СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе. Направление "Отцы и дети".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен материал для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе: примерные темы и анализ произведений. 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе. Направление "Отцы и дети".»

Направление ОТЦЫ И ДЕТИ


 Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
    Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Возможные варианты тем




Конфликт поколений

Гармония во взаимоотношениях родителей и детей

Разрыв отношений между поклоениями

Связь поколений

Отрицательное воздействие родителей на детей

Положительное влияние родителей на детей

Роль отцовского наказа в судьбе человека (положительная)

Роль отцовского наказа в судьбе героя

(отрицательная)

Благодарное отношение повзрослевших детей по отношению к родителям

Неблагодарное отношение повзрослевших детей по отношению к родителям

Бездушное отношение родителей к детям

Родительская любовь к своим детям


ПРИМЕРНЫЕ формулировки ТЕМ к направлению "Отцы и дети"

1. В чем заключается многозначность словосочетания «отцы и дети»?

2. Роль родительского наставления в жизни человека.
3. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
5. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
6. Почему тема «отцов и детей» часто встречается в произведениях литературы?
7. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
8. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
9. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
10. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений? 

11. Почему дети бывают жестоки или равнодушны к своим родителям?

12. Тема жестокосердия взрослых по отношению к детям в литературе.

13. "Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир." (А. Камю)

14.Почему проблему «отцов и детей» называют «вечной»?

15. В чем причины конфликта отцов и детей?

16. Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?

17.Какими бывают взаимоотношения отцов и детей?

18. Какова роль матери (отца) в жизни ребенка?

19. Согласны ли Вы со словами В.О. Ключевского «Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей»?

20. Может ли кто-нибудь заменить родителей?

21. Каковы последствия родительской гиперопеки?

22. Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?

23. Могут ли дети повлиять на родителей?

24. Почему важно проявлять уважение к старшему поколению?

25. Как Вы понимаете слова Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его»?  

26. Согласны ли вы с тем, что «яблоко от яблони недалеко падает»?

27. К чему приводит отсутствие любви в семье?

28. Как связано словосочетание «отцы и дети» с понятиями «опыт» и «неопытность»?

29. К чему может привести конфликт поколений?

30. Как отцам и детям найти компромисс?

31. Чем «отеческая любовь» отличается от «материнской»?

32. Как вы понимаете словосочетание «блудный сын»?

34. Как вы понимаете мысль Шиллера: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили»?

35. Раскройте смысл высказывания В.А. Сухомлинского: «Годы детства - это прежде всего воспитание сердца».

36. Согласны ли вы с высказыванием: « Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» (Эрма Бомбек)?





Список произведений

Д.И.Фонвизи «Недоросль»

А.С. Грибедов «Горе от ума»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Дубровский»

А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница»

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

И.А.Гончаров «Обломов»

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Л.Н.Толстой «Война и мир»

В.Г.Короленко «Дети подземелья» (« В дурном обестве»)

А.И.Куприн «Чудесный доктор»

Л.Андреев «Ангелочек»

А.Грин «Новогодний праздник отца и маленькой дочери», «Алые пруса»

К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Б.Васильев «Завтра была война»

В.Астафьев «Конь с розовой гривой»

А.Алексин «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность», «Безумная Евдокия»

Л.Петрушевская «Свой круг»

Т.Толстая «Чистый лист»

Г.Бакланов «Непорочное зачатие»

Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»

О.Уальд «Мадьчик - звезда»

Б. Рэдбери «Вельд»

Д. Олдрижд «Последний дюйм»

Цитаты и высказывания
«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

«Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А.Сухомлинский).

«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

«Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р.Роллан).

Вот уж кому не следовало бы иметь детей, так это родителям. Сэмюэл Батлер

Искусство старения состоит в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным» (Андре Моруа)

Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим. ( Иоганн Гёте)



Не надобно  другого образца, когда в глазах пример отца. ( А. С. Грибоедов)

     

Характер ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер. (Эрих  Фромм)

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. ( Л.Н. Толстой)



Отражение темы «ОТЦЫ И ДЕТИ» в литературе



  1. Тема негативного влияния родителей на воспитание детей

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

В семье Простаковых нет любви и согласия между супругами (запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом).. Слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает самые уродливые формы: главное для неё — женить своё избалованное дитя на богатой девушке. Когда же мечты о свадьбе рушатся, да ещё, как выясняется в конце пьесы, имение, по судебному решению, берут в опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, видя в нём единственную поддержку и опору. В ответ же слышит от Митрофана: “Отвяжись, матушка, как навязалась!” Стало быть, ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может, и такой результат, по мнению комедиографа, закономерен: это “злонравия достойные плоды”. Излишняя избалованность, потакание лени, стремление оградить ребенка от всех тягот всегда приводят к подобному финалу. Нельзя воспитать чуткого и честного человека, уважающего своих родителей и окружающих его людей, не став для него образцом чести и доброты. Моральное и нравственное становление личности начинается именно с семьи.

А.Н.Островский «Гроза»

Главные герои — члены семьи купчихи Кабановой, которая жёстко и властно управляет сыном, невесткой и дочерью. Героиня, фанатично соблюдающая “старые порядки”, по верному замечанию Кулигина, настоящая “ханжа”: “нищих оделяет, а домашних своих заела совсем”. Под давлением матери деформируются характеры детей: сын вырос безвольным, слабохарактерным человеком, во всем подчиняющимся своей матери, хотя неглуп и добр по натуре, а дочь Варвара выучилась врать и скрытничать, главное, чтобы все «было шито да кртыто».

В страхе держит своё семейство и “ругатель, каких поискать”, “пронзительный мужик” Савёл Прокофьич Дикой, а его запуганная жена с самого утра умоляет домочадцев: “Голубчики, не рассердите”. Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает Катерина, решившаяся на самый страшный шаг, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.


2. Тема благотворного влияния родителей на воспитание детей.

Л.Н.Толстой «Война и мир» (семьи Ростовых и Болконских)

В романе-эпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является “мысль семейная”. Писатель утверждал, что “люди как реки”: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока — с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных — начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В центре произведения два семейства — Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых — искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя — этим подчёркивается их близость. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: “Он — сама распущенная доброта”. Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром “читать тайное” людей и природы; очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя; открытый, прямодушный Николай — все они унаследовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы — настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь. И спустя время повзрослевшие Николай и Наталья становятся хорошими родителями для своих детей, заботой окружают свою постаревшую мать, перенесшую гибель младшего сына и Пети смерть мужа.

Незаурядностью привлекают к себе Болконские. Отец, Николай Андреевич, “с блеском умных и молодых глаз”, “внушающий чувство почтительности и даже страха”, энергичен и деятелен. Он почитал только две людские добродетели — “деятельность и ум” и постоянно чем-­нибудь был занят, в том числе воспитанием и обучением детей, не доверяя и не поручая этого никому. У сына, Андрея, отец вызывает восхищение своим острым аналитическим умом и обширными, глубокими знаниями. Он сам — так же, как и его сестра Марья, — наделён гордостью и чувством собственного достоинства. Марья и Андрей отлично понимают друг друга, во многом обнаруживают единство взглядов, их связывает не только кровное родство, но и настоящая дружба. Впоследствии по-отцовски требовательной будет княжна Марья к своим детям, в Николеньке станет видеть продолжение любимого брата, а старшего сына назовёт Андрюшей.

В эпилоге автор показывает своих любимых героев под крышей лысогорского дома, объединившего Ростовых, Болконских и Пьера Безухова. В молодых семьях Наташи Пьера, Николая и Марьи подрастают дети. Жизнь продолжается.

Не зря Пьер, размышляя о том, что одобрил бы Платон Каратаев, ставший для Безухова идеалом доброты и совестливости, говорит Наташе: “Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”.

3. Роль отцовского наказа в судьбе сына

А.С Грибоедов «Горе от ума» - Молчалин

Один из главных героев комедии – Алексей Молчалин. Ещё в детстве он усвоил наказы отца о том, как надо вести себя в высшем обществе, чтобы добиться «степеней известных». Главное в них — «угождать всем людям без изъятья». Отец был уверен, что только лицемерие, стремление понравиться буквально всем может привести к успеху человека, не имеющего связей. И Молчалин — достойный сын своего отца. Родившись в недворянской семье, он сделал всё, чтобы получить дворянство, работая секретарём у Фамусова. Дослужился до коллежского асессора, получив право на потомственное дворянство. Он очень хорошо усвоил порядки общества, ведёт себя скромно, услужливо, не высказывает мнения, «ведь нынче любят бессловесных». .Да, он многому научился, следуя отцовской заповеди:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья

- Хозяину, где доведется жить,

 Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была. 

Таким образом, наказы отца способствовали воспитанию в герое многих отрицательных качеств. Он неприятен своей лестью, подлостью, подхалимством. Низкий, нечестный путь  избрал Молчалин, чтобы добиться успехов в обществе.



Н.В.Гоголь «Мертвые души» -

Главный герой поэмы — Павел Чичиков. В формировании его взглядов на жизнь большую роль сыграл отец. Какие же наказы он дал своему сыну? Перечислим их.

- «…не дури, не повесничай». Этот наказ можно считать хорошим, потому что трудолюбие должно быть свойственно человеку.

- «…угождай учителям и начальникам…». По мнению отца, даже если и образование у человека недостаточное, и  таланта Бог не дал, угождая, можно много добиться.

- необходимо выбирать себе товарищей только таких, которые «при случае могли бы быть…полезными»

- «Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали…»
— «а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете… копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Вот такие наказы давал отец Чичикову, покидающему родной дом. Выгода во всем, деньги, нажива, «копейка» —  главное, чему учил отец. Ни слова о моральных качествах. Отношение к людям тоже только через призму нужности, полезности того или иного человека.

Чичикову глубоко в душу запали слова отца. Именно таким он и стал: бессердечным, не имеющим друзей, подхалимом, лицемером, думающим лишь о том, как заработать

« копейку».


А.С Пушкин «Капитанская дочка»

Детство Петра Гринева прошло беззаботно, он «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Образование получил поверхностное, да и чему его мог научить месье Бопре, который толком и не знал, что значит быть учителем.

Изначально, с самого детства, Петр был приписан на службу в Петербургский гвардейский полк сержантом. Однако отец желал воспитать из своего сына настоящего мужчину, стойко переносящего все тяготы и лишения, именно поэтому Оренбург и был окончательно выбран местом службы главного героя. Здесь прослеживается желание отца научить сына быть мужественным, сильным, стойким и ответственным.

 Вообще понятие чести является для Андрея Петровича главным и определяющим в жизни. Более того, честь является определяющим понятием всего романа.

Вот как отец напутствовал перед отъездом на службу своего сына: "Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду".

  На протяжении всего романа отец Андрей Петрович имеет большое влияние на жизнь сына. Он осуждает его за дуэль, сначала противится венчанию Петра с Марией, а в конце принимает Машу как родную, с добром и радушием. Таким образом, Андрея Петровича однозначно можно считать самым влиятельным человеком в жизни главного героя.

  За свою жизнь Петр Гринев получает много жизненных уроков. Однако уроки Андрея Петровича оказываются для героя самыми важными.

  Благодаря напутствиям отца Гриневу удается многое:

  •  сохранить свою честь и свое достоинство;

  •  остаться верным своему слову;

  •  сохранить чистоту души и быть искренним;

  •  стать уважаемым человеком в глазах не только товарищей, но и врагов.

Об уважении, в первую очередь, свидетельствует отношение к герою бунтаря Емельяна Пугачева. Пугачев несколько раз предлагает Гриневу присягнуть ему, но Петр каждый раз отказывается, оставаясь верным присяге, данной императрице, даже под страхом смертной казни.


А.Н.Гончаров «Обломов»

Наказ Штольца-отца сыну

Когда сын возвратился из университета и прожил месяца три дома, отец сказал, что ему больше делать в Верхлеве нечего. Дав сыну сто рублей, отправляет его через Москву в Петербург (мать к тому времени уже умерла). Отец говорит: «Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять, — не знаю, что ты изберешь». Андрей отвечает, что хотел бы преуспеть во всем.

Отец предлагает дать ему адрес своего богатого знакомого — Рейнгольда, с которым он когда-то вместе пришел из Саксонии и у которого теперь четырехэтажный дом, — на случай, если «не станет умения, не сумеешь сам вдруг отыскать свою дорогу».

Андрей отвечает, что пойдет к Рейнгольду, когда у него самого будет четырехэтажный дом. Отец много вложил в воспитание сына: с детства не давал ему спуска ни в чем, был строг и требователен, потому что был уверен, что привитые с детства качества: ответственность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность - очень ему пригодятся в жизни. Так и случилось: Андрей Штольц многого сумел добиться в жизни, стал преуспевающим человеком, при этом не растеряв человеческих качеств. В Крыму, в доме, в котором они поселились с Ольгой, нашлось место и конторке отца, и его коллекции глин, и плащу, который он носил. В знак памяти о родном человеке, указавшем ему путь в жизни, сохранил сын эти вещи. Но самое главное, он сохранил чувство благодарности родному человеку, указавшему верные жизненные ориентиры.

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Необычна фигура старого князя Болконского, в котором смешались древний аристократизм и вольнодумство 18 века. Сдержанность чувств, неукоснительный порядок во всем,. великодушие и достоинство – для Николая Андреевича непременные свойства аристократизма, педантично им соблюдаемые. Он гордится происхождением от Рюрика, вывешивает в столовой генеалогическое древо. Аристократизм для старого князя – это порядок без чопорности, чувства без сентиментов. Но главное, что делает человека аристократом, - это принадлежность к общей, государственной, исторической, а не только частной, жизни. Болконский ни себе, ни сыну не позволит ни у кого «служить из милости». Открывая сыну, уходящему на войну, свои последние желания, старый князь предстает человеком не частным, а государственным, и в этом для Толстого основа аристократизма.. Просит, в случае его смерти, передать записки самому государя, а ломбардный билет вручить тому, кто напишет историю суворовских войск. Для Болконских страшнее «стыдно», чем «больно». Вот прощание отца с сыном: « - Ну, теперь прощай! – он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он». Именно потому в минуту смертельной опасности кн. Андрей во время Аустерлицкого сражения со знаменем в руках бежит навстречу врагу, пытаясь увлечь за собой других, а во время Бородинского сражения не падает на землю, чтобы спасти свою жизнь, потому что это было бы стыдно и недостойно его.

В сцене прощания автор показывает сильную любовь отца и сына друг к другу, хотя внешне оба сдержанны, стараются не показывать  своих чувств.

Андрей Болконский – достойный сын своего отца. Такие черты, как честность, порядочность, справедливость, достоинство, патриотизм, воспитаны в нём, несомненно, отцом. Принципы, внушённые им, стали основой  поведения Андрея. Это пример того, как надо воспитывать детей, какие личностные качества формировать в детях с детства.


Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. Именно в ней формируется характер. Пример родителей, их уроки, наказы, заветы впитываются ребёнком, усваиваются, западают в душу на всю жизнь. Не случайно говорят, что человек — «сын (или дочь ) своих  родителей», имея в виду, что он воспитан на их принципах.

Всех героев данных произведений объединяет то, что они стали хорошими учениками, поняв, приняв и усвоив уроки отцов. Другое дело, чему учили их они. Одних — приспособленчеству, себялюбию, накопительству, стяжательству, а других —  любви к Отечеству, достоинству, чести, настойчивости, трудолюбию.. Важно воспитать нравственно высокую личность, порядочного человека. Именно в этом заключается одна из основных функций семьи.



4. Тема неблагодарного отношения повзрослевших детей по отношению к родителям

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» (краткое содержание)

Главный герой этого произведения - маленький человек , станционный смотритель. Повествователь Иван Белкин  приехал на почтовую станцию, где должен сменить лошадей и двигаться дальше.  Ему приходится немало ездить по России,  он общался с  разными представителями этой профессии, и у него сложилось свое представление об  их службе. Когда он подъехал к станции, лил дождь, который успел  вымочить  повествователя до нитки. Он решил задержаться здесь, чтобы переодеться и согреться.  Его поразила необыкновенная красота дочери смотрителя.    Девочка вскипятила самовар, приготовила чай,  за которым Иван Белкин разговорился со смотрителем. Старик гордился своей дочерью, следившей  за помещением станции и  помогавшей  отцу  разбираться  с проезжающими.

В следующий раз Иван Белкин попал на эту станцию 3-4 года спустя.  Дуню он уже не застал.  Ему бросилось в глаза, как сильно постарел  Самсон Вырин. Старик не хотел говорить о дочери, но пунш, предложенный автором повествования, развязал смотрителю язык и тот поведал Белкину свою печальную повесть.

Однажды  через станцию проезжал гусар, Увидев девушку, он влюбился в нее в первого взгляда, прикинулся больным и три дня отлеживался на станции. Дуня ухаживала за ним. Когда собрался уезжать,  гусар предложил Дуне доехать до церкви, а сам  увез девушку в Петербург. Не дождавшись дочери, смотритель понял, что Минскй ее увез, спустя некоторое время собрался и пошел в Петербург пешком. Он нашел дочку, но гусар дает ему денег и выпроваживает из своего дома, .не позволив старику пообщаться с Дуней.   Смотритель вернулся на станцию, но сильно упал духом, стал пить. Уютная и аккуратная некогда станция приобрела небрежный вид.

Спустя еще несколько лет Белкин решил еще раз навестить старого смотрителя, узнал о его смерти и о том,  что Дуня – «прекрасная барыня» навестила могилу отца и долго плакала на ней.  Она дала деньги священнику на помин  души и пожертвовала серебряный пятак мальчишке, сопроводившему ее  на кладбище.

Осматривая в свой первый приезд помещение станции,  Белкин обращает внимание на серию картинок  «Возвращение блудного сына»,  висящих на стене. Эта библейская тема лишь отчасти созвучна с последующими событиями.  Блудная дочь возвращается, будучи прекрасной барыней, матерью очаровательных сыновей, но она не застает в живых отца.Она плачет на могиле отца, значит, не забыла его. Это горькие слезы запоздалого раскаяния. Возможно, Дуня, став матерью, все поняла и хотела порадовать отца, познакомить его с внуками, попросить прощение, но она опоздала. Быстро прошли горькие годы жизни отца, разлученного с дочерью.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает своих стареющих родителей. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери. Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются во всем угодить. Он понимает, что его родители – замечательные люди, но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения, собственные дела и переживания. Он даже не подозревал, что жизнь так скоротечна, что дни его собственной жизни уже сочтены и что не будет какого-то специального времени, чтобы успеть сказать необходимые старикам слова. Он их любит и ценит, но, будучи человеком несентиментальным, разговаривает с родителями с некоторой долей иронии и превосходства над ними. Старики же испытывают к нему чувство благоговения, нежной и восторженной любови, верят в его необыкновенное будущее и готовы все ему простить. .Страшным ударом для них стала смерть единственного сына. Очень трогательно изображена в романе сцена посещения родителями сельского кладбища, на котором похоронен Евгений Базаров. Родительская любовь – святая любовь. И долг детей – окружить их заботой и вниманием, найти вовремя добрые и ласковые слова для тех, кто дал жизнь.

5.Тема бездушного отношения родителей к детям

А.П.Чехов «Вишневый сад»

В пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» показана жизнь угасающего разоряющегося дворянского гнезда. Одна из главных героинь – Любовь Андреевна Раневская, обаятельная и очень чувствительная дама. Когда – то она была вынуждена покинуть имение, потому что утонул ее семилетний сын и она не смога перенести этого. Но при этом совершенно спокойно оставляет свою дочь Аню и приемную дочь Варю (они в ту пору был подростками). Но девочки не корят свою мать за легкомыслие, более того, очень нежно к ней относятся, хотя и понимают, что мать оставила их, погнавшись за личным призрачным счастьем – там, в Париже, рядом с ней был человек, нагло обобравший ее до нитки. Возможно, это и стало главной причиной разорения. Вернувшись в Россию, благодаря Ане, которая поехала з ней в Париж, она все лето провела в имении, так ничего и не сделав для своих девочек. Имение продано за долги, Раневская уезжает в Париж, забрав у дочери последние деньги (ведь именно Ане прислала пятнадцать тысяч “ярославская бабушка”); вынуждена пойти “в экономки” приёмная дочь Раневской Варя; собирается держать экзамен на учительницу и затем работать наивная и романтичная Аня. Но, пожалуй, самое драматичное то, что “забыли” в опустевшем доме больного Фирса, несколько десятилетий служившего этой семье верой и правдой, и что гибнет под топором новых хозяев старый вишнёвый сад, который тоже в течение столетий был словно членом семейства, а теперь вот его бросили без помощи, оставили, как и преданного господам Фирса, умирать...

Характеристику Любови Андреевны дополняет и ее лакей Яша, который с ней был все это время в Париже и опять собирается туда же: наглый, циничный, он не пожелал даже встретиться со своей матерью, которую несколько лет давно не видел. Проделав длинный путь пешком из деревни, где она жила, чтобы повидаться с сыночком, она так и не смогла поговорить с ним.

5. Тема благодарного отношения повзрослевших детей по отношению к родителям

Л.Н.Толстой «Война и мир» (семьи Ростовых и Болконских) (см. выше)

6. Конфликт поколений

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Часто между разными поколениями возникает непонимание. В комедии Грибоедова «Горе от ума» консерватизм отцов противопоставляется принципам молодого поколения, которое представлено в комедии Чацким. .

В пьесе происходит конфликт века нынешнего и века минувшего. Фамусов (главный представитель века минувшего) живёт по старым традициям своих предков. Для него примером поведения является дядя Максим Петрович, который ради продвижения по службе «сгибался вперегиб».

В обществе Фамусова «процветает» карьеризм, взяточничество, лицемерие, неуважение к образованию, преклонение перед европейской культурой и неуважение к своему народу, к своему языку. .

Противником сложившегося в обществе порядка выступает Чацкий. Герой распространяет идеи нового века, не приемлет традиции прошлой эпохи: с осуждением относится к крепостничеству, считая его уродливым и безнравственным явлением, выступает поборником высоких идей просвещения, с уважением говорит о народе, называя его «бодрым и умным». Он не стремится к высокому чину, заявляя, что «чины людьми даются, а люди могут обмануться», не боится высказывать своё мнение, свободно мыслить. Из-за этого происходит неразрешимый конфликт: уходящее поколение не способно изменить свои взгляды на жизнь, придерживается устаревших правил. Противниками Чацкого выступают не только представители старшего поколения, но и молодые герои: Скалозуб, Молчалин, Загорецкий, Софья. Они все единодушны в своем отрицании его позиции и, с легкой руки Софьи, которая свела с ним свои личные счеты, его признали сумасшедшим.

Но и Чацкий не одинок, не случайно герои комедии упоминают своих родственников, которые им так же, как и Чацкий, кажутся странными: Скалозуб рассказывает о брате, который «службу вдруг оставил, в деревне заперся и книги стал читать», княгиня говорит о племяннике Федоре, выпускнике Педагогического института, в котором , по ее мнению, «упражняются в расколах и безверьи», Так же, как и Чацкий, «он чинов не хочет знать!»

7. Тема «отцов и детей» в литературных произведениях конца 19 - 20 века.

И.А.Бунин «Красавица»

Сюжетных линий в рассказе можно выделить три: отношения отца-чиновника с первой и второй женой, отношение красавицы к дому и семье, в которой она воцарилась, и жизнь мальчика - по сути, главного героя рассказа. Не случайно, говоря о второй жене, употреблено слово "воцарилась". На её властность автор указывает неоднократно: "взгляд имела зоркий""отец, от страха перед ней, притворился..." Во всём рассказе лишь один раз появляется прямая речь, исходит она из уст красавицы, и значимость её ещё усилена словами "я велела". Эта женщина изменила жизнь в доме, в который вошла, и эти изменения являются стержнем произведения.

Мальчик, "от природы живой, ласковый", начинает бояться жить. Бунин наделяет его эпитетом "несуществующий", добавляет, что и отец сделал вид, будто у него нет сына. Однако он есть, но жизнь его никому не нужна и по сути никчёмна, это подчёркивается словами с уменьшительными суффиксами: у мальчика "диванчик""уголок""книжечка""постелька""добришко". Это его маленький, замкнутый мирок. Не трудно предположить, что ребёнок и в будущем останется заброшенным и никому не нужным.

Что же является главной проблемой в этом рассказе? Осуждение равнодушия. Вторая жена "спокойно возненавидела" мальчика, а ненависть не бывает спокойной. Этот оксюморон подчёркивает именно убийственность равнодушия, при котором человека не замечают - и он почти перестаёт существовать. Отец ребёнка ещё в начале рассказа предстает безразличным и даже безличным человеком: молчалив, скромен, с сиплым голосом, неинтересен. Характерная деталь - "очки цвета йода", которые закрывают чиновника от мира и служат щитом от того, чего он замечать не хочет. Даже если это его собственный сын. И при этом преступном попустительстве ребёнок будет жить "в круглом одиночестве на всём свете".

Пять небольших абзацев, всего три основных действующих лица - и такая глубокая трагедия. Бунин мастерски обрисовал людей, которые способны равнодушием уничтожить человека. А то, что так поступает "настоящая красавица", заставляет другими глазами смотреть на внешний облик людей и их жизни.

Тэффи «Неживой зверь»

. Что важнее всего для ребёнка в семье? Наверное, внимание со стороны родителей и окружающих людей, их любовь, забота. А если эта любовь и забота отсутствуют?

Именно проблему безразличного, равнодушного отношения взрослых к жизни ребёнка поднимает автор данного текста.

Рассматривая эту нравственную проблему, Тэффи использует интересный приём: мы видим события глазами девочки Кати. В начале рассказа смену настроения девочки писательница подчёркивает с помощью антитезы: веселье на ёлке, куда она приехала с мамой и где получила в подарок замечательную игрушку – кудрявого мягкого барашка, и безрадостная, “какая-то ненастоящая” жизнь девочки дома, где ей “вообще стало невесело”. Родители, занятые своими проблемами, совершенно не обращали внимания на ребёнка. Как говорит автор, “никто даже не оборачивался”, когда Катя пыталась вести себя умно и воспитанно, а затем на несколько дней просто не появлялись дома. Так же равнодушны, как и родители девочки, нянька и “лисьи бабы”, приходившие к ней. Они распускали сплетни, делая жизнь девочки невыносимой. Самые близкие люди отвернулись от Кати, не чувствовали её боли, они потеряли душу, способность сопереживать, поэтому автор и показал их омертвение, сравнивая с животными и птицами, и только “неживой зверь” “смотрел на Катю кротко и ласково” и “всё понимал”.

Позиция автора явно не выражена, но становится понятно, что автор осуждает поведение взрослых и сочувственно изображает девочку, жаждущую любви, ласки, понимания.

Катя стала сиротой при живых родителях.

Автор мастерски раскрывает проблему равнодушного отношения взрослых к жизни и чувствам ребёнка.

Маме с папой нет дела до переживаний своей дочки, они слишком заняты ссорами и разногласиями, а прислуга увлечена активным обсуждением их проблем. С помощью зоологических мотивов (“птичье личико” матери, “лисьи морды” баб) автор показывает омертвение души во всех окружающих Катю людях, а “неживой зверь”, наоборот, одушевляется и становится единственным дорогим существом для Кати.

Учительница, которую нанимает для дочки отец, формально выполняя обязанности, совершенно не понимает ребенка и отдает распоряжение выбросить все игрушки, лишая девочку последней поддержки. Девочка слышит голос своего «неживого зверя», бросается ему на помощь, но не успевает спасти: крысы растерзали барашка – рождественский подарок, который все эти трудные и страшные дни после праздника был рядом с ней.

А. Грин «Новогодний праздник отца и маленькой дочери» (краткий пересказ)

“В городе Коменвиле жил ученый Эгмонд Дрэп. Лет 15 назад, будучи еще студентом, он начал писать ученое исследование.

После смерти жены он вынужден был жить в разлуке с дочкой, которую на воспитание взяли родственники. “Дрэп вел полунищенское существование, отказывая себе во многом. Постепенно дошел до того, что ничем не интересовался, кроме своего сочинения и своей дочери Тавинии Дреп.

“ Год от году беспорядок в тесной квартире Дрэпа увеличивался, но после того, как жена швейцара бросила в корзину с грязным бельем его манжеты, на которых были записаны важные заметки, она была выставлена из квартиры. После этого Дрэп боролся с жизнью один”.

:Накануне новогоднего праздника “Дрэп получил телеграмму: ”Мой дорогой папа, - значилось там, - я буду сегодня в восемь. Целую и крепко прижимаюсь к тебе. Тави”. Дрэп вспомнил, что ему надо бежать на вокзал. Он долго искал когда – то спрятанную в шкаф ассигнацию, это были последние деньги, на которые он рассчитывал взять извозчика и купить что-то съестное”.

Можно себе представить, как была сначала обижена Дрэп, которую отец не успел встретить. Швейцар впустил Дрэп, удивившись, как она выросла.

- Да, мне уже 14 лет, возраст почтенный.

Она впервые приехала одна как большая и очень гордилась этим.

Девушка вошла в кабинет.

- Это конюшня, - сказала она, или невыметенный амбар. - Как ты одинок, папа, великий труженик! А завтра ведь Новый год!

Вся трепеща от любви и жалости, она сняла свое хорошенькое шелковое платье и засучила рукава. “ Не будем подробно рассказывать, как Дрэп привела квартиру в порядок. Думаю, что она это сделала по-женски хорошо.”

“Он вошел неслышно. Она почувствовала, что на ее лицо, закрыв сзади глаза, легли большие и осторожные руки”.

“После первых радостных минут Дрэп обратила внимание отца на преображенную комнату.

“Стол был опрятно накрыт чистой скатертью с расставленными на нем приборами; над кофейником вился пар; Пол был выметен, мебель расставлена поуютнее. В камине пылало его случайное топливо”.

Дрэп был тронут. Удивился, как ей удалось растопить камин, ведь дров давно у него.

- Я нашла немного угля на кухне и в корзине было столько бумаги!

- В какой корзине? Под столом?

Он стал понемногу седеть, и ему показалось, что наступил внезапный мрак. Если Дрэп в эти мгновения не помешался, то лишь благодаря счастливому голосу, рассекшему его состояние нежной чертой. Он посмотрел на Тави. Ее внутренний светлый мир был защищен любовью.

“Дрэп еще пыхтел, разбиваясь и корчась в муках неслышного стона. Он нашел в себе силу заговорить

- Да, - сказал он, отнимая от лица руки,- я больше не пролью слез. Это смешно, что есть движения сердца, за которые стоит, может быть, заплатить целой жизнью. Я только теперь понял это. Работая, а мне понадобятся еще пять лет, я буду вспоминать твое сердце и твои заботливые ручки”.

“Эгмонд Грэп осознал, что смысл жизни не сводится к работе. В жизни есть нечто бесценнее многолетнего труда – это его дочь и ее любовь”;

“Ради человека, которого ты любишь, можно пожертвовать всем, даже своей работой. Отец сдержал свою обиду!” Праздник состоялся!



В.Г.Короленко «В дурном обществе»

После смерти матери отец будто не замечал сына, часто сердился на него, всю свою нежность он отдавал маленькой дочке Соне, которая так была похожа на умершую жену. Вася чувствовал горькое одиночество. Высокий угрюмый человек, которого он желал любить как родную душу, отворачивался от него.

Однажды Вася увидел, как отец зарыдал, он хотел утешить его, но отец осадил сына. Вася отвернулся, стыдясь, убежал и заплакал. С шести лет ребенок испытывал ужас одиночества. Васю семья воспринимала как дурного мальчишку с эгоистическим сердцем, но что было ему делать, когда в собственном доме он был чужой?! Каждый человек, особенно ребенок, нуждается в любви и ласке, заботе. Если ее нет в семье, он ищет ее в чужих людях.

Так поступил и Вася. У него завязалась крепкая дружба с «дурным обществом» по большей части потому, что с этими людьми главный герой чувствовал себя нужным и любимым. Именно дружба с Валеком и Марусей помогла мальчику иначе взглянуть на своего отца, понять, что он не плохой человек, а, напротив, справедливый, милосердный, понимающий. Так было для других, а для собственного сына отец был чужим, горе поглотило его. Вася ясно ощущал, что в нем живут два чувства к его отцу: ненависти и любви.

Все разрешил случай: когда отец узнал, что Вася общается с «темными людьми», он уже хотел жестоко наказать сына, но в тот момент к ним домой пришел Тыбурций, глава «дурного общества», и рассказал отцу Васи - пану-судье – про то, что у его сына большое сердце, о помощи, которую мальчик оказывал им.

Разговор был между взрослыми, но не трудно догадаться, что после рассказа Тыбурция с глаз отца как будто спала пелена, и он увидел, что его сын не просто маленький ребенок, который еще ничего не понимает, но уже взрослый, способный на поступки человек, умеющий отличать добро от зла, умеющий прийти на помощь и держать слово. Отец понял, сколько горя он доставил своему собственному ребенку, отторгая его, ведь Вася переживал горечь утраты мамы, да еще и отец отвернулся от него. Наконец-то стена непонимания между ними рухнула, и они как будто заново друг друга узнали и полюбили! 

Л.Андреев «Ангелочек»

Композиционно рассказ Л. Андреева разделен на три части.

В первой части говорится о том, что представляет собой жизнь Сашки, что было до появления ангелочка, какими были его дом, семья; заканчивается она сценой «выпроваживания» Сашки на елку к Свечниковым.

Во второй части описывается происходящее на празднике. Пространство, мир дома Свечниковых как бы вторгается в жизнь Сашки, и именно в столкновении с этим миром происходит перелом в его существовании в рождественскую ночь.

И, наконец, в третьей части происходит возвращение Сашки домой вместе с ангелочком..

Мальчик воспитывается в неблагополучной семье. Отец женился не по любви, пил, водил домой знакомых, страдал, потом заболел, семью практически не обеспечивал. Когда он стал больным и слабым, стала пить жена, «теперь она говорила, что хотела, теперь она водила к себе мужчин и женщин, каких хотела, и громко пела с ними веселые песни». А отец «лежал за перегородкой, молчаливый, съежившийся от постоянного озноба, и думал о несправедливости и ужасе человеческой жизни».

Из первой части рассказа мы узнаем, что «временами» Сашке «хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой, в которой плавают тоненькие пластинки льда, не ходить в гимназию, не слушать там, как все его ругают, и не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени». Слова «ходить в гимназию» и «стоять на коленках» повторяются в первом абзаце рассказа трижды, тем самым автор дает понять и ощутить всю мучительную монотонность Сашкиной жизни, похожей на заколдованный круг, состоящий из холода, ругани и боли. Его уже выгнали из гимназии, но то, что он пережил, пока ходил туда, в его сознании всё еще происходит.

Картина Сашкиной жизни получает философское обобщение. Его жизнь – это зло, и его «непокорная и смелая душа» «мстит жизни». Он становится отверженным, с озлоблением нарушая все общепринятые правила, он делает все для того, чтобы разрушить свою жизнь, чтобы разорвать круг своих страданий. Можно представить себе Сашку как героя, находящегося во враждебном пространстве «гимназии и дома» и пытающегося противостоять ему.

В гимназии Сашку называют «волчонком», дома мать зовет его «щенком». Ежедневно подросток ощущает, что его не любят, что мир людей враждебен для него так же, как для дикого зверя.

В дом Свешниковых, где когда-то служил его отец и даже был влюблен в их родственницу, он приглашен из милости, потому что богатые люди в праздники стремились проявить доброту и заботу по отношению к бедным...Описание самого праздника и его участников напоминает рождественские открытки той эпохи с несколько слащавой и безжизненной красивостью. И «красивая дама» с «гладко зачесанными волосами», и «важная высокая дама с светлым ореолом седых, высоко зачесанных волос», и Коля, у которого «были белые волосы, подрезанные на лбу и завитками спадавшие на плечи, и голубые удивленные глаза», и его «короткие бархатные штанишки и большой откладной воротничок», и «чистенькие, красивые дети», и елка, которая ослепляла Сашку «своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей», – все это подчеркивает искусственность и равнодушие всего, что окружает Сашку у Свечниковых, и тем самым объясняет магическое действие игрушки-ангелочка с «одухотворенным рукой неведомого художника личиком».

Только благодаря ангелочку мир Свечниковых оживает и становится по- настоящему прекрасным в последней части рассказа. Как зачарованный, смотрел Сашка на эту удивительную рождественскую игрушку, став ее счастливым обладателем.

В последней части рассказа мы возвращаемся в дом Сашки, и он преображается благодаря присутствию ангелочка. При помощи «светописи», чем-то напоминающей светопись картин, изображающих «Поклонение волхвов» или «Тайную вечерю», Л.Андреев создает фон таинства доверительного разговора между сыном и отцом. Происходит преображение внутреннего состояния «отжившего человека» и «начинающего жить».

И тем мучительнее для читателя переход к тревожному неведению, когда только ему и всевидящему рассказчику, а не героям рассказа дано увидеть «картину медленного разрушения» воскового ангелочка, но не дано узнать, каким будет утро для отца и сына, сможет ли жестокая обыденность, снова вторгнувшись утром в их жизнь вместе с «любопытным прусаком» и стуком «железного черпака зазябшего водовоза», уничтожить то, что сотворил ангелочек в рождественскую ночь.


Л. Петрушевская «Свой круг»

На Пасху героиня приглашает «свой круг» в гости. Этот дружеский круг сформировался давно, еще со студенческих времен, в этот круг входил и ее бывший муж, оставивший ее с сыном и женившийся на подруге. Героиня стойко пережила это двойное предательство и связь со «своим кругом» не оборвала. Пасхальные сборища у нее и Коли, когда они еще были мужем и женой, всегда были такой же традицией, как пятничные — у Мариши и Сержа, и никто из компании не решается отказаться. Прежде в этот день она готовила вместе с мамой и папой много еды, потом родители брали Алешку и уезжали на садовый участок в полутора часах езды от города, чтобы гостям было удобно всю ночь есть, пить и гулять. В первую после смерти родителей Пасху героиня везет сына на кладбище к бабушке и дедушке, без объяснений показывая мальчику, что ему надо будет делать после её смерти.

Узнав после посещения врача, что смертельно больна, она задумывает план, как позаботиться о сыне. До прихода гостей она отправляет Алешку одного на дачный участок. Во время привычной общей пьянки героиня вслух говорит о пороках «своего круга», язвительно высмеивая каждого.

Затем героиня мимоходом сообщает, что собирается отдать сына в детдом, чем вызывает общее возмущение. Собравшись наконец уходить, гости обнаруживают на лестнице под дверью Алешу. На глазах всей компании героиня бросается к сыну и с диким криком до крови бьет его по лицу. Ее расчет оказывается верным: люди «своего круга», которые могли бы спокойно разрезать друг друга на части, не выносили вида детской крови. Возмущенный Коля забирает сына, все хлопочут над мальчиком. Глядя им вслед из окна, героиня думает о том, что после её смерти всей этой «сентиментальной» компании неловко будет не позаботиться об её осиротевшем ребенке и он не пойдет по интернатам. Ей удалось устроить его судьбу, отправив без ключа на дачный участок. Мальчику пришлось вернуться, а роль матери-изверга она разыграла точно. Навсегда расставаясь с сыном, героиня надеется, что он придет к ней на кладбище на Пасху и простит за то, что она ударила его по лицу вместо благословения

Р. Брэдбери «Вельд»

Проблему взаимоотношений детей и родителей Рэй Брэдбери поднимает в своем рассказе «Вельд». Герои рассказа – двое десятилетних детей Питер и Венди и их родители Лидия и Джордж.

Родители, любя своих детей и желая их порадовать, купили им в своем «Доме счастья» чудо-комнату, все стены которой представляли собой мониторы компьютера. Комната могла воспроизводить на своих стенах любой пейзаж, любые картины и сцены, которые только воображали дети. И, вообще, этот дом выполнял всю работу за своих обитателей: он готовил, убирал, стирал, мыл - в общем, делал все, чтобы сделать их жизнь максимально комфортной.

Казалось бы, отличная и очень удобная идея. Время, которое тратилось на повседневные заботы, теперь высвобождается и может быть потрачено на саморазвитие, творческие и интересные для членов семьи дела.

И вот тут-то, совершенно неожиданно, возникла проблема. Оказалось, что потратить-то свободное время и не на что.

И мама Лидия, и папа Джордж, начали ощущать себя ненужными, им нечем стало себя занимать, они стали нервными и неуравновешенными.

С детьми вышло еще хуже. Оказалось, что комната полностью вытеснила из их повседневной жизни и их сердец родителей. Мама с папой перестали быть нужны детям, ведь механический дом делал все гораздо быстрее и лучше живых людей.

Первыми почувствовали, что что-то пошло не так, родители. Они обратились за помощью к психологу, тот посоветовал на время покинуть этот дом и переехать туда, где они смогут сами себя обслуживать и общаться более тесно с детьми, которых, по его мнению, нужно, безусловно, спасать. Но когда об этом сообщают детям, те впадают в истерику, они не могут представить себе жизни без комнаты.

Дети уговаривают Джорджа и Лидию включить комнату на минуточку и запирают их там. Львы оживают и поедают родителей, и становится понятно, чьи крики раздавались из детской последние месяцы, ведь дети так часто представляли себе смерть родителей, что она стала реальностью.

Виноваты ли дети в своей жестокости? Почему подобный исход стал возможен? Родители баловали детей, тратя на них не свое время и душевные силы, а только свои деньги. Детские души, не ощущая человеческого отношения к себе, сами стали автоматами, они, как и их родители, хотели только потреблять, не задумываясь и не прилагая никаких усилий.

Своим рассказом Рэй Брэдбери обратил внимание на проблему непонимания между детьми и родителями, отчужденности, раскол в отношениях.

Д. Олдрижд « Последний дюйм»

Главные герои рассказа Джеймса Олдриджа "Последний дюйм" — это летчик Бен и его сын Дэви. Бен работал во многих странах: в Канаде, в США, в Иране, поэтому редко бывал дома и почти не видел, как растет сын. Лишившись работы в нефтяной комапании, которая занималась поиском нефти в Египте, Бен решил заработать денег , снимая по заказу одной телекомпании акул под водой. Бен жил в Каире вместе со служанкой-француженкой и Дэви. Сыну его было десять лет, и у них были очень непростые отношения.

Его жена Джоанна была недовольна жизнью в пустынях Аравии и в конце концов бросила мужа с сыном и уехала на родину, в Новую Англию. Так Бену пришлось воспитывать своего сына,- чем раньше он не занимался.

Дэви тоже не очень-то хорошо относился к своим родителям. Это потому, что он всегда был один, им никто не занимался. Ему очень не хватало родительского внимания, и он сильно страдал от этого. Его отец всегда разговаривал с ним резким тоном и часто ругал. Дэви в свои десять лет чувствовал себя очень одиноким и неприкаянным. Это потому, что он видел: "мать им не интересуется, а отец — посторонний человек, резкий и немногословный, не знающий, о чем с ним говорить в те редкие минуты, когда они бывали вместе".

И вот, чтобы как-то сблизиться со своим сыном, Бен взял его с собой в полет. Они прилетели в Акулью бухту на Красном море. Она так называлась из-за того, что в ней было много этих хищников, и Бен решил снимать здесь. Ему предложили много денег за эту работу, и поэтому он решил рискнуть, несмотря на опасность. Кроме того, вокруг Акульей бухты была большая пустыня, и если бы с ними что-нибудь случилось, то никто не смог бы прийти на помощь.

Когда они приземлились, Бен занялся подготовкой акваланга и кинокамеры, а Дэви помогал ему. Отец сурово командовал сыном, и тон его был очень резким.

А сам Дэви был очень молчалив. Он всегда боялся навлечь на себя гнев отца, поэтому всегда старался выполнить все, что тот скажет, и не говорить лишнего.

Когда его отец в первый раз нырнул под воду, Дэви почувствовал себя очень одиноким, и испугался, что может погибнуть, если с отцом что-то случится.

Но в первый раз с Беном ничего не случилось, — он снял акул на кинокамеру, вышел на берег, и они сели завтракать. Оказалось, что летчик не догадался взять с собой воды — только пиво себе. Это очень яркое свидетельство того, как Бен невнимательно относился к своему собственному сыну.

После того, как они позавтракали, Бен взял приманку — лошадиную ногу, спустился под воду, привязал ее к кораллу, а сам стал снимать акул, которые тут же набросились на мясо. Но Бен не заметил, что испачкался в крови. А ведь акулы всегда нападают, когда чувствуют запах крови. Он стал отбиваться и еле-еле спасся. Когда он выбрался из воды на песок, то упал без сознания от потери крови.

Когда Бен очнулся, то оказалось, что у него так изранены ноги и руки, что он не сможет сам идти и не сможет вести самолет. Когда он посмотрел на свою правую руку, то "увидел мускулы, сухожилия, крови почти не было. Левая была похожа на кусок жеваного мяса и сильно кровоточила".

Бен понял, что они погибнут, и выход у них только один: самолет должен вести Дэви. Когда-то он учил сына управлять самолетом, и тот успел многим овладеть. Но он знал, что мальчик испугается, если сразу сказать ему, что он поведет самолет: "Надо было ощупью найти дорогу к объятому страхом, незрелому сознанию ребенка". Поэтому Бен начал постепенно уговаривать сына: сначала перевязать раны, потом помочь подползти к самолету, потом помочь взобраться внутрь.

Наконец, когда они забрались в самолет, Бен сказал: "Придется тебе взяться за дело самому, Дэви". Отец говорил сыну, что делать, и руководил взлетом. Но когда они поднялись в воздух, он потерял сознание. Хорошо, что он успел объяснить сыну, каким курсом лететь. Очнулся Бен, когда они уже подлетали к Каиру. В конце полета он опять помог мальчику — на этот раз посадить самолет.

Они спаслись благодаря десятилетнему Дэви и мужеству Бена, который даже перед смертью думал только о том, как спасти сына. Бен потерял в больнице левую руку — ее пришлось отрезать, но выжил. А самое главное — Бен наконец понял, что для него нет никого дороже сына. Он решил всю оставшуюся жизнь посвятить своему ребенку: "Этому стоит отдать время. Он уж доберется до самого сердца мальчишки! Рано или поздно, но он до него доберется. Последний дюйм, который разделяет всех и вся, нелегко преодолеть, если не быть мастером своего дела. Но быть мастером своего дела — обязанность летчика, а ведь Бен был когда-то совсем неплохим летчиком".




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!