СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ - 2022г. Контрольная работа "Сложноподчиненные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девятый класс – это подготовка к ОГЭ в течение всего учебного года. Поэтому контрольная работа на тему «Сложноподчиненные предложения» включает в себя задания, аналогичные тем, которые ученики решают в КИМ. Вашему вниманию, уважаемые коллеги, предлагается пять вариантов.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ - 2022г. Контрольная работа "Сложноподчиненные предложения"»

Контрольная работа по теме «Придаточные предложения»

Суязова И.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»

Воронежской области

Вариант 1

Задания 1 – 5 даны в формате задания 2 ОГЭ

1. Прочитайте текст.

(1) Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. (2) Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. (3) Пушкин знал, что в делах почти всех осужденных декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на подозрении. (4)Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» стихи. (Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным времени.

2) В предложении 2 две грамматические основы.

3) Главное и определительное придаточное в предложении 2 соединены союзом которых.

4) Предложение 3 состоит из четырёх предложений, второе, третье и четвертое – придаточные изъяснительные.

5) Предложение 4 – сложное, бессоюзное.


2. Прочитайте текст.

(1)Еще в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вел в продолжение пяти лет. (2)Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.

(3)Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и дает ли он слово думать и действовать иначе. (4)Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вел себя свободно и независимо. (5)Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою...» (169 слов) (Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

3) В предложении 3 три грамматические основы.

4) Предложение 4 сложное, осложнено вводным словом.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным определительным, содержит цитирование.


3. Прочитайте текст.

(1)Всю дорогу до Царского Села архитектор Василий Стасов был погружен в свои мысли. (2)Изредка бросал он рассеянный взгляд на покрытую снегом равнину, по которой пролегала дорога, соединяющая столицу с Царским Селом, и думал о своем. (3)Ему — молодому зодчему, немало построившему в Москве, — дано поручение составить проект переделки флигеля, в котором решено было открыть новое учебное заведение — Лицей. (4)Стасову припомнились слухи, что ходили в петербургском обществе. (5)Одни говорили, что император задумал воспитывать своих младших братьев — Николая и Михаила — вместе с отпрысками знатнейших фамилий. (6)Другие полагали, что царю, не имеющему своих детей, захотелось видеть вблизи себя молодежь. (Из книги М. Басиной «В садах Лицея»)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 бессоюзное.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.

3) В предложении 3 придаточное определительное соединено с главным с помощью союза котором.

4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.

5) Предложения 5-6 сложноподчинённые с придаточными обстоятельственными.


4. Прочитайте текст.

(1)Хотя воспитанники съехались, занятия в Лицее не начались. (2)Все готовились к 19 октября — дню, когда будет торжественно открыт Лицей.

(3)Приехал граф Разумовский — министр просвещения, всё осмотрел и приказал провести в его присутствии репетицию предстоящего торжества. (4) Ему поставили кресло. (5)Он сел, сумрачно наблюдая, как ввели воспитанников в парадных мундирах, построили, вызывая их по списку, обучали кланяться почтительно и изящно тому месту, где будет сидеть царь. (Из книги М. Басиной «В садах Лицея»)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным уступки.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.

3) Предложение 3 простое, осложнено однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством.

4) Предложение 4 безличное.

5) Предложение 5 состоит из трёх предложений, 2 – придаточное изъяснительное, 3 – придаточное определительное.


5. Прочитайте текст.

(1)Мне приснилось, что я скоростной экспресс "Москва-Петербург" под названием "Сапсан". (2)Чувствую, что несусь со страшной скоростью, будто настоящий сокол. (3)Лечу, едва касаясь рельсов, словно и вправду крылья выросли по обеим сторонам вагонов. (4)Пассажиры прильнули к окнам, как приклеенные, смотрят на мелькающие вдоль полотна домики, деревья, кустарники. (5)Только заприметят что-то интересное, а его уже нет, точно корова языком слизнула.


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

2) Предложение 2 сложносочинённое

3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным сравнения.

4) Предложение 4 простое, осложнено сравнением, однородными подлежащими и однородными дополнениями.

5) Предложение 5 состоит из трёх предложений, 3 предложение в составе сложного – придаточное сравнения.

Задания 6 – 10 даны в формате задания 3 ОГЭ

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Нужно читать только те книги (1) которые учат понимать смысл жизни (2) желания людей (3) и мотивы их поступков. (М. Горький)


7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ветви деревьев (1) казались(2) мохнатыми и (3) когда набегал ветерок (4)слегка шумели первым зелёным шумом.

(Г. Скребницкий)

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда у меня в руках новая книга (1) я чувствую (2) что в мою жизнь вошло что-то живое (3) говорящее (4) чудесное. (М. Горький)


9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Живопись важна ещё и тем (1) что художник часто замечает то (2) чего мы совсем не видим. (К. Паустовский)


10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Теперь (1) когда я могу рассуждать (2) я уверена (3)что ты останешься жив.


Задание 11 – 14 из КИМ ОГЭ прошлых лет

11. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Больше Вадик не давал мне шайбу раньше себя и подпускал к камню только последним. (2)Он хорошо бросал, и нередко я лез в карман за новой монетой, не прикоснувшись к шайбе. (3)Но я бросал лучше, и, если уж мне доставалась возможность бросать, шайба, как намагниченная, летела точно на деньги. (4)Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу. (5)Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? (6)Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. (7)Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре. (В.П.Распутин. «Уроки французского»)


12. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык. (2)И почему меня одного? (3)В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех.

(4)Оказалось, что и это еще не самое страшное. (5)Лидия Михайловна вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остается в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру. (6) Жила она рядом со школой, в учительских домах. (В.П.Распутин. «Уроки французского»)


13. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. (2)Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.

(3)Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки к выходу. (4)Лидия Михайловна смотрела на меня с удивлением и обидой, но остановить меня никакими силами было невозможно. (5) Я убегал. (6)Так повторялось несколько раз, затем Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня за стол. (7)Я вздохнул свободней. (В.П.Распутин. «Уроки французского»)


14. Прочитайте предложение и определите вид подчинения придаточных предложений. Ответ запишите.

Исторический опыт доказывает, что всяческие попытки «перепрыгнуть» через какие-то стадии культуры ни к чему хорошему не приводят, что только скрупулёзная работа по восстановлению исторической памяти, «детства и юности» народа позволит ему выйти на магистральную дорогу мировой культуры и прийти к ощущению духовной полноты бытия.



Слепая таблица «Придаточные предложения»

Начертите таблицу и заполните её

Придаточные

Вопросы

Союзы

Союзные слова

1.Определительные




который, где, какой, куда (допиши)

2. Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей





3.


Где? Откуда? и др.






Вариант 2

Задания 1 – 5 даны в формате задания 2 ОГЭ

1. Прочитайте текст.

(1)В один поистине прекрасный день ко мне приехал Дягилев и сообщил, что предлагает мне ехать в Париж, где он хочет устроить ряд симфонических концертов, которые ознакомили бы французов с русской музыкой. (2) Я с восторгом согласился принять участие в этих концертах, уже зная, как интересуется Европа русской музыкой и как мало наша музыка известна в Европе.

(3)Когда я приехал в Париж и остановился в отеле, где жил Дягилев, я сразу понял, что затеяно серьезное дело и что его делают с восторгом. (4)Дягилев сообщил мне, что интерес парижан к его предприятию очень велик и что хотя помещение для концертов снято в Большой опере, но положительно нет возможности удовлетворить публику, желающую слушать русскую музыку. (По М Горькому)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 состоит из четырёх частей, 2 в составе сложного – придаточное изъяснительное, 3 и 4 в составе сложного – придаточные определительные

2) В предложении 2 сложноподчинённое с придаточными изъяснительными.

3) Предложение 3 сложносочинённое

4) Сложное предложение 3 состоит из трёх простых предложений.

5) Предложение 4 сложное, сложносочинённое


2. Прочитайте текст.

(1) На третий день подъем по снежной равнине сделался более заметным и появилось больше трещин, которые замедляли движение. (2)Приходилось идти осторожно, прощупывая снег, чтобы не провалиться через тонкий слой его, скрывающий трещины.

(3)На севере тучи расходились, разгоняемые ветром, и между их серыми клочьями то показывались, то исчезали горы, которые тянулись длинной цепью по всему горизонту. (4) На их белоснежном фоне чернели скалистые отроги, а незаходящее солнце катилось над самым гребнем хребта, тускло светя сквозь пелену туч и окрашивая их в красноватый цвет. (5) Снеговая равнина на переднем плане покрылась пятнами и полосами, отраженными от неба, синеватого и розового цвета. (6) Общая картина снеговой пустыни и таинственного хребта, который впервые предстал перед глазами путешественников, была поразительна. (По В. Обручеву)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным причины

3) В предложении 3 главное и придаточное соединены союзным словом которые

4) Предложения 4 и 5 сложные, сложносочинённые

5) Предложение 6 сложноподчинённое с придаточным определительным.


3. Прочитайте текст.

(1)Заметив слева от поля огонек, которого раньше не видела, Варька остановилась. (2)Огонек то исчезал, то опять вспыхивал, и она сначала подумала, что кто-то идет лугом. (3)Лишь когда он вспыхнул высоким пламенем, она поняла, что разжигали костер. (4)Варька выбралась из борозды и свернула влево. (5) Она шла, не обходя глубоких низин, держась на свет костра. (6) Старицы запутанными петлями избороздили луг, вода в них держалась недолго, только после половодья, а остальное время стояли сухими, иные лишь с вязкой мокрецой, вокруг которой безудержно бушевали травы. (По Е.Носову)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным цели.

2) Предложение 2 сложное, в составе которого - придаточное изъяснительное.

3) В предложении 3 есть придаточное обстоятельственное времени и придаточное изъяснительное.

4) Предложения 4 -5 сложные, сложносочинённые.

5) В предложение 6 средством связи между главным и придаточным является союз которой.


4. Прочитайте текст.

(1)Кругом стояла тишина, ничем не нарушаемая, и темень. (2)Земля была на ощупь еще теплой, как недавно протопленная печь, дневной жар в воздухе еще не потух, не рассосался в темноте. (3)Несмотря на полное безветрие, время от времени уныло шелестели зеленые пока колосья, словно жаловались кому-то на беспощадное, знойное лето, в которое они уродились, проклюнулись из земли и выросли, да неизвестно, сумеют ли они в такой испепеляющей жаре налить зерна, ради которых люди переносят такие муки. (А. Иванов)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено деепричастным оборотом

2) Предложение 2 сложное, бессоюзное.

3) Предложение 3 в своём составе имеет два придаточных определительных.

4) Предложение 3 в своём составе имеет придаточное сравнительное.

5) Первая часть предложения 3 осложнено обособленным определением, отвечающим на вопрос несмотря на что?


5. Прочитайте текст.

(1)Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

(2)Михаил Михайлович Пришвин — это было имя для города, а в тех местах, где Пришвин чувствовал себя дома, звали его просто «Михалычем». (3)И, очевидно огорчались, когда этот человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездившиеся под железными крышами, напоминали ему об его «журавлиной родине».

(4)Жизнь Пришвина — пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только «по велению сердца». (5)Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6)Он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии: на это у него просто не хватило бы времени. (К. Паустовский)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы

2) В составе предложения 2 есть придаточное определительное, соединённое с главным предложением союзом где.

3) В предложении 3 содержится 3 (три) грамматические основы.

4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным времени.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточными изъяснительным и обстоятельственным условия.

Задания 6 – 10 даны в формате задания 3 ОГЭ

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Дети притопывали ногами от нетерпения и не могли дождаться(1) когда же уже пора будет отправляться (2) когда же они, наконец, увидят море(3)когда все смогут вдоволь набегаться по берегу.


7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда у меня в руках новая книга(1) я чувствую(2)что в мою жизнь вошло (3) что-то новое (4) говорящее(5) чудесное.


8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Река(1) вдоль которой мы пошли(2) то и дело круто поворачивала(3) так что поблёскивающее зеркало её упиралось вдали(4) то в заросли ивняка(5) то в песчаный обрыв.


9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ранней весной(1) как только сойдёт снег(2) поле(3) где была посеяна озимая рожь(4) покрывается сочной зеленью


10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Время нашего путешествия истекло(1) хотя мы успели (2) пройти лишь половину того(3) что задумали.

Задание 11 – 14 из КИМ ОГЭ прошлых лет

11. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Я только что опять угодил в деньги и шел собирать их, когда заметил, что Вадик наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет. (2)Все остальные лежали вверх решками. (3)В таких случаях при броске обычно кричат «в склад!», чтобы — если не окажется орла — собрать для удара деньги в одну кучу, но я, как всегда, понадеялся на удачу и не крикнул.

(4)— Не в склад! — объявил Вадик.

(5)Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку. 6)Я успел заметить, что монета была на орле, — иначе он не стал бы ее закрывать.

(В.П.Распутин. «Уроки французского»)

12. Среди предложений 1-9 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Я втиснул гвозди крышки на место и, оставив ящик на подоконнике, поднялся на второй этаж и постучал в учительскую. (2)Лидия Михайловна уже ушла. (3)Ничего, найдем, знаем, где живет, бывали. (4)Значит, вот как: не хочешь садиться за стол - получай продукты на дом. (5)Значит, так. (6)Не выйдет. (7)Больше некому. (8)Это не мать: она бы и записку не забыла вложить, рассказала бы, откуда, с каких приисков взялось такое богатство. (9)Когда я бочком влез с посылкой в дверь, Лидия Михайловна приняла вид, что ничего не понимает.

(В.П.Распутин. «Уроки французского»)

13. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?.. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..


14. Прочитайте предложение и определите вид подчинения придаточных предложений. Ответ запишите.

Если обратиться к зарубежной литературе, то с уверенностью можно сказать, что сказочный герой Р. Ругина давно известен уже на просторах Европы от Франции до России.


Слепая таблица «Придаточные предложения»

Начертите таблицу и заполните её

Придаточные

Вопросы

Союзы

Союзные слова

1. Обстоятельственное места





который, где, какой, куда (допиши)

2. Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей


что, где, куда, чей,

ли, кто, что, откуда, зачем, почему


3. Определительные


Где? Откуда? и др.

какой, который, где, куда, откуда



Вариант 3

Задания 1 – 5 даны в формате задания 2 ОГЭ

1. Прочитайте текст.

(1)Уверен, что каждый человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (2)Думаю, что это чувство врожденное, данное вместе с инстинктами, с душой. (3)Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. (4)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (5)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (6)Часто ли мы получаем призыв к нему? (7)Вспомнилось, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих, а нищих было много в моем детстве — слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. (Д.Гранин)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным, второе предложение в составе сложного осложнено деепричастным оборотом.

3) Предложение 3 сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным условия.

4) Предложения 4 – 6 простые, вопросительные.

5) В составе предложения 7 – придаточное определительное.


2. Прочитайте текст.

(1)Постепенно миновало мое младенческое одиночество. (2)Помню, что однажды осенней ночью я почему-то проснулся и увидел легкий и таинственный полусвет в комнате, а в большое незанавешенное окно – бледную и грустную луну, стоявшую высоко-высоко над пустым двором усадьбы. (3)Сердце мое сжало какое-то горестное чувство, однако я уже знал, помнил, что я не один в этом мире, и позвал отца. (4)Но в душе из детских воспоминаний остались всего две-три темных картины, потому что в ней больше всего остается что-то яркое, солнечное. (5) И вот я расту, познаю мир и жизнь в глухом и все же прекрасном краю, в котором нет ни гор, ни рек, ни озер, ни лесов – ничего, кроме кустарников в лощинах и небольших перелесков. (По И.А. Бунину)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным цели.

3) В составе предложения 3 – придаточное изъяснительное.

4) Предложение 4 сложноподчиненное с придаточным причины.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным определительным.


3. Прочитайте текст.

(1)Начались мои отроческие годы, когда особенно напряженно я жил не окружавшей меня подлинной жизнью, а той, в которую она преображалась в детских мечтах. (2) Подлинная жизнь была бедна, потому что я родился и вырос в чистом поле, которого даже и представить себе не может европейский человек. (3) Великий простор без всяких преград и границ окружал меня, и я не мог определить, где в самом деле кончалась наша усадьба и где начиналось это беспредельное поле, с которым она сливалась. (4)Из книги «Земля и люди» я узнал о существовании колоний, но для меня все колониальное заключалось в корице, которой сдабривали на Страстной неделе пасху, и в черных блестящих рожках, вкус которых я узнал, побывав на сельской ярмарке. (5)Рос я среди крайнего дворянского оскудения, хотя назвать наше семейство нищим, конечно, было нельзя, потому что у нас было небольшое хозяйство и малочисленная дворня, были кучер, староста, стряпухи, няньки, были собаки, лошади, овцы, коровы.


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным условия и придаточным определительным.

2) В составе предложения 2 – придаточное обстоятельственное причины и придаточное определительное.

3) Предложение 3 сложноподчиненное с придаточным изъяснительным и придаточным обстоятельственным места.

4) В предложении 4 содержится 2 (две) грамматические основы.

5) Предложение 5 сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным уступки и придаточным обстоятельственным причины.


4. Прочитайте текст.

(1)Кусака долго металась по следам уехавших людей. (2)Она добежала до станции и вернулась обратно.

(3)Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи, который быстро и глухо заполнил пустую дачу. (4)Бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. (5) На террасе, с которой была снята парусина, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. (6)И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. (7)Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму. (По Л. Андрееву)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложения 1-2, 4 простые.

2) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы

3) В составе предложения 5 есть придаточное определительное.

4) Предложение 6 состоит из трех предложений, первое предложение в составе сложного – обстоятельственное времени, второе предложение в составе сложного - придаточное определительное.

5) Предложение 7 неосложнённое


5. Прочитайте текст.

(1)В ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но не умевший летать птенец, ничем не отличавшийся от взрослых птиц. (2)Я поймал его и, осторожно держа за длинный острый клюв, принёс домой. (3)Горящие глаза молодой цапли казались недобрыми. 4)Рукой я придерживал клюв пойманной цапли, опасаясь, что она выколет мне глаз. 5)Устроил я её на небольшой стеклянной веранде, где в углу помещалась моя собака Фрам.

(По И. Соколову-Микитову)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В составе сложноподчинённого предложения 1 есть придаточное определительное.

2) В составе сложного предложения 2 есть придаточное определительное.

3) Предложение 3 простое.

4) Предложение 4 сложное с придаточным изъяснительным.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным места.

Задания 6 – 10 даны в формате задания 3 ОГЭ

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Всё доступно человеку в этой жизни(1) если только страстно желать(2)так страстно(3) чтобы и жизни самой не жалко стало при этом.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Если каждый человек на куске земли своей (1) сделал бы всё (2)что он может (3) как прекрасна была бы земля наша.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Как только жара спала(1) в лесу стало так быстро холодать (2) и темнеть (3) что оставаться в нём не хотелось.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Капустин обещал договориться (1) с начальником школы(2) чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов(3) и предложил Алексею (4) самому составить себе программу тренировок.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

На дворе стояла совершенно чёрная(1) непроницаемая ночь(2) так что сначала Ромашову приходилось(3) точно слепому(4) ощупывать перед собой дорогу.

Задание 11 – 14 из КИМ ОГЭ прошлых лет

11. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(37)А по небу планетария летело небесное светило — солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале? (42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.

12. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в город праздник и базарный день.

(2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.

(3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она сделана из краски и холста и ей четыреста лет.

(5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, – проговорил кто-то.

(6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.

13. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении… (39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.


14. Прочитайте предложение и определите вид подчинения придаточных предложений. Ответ запишите.

Чтобы стать хозяевами своей судьбы, хантам и другим малым народам Сибири придётся преодолеть множество препятствий, которые приготовила для них современность.

СЛЕПАЯ ТАБЛИЦА «Придаточные предложения»

Начертите таблицу в тетради, исправив ошибки

придаточные

вопросы

союзы

Союзные слова

Времени


Когда? С каких пор? До каких пор? Откуда?

Когда, пока, едва, как только, до тех пор пока и др.

Когда, потому что, где

Места

Где? Откуда? Зачем?

Где, куда, откуда





Вариант 4

Задания 1 – 5 даны в формате задания 2 ОГЭ

1. Прочитайте текст.

(1)Для того чтобы изменился противный сознанию людей порядок жизни и заменился соответственным ему, нужно, чтобы отжившее общественное мнение заменилось живым, новым. (2)Для того же, чтобы старое, отжившее общественное мнение уступило место новому, живому, нужно, чтобы люди, сознающие новые требования жизни, явно высказывали их. (3)Между тем все люди, сознающие все эти новые требования, один во имя одного, другой во имя другого, не только умалчивают их, но словом и делом утверждают то, что прямо противоположно этим требованиям. (4)Только истина и высказывание ее может установить то новое общественное мнение, которое изменит отсталый и вредный порядок жизни. (5) Между тем мы не только не высказываем той истины, которую знаем, а часто даже прямо высказываем то, что сами считаем неправдой. (По Л. Толстому) 


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из трёх предложений, 1 предложение - придаточное обстоятельственное цели, 3 предложение - придаточное изъяснительное.

2) В предложении 2 сложное, состоящее из двух простых предложений.

3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.

5) В предложении 5 одно из придаточных обстоятельственное места.

2. Прочитайте текст.

(1)Ранней весной в половодье Волга до того переполняется водой, что ей уже некуда принимать в себя воду притоков. (2)Когда прибывает вода, то, конечно, она сначала заливает места более низкие, и земля становится похожа на тело, покрытое бесчис­ленными глазками и жилками. (3) А после, когда много прибудет воды, все превращается в море с бесчисленными островами. (4)Мало-помалу и острова исчезают, и только самые высокие места не заливаются и ос­таются островами на все время разлива Волги. (5)Вот на эти-то острова, покрытые лесом, со всех сторон сплываются звери: лоси, медведи, лисицы, всякие зайчики, горностайчики. (М. Пришвин)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложносочинённое.

2) В предложении 2 есть обстоятельственное придаточное времени.

3) Предложение 3 простое

4) Предложение 4 сложносочинённое.

5) Предложение 5 осложнено обобщающим словом и однородными подлежащими.


3. Прочитайте текст.

(1)Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено. (2)Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края, где доживают свои печальные дни жалкие останки гордого панского величия.

(3)Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма — лучшее архитектурное украшение города. (4)Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционною «заставой». (5)Сонный инвалид — олицетворение безмятежной дремоты — лениво поднимает шлагбаум. (6)Вы уже в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу. (По В. Короленко)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.

2) В предложении 2 одна из грамматических основ – где доживают.

3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.

4) Предложение 5 простое, осложненное обособленным приложением.

5) Предложение 6 сложноподчинённое с обстоятельственным придаточным уступки.


4. Прочитайте текст.

(1)Вдруг среди тишины послышались шаги — кто-то торопливо шел. (2)Стало слышно, как под ногами шедшего шуршала трава и потрескивал бурьян, но за светом костра никого не было видно. (3)Наконец раздались шаги вблизи, кто-то кашлянул; мигавший свет точно расступился, с глаз спала пелена — и подводчики вдруг увидели перед собой человека.

(4)Огонь ли так мигнул или оттого, что всем хотелось разглядеть прежде всего лицо этого человека, но только странно так вышло, что все при первом взгляде на него увидели прежде всего не лицо, не одежду, а улыбку. (5)Это была улыбка необыкновенно добрая, широкая и мягкая, как у разбуженного ребенка, одна из тех заразительных улыбок, на которые трудно не ответить тоже улыбкой. (6)Незнакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, некрасивым собой и ничем не замечательным. (По А. Чехову)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное бессоюзное.

2) Предложение 2 сложносочинённое.

3) Предложение 3 содержит 5 (пять) грамматические основы.

4) Предложение 4 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

5) Предложения 5-6 сложносочиненные.


5. Прочитайте текст.

(1) Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. (2) Я, к сожалению, не видел Байкала, острова Валаама, усадьбы Лермонтова в Тарханах. (3) Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качествам. (4) Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок. (5) Одно из неизвестных, но, как мне кажется, великих мест в нашей природе находится всего в десяти километрах от бревенчатого дома, где я живу каждое лето. (По К. Паустовскому)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.

2) Предложение 2 сложносочинённое.

3) Предложение 3 сложноподчинённое с обстоятельственным придаточным условия.

4) Предложение 4 сложное с придаточным определительным.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным определительным.

Задания 6 – 10 даны в формате задания 3 ОГЭ

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) должны стоять запятые.

Потоптались на месте(1) и решили(2) перед тем как (3)зайдёт солнце (4) опять собраться.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) должны стоять запятые.

Все возы(1) потому что на них лежали тюки с шерстью(2) казались (3) очень высокими и пухлыми

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) должны стоять запятые.

Благодаря тому (1) что лето было очень жаркое (2) и сухое(3) понадобилось поливать каждое дерево.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) должны стоять запятые.

Подобно тому (1) как сила магнита притягивает к себе железную опилочную мелочь(2) города втягивают(3) всасывают в себя людей, живущих на прилегающих пространствах

10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых(-ой) должны стоять запятые.

Боброву вспомнились читанные им в каком-то журнале стихи(1) в которых поэт говорит своей милой(2) что они не будут клясться друг другу(3) потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь (Куприн).

Задание 11 – 14 из КИМ ОГЭ прошлых лет

11. Среди предложений 31 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем-то вроде волшебника из сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:

(33)— Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого.

(34)Вася думал вслух, не переставая играть:

(35)— Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…

12. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными.

(14) И Семен Григорьевич запросил дьячка-белгородца, на каких условиях тот может принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить.

(15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору.

(16)И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семён Григорьевич велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу...»

13. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Мама, мама! (2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. (3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. (4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки. (5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.

14. Прочитайте предложение и определите вид подчинения придаточных предложений. Ответ запишите.

Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые ханты, которые не видят смысла учить родной язык, предпочитают вместо него изучать английский.

СЛЕПАЯ ТАБЛИЦА «Придаточные предложения»

Начертите таблицу в тетради, исправив ошибки


Название придаточных

Вопросы

Союзы

Союзные слова

Причины

Зачем? Для чего?

Потому что, ибо (допиши)



Где, когда, затем

Образа действия и степени

Как?

Каким образом?

До какой степени?



Так что


Как, что, сколько, насколько


Вариант 5

Задания 1 – 5 даны в формате задания 2 ОГЭ

1. Прочитайте текст.

(1)Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? (2)И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после.

(3)Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. (4)Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. (5)За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. (В.П.Распутин. «Уроки французского»)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое.

2) В предложении 2 два изъяснительных придаточных.

3) Предложение 3 односоставное.

4) Предложение 4 сложноподчинённое с обстоятельственным придаточным места.

5) Предложение 5 сложное, в составе которого два придаточных (изъяснительное и определительное)


2. Прочитайте текст.

(1)Мы приехали сюда еще по морозу и в ожидании весны поставили свой дом на колесах на возвышенное место.

(2)Когда было холодно, мы согревали изнутри свой домик двумя керосинками, и спать было очень тепло. (3)Когда же кончились морозы и разлилась вода, в небольшом домике спать можно было и без керосинки. (4)А когда стали одеваться деревья, мы надули две наши резиновые лодки, над ними раскинули палатку и спали в этих лодках, как на мягких кроватях. (5)Когда же стало совсем тепло, всей гнусной силой своей напали на нас комары. (6)Осенью, когда комары стали пропадать, мы опять выбрались в палатку. (М. Пришвин) (185 слов)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным условия.

3) В предложении 3 между придаточными однородное соподчинение.

4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.

5) В составе сложноподчинённых предложений 5-6 есть обстоятельственные придаточные времени.


3. Прочитайте текст.

(1)Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район (райцентр у нас называли районом). (2)Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда. (3)Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. (4)Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. (5)Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. (6) Считалось, что у меня счастливый глаз. (В.П.Распутин. «Уроки французского»)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

2) В составе предложения 2 есть придаточное образа действия.

3) В предложении 3 одна из грамматических основ – которые оказались.

4) Предложение 4 сложноподчинённое с обстоятельственным придаточным времени.

5) Предложения 5-6 сложноподчинённые.


4. Прочитайте текст.

(1)С французским у меня не ладилось из-за произношения. (2)Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало всё моё ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. (3)Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. (4)Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза: ничего подобного она, конечно, не слыхивала. (5)Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить — я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался. (6)Все было впустую.

(В.П.Распутин. «Уроки французского»)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 бессоюзное.

2) В составе предложения 2 есть два придаточных.

3) Предложение 3 сложносочинённое.

4) Предложение 4 бессоюзное.

5) В составе 5 предложения – придаточное изъяснительное.


5. Прочитайте текст.

(1)Мне казалось, что, будь у меня деньги, я бы смог играть. (2)В деревне мы возились с бабками, но и там нужен точный глаз. (3)А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата — десять из десяти. (4)Бросал и сверху, из-за плеча, и снизу, навешивая камень над целью, так что кой-какая сноровка у меня была. (5)Не было денег. (6)Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось, иначе я покупал бы его и здесь.

(В.П.Распутин. «Уроки французского»)


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 последовательное подчинение придаточных.

2) Предложение 2 сложное бессоюзное.

3) В составе предложения 3– обстоятельственное придаточное времени.

4) Предложение 4 сложноподчинённое с обстоятельственным придаточным следствия

5) Предложение 6 сложноподчинённое с обстоятельственным придаточным цели.

Задания 6 – 10 даны в формате задания 3 ОГЭ

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Точь-в-точь такую же жалость вызывала у нее и мать(1) Зинаида Витальевна(2) когда, забыв про своих продавщиц(3) парикмахерш и массажисток(4) усталая(5) укладывалась на ночлег(6) или (7) когда учила девочку завязывать бантики.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Мама сказала(1) что дядя Коля настаивает(2)чтобы я переехал на время к нему в Брянск(3) что он устроит меня в брянскую гимназию (4) и (5) что это совершенно необходимо... (Пауст.)

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Глубокой осенью(1) собравшись вокруг костра(2) мы с удовольствием вспоминали(3) как недавно в этих местах мы собирали грибы и ягоды(4) как приезжали к нам в гости друзья из города(5) и как всем было весело и беззаботно (газ.)

9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

По хутору поползли слухи(1) что хлеб собирается для отправки за границу(2) что посева в этом году не будет(3) что с часу на час ожидается война (Ш.)

10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Находясь в госпитале(1) он вспоминал(2) как фашисты напали на них внезапно(3) и (4) как бойцы оказались в окружении(5) и (6) как отряду всё же удалось пробиться к своим (Газ).

Задание 11 – 14 из КИМ ОГЭ прошлых лет

11. Среди предложений 31 – 38 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

– (31) И правильно сделал, – сказал он, подняв голову и посмотрев на меня.

– (32) Почему? – спросил я, оглушённый собственным чтением и ещё не понимая, о чём он говорит.

– (33) Не заводите себе таких друзей, – сказал он не без юмора.

(34) Я растерялся, и, кажется, это ему понравилось.

– (35) Пойду узнаю, – сказал он и, шлёпнув мои документы на стол, поднялся, – кажется, на вашу нацию есть разнарядка.

(36) Как только он скрылся, я взял свои документы и покинул университет, потому что обиделся за стихи и разнарядку. (37) Пожалуй, за разнарядку больше обиделся. (38) В тот же день я поступил в Библиотечный институт, который по дороге в Москву мне усиленно расхваливала одна девушка из моего вагона. (По Ф.А. Искандеру)

12. Среди предложений 27-34 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(27) Я уверен, что наступит время, когда школьники будут писать авторучками. (28) Но тогда же выдумают ещё что-нибудь пишущее, и все учителя будут говорить в один голос, что эта новая выдумка только почерк портит. (29) Так что, Женя, не раздражай своих наставников, уступи им. (30) Они от ваших штук и без того устали.

(31) Так и окончилась бы эта история, если бы через двадцать пять лет меня не вызвали в школу поговорить о поведении моего сына. (32) Его классная руководительница мне сказала:

– Школьникам запрещено писать шариковыми ручками. (33) Шариковые ручки портят почерк. (34) Пусть пишет обыкновенной авторучкой, как все! (По Е.Б. Чуковскому)

13. Среди предложений 12-20 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

– (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?
– (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

– (16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей. (По Л.А. Чарской)

14. Прочитайте предложение и определите вид подчинения придаточных предложений. Ответ запишите.

Я помню, как мы бежали по полю, как жужжали пули, как падали отрываемые ими ветки, как мы пробирались сквозь кусты боярышника (Гарш.).


СЛЕПАЯ ТАБЛИЦА «Придаточные предложения»

Начертите таблицу в тетради, исправив ошибки

Вид придаточного

вопросы

союзы

Союзные слова

Изъяснительные придаточные


где? куда? откуда?

Что, ли

(допиши)

где, куда, откуда

Обстоятельственное времени

Когда?

Как долго?

С каких пор?

На сколько времени?

До каких пор?


Когда, пока, лишь, только лишь, едва, едва лишь, как только, чуть только, в то время как, в то время когда, прежде чем, раньше чем, перед тем как, после того как


Контрольная работа по теме «Придаточные предложения»


Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

1

24

12

134

134

25

2

235

135

345

245

135

3

24

23

25

145

134

4

125

234

134

134

245

5

135

35

34

135

134

6

12

123

123

24

12345

7

34

1245

23

12

123

8

1234

1235

13

3

1234

9

12

1234

2

23

123

10

123

13

1234

123

1235

11

5

1

43

32

36

12

5

9

5

14

27

13

3

18

44

5

17

14.

Однородное соподчинение

неоднородное (параллельное)

неоднородное (параллельное)

Последовательное подчинение

однородное соподчинение



Оценки (без «Слепой таблицы» — за неё можно поставить отдельно)

«5» — 12 — 14

«4» — 9 — 11

«3» — 7 — 8

«2» — до 6