I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). - Добрый день, ребята! На столиках у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это мое настроение… Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение. | Самоконтроль. Сотрудничество. |
II. Актуализация знаний. Слово учителя. Жил несколько лет назад в деревеньке Спудни старый агроном – Сергей Васильевич Орлов. Большой знаток своего дела. И даже выйдя на пенсию, он не забывал о своей профессии. В любое время года его можно было видеть в саду, в огороде. Сергей Васильевич то возился с плодовыми деревьями, то проводил какие-то эксперименты с землей. А когда его спрашивали, что он делает, старый агроном хитро щурился и отвечал: "Жизнь без дела не жизнь, а теория без практики, что сухой лист на ветке дуба". -Как вы думаете, ребята, что имел в виду Сергей Васильевич Орлов? Наверное, то, что смысл жизни человека – это творческий труд, что любое знание должно подкрепляться ежедневной работой, практикой. Не будет дела – исчезнет и знание. | Слушают учителя. | Познавательные общеучебные, коммуникативные. |
III. Постановка цели урока, формулировка темы. Вопросы учителя. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? А кого будем сравнивать? Как бы сформулировали тему урока? | Отвечают на вопросы. Готовиться к написанию сочинения сравнительного типа по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Гринева и Швабрина. Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа на тему "Гринев и Швабрин". | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
IV .Открытие нового знания. а) Фронтальная работа. Определите основание для сравнения двух героев. б) Групповая работа . - Найдите черты сходства. Обоснуйте свою позицию. - Найдите черты различия. Обоснуйте свою позицию. в) Фронтальная работа. Определите цель сравнения героев. Подумайте, о чем можно рассказать во вступительной части сочинения. Составьте план сравнительной характеристики. Подберите языковые средства для выражения сходства и различия и перехода от одной части сравнения к другой. | а) Определяют основание для сравнения двух героев. Швабрин и Гринев - две сильные личности, враждебно действующие друг против друга. б) Находят черты сходства и различия. Обосновывают свою позицию. - Находят черты сходства. Обосновывают свою позицию. Черта сходства. 1) Возраст (оба молоды) 2) Пребывание в Белогорской крепости ( не по своей воле). Швабрин – за смертоубийство на дуэли; Гринев – по распоряжению отца). 3) Образовательный уровень (достаточно высокий). Гринев владеет французским языком и пишет стихи, Швабрин также может разговаривать по-французски и умеет неплохо анализировать стихи, написанные Гриневым. Черты различия. 1) Социальное и служебное положение (Швабрин – светский человек, гвардейский офицер, а Гринев – скромный провинциал, "дворянский недоросль", выросший в деревне). 2) Черты характера (коварство, беспринципность и лживость Швабрина; добродушие, честность и порядочность Гринева). 3) Отношение к присяге. Гринев верен присяге, готов с оружием в руках защищать то и того, кому присягал; для Швабрина Присяга – пустой звук, ради спасения своей жизни он готов на все. 4) Отношение к Маше. Гриневские чувства к девушке – чувства искренние и высокие, ради возлюбленной он готов пожертвовать жизнью. Чувства Швабрина – чувства эгоистичные, ради достижения своей цели он готов на все: и на ложь, и на оскорбления, и на заточение своей возлюбленной. В) Определяют цель сравнения героев. Не все в человеке определяется происхождением. Многое в нем зависит и от воспитания, от тех ценностей, которые он приобретает благодаря стараниям и заботам родителей. Обдумывают возможный вариант вступления. Вступление должно подводить к сравнению. Значит, логично в этой части сочинения указать на палитру красок человеческих характеров. Составляют план сравнительной характеристики. План. I. Вступление. Палитра красок человеческих характеров. II. Главная часть. Гринев и Швабрин – две сильные личности, действующие друг против друга. 1) Черты сходства: а) возраст; б) причины пребывания в Белогорской крепости; в) образовательный уровень. 2) Черты различия. а) социальное и служебное положение; б) характер; в) отношение к присяге; г) отношение к Маше. III. Вывод. Цель сравнения героев. Подбирают языковые средства для выражения сходства и различия и перехода от одной части сравнения к другой. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
| 1) Вступление – основание сравнения. 2) Черты сходства 3) Черты различия. 4) Вывод. | Поэтому так и интересны два героя повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" – Швабрин и Гринев. Это… У них есть как…, так и … Что же сближает героев? Прежде всего… Да и в Белогорской крепости герои очутились… К тому же и… Вот, пожалуй, и все сходства героев. Различия же между ними гораздо более значимые. Одно из самых важных… Особенно же сильно различаются герои… К присяге герои относятся тоже по-разному… Есть и еще одно различие между Гриневым и Швабриным. Оно наиболее ярко раскрывает сущность героев. Это их отношения. Что же хотел сказать А. С. Пушкин читателям, сопоставляя Гринева и Швабрина на страницах повести "Капитанская дочка"? Мне кажется…. | |
V. Рефлексия. Вопросы учителя, ориентированные на подведение итогов. Какую цель вы поставили в начале урока? Реализовали ли вы поставленную цель? Где можно применять новые знания? Как вы оцените свою работу на уроке и работу класса в целом? | Отвечают на вопросы, высказывают свою позицию. Подготовиться к написанию сочинения сравнительного типа на тему "Гринев и Швабрин" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка). Реализовали. Мы подготовились к написанию сочинения на тему "Гринев и Швабрин". При выполнении работ сравнительного типа на уроке истории, русского языка, математики, биологии и т. д. | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные. |