СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к контрольному классному сочинению по повести «Алые паруса» А.С. Грина.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

-показать А.Грина как писателя- романтика,; проследить путь к мечте  главных героев произведения «Алые паруса» Ассоль и Грэя;подвести к пониманию основной мысли произведения и внутреннего мира героев;

-формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщать, интерпретировать прочитанное.

-воспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту; формирование интереса к творчеству А. Грина.

Отнимите у человека мечту и надежду, и он будет

несчастнейшим существом на свете.

И. Кант

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к контрольному классному сочинению по повести «Алые паруса» А.С. Грина.»

Класс – 6 А, Б

Дата – 22.01.2018

Учитель – Белоусова Л. С.

Тема :Подготовка к контрольному классному сочинению по повести «Алые паруса» А.С. Грина.

Цели урока:

-показать А.Грина как писателя- романтика,; проследить путь к мечте  главных героев произведения «Алые паруса» Ассоль и Грэя;подвести к пониманию основной мысли произведения и внутреннего мира героев;

-формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщать, интерпретировать прочитанное.

-воспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту; формирование интереса к творчеству А. Грина.

Отнимите у человека мечту и надежду, и он будет

несчастнейшим существом на свете.

И. Кант.

Открывателем новых стран был А. С. Грин не на морях и океанах,

а в той области, которая отвлечённо называется «душой человека».

М. Шагинян.



Если любовь к А.Грину сохраняется в зрелые годы,

значит, человек уберег свое сердце от постарения.

Ю. Нагиби

Ход урока



I. Организационный момент

— Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас своё настроение: кто-то возбужден, кто-то огорчен, а у кого-то хорошее настроение. Давайте отвлечемся, оставим все проблемы в стороне. Соединим ладошки, передадим стоящему товарищу рядом хорошее настроение, добрые намерения по отношению друг к другу. Теперь у всех хорошее настроение.
II. Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания
- А что такое счастье? Ответы учащихся.

Для Александра Степановича Грина очень важно сделать человека счастливым. Об этом он писал в своих произведениях. Самая большая награда для человека — принести счастье другому человеку. Так сделал Грэй для Ассоль. В пленительной повести «Алые паруса», которую Грин начал писать в Петрограде, 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей. Сам Грин назвал своё произведение феерией.

А что такое феерия?

Словарная работа:

Феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.

 В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку, которая становится явью, похожей на сказку. Но это скорее не сказка, а некая условная действительность, созданная авторской фантазией.

Что же напоминает нам о сказке в повести?

(Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)

  1. Работа над темой урока.

    1. Восприятие мечты

  • Что воспевает А. Грин, рассказывая историю Ассоль и Грея?

Мечту. В толковом словаре, слово «мечта» помечено как многозначное:

Мечта - 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2. Предмет желаний, стремлений.

  • Но это сухой язык науки. А что, по-вашему, мечта?

Мечта - что-то светлое, что делает краше нашу жизнь.

Мечта - полет человека, который не должен прерваться.

Мечта - цель, к которой нужно идти.

  • А как человек идёт к своей мечте?

Грин

мечтал о море - отправился в Одессу. Судьба уготовила путь разбойника, он мечтал о светлом будущем народа.

Ассоль

верила, несмотря ни на что.

Грей

сделал всё, чтобы мечта сбылась

    1. Ассоль и жители Каперны

Иммунуил Кант говорил, что отнимите у человека мечту и надежду, и он будет несчастнейшим существом на свете.

  • Умели ли мечтать жители Каперны? Докажите, что они были несчастными людьми.

Эгль: «У вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грубые, грязные, как немытые ноги, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом».

Лонгрен: «Много придётся увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали - нарядных и белых, вблизи - рваных и наглых».

  • Что вызвало ненависть Каперны по отношению к Лонгрену?

Чего ему не могли простить?

«Лонгрен молчал. Если бы он кричал, злорадствовал, его бы поняли, но он поступил иначе, чем поступили они, - поступил внушительно и непонятно и этим поставил себя выше других».

    1. Понимание любви

Она была чужая. Маленькая девочка не могла понять, почему её не любят.

  • Что ответил Лонгрен своей дочери?

«Разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не умеют».

Как вы понимаете слово «любовь»?

Обратимся к толковому словарю:

Любовь - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

2. Склонность, пристрастие к чему-либо.

Могли ли они быть самоотверженными, т. е. жертвующими своими интересами ради других?

Нет, случай с Мери. Не было окрыляющего чувства, которое заставляет человека мечтать.

  • Умеет ли любить Ассоль Лонгрен?

Смерть Мери - жителям города не простил. Не хотел будить Ассоль, когда та спала. Слушал дочь, не перебивая, без улыбки, боясь обидеть любимого человека своим недоверием.

  • Какое предсказание услышала Ассоль? Чем для Ассоль стали алые паруса?

Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слёз.

В мире много зла, но не надо все принимать всерьёз.

Ты не верь земле, чёрствой и сухой, – верь волне морей.

Пусть она скользит, дразнит и грозит – больше правдыв ней.

Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.

Видишь тот обрыв и простор морской – посмотри туда.

Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.

С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

Это будет бриг из далёких стран, из других широт.

Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдёт,

И прекрасный принц, сказочный герой, наречённый твой,

Весел и умён, строен и высок, ступит на песок.

Слушай, он затем только приплывёт, чтоб тебя спасти.

Если он тебя сразу не найдёт, ты его прости!

Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль,– Скажет: «Добрый день!»

Спросит он: «А где тут Живёт Ассоль?»

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слёзы с них сотри.

Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри.

Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.

Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой.









    1. Вера в мечту

Нужна ли человеку мечта?

А. Грин написал такие строки:        

Мечта разыскивает путь,-

Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь,-

Намечены пути,-

Мечта разыскивает путь,-

Открыты ВСЕ пути.          



  • А знают ли жители Каперны другую жизнь? Есть в их душе свет?Способны ли они мечтать?

Нет! Иначе они не стали бы дразнить и оскорблять Ассоль. Не кричали бы, что Лонгрен с дочерью одичали или повредились в рассудке. Не пытались бы её задеть, указывая на несуществующие алые паруса.

  • Что спасло Ассоль? Что помогло ей выжить и выстоять среди той грязи, которая ее окружала?

Вера! Вера в исполнение своей мечты. Она верила, несмотря ни на что. Все эти годы она ждала свои алые паруса.

  • А что-то изменилось для жителей Каперны?

Нет! Для них Ассоль по-прежнему «полоумная». Именно так отвечает Меннерс на вопрос Грея.

  • А за что так называли Ассоль?

На этот вопрос ответил угольщик. Парадокс - человек, которого покрывала рабочая грязь, сумел сохранить чистой душу. Он, один из немногих, кто смог понять Ассоль.

(Чтение от слов «Она говорит, как большая, но причудлив ее разговор. Прислушиваешься - как будто все то же самое, что мы с вами сказали бы, а у нее то же, да не совсем так...)

Оказывается, Ассоль видит во всем красоту и старается показать ее другим. Да, только люди слепы, а чтобы скрыть свою слепоту, обвиняют девушку, не скрывающую своего видения.

Грин награждает Ассоль за ее веру. И в один из дней она дождалась свои алые паруса.

5.«Иди к мечте своей, и час наступит твой...»



  • Какие поступки Грэя, совершенный в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?

- Чтобы «пережить чужое страдание», он намеренно обварил себе руку
- Разбил свою фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги «от имени Робин Гуда». И это конечно, говорит о том, что Грэй – рыцарь

  • Как представлял он себе профессию капитана?

«Никакая профессия, кроме этой не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища мира, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья.

Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч лиц, событий, безмерное разнообразие жизни…»
Нельзя удержаться то восхищения, читая эти строки! Какой язык! Как необычайны эпитеты!

6.Анализ последней главы

Грин в последней главе, мне кажется, кричит: «Люди! Посмотрите, есть алые паруса, есть свет, который они несут! Поймите, наконец, что жить так нельзя!

  • Услышали, прибежали на берег, но поняли?

Нет! « Яд забирался им в голову. Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она одна осталась среди пустоты знойного песка».

  • Ребята, а заметили ли вы одну стилистическую особенность в произведении?

Последний абзац произведения.

« Когда на другой день стало светать, корабль был далеко от Каперны...

Он сидел, тихо возил смычком, заставляя струны говорить волшебным» неземным голосом и думал о счастье».

Да, впервые появляются радужные эпитеты, звучит слово « счастье», но это уже все далеко от Каперны.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Беседа с учащимися

  • Случайно ли они встретились в жизни?
    Чем близки эти герои?

    Во-первых, как мы уже сказали, они оба были одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.
    Во-вторых, они понимают и любят все живое на земле, близки к природе.
    В-третьих, Ассоль и Грей добры и бескорыстны.
    В-четвертых, они трудолюбивы, и наконец

  • Как вы думаете, только ли ради этой прекрасной истории написал свое произведение А. Грин?

    Нет, не только, наверное, ради ключевых строк повести о чудесах, которые делаются «своими руками… Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово.

  • Как вы понимаете эти слова? Согласитесь ли с ними? Улыбка, прощение… - это чудеса во все времена?
    Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

Вывод: Произведение Грина подтверждает главное: романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. И в этом нет ничего удивительного. Автор настойчиво и последовательно готовит читателя к тому, что «чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной жизни».
Автор убеждает нас, читателей, что если труд будет одухотворен мечтой – он станет творчеством. Говорящая символика цвета перерастает в метафору XXI века – «алые паруса».

2. Ответить на вопросы по феерии “Алые паруса” (взаимопроверка)

1. А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Тревога)

2. Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен)

3. Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество)

4.Один из главных героев произведения. (Грэй)

5. Ассоль жила больше в мире…. (Мечты)

6. Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)

V. Итог урока.

- Что же общего между портретом Ассоль, феерией, стихами, музыкой Грига?

(Их объединяет вера в мечту, любовь, чудо, дружбу).

- Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

- Давайте прочитаем ключевые строки повести: “…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и у тебя… Но есть и не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

- Вот что еще сказал известный русский писатель Даниил Гранин: “Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве”.

Пусть символом сбывшейся мечты навсегда для вас останутся алые паруса.

VI.Домашнее задание:

Подготовиться к написанию сочинения «Нужна ли человеку мечта?»

План:

I. Мечтать - значит стремиться в будущее.

II. Нужна ли человеку мечта?

  • Мечты Ассоль и Грэя.

  • Каким было бы детство Ассоль и Грэя без мечты?

  • Какой  бы стала в будущем Ассоль  без мечты?

  • Кем бы стал Грэй без мечты?

  • Мечты ведут к счастью.

III. Мечты и действительность.