СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к написанию подробного изложения "Берестяная трубочка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию подробного изложения "Берестяная трубочка"»


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Составила: Частухина Анна Павловна.

Класс: 5

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок развития речи

Вид деятельности: коллективная, самостоятельная

Тема урока: Подготовка к написанию подробного изложения «Берестяная трубочка».

Цели урока:

- Научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения;

- научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства;

- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности;

- формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

- развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают важность красоты при­роды и творчества.

Регулятивные: соотносят результат своей дея­тельности с целью и оценивают его.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя (3 мин)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.


Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.




Зачитывает эпиграф к уроку (цитата М.М. Пришвина о русском языке) слайд 1

- Давайте вспомним, кто такой М.Пришвин.























- С какими произведениями этого автора вы знакомились?




Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.


Писатель


1 ученик рассказывает краткую биографию писателя


Михаил Михайлович Пришвин – известный советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте. Серьёзно изучал фотографирование и проиллюстрировал свои книги собственными снимками.

«Певец русской природы» - так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К.Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме.

Слайд 2

«Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ребята и утята», «Кладовая солнца»




Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия




















3. Работа по подготовке к изложению (10 мин).































- Сегодня мы с вами на уроке подготовимся к написанию изложения. Как вы думаете, что нам для этого нужно? Какие задачи перед нами стоят?






  Работа по подготовке к изложению.

  1. Чтение текста, определение темы и основной мысли (идеи) текста

Берестяная трубочка

Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?

«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, — подумал я. — Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее сворачиваться и крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.

Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился паучишко. Всю внутренность трубочки он затянул своей паутинкой.

(по рассказу М. Пришвина «Берестяная трубочка»)


Беседа по вопросам.

В: О чём рассказывается в тексте М.Пришвина?



В: Какое название вы бы дали этому тексту?                                   


    Зачитывает название рассказа



В: Почему автор именно так назвал свой рассказ?





В:  Какова же основная мысль текста? Что этим текстом хотел сказать автор?



В: Каких ещё героев рассказа вы запомнили?



2. Работа с лексикой.

(раздаётся на парты распечатанный текст, даётся время на прочитывание про себя)

В: Знаете ли вы, что такое берёста (береста)? – толковый словарь русского языка считает равноправными оба варианта произношения. (слайд 3)


В: А как на Руси использовали берёсту? Слайд 4

























В: Что рассказчик нашёл в берестяной трубочке? А знаете ли вы, как выглядит орешник? Слайд 5

(выслушивает ответы учащихся, показывает орешник – слайд 7)

В: Какие однокоренные слова к «орешнику» есть в тексте? Выпишите их.

В: Что это за птица – ореховка? (слайд 6)

Ореховка – подвид кедровки. В ее питании преобладает большое количество лещины, орешков ясеня, липы, семян клена и другие семена, а также ягоды южных деревьев и кустарников. Имеет более светлую окраску оперения - до светло-коричневой. Яркие белые пятна выделяются у них только на голове и шее.

В: Ребята, есть ли в этом рассказе ещё неизвестные вам слова?


3. Работа с орфографией и пунктуацией.

- Давайте обратимся к сложным случаям орфографии

– слайд 7.

удивительную, берестяную, свёртываться, внимание, орешник, сворачиваться, ореховка, внутренность

Устно проговариваем и объясняем пунктуацию.

Познакомиться с текстом, прочитать его; определить его тему и основную мысль; составить план,…






Слушают текст.





























Автор нашёл орех в берестяной трубочке


Учащиеся высказывают свои предположения. Вместе с учителем обсуждают, какие из них являются наиболее удачными.

Именно трубочка из берёсты становится «главным героем» рассказа


Удивительный мир природы



Белка, птица ореховка, паучишко



Читают текст изложения.


1 ученик зачитывает определение из толкового словаря


Сообщение 2-го ученика

Из бересты делали утварь, посуду, корзинки и короба для грибов и ягод, ёмкости и черпаки всех возможных форм. В них даже можно было хранить жидкости, например, молоко (и оно не скисало). Хлеб в берестяной хлебнице долго оставался мягким и свежим, а в муке и крупе там не было насекомых. Береста умеет всасывать в себя излишки влаги из продуктов и хранить температуру не хуже термоса. На Руси были мастера, которые умели так обработать бересту, что в ней даже можно было готовить что-то на костре. Раз уж береста непроницаема, то наши предки научились мастерить из неё лапти – слайд 5, 6.





Записывают слово в рабочий лист



Орех, ореховка










Обсуждают ответы




Записывают слова в рабочий лист



Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих действий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин.)


Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.


  Общее понятие о структуре рассказа.

 

Учитель: На какие три части можно разделить текст? 



- Выделите эти композиционные части.



 Работа над планом текста

- Обратите внимание на количество абзацев в тексте. Каждый абзац имеет свою микротему. Давайте составим план к тексту

Совместно с учащимися составляем план текста. Напоминаем, что каждый пункт плана соответствует одному абзацу текста (одна микротема) – слайд 9.


ПЛАН.

  1. Удивительная находка

  2. Орех в трубочке

  3. Догадка о белке

  4. Птица ореховка

5. Хитрый паучишко








Вступление, основная часть, концовка.






Читают текст по абзацам, предлагают свои варианты

Записывают план в рабочий лист

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)


5. Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Комплекс упражнений для глаз – слайд 10

Выполняют упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6. Включение изученного в систему знаний.(10 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;



  • координировать деятельность учащихся;



  • контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания


  Устный пересказ по частям (закрепление)

 

Учитель: Весь текст разобрали, а теперь попробуем его пересказать, пользуясь составленным планом.










Пересказ текста по абзацам (фронтально – по желанию).

Далее друг другу по парам.





Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)


7.Рефлексия. (3 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания


Рефлексия

- Давайте вернёмся к началу нашего урока. Какие задачи мы ставили перед собой?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

- Определите, насколько вы готовы к написанию изложения. Для этого на рабочем листе закрасьте или отметьте соответствующий смайлик

-








Учащиеся высказывают свое впечатление от урока.

Оценивают свою готовность к написанию изложения на рабочем листе



Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)