Урок развития речи.
Тема: «Обучающее изложение по тексту И. Куна «Икар и Дедал». (312 слов)
Цели урока:
Обучающие:
формировать навыки пересказа текста по серии вопросов;
закреплять умения ориентироваться в тексте, находить ответы в тексте по предложенному началу, последовательно излагать свои мысли, используя предложно – падежные конструкции;
совершенствовать умения учащихся отвечать на вопросы полным ответом;
тренировать учащихся в написании самостоятельных письменных работ.
Развивающие:
развивать умения составлять предложения при передаче содержания текста, используя тестирование;
развивать умения выполнять мыслительные операции: анализ, сопоставление, сравнение, а также внимание, память, логическое мышление;
развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные:
вызвать интерес к урокам развития речи, используя доступные тексты с занимательным и жизненным сюжетом;
воспитывать чувство уважения к старшим и их советам;
воспитывать коммуникативные отношения, умение вести диалог, пересказать прочитанное по плану, высказать своё мнение, уметь связать с реальными событиями в жизни.
Тип урока:
урок обучающего изложения.
Используемые методы:
эвристическая беседа, пересказ по теме, диалог, тестирование.
Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска, тесты.
Методический комментарий.
Данный урок проводится по программе.
Структура урока.
1. Постановка целей и задач урока.
2. Знакомство с текстом изложения.
3. Словарная работа.
4. Закрепление содержания по вопросам.
5. Тестирование по тексту
6. Диалог по содержанию парами.
7. Пересказ текста.
6. Рефлексия.
7. Подведение итогов урока, вывод.
I этап
1. Ребята, сегодня мы будем работать с интересным текстом поучительного характера. Постарайтесь понять содержание, пересказать и выразить своё отношение к происходящим событиям.
- А что для этого необходимо делать?
( Совместное целеполагание.)
II этап
Знакомство с текстом (текст адаптирован).
Икар и Дедал.
Ещё в глубокой древности люди хотели научиться летать, овладеть небом. В древней греческой легенде отразилась эта мечта.
Величайшим художником, скульптором и архитектором Афин был Дедал. Он высекал из мрамора такие красивые статуи, что они казались живыми.
Жил Дедал у царя Миноса, и не хотел царь, чтобы его мастер работал для других. Это не нравилось художнику. Долго думал Дедал, как ему бежать с острова Крита, и, наконец, придумал.
Он набрал перьев, скрепил их толстыми нитками и воском, чтобы изготовить из них крылья.
Дедал работал, а его сын Икар играл возле отца.
Привязал Дедал крылья на спину, продел руки в петли, что были укреплены на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся в воздух.
С большим удивлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, словно птица.
Вскоре Дедал спустился на землю и сказал сыну: «Слушай меня внимательно, Икар. Сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полёта. Не опускайся слишком низко к морю, чтобы солёные брызги воды не могли намочить твои крылья. Не поднимайся очень высоко к солнцу, чтобы жара не растопила воск, иначе разлетятся все твои перья. За мной лети, не отставай от меня!»
Отец с сыном надели крылья и легко поднялись в воздух. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын.
Быстрый полёт нравился Икару, всё смелее взмахивал он крыльями. Сын забыл просьбу отца.
Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко – высоко, под самое небо, чтобы приблизиться к солнцу. Палящие лучи растопили воск, который скреплял крылья, перья высыпались и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром.
Взмахнул Икар руками, но нет на них крыльев. Упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.
Тело Икара долго носилось по волнам. С тех пор море стало называться Икарийским.
(И. Кун. Легенды и мифы Древней Греции).
III этап
Словарная работа.
Глубокая древность – очень давно,
Легенда – небольшой рассказ исторического содержания,
Парил в воздухе – летел, как птица.
IV этап
Закрепление содержания по вопросам.
1.О чём мечтали люди с давних времён?
2.Кем был Дедал?
3.Где он жил?
4.О чём всё время думал Дедал?
5.Что придумал мастер?
6.Почему его сын Икар смотрел на отца с удивлением?
7.Что понадобилось Дедалу, чтобы сделать крылья?
8.О чём попросил отец Икара?
9.Почему нельзя было подниматься очень высоко и опускаться слишком низко?
10.Как летел Икар сначала, потом?
11.К чему это привело?
12.Почему море стало называться Икарийским?
13.Тебе жалко Икара? Почему?
14.Как бы поступил ты на месте Икара?
15.Ты всегда прислушиваешься к советам старших?
Заставляет ли тебя задуматься о своём поведении этот рассказ?
16.Какой вывод можно сделать, прочитав легенду?
Дополни предложения по данному началу.
1.Ещё в глубокой древности…
2.Он высекал из мрамора…
3.Долго думал Дедал, как ему …
4.Отец с сыном надели крылья…
5.Дедал работал, а его…
6.Палящие лучи растопили…
V этап
Тестирование.
1.О чём мечтали люди ещё в глубокой древности?
А) полететь к звёздам,
Б) овладеть небом,
В) опуститься на дно морское.
2.Что придумал Дедал, чтобы улететь с Крита?
А) крылья из воска,
Б) ступу бабы Яги.
В) ковёр – самолёт.
3. Какой совет давал сыну отец?
А) взлетать высоко – высоко,
Б) лететь низко – низко,
В) лететь за отцом на средней высоте.
4. Как нарушил правила полёта Икар?
А) поднялся слишком высоко,
Б) опустился слишком низко,
В) улетел в другую сторону.
5. Как ты поступаешь, когда старшие дают тебе советы?
А) стараюсь прислушиваться и выполнять по возможности,
Б) пропускаю «мимо ушей», а сам думаю: «Снова поучения! Надоело!»
В) делаю вид, что слушаю, но поступаю по – своему.
VI этап.
Диалог по содержанию (работа парами).
- Очень интересный текст, а главное – поучительный. Давайте поговорим о нём парами, а поможет нам в этом план.
План.
Мечты людей в глубокой древности.
Дедал. Его занятия и главная цель.
Задумка Дедала.
Советы отца.
Полёт в небесах.
Непослушание сына.
Итог перелёта.
Твоё отношение к тексту.
VII этап
Пересказ текста с опорой на вопросы и план.
VIII этап
Рефлексия.
Я узнал(а) много нового: …
Я сделал(а) для себя новые выводы.
Я пересмотрел(а) своё отношение к родителям, к бабушке… к старшим.
IХ этап
Подведение итогов.
-Мы много говорили о поступке Икара. Нам жалко мальчика, он ведь мог жить свободно, если бы выполнил наставления отца. Какой вывод напрашивается сам собой?
ВЫВОД: НАДО ВСЕГДА ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К СОВЕТАМ СТАРШИХ, ОНИ ПЛОХОГО ДЛЯ НАС НЕ ХОТЯТ. НУЖНО УВАЖАТЬ ОПЫТ ВЗРОСЛЫХ!

.