СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к итоговому сочинению по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению по литературе»

Подготовка к итоговому сочинению  Что такое доброта?  (Направление: Я и другие) Осипова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Сатинская СОШ»

Подготовка к итоговому сочинению Что такое доброта? (Направление: Я и другие)

Осипова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Сатинская СОШ»

Вступление Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста,  Не зависит доброта от цвета,  Доброта не пряник, не конфета , -  поётся в одной из популярных детских песен композитора Игоря Лученка. Так что же такое доброта? Мне кажется – это, прежде всего, поступки, проявляющиеся в великодушии и отзывчивости, умении бескорыстно приходить на помощь, не ожидая ответной благодарности.

Вступление

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста, 

Не зависит доброта от цвета, 

Доброта не пряник, не конфета , -

поётся в одной из популярных детских песен композитора Игоря Лученка. Так что же такое доброта? Мне кажется – это, прежде всего, поступки, проявляющиеся в великодушии и отзывчивости, умении бескорыстно приходить на помощь, не ожидая ответной благодарности.

Переход к основной части Когда я слышу слово «доброта», вспоминаю рассказ А. Платонова «Юшка» - это предложение-мостик от вступления к основной части!

Переход к основной части

  • Когда я слышу слово «доброта», вспоминаю рассказ А. Платонова «Юшка» - это предложение-мостик от вступления к основной части!
Основная часть: аргумент 1  Его главный герой – человек неприметной внешности, вызывающий насмешки со стороны горожан, а порой и подвергающийся откровенной травле, незаметно, каждым днем своей нелегкой жизни, творит добро. Никто в городе не знает, что этот больной, немощный человек, получая за свой труд совсем небольшие деньги, откладывает их, чтобы затем отдать за обучение девочки-сироты. Он недоедает, ходит годами в одной и той же одежде, во всем себе отказывает, чтобы собрать необходимую для оплаты сумму.

Основная часть: аргумент 1

  • Его главный герой – человек неприметной внешности, вызывающий насмешки со стороны горожан, а порой и подвергающийся откровенной травле, незаметно, каждым днем своей нелегкой жизни, творит добро. Никто в городе не знает, что этот больной, немощный человек, получая за свой труд совсем небольшие деньги, откладывает их, чтобы затем отдать за обучение девочки-сироты. Он недоедает, ходит годами в одной и той же одежде, во всем себе отказывает, чтобы собрать необходимую для оплаты сумму.
Основная часть: аргумент 1+ микровывод И только после смерти Юшки люди узнают о его бескорыстном поступке и начинают осознавать, что рядом с ними незаметно жил человек добрый и великодушный. Приехавшую в город девушку-сироту, которая осталась здесь работать врачом, горожане называют не иначе, как дочерью доброго Юшки. Она, как и названый отец её, бескорыстно помогает людям: лечит и утешает больных, «не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших». Таким образом, Юшкина доброта проявилась в поступках его дочери, а это значит - имя Юшки не будет забыто.

Основная часть: аргумент 1+ микровывод

  • И только после смерти Юшки люди узнают о его бескорыстном поступке и начинают осознавать, что рядом с ними незаметно жил человек добрый и великодушный.
  • Приехавшую в город девушку-сироту, которая осталась здесь работать врачом, горожане называют не иначе, как дочерью доброго Юшки. Она, как и названый отец её, бескорыстно помогает людям: лечит и утешает больных, «не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».
  • Таким образом, Юшкина доброта проявилась в поступках его дочери, а это значит - имя Юшки не будет забыто.
Переход от аргумента 1 к аргументу 2 Ещё один пример доброты видим в рассказе «Терновник» (1983) современной писательницы Дины Рубиной.

Переход от аргумента 1 к аргументу 2

  • Ещё один пример доброты видим в рассказе «Терновник» (1983) современной писательницы Дины Рубиной.
Основная часть: аргумент 2 Шестилетний мальчик получает уроки Доброты от своей матери, которая старается воспитать своего сына добрым и отзывчивым к чужому горю. В один из пасмурных дождливых дней мать приводит в дом детей молочницы – совершенно мокрых, дрожащих от холода. Не раздумывая, достает из шкафа одежду сына и начинает одевать их. Заставляет мальчика отдать любимую игрушку, подаренную отцом. Горько и обидно шестилетнему ребенку, ему кажется, что мать не любит его, что для нее важнее, чем он, эти чужие мальчик и девочка. Мальчик тихонько плачет, спрятавшись под одеялом, а мать, утешая его, говорит: «Мы купим все автомобили в магазине, но ты у меня вырастешь человеком. А если не человеком, то я убью тебя собственными руками!»

Основная часть: аргумент 2

  • Шестилетний мальчик получает уроки Доброты от своей матери, которая старается воспитать своего сына добрым и отзывчивым к чужому горю.
  • В один из пасмурных дождливых дней мать приводит в дом детей молочницы – совершенно мокрых, дрожащих от холода. Не раздумывая, достает из шкафа одежду сына и начинает одевать их. Заставляет мальчика отдать любимую игрушку, подаренную отцом. Горько и обидно шестилетнему ребенку, ему кажется, что мать не любит его, что для нее важнее, чем он, эти чужие мальчик и девочка. Мальчик тихонько плачет, спрятавшись под одеялом, а мать, утешая его, говорит: «Мы купим все автомобили в магазине, но ты у меня вырастешь человеком. А если не человеком, то я убью тебя собственными руками!»
Основная часть: аргумент 2+ микровывод Читая этот рассказ, еще раз понимаешь, что настоящая доброта проявляется именно в поступках и что воспитывать это качество нужно уже с раннего детства. И, конечно, герой рассказа Дины Рубиной вырастет человеком, настоящим человеком, которому присущи самые лучшие нравственные качества, главным из которых является доброта.

Основная часть: аргумент 2+ микровывод

  • Читая этот рассказ, еще раз понимаешь, что настоящая доброта проявляется именно в поступках и что воспитывать это качество нужно уже с раннего детства. И, конечно, герой рассказа Дины Рубиной вырастет человеком, настоящим человеком, которому присущи самые лучшие нравственные качества, главным из которых является доброта.
Заключение Итак, доброта - это внутреннее качество человека. «Без добрых дел не будет и доброго имени», - говорится в пословице. Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать самому.

Заключение

  • Итак, доброта - это внутреннее качество человека. «Без добрых дел не будет и доброго имени», - говорится в пословице. Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать самому.
Информационные источники Ю. Фишман «Работа с черновиком. Композиционные и логические ошибки. Рабочая тетрадь для учащихся 10-11 классов. 2. Д. Рубина «Терновник»:  https://bookz.ru/authors/rubina-dina/ternovni_881/1-ternovni_881.html

Информационные источники

  • Ю. Фишман «Работа с черновиком. Композиционные и логические ошибки. Рабочая тетрадь для учащихся 10-11 классов.

2. Д. Рубина «Терновник»: https://bookz.ru/authors/rubina-dina/ternovni_881/1-ternovni_881.html