СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа. Гринев и Швабрин (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

  1. подготовить базу для написания сочинения сравнительного типа   (предметные результаты);
  2. совершенствовать навыки сопоставления двух героев одного произведения, структурирование материала                                                                                                                                                                            и самостоятельная организация собственной деятельности  (метапредметные  результаты);
  3. способствовать развитию чувства уважительного отношения к собственной работе и к русской литературе в целом (личностные результаты)

Ресурсы: повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка", теоретический материал по теме "Сравнительная характеристика двух литературных героев".

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа. Гринев и Швабрин (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")»

8 класс

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа. Гринев и Швабрин (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка").

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

  1. подготовить базу для написания сочинения сравнительного типа (предметные результаты);

  2. совершенствовать навыки сопоставления двух героев одного произведения, структурирование материала и самостоятельная организация собственной деятельности (метапредметные результаты);

  3. способствовать развитию чувства уважительного отношения к собственной работе и к русской литературе в целом (личностные результаты)

Ресурсы: повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка", теоретический материал по теме "Сравнительная характеристика двух литературных героев".


Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

- Добрый день, ребята!

На столиках у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это мое настроение…

Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!





Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение.





Самоконтроль.

Сотрудничество.


II. Актуализация знаний.

Слово учителя.


Жил несколько лет назад в деревеньке Спудни старый агроном – Сергей Васильевич Орлов. Большой знаток своего дела. И даже выйдя на пенсию, он не забывал о своей профессии. В любое время года его можно было видеть в саду, в огороде. Сергей Васильевич то возился с плодовыми деревьями, то проводил какие-то эксперименты с землей. А когда его спрашивали, что он делает, старый агроном хитро щурился и отвечал: "Жизнь без дела не жизнь, а теория без практики, что сухой лист на ветке дуба".

-Как вы думаете, ребята, что имел в виду Сергей Васильевич Орлов?

Наверное, то, что смысл жизни человека – это творческий труд, что любое знание должно подкрепляться ежедневной работой, практикой. Не будет дела – исчезнет и знание.


Слушают учителя.

Познавательные общеучебные, коммуникативные.

III. Постановка цели урока, формулировка темы.


Вопросы учителя.

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?




А кого будем сравнивать?


Как бы сформулировали тему урока?




Отвечают на вопросы.


Готовиться к написанию сочинения сравнительного типа по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".


Гринева и Швабрина.


Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа на тему "Гринев и Швабрин".

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

IV .Открытие нового знания.

а) Фронтальная работа.

Определите основание для сравнения двух героев.




б) Групповая работа

.

- Найдите черты сходства. Обоснуйте свою позицию.













- Найдите черты различия. Обоснуйте свою позицию.





















в) Фронтальная работа.

Определите цель сравнения героев.






Подумайте, о чем можно рассказать во вступительной части сочинения.




Составьте план сравнительной характеристики.


















Подберите языковые средства для выражения сходства и различия и перехода от одной части сравнения к другой.


а) Определяют основание для сравнения двух героев. Швабрин и Гринев - две сильные личности, враждебно действующие друг против друга.


б) Находят черты сходства и различия. Обосновывают свою позицию.


- Находят черты сходства. Обосновывают свою позицию.

Черта сходства.

1) Возраст (оба молоды)

2) Пребывание в Белогорской крепости

( не по своей воле). Швабрин – за смертоубийство на дуэли; Гринев – по распоряжению отца).

3) Образовательный уровень (достаточно высокий). Гринев владеет французским языком и пишет стихи, Швабрин также может разговаривать по-французски и умеет неплохо анализировать стихи, написанные Гриневым.


Черты различия.


1) Социальное и служебное положение (Швабрин – светский человек, гвардейский офицер, а Гринев – скромный провинциал, "дворянский недоросль", выросший в деревне).

2) Черты характера (коварство, беспринципность и лживость Швабрина; добродушие, честность и

порядочность Гринева).

3) Отношение к присяге. Гринев верен присяге, готов с оружием в руках защищать то и того, кому присягал; для Швабрина

Присяга – пустой звук, ради спасения своей жизни он готов на все.

4) Отношение к Маше. Гриневские чувства к девушке – чувства искренние и высокие, ради возлюбленной он готов пожертвовать жизнью. Чувства Швабрина – чувства эгоистичные, ради достижения своей цели он готов на все: и на ложь, и на оскорбления, и на заточение своей возлюбленной.


В) Определяют цель сравнения героев.


Не все в человеке определяется происхождением. Многое в нем зависит и от воспитания, от тех ценностей, которые он приобретает благодаря стараниям и заботам родителей.


Обдумывают возможный вариант вступления.

Вступление должно подводить к сравнению. Значит, логично в этой части сочинения указать на палитру красок человеческих характеров.


Составляют план сравнительной характеристики.


План.

I. Вступление. Палитра красок человеческих характеров.

II. Главная часть. Гринев и Швабрин – две сильные личности, действующие друг против друга.

1) Черты сходства:

а) возраст;

б) причины пребывания в Белогорской крепости;

в) образовательный уровень.

2) Черты различия.

а) социальное и служебное положение;

б) характер;

в) отношение к присяге;

г) отношение к Маше.

III. Вывод. Цель сравнения героев.


Подбирают языковые средства для выражения сходства и различия и перехода от одной части сравнения к другой.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные


Части сочинения

Используемые языковые средства



1) Вступление – основание сравнения.





2) Черты сходства









3) Черты различия.






4) Вывод.

Поэтому так и интересны два героя повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" – Швабрин и Гринев. Это…


У них есть как…, так и …

Что же сближает героев?

Прежде всего…

Да и в Белогорской

крепости герои очутились…

К тому же и…


Вот, пожалуй, и все сходства героев. Различия же между ними гораздо более значимые.

Одно из самых важных…

Особенно же сильно различаются герои…

К присяге герои относятся тоже по-разному…

Есть и еще одно различие между Гриневым и Швабриным. Оно наиболее ярко раскрывает сущность героев. Это их отношения.


Что же хотел сказать

А. С. Пушкин читателям, сопоставляя Гринева и Швабрина на страницах повести "Капитанская дочка"? Мне кажется….



V. Рефлексия.

Вопросы учителя, ориентированные на подведение итогов.

Какую цель вы поставили в начале урока?




Реализовали ли вы поставленную цель?


Где можно применять новые знания?


Как вы оцените свою работу на уроке и работу класса в целом?

Отвечают на вопросы, высказывают свою позицию.


Подготовиться к написанию сочинения сравнительного типа на тему "Гринев и Швабрин" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка).


Реализовали. Мы подготовились к написанию сочинения на тему "Гринев и Швабрин".

При выполнении работ сравнительного типа на уроке истории, русского языка, математики, биологии и т. д.

Регулятивные саморегуляции,

коммуникативные.

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение сравнительного типа на тему "Гринев и Швабрин" (по повести А.С. Пушкина " Капитанская дочка")


Пишут сочинения.

Познавательные, регулятивные.