с написанием сочинения, есть проблемы с выбором фраз, логики, речевого оформления?
- Как вы считаете, написание сочинения творческий процесс? И что он от вас требует?
- Да, значит, наш мастер-класс мы назовем: «Цель творчества - самоотдача…»
- Ребята, давайте вспомним тематические направления для итогового сочинения этого учебного года.
1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» (дорога реальная, воображаемая, книжная).
2.«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
3. «Преступление и Наказание — вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника).
5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Вопросы классу:
Что самое главное при подготовке и написании сочинения?
Какой должна быть структура сочинения? Давайте напомним. (Презентация)
СТРУКТУРА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Любое сочинение состоит из трех частей:
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
Тeзис 2
Дoкaзaтeльствa, пpимepы
Микpoвывoд
III. Заключение (60-70 слов)
- Мы сегодня с вами подробно остановимся на втором направлении «Цивилизация и технологии - спасение, вызов или трагедия?» немного вспомним рекомендации разработчиков итогового сочинения.
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
- Ребята, как вы относитесь к научно-техническому прогрессу? Как вы думаете, что это? Чтобы вам было легче ответить на данный вопрос, давайте посмотрим видеоролик, который сняли десятиклассники.
- Ребята, а как выдумаете, какие произведения мы могли бы взять в качестве аргументов?
Ребята называют
- Мне хотелось бы вам напомнить еще об одном известном произведении А. Р. Беляева «Человек-амфибия». Давайте с вами посмотрим небольшой кинофрагмент. Как вы можете объяснить слова доктора Сальватора о достижениях в науке? Будет ли это влиять на развитие общества?
- Хорошо, молодцы! Ребята, а какие темы вы могли сами предложить для написания сочинения по данному направлению? Если есть варианты, можете их назвать.
Ребята, обратите внимание на слайд, вот такие примерные темы могут быть по направлению «Цивилизация и технологии»
Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
Как развитие технологий повлияло на общество?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
Чем опасен технический прогресс?
Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
Можно ли обойтись без науки в современном мире?
Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Как ученый должен относиться к научным открытиям?
Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
Каким должен быть технический прогресс?
К чему могут привести научные открытия?
Какие научные открытия опасны?
- А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вы можете использовать раздаточный материал, который лежит у вас на столах. Найдите, пожалуйста, образец написанного сочинения «Чем опасен технический прогресс?». В этом сочинении нет аргумента. Подумайте и скажите, какой аргумент можно было бы взять и почему.
- Ребята, у вас на столах лежит раздаточный материал с фразами, которые помогут вам составить тему вашего сочинения. Даю вам несколько минут. Озвучьте темы.
- А сейчас, работая в группах, вместе напишите небольшую часть вашего сочинения (тезис, аргумент, микровывод) на ту тему, которую вы озвучили. В качестве аргументов вы можете использовать раздаточный материал и речевые клише. Даю вам время. Можете приступать к работе. ( Звучит музыка).
- Ребята, прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, мы с вами придерживались некоторых требований к сочинению: писать самостоятельно, писать по теме, писать на основе литературного материала?
- Давайте подведем итоги нашей работы.
- Понравилось ли вам наше занятие? Чем оно было вам полезно?
- Спасибо за работу, до свидания!