Учебное занятие.
Класс: 4
Предмет: русский язык
Образовательная программа: Дидактическая система Л.В.Занкова
Тема: Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Цель: Создать условия, чтобы к концу занятия каждый учащийся смог подобрать материал для написания сочинения по заданной теме.
Задачи: 1. Учить выражать в слове свои впечатления, представления.
2. Формировать умение отбирать речевые средства.
3. Совершенствовать умение строить текст в определённой
композиционной форме.
4. Способствовать развитию чувств и эмоций детей, развитию творческого
воображения.
Предварительная подготовка:
1.На уроке изобразительного искусства дети знакомятся с репродукциями картин о весне (И. И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; К. Ф. Юон «Весенний солнечный день») и обсуждают замысел художника и изобразительные средства картины.
2. На уроке литературного чтения учащиеся знакомятся с художественными произведениями, близкими к картинам по теме и настроению, анализируют содержание и языковые средства (стихи: «Весна» К. Некрасова, «Весна в лесу» Н. Заболоцкий, «В небе тают облака…» Ф. Тютчев и др.)
3. Дети заводят «корреспондентские блокноты», куда записывают наиболее яркие выражения о состоянии природы весной, встретившиеся им в художественных произведениях.
Оборудование: медиопроектор, репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», карточки.
Ход занятия:
1.Эмоциональный настрой на восприятие картины.
- Ребята,вы рады, что пришла весна? Вы ждали её? Почему?
(Рады. Стало тепло, природа оживает. Скоро каникулы и т.д.)
-А я вам хочу прочитать про одного человека, который тоже очень ждал весну. Послушайте:
«Он поехал в деревню навстречу весне, природе. Снял комнатку в большом деревенском доме. Но первые дни работа никак не клеилась. Он подолгу стоял у окошка, бродил по дороге, присматривался, прислушивался, но ничто не трогало его сердца в деревенском пейзаже, весну он не чувствовал.
Но однажды утром разбудили его неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо! Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное - птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
Так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой, напевая: «Грачи прилетели! Весна пришла!»
- Как вы думаете, о ком шла речь, и какую работу начал этот человек?
( Это мог быть художник, поэт и т.д. Дети высказывают свои предположения.)
- Хотите узнать, о ком я рассказала, и посмотреть эту работу?
На экране учитель демонстрирует репродукцию картины, дети вспоминают, что видели её в учебнике по литературному чтению для 3 класса, учитель напоминает имя художника и название картины, предлагает рассмотреть.
2.Рассматривание картины.
( Дети молча рассматривают картину.)
- Совпало ли настроение художника с настроением, которое у вас вызывает эта картина? Почему?
(Мнения детей расходятся:
- Нет. У него настроение весёлое, а картина какая-то серая, скучная.
- Да, совпало. Много грачей ,чувствуется самое начало весны, ждёшь чего-то лучшего.)
3. Целеполагание.
- Ребята, я слышала такое выражение «прочитать картину». Как вы его понимаете?
( Описать словами то, что видим на картине и что чувствуем, глядя на неё.)
-А что у вас получится в результате такого описании?
(Сочинение.)
-Хотите попробовать «прочитать» эту картину?
( Да.)
- Значит, какая тема нашего урока?
( Работа над сочинением по картине.)
- А кто сможет написать это сочинение прямо сейчас, без подготовки?
( Дети сомневаются.)
- Значит, какую цель мы поставим для себя?
( Подготовиться к написанию сочинения)
-Как вы будете готовиться?
( Рассмотреть все объекты картины.
Описать каждый объект.
Вспомнить структуру сочинения.
Высказать своё впечатление.
Поработать над орфографией. И т.п.)
4. Беседа по содержанию картины.
- Можно ли назвать этот пейзаж красивым?
(Пейзаж очень простой, скромный, но очень задушевный, родной.)
-Саврасов - мастер лирического пейзажа. Как вы понимаете это слово? Предлагаю выбрать то значение слова «лирический», которое подходит к пейзажу.
На экране показывает карточку:
1.Лирический – род поэзии.
2. Лирический – поэтический, задушевный, взволнованный.
3. Лирический – мягко-певучий, нежный тембр голоса.
( Дети выбирают значение 2.)
- Действительно, на своей картине Саврасов мастерски передаёт состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником, - это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя.
- Представьте, что вы оказались в этом месте. Какие звуки услышали?
( Птичьи крики, шелест веток, взмахи крыльев, журчание воды, хруст снега под ногами.)
-А что бы вы ощутили?
( Лёгкий тёплый ветерок, запах талой земли, свежесть весеннего воздуха.)
- Назовите три образа на картине, которые сразу же привлекли ваше внимание, чем – то заинтересовали.
( Небо, снег, деревья с грачами.)
- А что, на ваш взгляд, на картине было особенно дорого самому художнику?
( Грачи, которые вернулись на родину. В названии картины они упоминаются.)
- Представьте себя на месте этих грачей. Что бы вы кричали?
( Вот мы и дома! Как хорошо в родном краю! Скорее давайте вить гнёзда и выводить птенцов! И т.п.)
5. Работа над сочинением – мозаикой.
а) Составление плана.
- Какие части будут в нашем сочинении и о чём каждая из них?
(В результате детских предложений учитель на доске записывает план сочинения.)
План:
1.Вступление. (Общий вид картины, замысел художника.)
2. Основная часть. (Описание деталей картины: небо, деревья, грачи, снег…)
3. Заключение. (Свои впечатления от картины.)
б) Работа в группах.
-Я предлагаю вам составить сочинение – мозаику. Как вы понимаете это выражение?
( Составить по одной части сочинения в группах, а когда прочитаем друг за другом, получится общая картина.)
- Действительно, вам нужно разделиться на группы в соответствии с частями плана и составить в каждой группе по 2-3 предложения, воспользовавшись моими карточками – помощниками и своими предварительными записями в «корреспондентских блокнотах».
На столах карточки:
Группа 1 -Карточка 1.
Задание: выбрать выражения, подходящие к картине.
Природа, воздух:
начинает просыпаться
тронута дыханием весны
первые шаги весны
пахнет весной
звенит от грачиного крика
Группа 2 - Карточка 2.
Задание: Выбрать подходящие к картине прилагательные, характеризующие небо и облака.
Небо:
Голубое, ярко-голубое, синее, сине-зелёное, синеватое, нежно-голубое,
голубоватое, серое, серо-голубое, чистое, высокое, сияющее.
Облака:
Белые, серые, кучевые, тяжёлые, низкие, лёгкие.
Группа 3 - Карточка 3.
Задание: найти слова, которые не подходят к содержанию картины, и заменить их антонимами.
Быстро тает посветлевший снег. Чистая вода стекает в закованный льдом пруд. Стройные деревца наклонились от тяжести грачиных гнёзд. Они как будто отклонились друг от друга, стараясь согреться.
Группа 4 - Карточка 4.
Задание: Выбрать подходящие к картине прилагательные. Можно образовать однокоренные глаголы и наречия.
Грачи:
мирные – драчливые
радостные – грустные
тихие – крикливые
шумные – смирные
спокойные – суетливые
счастливые – печальные
беспечные – трудолюбивые
родные – чужие
Группа 5 - Карточка 5.
Задание: Выбрать слова – названия эмоций, чувств и настроения, которые помогут передать ваше восприятие картины.
Эмоции:
радость лёгкость
ликование счастье
торжественность надежда
бодрость свобода
тревога добродушие
беспокойство равнодушие
Настроение:
весёлое спокойное
грустное чудесное
странное поэтическое
лёгкое радостно-тревожное
Дети работают в группах над составлением текста своей части общего сочинения. Затем выбирают одного человека от группы, который красиво прочтёт получившийся текст.
в) Выступления групп.
Представители групп выстраиваются у доски в соответствии с частями плана и друг за другом зачитывают свои тексты.
6. Обсуждение общего сочинения.
( Примерный текст получившегося сочинения:
Художник изобразил первые шаги весны. Воздух звенит от грачиного крика, который разбудил всю округу от зимнего сна.
По серо- голубому небу плывут, как корабли, пока ещё низкие облака. Скоро они будут белыми и лёгкими.
Быстро тает потемневший снег. Грязная вода стекает в освободившийся ото льда пруд. Стройные деревца наклонились под тяжестью грачиных гнёзд. Они как будто склонились друг к другу, стараясь согреться.
Крикливые грачи, вернувшиеся с юга, принялись с шумом и суетой вить гнёзда. Птицы радостным гомоном провозглашают о приходе весны.
Глядя на картину, испытываешь странные, противоречивые чувства. На фоне поэтического спокойствия – радостно-тревожную надежду на свободу и счастье!)
- Получилось ли у вас сочинение? Почему вы так решили?
( Получился связный текст по плану с описанием именно этой картины и наших чувств от неё.)
- Какие слова, выражения, предложения вам особенно понравились, запомнились?
(Высказывания детей.) Запишите их в свои блокноты.
- Что, на ваш взгляд, не удалось кому–то? Почему? А как надо было?
7. Рефлексия. Домашнее задание.
- Итак, какую цель вы поставили в начале нашего занятия?
(- Подготовиться к написанию сочинения.)
- Кто готов? А кто ещё сомневается?
( Поднимают руки.)
- Хотите попробовать? Какое домашнее задание вы бы хотели выполнить?
(-Написать сочинение.)
- Итак, дома я вам предлагаю написать сочинение на черновик. А на следующем уроке мы проведём анализ ваших работ, орфографическую работу и после этого вы напишите сочинение в чистовом варианте. Желаю удачи!
Примечание: Учитель раздаёт всем детям ксерокопию репродукции картины, а желающим («слабым» учащимся)– ещё и карточку с опорными словами.
з над составлением текста своей части общего сочинения.и заменить их антонимами.
0000000000000000000000000000000000000000000000