СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ 2020-2021 задание 2 Синтаксический разбор

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена   учащимся 9 класса для подготовки к ОГЭ по русскому языку, содержит теоретический материал и практические упражнения

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ 2020-2021 задание 2 Синтаксический разбор»

МКОУ «Верхнетеченская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М. С. Шумилова  Подготовка к ОГЭ по русскому языку Задание 2  (Синтаксический анализ предложения)  Подготовила учитель русского языка и литературы  I квалификационная категория Казанцева Н.Н.

МКОУ «Верхнетеченская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза М. С. Шумилова

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Задание 2

(Синтаксический анализ предложения)

Подготовила учитель русского языка и литературы

I квалификационная категория Казанцева Н.Н.

 Формулировка задания 2 ОГЭ 2020 Прочитайте текст.    (1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.    Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.    1) появление стало (предложение 1)   2) проблема возникновения жизни (предложение 2)   3) следы жизни обнаружены (предложение 3)   4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)   5) они безжизненны (предложение 5)  Ответ: 45

Формулировка задания 2 ОГЭ 2020

  • Прочитайте текст.  (1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.  Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.  1) появление стало (предложение 1)  2) проблема возникновения жизни (предложение 2)  3) следы жизни обнаружены (предложение 3)  4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)  5) они безжизненны (предложение 5) 

Ответ: 45

Что нужно знать для выполнения задания 2? Предложение Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения Второстепенные члены предложения    Двусоставные и односоставные предложения  Полные и неполные предложения Простое осложненное предложение Сложное предложение (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложения, сложные предложения с разными видами связи) Способы передачи чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитирование)

Что нужно знать для выполнения задания 2?

  • Предложение
  • Грамматическая (предикативная) основа предложения.
  • Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
  • Второстепенные члены предложения 
  •   Двусоставные и односоставные предложения 
  • Полные и неполные предложения
  • Простое осложненное предложение
  • Сложное предложение (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложения, сложные предложения с разными видами связи)
  • Способы передачи чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитирование)

Вспомним теоретический материал Грамматическая основа – главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения).    Подлежащее  – то, о чем говорится в предложении.  Сказуемое  – это что говорится о подлежащем в предложении.    Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи. 

Вспомним теоретический материал

  • Грамматическая основа – главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения).  
  • Подлежащее  – то, о чем говорится в предложении. 
  • Сказуемое  – это что говорится о подлежащем в предложении.  Подлежащее и сказуемое могут быть

выражены любой частью речи. 

      Подлежащее     Подлежащее должно стоять в  И.п .  Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ НЕ МОГУТ БЫТЬ подлежащим .  В придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова  КОТОРЫЙ , ЧТО, КТО.  Подлежащее может быть выражено  одним словом  (любой частью речи) или словосочетанием . 

Подлежащее

  •   Подлежащее должно стоять в  И.п
  • Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ НЕ МОГУТ БЫТЬ подлежащим
  • В придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова  КОТОРЫЙ , ЧТО, КТО. 
  • Подлежащее может быть выражено  одним словом  (любой частью речи) или словосочетанием
 Способы выражения подлежащего:   * существительное в И.п. : Мама уехала на работу. * прилагательное, причастие или местоимение в роли существительного:  Больной подошел к врачу. Окружающие обратили на него внимание. Я уеду. * числительное:  Двадцать – четное число. * инфинитив : Читать книги – удовольствие. * словосочетание :  Двое друзей уехали.

Способы выражения подлежащего:

  • * существительное в И.п. : Мама уехала на работу.
  • * прилагательное, причастие или местоимение в роли существительного: Больной подошел к врачу. Окружающие обратили на него внимание. Я уеду.
  • * числительное: Двадцать – четное число.
  • * инфинитив : Читать книги – удовольствие.
  • * словосочетание : Двое друзей уехали.
Подлежащее = словосочетание   1.    Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем)   Пример:   Брат с сестрой  шли по дороге. (сказуемое должно быть во мн.ч)   !!!  Брат  с сестрой шел по дороге!!!!! (в этом предложении подлежащее – брат)   2.    Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)   Слова  много, мало, несколько, большинство  входят в подлежащее.   Примеры:  Пять тетрадей  лежало на столе.   Двое ребят  шли по дороге.   Часть группы  осталась в стороне.   Много ребят  пришло в аудиторию.  3.    Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого)   Примеры:  Двое из нас  пришли.   Трое из ребят  остались. 
  • Подлежащее = словосочетание 

1.    Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем)  Пример: Брат с сестрой  шли по дороге. (сказуемое должно быть во мн.ч)  !!!  Брат  с сестрой шел по дороге!!!!! (в этом предложении подлежащее – брат)  2.    Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)  Слова  много, мало, несколько, большинство  входят в подлежащее.  Примеры: Пять тетрадей  лежало на столе.  Двое ребят  шли по дороге.  Часть группы  осталась в стороне.  Много ребят  пришло в аудиторию. 3.    Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого)  Примеры: Двое из нас  пришли.  Трое из ребят  остались. 

Подлежащее = словосочетание    4.    Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы)  Пример:   Наступило  начало сентября .    5.    Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора.  Примеры:  Белые мухи  летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок)  На небе расстилался  млечный путь .    6.    Неопределенное местоимение от …кто …что +имя   Пример:  Что-то неприятное  было в его облике. 

Подлежащее = словосочетание 

  • 4.    Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы) Пример:  Наступило  начало сентября5.    Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора. Примеры: Белые мухи  летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок) На небе расстилался  млечный путь6.    Неопределенное местоимение от …кто …что +имя  Пример: Что-то неприятное  было в его облике. 
 Сказуемое

Сказуемое

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.   1.    Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем).   Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идет. Они пришел бы. ( Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.)    2.    Инфинитивом (начальной формой глагола).  Курить – здоровью вредить.   3.    Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг).  Она прыг да скок.   4.    Фразеологизмом (неделимым словосочетанием).  Фразеологизм можно заменить на одно слово. Он бил баклуши= ленился.    5.    Глаголом + модальной частицей ( да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)   Частицы : либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения. 

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

  • ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.  1.    Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем).  Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идет. Они пришел бы. ( Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.)  2.    Инфинитивом (начальной формой глагола). Курить – здоровью вредить.  3.    Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг). Она прыг да скок. 
  • 4.    Фразеологизмом (неделимым словосочетанием). Фразеологизм можно заменить на одно слово. Он бил баклуши= ленился.  5.    Глаголом + модальной частицей ( да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)  Частицы : либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения. 
СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив   Способы выражения глагола-связки:    1) Глаголы со значением

СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив 

  • Способы выражения глагола-связки:  1) Глаголы со значением " начало ", " продолжение ", " конец действия ". Я начал читать. Я продолжил читать. Я закончил читать.  2)  Модальные глаголы  = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др). Я люблю петь. Я хочу есть. Мне нравится гулять.  3 ) Словами  можно, нужно, надо  и т.д Можно выйти? Нужно верить. 
Примечание:  Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Он может являться второстепенным членом предложения.   Ситуации, при которых инфинитив не входит в состав сказуемого:  1.    Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц.   Они просили ее спеть. (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель)   Доктора запретили курить.    2.    Инфинитив относится к глаголу движения.   Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство цели)    3.    К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?» В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому.    Желание гулять посетило его только сейчас. 
  • Примечание: Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Он может являться второстепенным членом предложения.
  •   Ситуации, при которых инфинитив не входит в состав сказуемого: 1.    Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц.  Они просили ее спеть. (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель)  Доктора запретили курить.  2.    Инфинитив относится к глаголу движения.  Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство цели)  3.    К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?» В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому.   Желание гулять посетило его только сейчас. 
СИС (составное именное сказуемое) =  глагол связка+ имя (сущ, числ, прил...)  Способ выражения глагола-связки:    1.    Бытийные глаголы (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.)   2.    Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался)    Примечание:  1. Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать:   Он врач. (составное именное)    2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать».   !!!!! Он был здесь вчера. (=присутствовал, находился)   Быть = связка, Он был умным.   Быть=существовать. Он был здесь. 

СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ, числ, прил...) 

  • Способ выражения глагола-связки:  1.    Бытийные глаголы (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.)  2.    Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался)  Примечание: 1. Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать:  Он врач. (составное именное)  2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать». !!!!! Он был здесь вчера. (=присутствовал, находился)  Быть = связка, Он был умным.  Быть=существовать. Он был здесь. 
Способы выражения сказуемого: Не путать: Он попросил их уйти. Я велел написать упражнение. (простое глагольное сказуемое, т.к. действия выполняются разными лицами)

Способы выражения сказуемого:

  • Не путать: Он попросил их уйти. Я велел написать упражнение. (простое глагольное сказуемое, т.к. действия выполняются разными лицами)

Выполняя задание, не забывайте, что предложение может быть… осложнено однородными членами: И море , и берег прогрелись к полудню. осложнено вводными словами: В русских наших лесах,  пожалуй , нет дерева мощнее. осложнено обращением: Юноша , вы куда идете? осложнено обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями, уточняющими членами: Серебристая дымка ,    предвестник жаркого  дня,   окутала  город.

Выполняя задание, не забывайте, что предложение может быть…

  • осложнено однородными членами: И море , и берег прогрелись к полудню.
  • осложнено вводными словами: В русских наших лесах,  пожалуй , нет дерева мощнее.
  • осложнено обращением: Юноша , вы куда идете?
  • осложнено обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями, уточняющими членами: Серебристая дымка   предвестник жаркого  дня,   окутала  город.
Двусоставные и односоставные предложения   Двусоставное предложение  – это предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое.    Односоставные предложения  – это такие предложения, в которых есть только подлежащее или только сказуемое. 

Двусоставные и односоставные предложения

  •  

Двусоставное предложение  – это предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое.  Односоставные предложения  – это такие предложения, в которых есть только подлежащее или только сказуемое. 

Односоставные предложения 1.      Определенно-личные  (в таких предложениях нет подлежащего, но вместо него можно подставить Я,МЫ,ТЫ,ВЫ)   Хожу по городу, ничего не замечаю.    2.     Неопределенно-личные  (нет подлежащего, но вместо него можно подставить ОНИ)   Ходят тут, смотрят.    3.     Обобщенно-личные  (нет подлежащего. Как правило, это пословицы и поговорки)   Цыплят по осени считают.   4.      Безличные предложения    в них нет подлежащего, нельзя ничего подставить, действие совершается непонятно кем)   - явления природы. Вечереет. Смеркается.   - состояние человека. Мне грустно. Мне тошно.   - отсутствие чего-либо. НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ, не осталось, не хватило. На небе нет ни облачка. У него не было сил сражаться.   - инфинитив. Нужно много заниматься. Всем молчать. Быть грозе.   - краткое страдательное причастие . Об этом много сказано. 

Односоставные предложения

1.      Определенно-личные  (в таких предложениях нет подлежащего, но вместо него можно подставить Я,МЫ,ТЫ,ВЫ)  Хожу по городу, ничего не замечаю.  2.     Неопределенно-личные  (нет подлежащего, но вместо него можно подставить ОНИ)  Ходят тут, смотрят.  3.     Обобщенно-личные  (нет подлежащего. Как правило, это пословицы и поговорки)  Цыплят по осени считают. 

4.      Безличные предложения    в них нет подлежащего, нельзя ничего подставить, действие совершается непонятно кем) 

- явления природы. Вечереет. Смеркается. 

- состояние человека. Мне грустно. Мне тошно. 

- отсутствие чего-либо. НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ, не осталось, не хватило. На небе нет ни облачка. У него не было сил сражаться. 

- инфинитив. Нужно много заниматься. Всем молчать. Быть грозе. 

- краткое страдательное причастие . Об этом много сказано. 

Односоставные предложения 5.     Назывные предложения  (в них отсутствует сказуемое).  Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет.   !!!  Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.   [Ночь], и [всем стало так спокойно]. 

Односоставные предложения

  • 5.     Назывные предложения  (в них отсутствует сказуемое). Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. !!! Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения. [Ночь], и [всем стало так спокойно]. 
Полные и неполные предложения    Неполные предложения  – это такие предложения, в которых может быть пропущен любой член предложения. Его, как правило, можно восстановить из контекста.    Отличие между неполными и односоставными заключается в том, что односоставные не требуют восстановления.    Я люблю яблоки. Он - апельсины. (неполное) 

Полные и неполные предложения

  • Неполные предложения  – это такие предложения, в которых может быть пропущен любой член предложения. Его, как правило, можно восстановить из контекста.  Отличие между неполными и односоставными заключается в том, что односоставные не требуют восстановления.  Я люблю яблоки. Он - апельсины. (неполное) 
Вспомните виды  сложных предложений: БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Средство связи – интонация Сыр   выпал —   с ним была плутовка такова.   [  ] – [  ]. Начинался ветер,  деревья мерно раскачивались. [  ] ,  [  ]. В актовом зале горного техникума свободных мест не было:  народу набилось битком. [  ] :  [  ]. Морозило; на черном небе сверкали крупные звезды.   [  ] ; [  ].

Вспомните виды сложных предложений:

БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Средство связи – интонация

  • Сыр   выпал —   с ним была плутовка такова.  

[  ] – [  ].

  • Начинался ветер,  деревья мерно раскачивались.

[  ] ,  [  ].

  • В актовом зале горного техникума свободных мест не было:  народу набилось битком.

[  ] :  [  ].

  • Морозило; на черном небе сверкали крупные звезды.  

[  ] ; [  ].

СОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  Средство связи – союз СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сочинительные союзы:   • соединительные (И, ДА (= и), не только … но и, также, тоже, и … и, ни … ни, как … так и, сколько ... столько и)   • разделительные (ИЛИ, или … или, ЛИБО, либо … либо, то … то, то ли … то ли, не то … не то)   • противительные (А, ДА (= но), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, однако же, все же)   • градационные (не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а)   • присоединительные (тоже, также, да и, и, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ)   • пояснительные (ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО) 

СОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Средство связи – союз

  • СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • Сочинительные союзы: соединительные (И, ДА (= и), не только … но и, также, тоже, и … и, ни … ни, как … так и, сколько ... столько и)  • разделительные (ИЛИ, или … или, ЛИБО, либо … либо, то … то, то ли … то ли, не то … не то)  • противительные (А, ДА (= но), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, однако же, все же)  • градационные (не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а)  • присоединительные (тоже, также, да и, и, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ)  • пояснительные (ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО) 
СОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ   СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ) Роса уже пала,   и  ночной воздух  пахнет  влажными  травами.   [  ] , и [  ]. С юга надвигалась туча,  но  весенний вечер был еще ясен и тёпел. [  ] , но [  ]. Дедушка всю дорогу кряхтел и вздыхал , Сергей  ЖЕ  сохранял на лице злое, решительное выражение. [  ] , […же... ].

СОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ)

  • Роса уже пала,   и  ночной воздух  пахнет  влажными  травами.  

[  ] , и [  ].

  • С юга надвигалась туча,  но  весенний вечер был еще ясен и тёпел.

[  ] , но [  ].

  • Дедушка всю дорогу кряхтел и вздыхал , Сергей  ЖЕ  сохранял на лице злое, решительное выражение.

[  ] , […же... ].

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ   СПП (сложноподчиненное предложение)  - это предложение с несколькими грамматическими основами, соединенными подчинительными союзами. От одной главной части задается вопрос к придаточной (зависимой части).    Придаточное предложение может находиться до/после главного или может разрывать главное предложение.   […], (что…)   (Когда…), […]   […,(что…),..] 

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • СПП (сложноподчиненное предложение)  - это предложение с несколькими грамматическими основами, соединенными подчинительными союзами. От одной главной части задается вопрос к придаточной (зависимой части).  Придаточное предложение может находиться до/после главного или может разрывать главное предложение. […], (что…)  (Когда…), […]  […,(что…),..] 
 СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ)  Подчинительные союзы:    изъяснительные   (что, чтобы, как, …) (вопросы косвенных падежей) чаще - ЧТО   определительные  (который, которая, которого, ...)  обстоятельственные:    • времени (когда, лишь, едва, …) КОГДА?   • места (где, куда, откуда, ...) ГДЕ   • образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой, ... ) В КАКОЙ мере КАК?   • сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы)   • причины (так как, потому что, …) (ПОЧЕМУ?   • условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?   • уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …) НЕСМОТРЯ НА ЧТО?   • цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?   • следствия (так что) 

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

(ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ)

Подчинительные союзы:  изъяснительные   (что, чтобы, как, …) (вопросы косвенных падежей) чаще - ЧТО  определительные  (который, которая, которого, ...) обстоятельственные:   • времени (когда, лишь, едва, …) КОГДА?  • места (где, куда, откуда, ...) ГДЕ  • образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой, ... ) В КАКОЙ мере КАК?  • сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы)  • причины (так как, потому что, …) (ПОЧЕМУ?  • условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?  • уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …) НЕСМОТРЯ НА ЧТО?  • цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?  • следствия (так что) 

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ    В СПП между частями бывают не только союзы, но и союзные слова (похожи на союз, но являются членами предложения)     На союзное слово падает интонационное ударение, к союзному слову чаще всего можно задать вопрос.    Сравните:  Я увидел, что на улице светит солнце. (что – союз)   Я узнал,  кто  ворует мои конфеты. (кто – союзное слово, подлежащее)    Пока  офицеры завтракали ,  теплоход пришвартовался к деревянному причалу. (Пока…), [  ]. Сторож бежал тяжело и один раз даже остановился,  чтобы  перевести дух. [  ],  (чтобы…). Книжки,  какие  у меня были, я все очень скоро перечитал.  […, (какие…),  … ].

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

В СПП между частями бывают не только союзы, но и союзные слова (похожи на союз, но являются членами предложения)   На союзное слово падает интонационное ударение, к союзному слову чаще всего можно задать вопрос.  Сравните: Я увидел, что на улице светит солнце. (что – союз)  Я узнал,  кто  ворует мои конфеты. (кто – союзное слово, подлежащее) 

  • Пока  офицеры завтракали теплоход пришвартовался к деревянному причалу. (Пока…), [  ].
  • Сторож бежал тяжело и один раз даже остановился,  чтобы  перевести дух. [  ],  (чтобы…).
  • Книжки,  какие  у меня были, я все очень скоро перечитал.  […, (какие…),  … ].
!!!ПОМНИТЕ: Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Сравните:   От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра . (Простое предложение с однородными сказуемыми, 1 основа); Денег  дам  на дорогу, и вертолёт  вызвать можно. (С ложносочинённое предложение, 2 основы). Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения): Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу . Исключение  составляют союзы  тоже, также,  частицы- союзы же, только.  Они могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения): Мы с сестрой плакали, мать также плакала .  Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину .

!!!ПОМНИТЕ:

  • Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены.
  • Сравните:  
  • От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра . (Простое предложение с однородными сказуемыми, 1 основа);
  • Денег  дам  на дорогу, и вертолёт  вызвать можно. (С ложносочинённое предложение, 2 основы).
  • Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения): Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу .
  • Исключение  составляют союзы  тоже, также,  частицы- союзы же, только.  Они могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения): Мы с сестрой плакали, мать также плакала .

Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину .

!!!ПОМНИТЕ : Иногда запятая не ставится между частями СП. * Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение: По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые автомобили. (Общий второстепенный член – по улицам. 2 основы). Видел Егорушка,  как мало-помалу  темнело небо  и о пускалась  на землю  мгла.   (3 основы). Придаточное в СПП предложении может присоединяться к главному при помощи частицы ЛИ, употреблённой в значении союза:  Он не знал ,  придёт   ли  завтра. (2 основы).

!!!ПОМНИТЕ :

  • Иногда запятая не ставится между частями СП.
  • * Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение: По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые автомобили. (Общий второстепенный член – по улицам. 2 основы). Видел Егорушка,  как мало-помалу  темнело небо  и о пускалась  на землю  мгла.   (3 основы).
  • Придаточное в СПП предложении может присоединяться к главному при помощи частицы ЛИ, употреблённой в значении союза:  Он не зналпридёт   ли  завтра. (2 основы).
 ПОТРЕНИРУЕМСЯ…  1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой. 1.  Тётя Галя вздохнула, хотела что-то ещё сказать про Колюшку, но решила, видно, не огорчать меня печальными рассказами. (Крапивин В.) 2 . Ярко светит солнце, шумит прибой, волны лижут приморский пляж, разукрашенный раковинами и лентами зеленоватых водорослей. (Болдырев В.)

ПОТРЕНИРУЕМСЯ… 1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

  • 1.  Тётя Галя вздохнула, хотела что-то ещё сказать про Колюшку, но решила, видно, не огорчать меня печальными рассказами. (Крапивин В.)
  • 2 . Ярко светит солнце, шумит прибой, волны лижут приморский пляж, разукрашенный раковинами и лентами зеленоватых водорослей. (Болдырев В.)
3. Массивное здание вздрагивало от разрывов, чернильницы подскакивали и плескали, люстра под потолком начинала раскачиваться, а старый кассир сидел за своим столом над раскрытой приходо-расходной книгой, уставив рассеянный взгляд в распахнутое окно, на площадь, обезлюдевшую, точно перед грозой. (Полевой Б.)  2. Выпишите грамматические основы из предложений: 4. Я стоял на поляне, снега на которой почти не было.(Коваль Ю.) 5.  Дунул ветер, на вершине липы обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи; из-за сарая потянуло крепким запахом мокрого орешника. (Вересаев В.)
  • 3. Массивное здание вздрагивало от разрывов, чернильницы подскакивали и плескали, люстра под потолком начинала раскачиваться, а старый кассир сидел за своим столом над раскрытой приходо-расходной книгой, уставив рассеянный взгляд в распахнутое окно, на площадь, обезлюдевшую, точно перед грозой. (Полевой Б.)

2. Выпишите грамматические основы из предложений:

  • 4. Я стоял на поляне, снега на которой почти не было.(Коваль Ю.)
  • 5.  Дунул ветер, на вершине липы обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи; из-за сарая потянуло крепким запахом мокрого орешника. (Вересаев В.)

ПРОВЕРЬТЕ ОТВЕТЫ… 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло

ПРОВЕРЬТЕ ОТВЕТЫ…

  • 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло
  • 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло
  • 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло
  • 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло
  • 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло
  • 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло
  • 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло
  • 1. 1 2. 3 3. 3 4. я стоял, не было 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло
  • 1. 1
  • 2. 3
  • 3. 3
  • 4. я стоял, не было
  • 5. дунул ветер, сучок обломился и упал, потянуло
Алгоритм выполнения задания 2 ОГЭ 2020 1. Внимательно прочитайте предложения 2. Выделите грамматические основы в каждом предложении 3. Соотнесите подчеркнутые грамматические основы с данными вариантами ответов. 4. Внесите правильные ответы в бланк ответов.

Алгоритм выполнения задания 2 ОГЭ 2020

  • 1. Внимательно прочитайте предложения
  • 2. Выделите грамматические основы в каждом предложении
  • 3. Соотнесите подчеркнутые грамматические основы с данными вариантами ответов.
  • 4. Внесите правильные ответы в бланк ответов.
Практика ОГЭ 2020.  Задание 2 – синтаксический анализ предложения. 1.  Прочитайте текст.     (1)История человека есть история его свободы. (2)Рост человеческой мощи выражается прежде всего в росте свободы. (3)Свобода не есть осознанная необходимость, она прямо противоположна необходимости, свобода есть преодоленная необходимость. (4)Прогресс в основе своей есть прогресс человеческой свободы. (5)Да ведь и сама жизнь есть свобода, эволюция жизни есть эволюция свободы.    Укажите варианты ответов , в которых верно определена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.    1) история человека есть (предложение 1)   2) рост человеческой мощи выражается (предложение 2)   3) она противоположна (предложение 3)   4) прогресс есть (предложение 4)   5) жизнь есть свобода (предложение 5) 

Практика ОГЭ 2020. Задание 2 – синтаксический анализ предложения.

  • 1. Прочитайте текст.   (1)История человека есть история его свободы. (2)Рост человеческой мощи выражается прежде всего в росте свободы. (3)Свобода не есть осознанная необходимость, она прямо противоположна необходимости, свобода есть преодоленная необходимость. (4)Прогресс в основе своей есть прогресс человеческой свободы. (5)Да ведь и сама жизнь есть свобода, эволюция жизни есть эволюция свободы.  Укажите варианты ответов , в которых верно определена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.  1) история человека есть (предложение 1)  2) рост человеческой мощи выражается (предложение 2)  3) она противоположна (предложение 3)  4) прогресс есть (предложение 4)  5) жизнь есть свобода (предложение 5) 
  • 2. Синтаксический анализ предложения.  Прочитайте текст.  (1)Среда обитания человека и других живых организмов весьма агрессивна: нас подстерегают всевозможные вирусы и бактерии, ожидающие своего часа, чтобы напасть на нас, и задача нашей иммунной системы — защитить нас от их нападения. (2)Некоторые рубежи обороны — чисто анатомические: например, кожа и слизистые оболочки образуют физический барьер, препятствующий вторжению. (3)Если эти внешние границы нарушены, организм часто противопоставляет агрессии генерализованную воспалительную реакцию, при которой усиливается приток крови к пораженному участку. (4)Кровь доставляет лейкоциты, которые, проникнув через стенку капилляров, захватывают внедрившегося агрессора. (5)Именно такой реакцией объясняется хорошо знакомая нам краснота вокруг небольшого пореза.  Укажите варианты ответов , в которых верно определена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.  1) напасть (предложение 1)  2) слизистые оболочки образуют (предложение 2)  3) границы нарушены (предложение 3)  4) лейкоциты захватывают (предложение 4)  5) краснота объясняется (предложение 5) 
3. Синтаксический анализ предложения.    Прочитайте текст.    (1) То, как птицы учатся петь свои песни, во многом сходно с освоением языка ребенком: как и в случае с человеческой речью, птицам необходима «модель для подражания». (2) В естественной среде молодые особи подражают песням взрослых птиц, а без этого они не способны овладеть пением в полной мере. (3) Но развитие речи у человека не сводится к имитации: ключевой момент состоит в том, что ребенок способен следить за реакцией взрослых на свои слова и корректировать речь в соответствии с ней. (4) Теперь же исследователи продемонстрировали, что социальный контекст играет важную роль в освоении песни у зебровой амадины — одного из самых популярных модельных видов в экспериментах этологов. (5) Их исследование позволяет предположить, что этот феномен широко распространен среди певчих воробьиных.    Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения  с союзной подчинительной связью . Запишите номера ответов.    1) Предложение 1   2) Предложение 2   3) Предложение 3   4) Предложение 4   5) Предложение 5 
  • 3. Синтаксический анализ предложения.  Прочитайте текст.  (1) То, как птицы учатся петь свои песни, во многом сходно с освоением языка ребенком: как и в случае с человеческой речью, птицам необходима «модель для подражания». (2) В естественной среде молодые особи подражают песням взрослых птиц, а без этого они не способны овладеть пением в полной мере. (3) Но развитие речи у человека не сводится к имитации: ключевой момент состоит в том, что ребенок способен следить за реакцией взрослых на свои слова и корректировать речь в соответствии с ней. (4) Теперь же исследователи продемонстрировали, что социальный контекст играет важную роль в освоении песни у зебровой амадины — одного из самых популярных модельных видов в экспериментах этологов. (5) Их исследование позволяет предположить, что этот феномен широко распространен среди певчих воробьиных.  Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения  с союзной подчинительной связью . Запишите номера ответов.  1) Предложение 1  2) Предложение 2  3) Предложение 3  4) Предложение 4  5) Предложение 5 
  • 4. Синтаксический анализ предложения.  Прочитайте текст.  (1) Главный источник нагрева атмосферы Земли — энергия Солнца. (2) Эта энергия распределяется по земной поверхности неравномерно — прежде всего из-за того, что в высоких широтах солнечные лучи падают под более острым углом к поверхности планеты. (3) Поэтому, как всем хорошо известно, на экваторе воздух теплее, а над полюсами холоднее. (4) Разница температур между экваториальной и полярными зонами — основная движущая сила атмосферной циркуляции, ответственной за погоду и климат на планете. (5) Количественно эту разницу можно выразить в виде широтного температурного градиента — величины, показывающей, на сколько градусов меняется средняя температура воздуха при смещении на один градус географической широты.   Укажите варианты ответов , в которых верно определена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.  1) главный источник - энергия солнца(предложение 1)  2) энергия распределяется (предложение 2)  3) всем известно(предложение 3)  4) разница температур сила - циркуляции(предложение 4)  5) можно выразить (предложение 5) 
  5. Синтаксический анализ предложения.   Прочитайте текст.     (1)Согласно центральной догме молекулярной биологии, химическая индивидуальность каждого живого организма определяется последовательностью пар оснований в ДНК этого организма. (2)Теория эволюции утверждает, что виды развиваются в течение времени, и параллельно этому развитию изменяются их ДНК. (3)К изменению ДНК могут привести различные события. (4)Например, медленное накапливание мутаций, массовые ошибки при копировании или проникновение последовательности вирусных нуклеиновых кислот. (5)Но одно можно утверждать смело — чем больше прошло времени с тех пор, как жил общий предок двух видов, тем длиннее период, в течение которого происходили эти изменения, и, следовательно, тем сильнее отличаются последовательности ДНК этих двух видов.    Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с вводными словами.  Запишите номера ответов.    1) Предложение 1   2) Предложение 2   3) Предложение 3   4) Предложение 4   5) Предложение 5 
  •   5. Синтаксический анализ предложения.  Прочитайте текст.   (1)Согласно центральной догме молекулярной биологии, химическая индивидуальность каждого живого организма определяется последовательностью пар оснований в ДНК этого организма. (2)Теория эволюции утверждает, что виды развиваются в течение времени, и параллельно этому развитию изменяются их ДНК. (3)К изменению ДНК могут привести различные события. (4)Например, медленное накапливание мутаций, массовые ошибки при копировании или проникновение последовательности вирусных нуклеиновых кислот. (5)Но одно можно утверждать смело — чем больше прошло времени с тех пор, как жил общий предок двух видов, тем длиннее период, в течение которого происходили эти изменения, и, следовательно, тем сильнее отличаются последовательности ДНК этих двух видов.  Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с вводными словами. Запишите номера ответов.  1) Предложение 1  2) Предложение 2  3) Предложение 3  4) Предложение 4  5) Предложение 5 
6. Синтаксический анализ предложения.    Прочитайте текст.    (1) Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач. (2) То же с ученым. (3)Если ученый - только ученый, то он не может быть крупным ученым. (4)Когда исчезает фантазия, вдохновение, то вырождается и творческое начало, поскольку оно нуждается в отвлечениях. (5)Иначе у ученого останется лишь стремление к фактам.    Укажите варианты ответов, в которых верно определено  сказуемое   в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.    1) существует (предложение 1)   2) с ученым (предложение 2)   3) не может (предложение 3)   4) вырождается (предложение 4)   5) остается у ученого (предложение 5) 
  • 6. Синтаксический анализ предложения.  Прочитайте текст.  (1) Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач. (2) То же с ученым. (3)Если ученый - только ученый, то он не может быть крупным ученым. (4)Когда исчезает фантазия, вдохновение, то вырождается и творческое начало, поскольку оно нуждается в отвлечениях. (5)Иначе у ученого останется лишь стремление к фактам.  Укажите варианты ответов, в которых верно определено  сказуемое   в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.  1) существует (предложение 1)  2) с ученым (предложение 2)  3) не может (предложение 3)  4) вырождается (предложение 4)  5) остается у ученого (предложение 5) 
7. Синтаксический анализ предложения.   Прочитайте текст.    (1)В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. (2)Вырастив колонии культуры стафилококков, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью, а вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. (3)Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. (4)Впоследствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». (5)Это и был первый современный антибиотик.    Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения  с причастным оборотом . Запишите номера ответов.    1) Предложение 1   2) Предложение 2   3) Предложение 3   4) Предложение 4   5) Предложение 5 
  • 7. Синтаксический анализ предложения.  Прочитайте текст.  (1)В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. (2)Вырастив колонии культуры стафилококков, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью, а вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. (3)Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. (4)Впоследствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». (5)Это и был первый современный антибиотик.  Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения  с причастным оборотом . Запишите номера ответов.  1) Предложение 1  2) Предложение 2  3) Предложение 3  4) Предложение 4  5) Предложение 5 
8. Синтаксический анализ предложения.   Прочитайте текст    (1) Любовь - это жизнь, это главное. (2)От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. (3)Любовь - это сердце всего. (4)Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. (5)Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем.    Укажите варианты ответов, в которых верно определена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.    1. оно прекратит работу (предложение 4)   2. стихи дела прочее разворачиваются от нее (предложение 2)   3. любовь (предложение 3)   4. любовь главное (предложение 1)   5. сердце работает (предложение 5) 
  • 8. Синтаксический анализ предложения. 

Прочитайте текст  (1) Любовь - это жизнь, это главное. (2)От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. (3)Любовь - это сердце всего. (4)Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. (5)Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем.  Укажите варианты ответов, в которых верно определена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.  1. оно прекратит работу (предложение 4)  2. стихи дела прочее разворачиваются от нее (предложение 2)  3. любовь (предложение 3)  4. любовь главное (предложение 1)  5. сердце работает (предложение 5) 

9. Синтаксический анализ предложения.    Прочитайте текст.    (1) И еще хочу сказать о неделимости общей и технической культуры. (2) Это неделимые вещи. (3) Если вы кусок какой-то изымаете, связанный с историей нашего отечества или с нашей литературой, если вы к чему-нибудь ослабили внимание, это обязательно бумерангом вернется в силу неделимости культуры. (4)В равной степени нельзя все отдать литературе и искусству и забыть про технику. (5) Мы тогда станем беспомощным обществом.    Укажите варианты ответов, в которых верно определена  грамматическая основа   в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.    1) мы станем беспомощным (предложение 5)   2) хочу сказать (предложение 1)   3) неделимые вещи (предложение 2)   4) вы изымаете (предложение 3)   5) нельзя все отдать и забыть (предложение 4) 
  • 9. Синтаксический анализ предложения.  Прочитайте текст.  (1) И еще хочу сказать о неделимости общей и технической культуры. (2) Это неделимые вещи. (3) Если вы кусок какой-то изымаете, связанный с историей нашего отечества или с нашей литературой, если вы к чему-нибудь ослабили внимание, это обязательно бумерангом вернется в силу неделимости культуры. (4)В равной степени нельзя все отдать литературе и искусству и забыть про технику. (5) Мы тогда станем беспомощным обществом.  Укажите варианты ответов, в которых верно определена  грамматическая основа   в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.  1) мы станем беспомощным (предложение 5)  2) хочу сказать (предложение 1)  3) неделимые вещи (предложение 2)  4) вы изымаете (предложение 3)  5) нельзя все отдать и забыть (предложение 4) 
Синтаксический анализ предложения.    Прочитайте текст.    (1)Известно, что наш небольшой космический дом - Земля - мчится в мировом пространстве по очень сложной траектории, участвуя во многих механических движениях. (2)Вследствие этого непрерывно изменяются координаты Земли по отношению к Солнцу и Луне, которые, в свою очередь, не стоят на месте. (3)В результате Солнце и Луна оказывают на Землю не всегда одинаковое влияние. (4)Поскольку Земля сжата у полюсов, Солнце и Луна сильнее притягивают ту ее часть у экватора, которая ближе к ним. (5)При этом возникают так называемые прецессионные силы, стремящиеся как бы повернуть ось вращения Земли.     Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с  придаточным определительным . Запишите номера ответов.    1) Предложение 1   2) Предложение 2   3) Предложение 3   4) Предложение 4   5) Предложение 5 
  • Синтаксический анализ предложения.  Прочитайте текст.  (1)Известно, что наш небольшой космический дом - Земля - мчится в мировом пространстве по очень сложной траектории, участвуя во многих механических движениях. (2)Вследствие этого непрерывно изменяются координаты Земли по отношению к Солнцу и Луне, которые, в свою очередь, не стоят на месте. (3)В результате Солнце и Луна оказывают на Землю не всегда одинаковое влияние. (4)Поскольку Земля сжата у полюсов, Солнце и Луна сильнее притягивают ту ее часть у экватора, которая ближе к ним. (5)При этом возникают так называемые прецессионные силы, стремящиеся как бы повернуть ось вращения Земли.   Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с  придаточным определительным . Запишите номера ответов.  1) Предложение 1  2) Предложение 2  3) Предложение 3  4) Предложение 4  5) Предложение 5 
Проверьте ответы: 1- 35 2- 135 3- 1345 4- 25 5- 45 6- 14 7- 24 8- 13 9- 15 10- 24

Проверьте ответы:

  • 1- 35
  • 2- 135
  • 3- 1345
  • 4- 25
  • 5- 45
  • 6- 14
  • 7- 24
  • 8- 13
  • 9- 15
  • 10- 24
Использованная литература, информационная поддержка ОГЭ: Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/  http://www.ctege  https://pedportal.net https://rustutors.ru https://sdamgia.ru https://down.ctege.info/gia9 https://rus-оge.sdamgia.ru

Использованная литература, информационная поддержка ОГЭ:

  • Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/
  • http://www.ctege
  • https://pedportal.net
  • https://rustutors.ru
  • https://sdamgia.ru
  • https://down.ctege.info/gia9
  • https://rus-оge.sdamgia.ru

Удачи!!!

Удачи!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!