ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
- Что вы знаете об авторе текста?
- В какую эпоху может происходить действие?
Ю. Бондарев, советский писатель (1924)
– Вчера в лесу обстреляли штабную машину, – вполголоса сказал Никитин, взглянув на Княжко. – Сообщил патруль. Он знает об этом?
– Вчера? Обстреляли? – подхватил Гранатуров. – Ну-ка, Княжко, вопрос щенку! Они стреляли?
«Неужели вот такие молокососы устроили засаду в лесу? – подумал Никитин, пытаясь соотнести обстрел машины с видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа. – Просто не верится. Да им кашу манную есть, а не из автоматов стрелять. Не может быть, чтоб такие, как он!..»
- В какую эпоху происходит действие?
- Сколько действующих лиц в этом отрывке? Кто они?
- Предположите, о чем будет идти речь дальше?
– Что там этот хмырь мокроносый мычит? – угрожающе спросил Гранатуров, не снимая руку с кобуры. – Если не ответил, повторить вопрос, еще повторить, Княжко! Вчера стрелял, а сегодня в разведку пошел? Эт-то пусть ответит!
Княжко задал вопрос и с подчеркнутой сухостью перевел:
– Он сказал, что вчера не был в лесу, а был в городе, у сестры. Кроме того, ефрейтор каждую ночь выбирает новое место ночевки. За разглашение тайны – расстрел. Некий Фриц Гофман был расстрелян за то, что поранил о сучок ногу, не мог идти… Ефрейтор зажал ему рот ладонью и выстрелил в сердце.
6. Кто такой Гранатуров?. Какие эмоции он испытывает? Какие слова в тексте это подтверждают?
7. Кто такой Княжко? Каково его эмоциональное состояние?
8. Что чувствует пленный подросток?
9. Предположите, о чем будет идти речь дальше?
Задержанные участники «Гитлерюгенда» - последняя «надежда» Гитлера.
– Вот гад! – пренебрежительно сказал Меженин, не то имея в виду ефрейтора, не то Курта. – Повесить мало! Всех до единого! Я б им припомнил «хайль Гитлер!». Они б у меня покрутились!
Гранатуров, расставив ноги, медленно покачивался с носков на каблуки, скулы его заметно теряли смуглоту, приобретали серый оттенок.
– Значит?.. Отказывается говорить? Так я понял, Княжко? – сниженным до подземного рокота басом выговорил Гранатуров, зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, и он дико тряхнул головой в сторону двери. – А ну-ка выйдите все, только братца немочки оставьте! Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! Он у меня шелковым станет, мразь вервольфовская!.. Они еще будут вокруг нас с автоматами ходить!
– Змеиное семя! Чикаемся с ними! Все они тут – фашистское отродье, душу их мотать!.. – выматерился Меженин жестоко. – Наших людей мучили, а тут еще молчит, выкормыш гитлеровский! Стрелял вчера?
10. Кто такой Меженин? Как он относится к пленному? Почему?
11. Что происходит с Гранатуровым? Почему?
12. Предположите, о чем будет идти речь дальше?
Никитин слышал о чем-то страшном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова в Смоленске (отец его, кажется, был директором школы, мать – учительницей), о чем сам он мало говорил, и, подумав об этом, тут же увидел сплошной оскал зубов на посеревшем лице комбата, увидел, как напряглись слоновьей силой его плечи и чугунной гирей дрогнул и повис вдоль тела пудовый кулак. Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека. Но это звериное, темное, неосмысленное проявилось и у Меженина там, с немкой, в мансарде, точно бы зараза насилия полыхнувшим пламенем внезапно прошла от него к Гранатурову, как проходит безумие по толпе, слитно опьяненной жаждой мщения при встрече человеческого существа, вовсе не сильного, растерянного, несущего в себе понятие врага, – поверженный враг, еще жалко сопротивляясь, порой вызывает ненависть более острую, чем враг сильный.
13. Что понял Никитин, наблюдая за Гранатуровым?
14. Одобряет ли Никитин поведение Меженина и Гранатурова по отношению к пленному немцу?
15. Что такое «зараза насилия» и чем она опасна, по мнению Никитина?
Это не понял, а инстинктивно почувствовал Никитин, и в ту же секунду пронзительный взвизг немки прорезал тишину комнаты – с рыданием она кинулась к Курту, по жестам, по голосам, по взглядам догадываясь, что должно было произойти сейчас; она вцепилась в шею брата и, наклоняя его маленькую голову к своему лицу, хватая его помертвевшее лицо скачущими пальцами, повторяла одно и то же с мольбой:
– Kurt, Kurt, Kurt!.. Antworte!..
16. Кто такой Курт?
17 . Кто такая немка? О чем она просит Курта? Почему?
18. Предположите, о чем будет идти речь дальше?
– Меженин! – заревел Гранатуров, надвигаясь на Курта. – Убери эту мокрохвостку к едреной матери! Выйдите все! Я поговорю с ним! И этот слюнявый скорпион стрелял в нас? А, Меженин?..
Меженин плюнул на ладони, растер, будто бы дрова рубить собрался, обеими руками схватил немку за плечи, рванул, оторвал ее от Курта, и тотчас же неузнаваемый, накаленный голос Княжко хлестнул зазвеневшим выстрелом:
– Назад!..
19. Как повел себя Гранатуров? Дал ли он возможность пленному ответить? Почему?
20. Как повел себя Княжко? Почему?
21. Предположите, о чем будет идти речь дальше?
И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
– Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! Вам ясно, комбат?
– Меженин! Выйдите отсюда! – подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. – Чтоб вашего духа здесь не было!
22. Почему Княжко встал между Гранатуровым и Куртом? Насколько серьезно он отстаивал свою позицию? Почему?
23. Кто поддержал Княжко? Почему?
24. Предположите, о чем будет идти речь дальше?
– Ишь ты, лейтенант!..
Меженин перевел задымленные бешенством глаза на Никитина, затем, по обыкновению смежив ресницы, для чего-то потирая жестко ладонь о ладонь, прохрипел Гранатурову: «Немчишки им, оказывается, дороже, а?» – и, переваливаясь, двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе.
22. Назовите понятия, о которых шла речь в тексте 23. На чьей стороне симпатия автора?
24. Сформулируйте авторскую позицию
25. Сформулируйте проблему, которой посвящен текст.
Авторская позиция: Ю.Бондарев убежден, что нельзя поддаваться жажде мести, даже если для нее есть основания . К поверженному врагу нужно относиться гуманно и милосердно. Особенно к детям.
Проблема, поднятая автором: как нужно относиться к поверженному врагу ?
Советские солдаты кормят жителей Берлина
Советские солдаты кормят жителей Берлина
Молоко и хлеб - немецким детям
Памятник советскому солдату-освободителю в Берлине