СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе. Направление "Месть и великодушие".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для подготовки к итоговому сочинению.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе. Направление "Месть и великодушие".»

Направление «Месть и великодушие»

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.



МЕСТЬ намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Жажда мести. Кровная месть..|| Желание отомстить. «И пишет боярин всю ночь напролет, перо его местию дышит.» А.К.Толстой. Оклеветать из мести.

Синонимы:мщение,отмщениеотплатарасплата


ВЕЛИКОДУШИЕ

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. 

Великодушие 

Наличие высоких душевных качеств; щедрость души, благородство, снисходительность. Проявить великодушие. В порыве великодушия.


Синонимы:бескорыстность, благородство,  великосердиевеличие душивозвышенность,  нравственное величие,  щедрость


Тезисы по направлению «Месть и великодушие»

Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести.

Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

Месть как чувство и действие.

Кровная месть как социально-историческое явление


Месть – это сила, которая руководит действиями человека обиженного, претерпевшего жестокость и несправедливость в свой адрес. В большинстве случаев поводом для мести служат трагические события в жизни. Проявления несправедливости могут быть самыми разными и ограничиваются лишь уровнем человеческого сознания. Желание отомстить во что бы то ни стало подчас закрадывается в сердце человека, не знакомого ранее с душевной злобой. Жизнь сама по себе сложна, и каждый борется за нее изо всех сил, нанося в этой борьбе ближнему порой самые жестокие обиды. И немногие находят в себе силы великодушно простить, порой желание ответить злом на зло оказывается сильнее. И возникает вопрос: почему человек, посвящает свою жизнь тому, чтобы «наказать» другого. Наверное, большинство просто находит в своей мести успокоение, которое иногда так тяжело обрести. Возмездие доставляет наслаждение именно за счет утоления своего гнева, душевной боли. Переступить через свою боль, прервать цепь зла и не наносить обиду в ответ может только поистине великодушный человек.


Великодушие - это способность думать не только о себе и ставить чужие интересы выше своих. Это качество характера, которое выражается в уступчивости, снисходительности и внимательном отношении к людям. Издавна все ценили и уважали великодушных людей за их доброту и человечность.. Даже само это слово состоит из двух частей: "великая душа".

Какого человека можно назвать великодушным? Великая душа у того, кого трогают проблемы других людей, кто сочувствует горю ближнего, кто способен быть благородным по отношению к своему обидчику. Великодушный человек не злопамятен, он умеет прощать и принимать несовершенство людей, умеет жертвовать своими интересами. Быть великодушным очень сложно.

Понятия «мести» и «великодушия» диаметрально противоположны, но зачастую в литературных произведениях они проявляются в поступках одного и того же героя.


Список произвдений


А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Дубровский»

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Н.В.Гоголь «Шинель»

В.Закруткин «Матерь человеческая»

В.Кондратьев «Сашка»

В.Астафьев «Веселый солдат»

А.Грин «Алые паруса»

В.Солоухин «Мститель»



ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ


  1. Что толкает человека на месть?

  2. Как связано понятие «великодушие» с умением прощать?

  3. Согласны ли Вы с утверждением: «Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой»? (Жаколио)

  4. Как связана жажда мести и жажда справедливости?

  5. Как связаны понятия месть и жестокость?

  6. Как зависть влияет на желание мстить?

  7. В чем разница между истинным великодушием и притворным?

  8. Может ли месть принести кому-либо пользу?

  9. Могут ли великодушные люди мстить?

  10. Можно ли мстить и при этом остаться добрым в душе?

  11. Может ли месть быть оправданной?

 

  1. Согласны ли Вы с мнением Ф. Шуберта: «Хочешь порадоваться мгновение — отомсти, хочешь радоваться всю жизнь — прости»?

  2. Как Вы понимаете слова А. Дюма: «Истинно великодушные люди всегда готовы проявить сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть»? 

  3. Что такое возмездие?

  4. Как Вы понимаете слова Кафки: «Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему»? 

  5. Как Вы понимаете слова С. Кинга: «Легко обвинять, легко жаждать мщения. Но когда посмотришь на вещи прямо, то замечаешь, как каждое событие завязано на другом, и что иногда вещи случаются потому, что они случаются. Никто не хочет признавать, что это так, поскольку тогда мы не сможем ни на ком выместить собственную боль»?

  6. Как Вы понимаете высказывание Бэкона: «Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его»?

  7. Как Вы понимаете слова: клевета – месть трусов?

  8. Согласны ли Вы со словами Р. Грейвза: «Использовать величие закона, чтобы мстить за мелочные появления личной злобы, значит публично признаваться в слабости, трусости и низости духа»

  9. Как связано злопамятство с местью?

  10. Всегда ли мстят только жестокие люди?

  11. Как Вы понимаете словосочетание «благородная месть»?

  12. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев»?

  13. Согласны ли Вы с утверждением С. Бурстайн : «Мы все кажемся более готовыми прощать других или вдохновлять их на прощение, чем прощать самих себя»?

  14. Как вы понимаете слова Н. Вуйчича: «Не думайте о том, что ваше прощение означает для ваших противников, тех, кто обижал вас в прошлом. Наслаждайтесь тем, что прощение даёт вам. Научитесь прощать, и вам станет легче идти к своим мечтам, не обременённым багажом прошлого»? 

Цитаты и афоризмы


Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди

Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма

Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. Ницше Фридрих

Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести. Сенека

Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель

«Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным» Английская пословица.

«Месть — это слабых душ наследство. В груди достойного ему не место» (Карл Кёрнер).

«Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении» (Фук


Примеры из произведений


А. С. Пушкин "Капитанская дочка"

Великодушие проявляет Пугачев по отношению к Петру Гриневу. Пугачев не забыл сделанное ему добро. Благодаря заячьему тулупчику, подаренному вожатому, который спасает во время бурана, молодой человек остался в живых. Благородно поступил Пугачев, когда отпустил Машу Миронову, хотя мог и не спасать девушку, она была дочерью коменданта крепости. Гринев по достоинству оценил человеческие качества Пугачева, поэтому он горячо ему сочувствовал Пугачеву, понимая, что его ждет жестокая расправа..


А.С.Пушкин «Евгений Онегин» В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает проблему мести и великодушия на примере поступков главного героя. Евгений Онегин решил отомстить своему приятелю Ленскому, уговорившему его приехать на бал в честь рождения Татьяны. Онегин не любил сборищ своих деревенских соседей и уступил уговорам приятеля только потому, что Ленский уверял: будут только свои. Отомстить товарищу Онегин решил через легкомысленную Ольгу. Влюблённый Ленский был взбешён, когда увидел свою невесту, танцующую с Онегиным. Он вызвал недавнего друга на дуэль. Тут Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.

А.С.Пушкин «Дубровский» В произведении «Дубровский» А.С.Пушкин задумывается над проблемой мести и великодушия на примере двух семейств: Троекуровых и Дубровских. Конфликт между отцами начался из-за глупой шутки одного из псарей Троекурова и закончился тем, что в отместку за гордость у Дубровского было отнято имение. Сын Дубровского решил мстить богатому соседу после смерти отца. Лишившись родного дома, Владимир вместе со своими людьми становится разбойником и грабителем. Только любовь к Маше Троекуровой заставило его отказаться от мести. Он великодушно исчезает из родных мест, оставив всё как есть.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова» В этой поэме М.Ю.Лермонтов рассказал о жестоких нравах времён Ивана Грозного, когда власть опричников царя была безграничной, поэтому бесчинство слуг царя было обычным явлением. Купец Калашников решился отомстить Кирибеевичу за нанесённое его семье оскорбление. Во время кулачного боя он убивает своего обидчика. Эта месть справедлива, но вместе с тем и жестока, потому что нет ничего страшнее смерти. Не открыв истинной причины своего страшного поступка, купец просит царя о великодушии по отношению к жене, детям, братьям. Царь милостиво обещает выполнить просьбу Калашникова, но самого купца велит казнить, не простив ему гибели своего любимого опричника.

Л. Н. Толстой «Война и мир» 


В романе-эпопее Толстого главному герою, Андрею Болконскому, только пройдя сложный духовный путь, суждено было избавиться от эгоизма, который уничтожал великодушие в его сердце и порождал злость. Чувствуя себя униженным и оскорблённым после проступка Наташи Ростовой, Андрей отправляется на войну: единственное его желание – найти Анатоля Курагина и убить его, отмстить за разрушенное счастье.. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение, во время которого он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. Уже во время операции он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. Он испытал «восторженную жалость и любовь» к своему поверженному врагу. Размышляя о Курагине, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни - то, чему раньше учила его княжна Марья и чего он не понимал: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - ... та любовь, которую проповедовал Бог на земле...». В этот момент происходит его окончательное нравственное прозрение.


Князь Андрей о справедливом чувстве мести по отношению к врагу.

Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, — начал он опять, — я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.



Великодушие русских людей по отношению к поверженному врагу.

Кутузов о пленных врагах после Красненского сражения, данного 5 ноября


— А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они — видите, до чего они дошли, — сказал он, указывая на пленных. — Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята? Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.— А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им.. — вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат. Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно-стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое чувство …. лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком. Когда после этого один из генералов с вопросом о том, не прикажет ли главнокомандующий приехать коляске, обратился к нему, Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении.


Рамбаль и Морель у солдатского костра.

Проявить сострадание к врагу способны только сильные люди, знающие цену человеческой жизни. Так, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого есть интересный эпизод, описывающий отношение русских солдат к французам. В ночном лесу рота солдат грелась у костра. Неожиданно они услышали шорох и увидели двух французских солдат, несмотря на военное время не побоявшихся подойти к врагу. Они были очень слабы и еле держались на ногах. Один из солдат, одежда которого выдавала в нем офицера, без сил упал на землю. Солдаты постелили больному шинель и принесли обоим каши и водки. Это были офицер Рамбаль и его денщик Морель. Офицер так замерз, что не мог даже передвигаться, поэтому русские солдаты взяли его на руки и отнесли в избу, которую занимал полковник. По дороге он называл их добрыми друзьями, в то время как его денщик, уже изрядно захмелев, напевал французские песни, сидя между русскими солдатами. Эта история учит тому, что даже в трудные времена нужно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и милосердие.


В.А.Закруткин «Матерь человеческая» Гимном великодушию русской женщины можно назвать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая». В этом произведении повествуется о женщине, у которой война отняла самое дорогое – любимых людей: мужа и сына. Зверства фашистов настолько бесчеловечны, что Мария, увидев немца, схватила вилы и готова была убить врага, чтобы отмстить за всё зло, которое ей причинили фашисты. Но слово «мама» остановило её. Великодушие этой женщины настолько безгранично, что она находит в себе силы и к этому вояке отнестись по-матерински.


А.Грин Алые паруса (отрывки из повести)


  1. В одно из редких возвращений домой, он (Лонгрен) не увидел, как всегда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками, а затем бегущую навстречу до потери дыхания. Вместо нее, у детской кроватки – нового предмета в маленьком доме Лонгрена – стояла взволнованная соседка.

– Три месяца я ходила за нею, старик, – сказала она, – посмотри на свою дочь.

Мертвея, Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. Ус был мокрый, как от дождя.

– Когда умерла Мери? – спросил он.

Женщина рассказала печальную историю, перебивая рассказ умильным гульканием девочке и уверениями, что Мери в раю. Когда Лонгрен узнал подробности, рай показался ему немного светлее дровяного сарая, и он подумал, что огонь простой лампы – будь теперь они все вместе, втроем – был бы для ушедшей в неведомую страну женщины незаменимой отрадой.

Месяца три назад хозяйственные дела молодой матери были совсем плохи. Из денег, оставленных Лонгреном, добрая половина ушла на лечение после трудных родов, на заботы о здоровье новорожденной; наконец, потеря небольшой, но необходимой для жизни суммы заставила Мери попросить в долг денег у Меннерса. Меннерс держал трактир, лавку и считался состоятельным человеком.

Мери пошла к нему в шесть часов вечера. Около семи рассказчица встретила ее на дороге к Лиссу. Заплаканная и расстроенная Мери сказала, что идет в город заложить обручальное кольцо. Она прибавила, что Меннерс соглашался дать денег, но требовал за это любви. Мери ничего не добилась.

– У нас в доме нет даже крошки съестного, – сказала она соседке. – Я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа.

В этот вечер была холодная, ветреная погода; рассказчица напрасно уговаривала молодую женщину не ходить в Лисе к ночи. «Ты промокнешь, Мери, накрапывает дождь, а ветер, того и гляди, принесет ливень».

Взад и вперед от приморской деревни в город составляло не менее трех часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы. «Довольно мне колоть вам глаза, – сказала она, – и так уж нет почти ни одной семьи, где я не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки. Заложу колечко, и кончено». Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду; непогода и вечерняя изморось сразила ее двухсторонним воспалением легких, как сказал городской врач, вызванный добросердной рассказчицей. Через неделю на двуспальной кровати Лонгрена осталось пустое место, а соседка переселилась в его дом нянчить и кормить девочку. Ей, одинокой вдове, это было не трудно. К тому же, – прибавила она, – без такого несмышленыша скучно.



  1. Шторм начался недавно; Меннерс забыл вывести лодку на песок. Он немедленно отправился к воде, где увидел на конце мола, спиной к нему стоявшего, куря, Лонгрена. На берегу, кроме их двух, никого более не было. Меннерс прошел по мосткам до середины, спустился в бешено-плещущую воду и отвязал шкот; стоя в лодке, он стал пробираться к берегу, хватаясь руками за сваи. Весла он не взял, и в тот момент, когда, пошатнувшись, упустил схватиться за очередную сваю, сильный удар ветра швырнул нос лодки от мостков в сторону океана. Теперь даже всей длиной тела Меннерс не мог бы достичь самой ближайшей сваи. Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор. Сознав положение, Меннерс хотел броситься в воду, чтобы плыть к берегу, но решение его запоздало, так как лодка вертелась уже недалеко от конца мола, где значительная глубина воды и ярость валов обещали верную смерть. Меж Лонгреном и Меннерсом, увлекаемым в штормовую даль, было не больше десяти сажен еще спасительного расстояния, так как на мостках под рукой у Лонгрена висел сверток каната с вплетенным в один его конец грузом. Канат этот висел на случай причала в бурную погоду и бросался с мостков.

– Лонгрен! – закричал смертельно перепуганный Меннерс. – Что же ты стал, как пень? Видишь, меня уносит; брось причал!

Лонгрен молчал, спокойно смотря на метавшегося в лодке Меннерса, только его трубка задымила сильнее, и он, помедлив, вынул ее из рта, чтобы лучше видеть происходящее.

– Лонгрен! – взывал Меннерс. – Ты ведь слышишь меня, я погибаю, спаси!

Но Лонгрен не сказал ему ни одного слова; казалось, он не слышал отчаянного вопля. Пока не отнесло лодку так далеко, что еле долетали слова-крики Меннерса, он не переступил даже с ноги на ногу. Меннерс рыдал от ужаса, заклинал матроса бежать к рыбакам, позвать помощь, обещал деньги, угрожал и сыпал проклятиями, но Лонгрен только подошел ближе к самому краю мола, чтобы не сразу потерять из вида метания и скачки лодки. «Лонгрен, – донеслось к нему глухо, как с крыши – сидящему внутри дома, – спаси!» Тогда, набрав воздуха и глубоко вздохнув, чтобы не потерялось в ветре ни одного слова, Лонгрен крикнул: – Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс, и не забудь!


В. Солоухин «Мститель» 

Маленький герой рассказа «Мститель» смог побороть гнетущее чувство мести. Великодушному человеку не так-то легко взять и отомстить. У такого человека нет посыла к ненависти.  Обиженный мальчик, глядя на приятеля Витьку, который ударил его предательски по спине, пытался разжечь в себе злость и вражду, но у него ничего не получилось. Он решил не колотить своего обидчика, и от этого решения ему стало легко. Обида, искусственно взращиваемая в душе человека, разрушает в первую очередь его самого. Герой рассказа сумел сохранить добрые отношения с приятелем и при этом сохранить чувство достоинства.  


 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!