СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по биологии. Вариант 1

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по биологии. Вариант 1»

ВАРИАНТ 1






  1. Задание 1 № 12166

На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности трипаносомы.


Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?


  1. Задание 2 № 482

Какой органоид обеспечивает накопление продуктов жизнедеятельности в растительной клетке?


    1. вакуоль

    2. рибосома

    3. ядро

    4. митохондрия


  1. Задание 3 № 963

Что представляет собой микориза?


    1. грибокорень

    2. грибницу, разросшуюся в почве

    3. отдельные нити гриба, образующие плодовое тело

    4. мочковатую корневую систему растения


  1. Задание 4 № 868

Усики гороха посевного — это видоизменённые


    1. листочки сложного листа

    2. боковые побеги

    3. прилистники

    4. выросты побега


  1. Задание 5 № 903

Пресмыкающимся, в отличие от земноводных, свойственно


    1. наружное оплодотворение

    2. разделение тела на голову, туловище и хвост

    3. развитие с образованием личинки

    4. внутреннее оплодотворение


  1. Задание 6 № 904

Современный человек — это прямой потомок


    1. кроманьонцев

    2. неандертальцев

    3. синантропов

    4. питекантропов


  1. Задание 7 № 554

Расстройство деятельности вегетативной нервной системы у человека приводит к


    1. воспалительным процессам в органах дыхания

    2. нарушению согласованной работы внутренних органов

    3. нарушению режима питания

    4. избыточному синтезу витаминов


  1. Задание 8 № 1035

Что не входит в состав скелета пояса верхней конечности и свободной верхней конечности?


    1. ключица

    2. локтевая кость

    3. лопатка

    4. бедренная кость


  1. Задание 9 № 2034

Лейкоциты, в отличие от других форменных элементов крови, способны


    1. сохранять форму своего тела

    2. вступать в непрочное соединение с кислородом

    3. вступать в непрочное соединение с углекислым газом

    4. выходить из капилляров в межклеточное пространство


  1. Задание 10 № 1230

Ранение, в результате которого воздух скапливается в плевральной полости одного из лёгких, приводит к


    1. остановке дыхания

    2. затруднению дыхания

    3. увеличению объёма лёгкого

    4. избытку кислорода в крови


  1. Задание 11 № 1492

Какой цифрой на рисунке обозначена часть слухового анализатора, передающая звуковые колебания от наружнего к среднему уху?




  1. Задание 12 № 209

Во время завтрака между двумя уроками по школьному радио сообщили о том, что ученик 10 класса должен срочно явиться в кабинет директора. В каком нервном центре у учащегося возникнет торможение?


    1. дыхательном

    2. сердечно-сосудистом

    3. пищеварительном

    4. двигательном


  1. Задание 13 № 370

К каким последствиям может привести курение табака?


    1. к расширению мелких бронхов

    2. к более редкому дыханию

    3. к расширению кровеносных сосудов

    4. к гибели клеток реснитчатого эпителия воздухоносных путей


  1. Задание 14 № 980

Обилие пищи увеличивает устойчивость птиц к низкой температуре — это пример


    1. предела выносливости

    2. нормы реакции признаков

    3. действия антропогенного фактора

    4. взаимодействия факторов


  1. Задание 15 № 2010

Какой признак в строении сходен у современных пресмыкающихся и птиц?


    1. кости, наполненные воздухом

    2. сухая кожа, лишённая желёз

    3. хвостовой отдел в позвоночнике

    4. мелкие зубы в челюстях


  1. Задание 16 № 439

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:


Объект

Функция

Пепсин

Расщепление белков

...

Транспорт газа


Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?


    1. гемоглобин

    2. амилаза

    3. хлорофилл

    4. хитин


  1. Задание 17 № 2013

Верны ли суждения о кровеносной системе земноводных?


А. Сердце земноводных состоит из двух камер.

Б. Венозная кровь от органов и тканей собирается в вены и поступает в правое предсердие, а потом в желудочек.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны


18. Задание 18 № 14774

Изучите график зависимости изменения частоты сердечных сокращений путешественника в состоянии покоя на разной высоте над уровнем моря (по оси х отложена высота над уровнем моря (м), а по оси у — частота сердечных сокращений (уд/мин)).



Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне высот?


  1. Частота сердечных сокращений перестаёт расти после 6500 м над уровнем моря.

  2. Частота сердечных сокращений возрастает с ростом высоты над уровнем моря.

  3. Частота сердечных сокращений возрастает линейно с ростом высоты над уровнем моря.

  4. До 3500 м над уровнем моря частота сердечных сокращений растёт быстрее, чем после 3500 м.

  5. Частота сердечных сокращений прямо пропорциональна концентрации кислорода в воздухе.


  1. Задание 19 № 889

Как влияют парасимпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.


    1. усиливают волнообразные движения кишечника

    2. усиливают секрецию желёз желудка

    3. замедляют сердечные сокращения

    4. усиливают потоотделение

    5. учащают сердечные сокращения

    6. увеличивают содержание сахара в крови


  1. Задание 20 № 1380

Какие из перечисленных свойств характерны для большинства хордовых животных? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.


    1. сердце имеет 4 предсердия

    2. нервная система узлового типа

    3. способны к активному перемещению

    4. присутствует внутренний скелет

    5. имеется амбулакральная система

    6. кровеносная система замкнута


  1. Задание 21 № 1983

Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.


ПРИЗНАК ТИП НЕЙРОНА


  1. Задание 22 № 667

Расположите в правильной последовательности процессы, относящиеся к питанию пресноводной гидры, начиная с прикосновения жертвы к её щупальцам. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.


    1. захватывание частиц пищи из кишечной полости пищеварительно- мускульными клетками и переваривание частиц в пищеварительных вакуолях

    2. доставка щупальцами парализованной добычи к ротовому отверстию

    3. прикосновение дафнии или другой мелкой живности к щупальцу гидры

    4. удаление непереваренных остатков пищи из кишечной полости

    5. переваривание пищи в кишечной полости под действием пищеварительного сока


23. Задание 23 № 14895

Вставьте в текст «Митохондрия» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Митохондрия

Обязательными органоидами большинства эукариотических клеток являются митохондрии. Их часто называют (А) станциями. Они имеют двойную мембрану: наружную гладкую и внутреннюю, образующую выросты (Б), на которых расположены (В), осуществляющие синтез молекул (Г).


Перечень слов:

  1. фермент

  2. АТФ

  3. полисахарид

  4. энергетический

А) тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга

Б) осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами

В) передаёт нервные импульсы к скелетной мышце

Г) воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трёхнейронной рефлекторной дуге

Д) передаёт нервные импульсы к железам

    1. двигательный

    2. вставочный

  1. цистерна

  2. ДНК

  3. пластический

  4. криста


А

Б

В

Г






Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


А

Б

В

Г

Д









24. Задание 24 № 21130

Рассмотрите фотографию кошки серо-белого окраса. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.


А. Окрас шерсти










Г. Форма глаз



Б. Форма ушей



В. Форма головы
























Д. Определите, соответствует ли данная особь стандартам породы американский кёрл.

Породу отличает многообразие окрасов короткошёрстных и длинношёрстных кошек. Для породы характерна клиновидная форма головы и большие миндалевидные глаза. Главная особенность породы— широкие у основания и плавно закрученные назад уши. У каждой особи своя степень закрученности уха.

    1. соответствует

    2. не соответствует


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


А

Б

В

Г

Д







25. Задание 25 № 12490

Посмотрите на изображение эритроцитов в разной среде. В каком растворе находятся эритроциты на третьем рисунке? Почему они разрушаются?



26. Задание 26 № 20961

Учёные сравнивали обмен веществ маслянокислой бактерии и инфузории туфельки. На основании подсчёта количества продуктов обмена было посчитано количество произведённой энергии в ходе метаболизма. При поглощении одного и того же количества углеводов инфузория получает около 10 раз больше энергии, чем бактерия.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? В чём заключается разница метаболических путей расщепления углеводов инфузории и маслянокислой бактерии?


  1. Задание 27 № 2247

Пользуясь текстом «Хрящевые и костные рыбы», ответьте на вопросы.

    1. Почему скаты, лёжа на дне, пропускают воду через брызгальце, а не через жаберные щели?

    2. Чем можно объяснить большую плодовитость костных рыб по сравнению с акулами?

    3. Почему акулы должны находиться в постоянном движении?


ХРЯЩЕВЫЕ И КОСТНЫЕ РЫБЫ

Современные представители хрящевых рыб (акулы и скаты) утратили броню и костный скелет своих предков. Скаты имеют плоское тело и плавают у дна, питаясь, в основном, моллюсками. Акулы живут в открытом море, питаясь костными рыбами и иногда млекопитающими. Хрящевые рыбы получили своё название потому, что их внутренний скелет построен из хряща. Жаберных крышек нет, поэтому акулы дышат, заглатывая ртом воду и пропуская её через жаберные щели, расположенные спереди по бокам тела или снизу. Большинство скатов, которые подолгу лежат на дне, пропускают воду через брызгальце (остаток ещё одной жаберной щели), расположенное на верхней стороне тела.

Хрящевые рыбы — существа живородящие, яйцеживородящие и яйцекладущие. Зародыши развиваются долго — от 4 месяцев до 2 лет в зависимости от вида. Плодовитость у живородящих и яйцеживородящих невелика. Акулята, вылупившиеся в чреве матери, могут съесть своих братьев и сестёр. Яйцекладущие откладывают от двух до нескольких десятков яиц. Полярная акула и некоторые скаты откладывают до 500 яиц. Яйца защищены крепкой капсулой, надёжно защищающей зародыш от врагов. Плавательного пузыря у большинства этих рыб нет. Только у песчаных акул есть «воздушный карман» желудка.

У костных рыб скелет в основном костный. Жабры прикрыты крышками, движения которых активно прогоняют воду через жабры. Плавательный пузырь есть у большинства видов костных ыб. Встречаются рыбы и без плавательного пузыря, например, камбала. Оплодотворение у большинства внешнее, хотя встречаются иногда виды, у которых оплодотворение внутреннее. Икра развивается от нескольких часов до нескольких месяцев (у лососей). Плодовитость костных рыб различна. Некоторые африканские рыбки откладывают от 12до 14 икринок, а процесс их вынашивания происходит во рту. Луна-рыба вымётывает до 300 млн. икринок.


  1. Задание 28 № 832

Пользуясь таблицей «Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %) в 19-летних сосновых посадках разной густоты» и знаниями, полученными на уроках биологии, ответьте на следующие вопросы.

Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %) в 19-летних сосновых посадках разной густоты


Густота насаждений

(в деревьях на гектар)

Ствол

Хвоя

Ветви

100

58,9

13,2

8,9

185

63,7

14,2

7,7

400

66,4

10,0

6,3

500

64,9

13,4

5,0

700

72,8

8,7

4,9

    1. В посадках какой густоты биомасса хвои по отношению к прочим компонентам наивысшая?

    2. Если сложить показатели компонентов в таблице, то 100% не получится. Биомасса какого органа не учтена?

    3. Почему лесоводы активно занимаются искусственным разведением хвойных лесов?


29. Задание 29 № 12959

Котлета мясная рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)


0


0


14,0


68,0

Хлеб пшеничный (1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7


На обеде в школьной столовой Василиса съела котлету мясную рубленную, гарнир из отварного риса, 2 куска пшеничного хлеба и выпила чай с сахаром.

  1. Каково количество углеводов в школьном обеде Василисы?

  2. Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст 12 лет, а вес 40 кг?

  3. Как называется вещество желудка, участвующее в переваривании пищи?

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)


Составные вещества

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

Белки, жиры, гликоген

7–9

Отсутствуют

Отсутствуют

Глюкоза

0,1

0,1

Отсутствует

Натрий

(в составе солей)

0,3

0,3

0,4

Хлор

(в составе солей)

0,37

0,37

0,7

Калий

(в составе солей)

0,02

0,02

0,15

Мочевина

0,03

0,03

2,0

Мочевая кислота

0,004

0,004

0,05


Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков


Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры, г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100


Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков


Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

Борщ из свежей капусты с

картофелем (1 порция)


1,8


4,0


11,6


92,3

Суп молочный с макаронными

изделиями (1 порция)


8,3


11.3


25,8


233,8

Мясные биточки (1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6


1/12

2/12