1.Организационный момент. Вступительное слово учителя (3 мин) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Зачитывает эпиграф к уроку (цитата М.М. Пришвина о русском языке) слайд 1 - Давайте вспомним, кто такой М.Пришвин. - С какими произведениями этого автора вы знакомились? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Писатель 1 ученик рассказывает краткую биографию писателя Михаил Михайлович Пришвин – известный советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте. Серьёзно изучал фотографирование и проиллюстрировал свои книги собственными снимками. «Певец русской природы» - так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К.Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме. Слайд 2 «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ребята и утята», «Кладовая солнца» | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
2.Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия 3. Работа по подготовке к изложению (10 мин). | - Сегодня мы с вами на уроке подготовимся к написанию изложения. Как вы думаете, что нам для этого нужно? Какие задачи перед нами стоят? Работа по подготовке к изложению. Чтение текста, определение темы и основной мысли (идеи) текста Берестяная трубочка Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал? «Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, — подумал я. — Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее сворачиваться и крепче прихватывать орех, чтоб не выпал». Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки. Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился паучишко. Всю внутренность трубочки он затянул своей паутинкой. (по рассказу М. Пришвина «Берестяная трубочка») Беседа по вопросам. В: О чём рассказывается в тексте М.Пришвина? В: Какое название вы бы дали этому тексту? Зачитывает название рассказа В: Почему автор именно так назвал свой рассказ? В: Какова же основная мысль текста? Что этим текстом хотел сказать автор? В: Каких ещё героев рассказа вы запомнили? 2. Работа с лексикой. (раздаётся на парты распечатанный текст, даётся время на прочитывание про себя) В: Знаете ли вы, что такое берёста (береста)? – толковый словарь русского языка считает равноправными оба варианта произношения. (слайд 3) В: А как на Руси использовали берёсту? Слайд 4 В: Что рассказчик нашёл в берестяной трубочке? А знаете ли вы, как выглядит орешник? Слайд 5 (выслушивает ответы учащихся, показывает орешник – слайд 7) В: Какие однокоренные слова к «орешнику» есть в тексте? Выпишите их. В: Что это за птица – ореховка? (слайд 6) Ореховка – подвид кедровки. В ее питании преобладает большое количество лещины, орешков ясеня, липы, семян клена и другие семена, а также ягоды южных деревьев и кустарников. Имеет более светлую окраску оперения - до светло-коричневой. Яркие белые пятна выделяются у них только на голове и шее. В: Ребята, есть ли в этом рассказе ещё неизвестные вам слова? 3. Работа с орфографией и пунктуацией. - Давайте обратимся к сложным случаям орфографии – слайд 7. удивительную, берестяную, свёртываться, внимание, орешник, сворачиваться, ореховка, внутренность Устно проговариваем и объясняем пунктуацию. | Познакомиться с текстом, прочитать его; определить его тему и основную мысль; составить план,… Слушают текст. Автор нашёл орех в берестяной трубочке Учащиеся высказывают свои предположения. Вместе с учителем обсуждают, какие из них являются наиболее удачными. Именно трубочка из берёсты становится «главным героем» рассказа Удивительный мир природы Белка, птица ореховка, паучишко Читают текст изложения. 1 ученик зачитывает определение из толкового словаря Сообщение 2-го ученика Из бересты делали утварь, посуду, корзинки и короба для грибов и ягод, ёмкости и черпаки всех возможных форм. В них даже можно было хранить жидкости, например, молоко (и оно не скисало). Хлеб в берестяной хлебнице долго оставался мягким и свежим, а в муке и крупе там не было насекомых. Береста умеет всасывать в себя излишки влаги из продуктов и хранить температуру не хуже термоса. На Руси были мастера, которые умели так обработать бересту, что в ней даже можно было готовить что-то на костре. Раз уж береста непроницаема, то наши предки научились мастерить из неё лапти – слайд 5, 6. Записывают слово в рабочий лист Орех, ореховка Обсуждают ответы Записывают слова в рабочий лист | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих действий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. |
4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. Общее понятие о структуре рассказа. Учитель: На какие три части можно разделить текст? - Выделите эти композиционные части. Работа над планом текста - Обратите внимание на количество абзацев в тексте. Каждый абзац имеет свою микротему. Давайте составим план к тексту Совместно с учащимися составляем план текста. Напоминаем, что каждый пункт плана соответствует одному абзацу текста (одна микротема) – слайд 9. ПЛАН. Удивительная находка Орех в трубочке Догадка о белке Птица ореховка 5. Хитрый паучишко | Вступление, основная часть, концовка. Читают текст по абзацам, предлагают свои варианты Записывают план в рабочий лист | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) |
6. Включение изученного в систему знаний.(10 мин.) Цель: выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания Устный пересказ по частям (закрепление) Учитель: Весь текст разобрали, а теперь попробуем его пересказать, пользуясь составленным планом. | Пересказ текста по абзацам (фронтально – по желанию). Далее друг другу по парам. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
7.Рефлексия. (3 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания | Рефлексия - Давайте вернёмся к началу нашего урока. Какие задачи мы ставили перед собой? - Удалось ли решить поставленные задачи? - Определите, насколько вы готовы к написанию изложения. Для этого на рабочем листе закрасьте или отметьте соответствующий смайлик - | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Оценивают свою готовность к написанию изложения на рабочем листе | Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |