ВАРИАНТ 4 44442169228
Задание 1 № 12121
Какое явление из жизни растений изображено на рисунке?
Задание 2 № 1993
Как называют клетку, в состав которой входит изображённое клеточное образование?
прокариотная
эукариотная
автотрофная
гетеротрофная
Задание 3 № 1448 Что такое гифы?
нити, составляющие тело гриба
органы спороношения гриба
органы прикрепления гриба к субстрату
фотосинтезирующая часть лишайника
Задание 4 № 196
Укажите растение, для которого характерно самостоятельное распространение плодов и семян.
клён остролистный
ландыш обыкновенный
берёза бородавчатая
бешеный огурец
Задание 5 № 871
Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, настоящие сухопутные животные, так как они
приспособлены к наземному размножению и развитию
имеют две пары рычажных конечностей
помимо кожного дыхания осуществляют лёгочное дыхание
имеют развитую нервную систему
Задание 6 № 2954
К социальным факторам эволюции человека относят
| 1) | изготовление орудий труда |
| 2) | изменения в скелете |
| 3) | развитие бинокулярного зрения |
| 4) | добывание пищи |
Задание 7 № 1066
Активное поступление адреналина в кровь происходит во время
медленного сна
чтения любимой книги
спортивного соревнования
прослушивания лирической музыки
Задание 8 № 267
К механической функции костей скелета человека относят
движение
участие в иммунитете
обмен солей
кроветворение
Задание 9 № 1228
В каких клетках организма человека содержится изображённая молекула белка гемоглобина?
миоцитах
лейкоцитах
эритроцитах
тромбоцитах
Задание 10 № 846
Какое вещество начинает расщепляться под действием ферментов в ротовой полости человека?
белок
ДНК
крахмал
жир
Задание 11 № 1264
Слуховая труба среднего уха обеспечивает
колебания жидкости в улитке внутреннего уха
защиту от попадания в полость среднего уха микроорганизмов
выравнивание давления по разные стороны барабанной перепонки
передачу звуковых колебаний от барабанной перепонки к слуховым косточкам среднего уха
Задание 12 № 1461
Какому типу темперамента соответствуют приведённая ниже картинка и описание: «Сильный уравновешенный подвижный — живой тип»?
флегматик
холерик
сангвиник
меланхолик
Задание 13 № 434
Как называют людей, которым переливают кровь?
донорами
реципиентами
абонентами
индивидами
14. Задание 14 № 14886
Какой характер носят взаимоотношения гидр и дафний, живущих в водоёме?
хищник — жертва
паразит — хозяин
симбиоз
конкуренция
Задание 15 № 405
Какое из следующих утверждений справедливо для паразитов?
Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.
Они извлекают энергию из поедаемых ими останков растений и животных.
Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.
Они получают энергию из веществ организма-хозяина.
Задание 16 № 1614
Между процессом и структурой, осуществляющей процесс, существует определённая связь.
ПРОЦЕСС | СТРУКТУРА |
биосинтез белка | ... |
фотосинтез | хлоропласты |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таблице?
митохондрии
ядро
рибосомы
лизосомы
Задание 17 № 792
Верны ли следующие суждения о мышечных тканях человека?
А. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань состоит из одноядерных веретеновидных клеток. Б. Гладкая мышечная ткань сокращается медленно и непроизвольно.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
18. Задание 18 № 12470
Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).
Задание 20 № 2377
Известно, что рыжий кенгуру относится к семейству сумчатых млекопитающих. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
Рост самца большого рыжего кенгуру составляет 1,5 метра, а вес до 85 кг.
Рыжий кенгуру может прыгать на 13,5 метра в длину, 3,3 в высоту и может развивать скорость до 65 км/ч.
Питается рыжий кенгуру травами степей и полупустынь, злаками и другими цветковыми растениями.
Подобно другим сумчатым, самка кенгуру рождает крошечного детеныша весом 1 г и 2 см длиной, который, хватаясь за шерсть матери, заползает в сумку.
В сумке детеныш хватает один из сосков и прирастает к нему губами на 2,5 месяца. Сил сосать у него нет, поэтому самка впрыскивает ему молоко в рот благодаря сокращению специальных мышц живота.
Повзрослев, кенгуренок начинает совершать короткие вылазки из сумки матери, тут же запрыгивая обратно при малейшем шорохе.
Понижение
относительной
скорости
фотосинтеза начинается
после достижения концентрация
Задание 21 № 2966
Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной системы, который её обеспечивает: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ | | ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | |
А) | произвольные движения | | 1) | соматический | |
Б) | непроизвольные движения кишечника | 2) | вегетативный |
|
В) | интенсивность обмена веществ |
Г) | работа внутренних органов |
Д) | сокращение скелетной мускулатуры |
углекислого газа 0,20%.
Скорость фотосинтеза зависит от количества солнечного света.
После достижения концентрации углекислого газа в 0,12%, относительная скорость фотосинтеза выходит на плато.
При концентрации углекислого газа равной 0,04% относительная скорость фотосинтеза составляет 30 у.ед.
Увеличение относительной скорости фотосинтеза происходит в диапазоне концентраций углекислого газа от 0 до 0,16%.
Задание 19 № 2384
Что из перечисленного входит в состав клеток прокариот? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
ядро
цитоплазма
эндоплазматическая сеть
плазматическая мембрана
рибосомы
пластиды
Задание 22 № 1535
Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
оплодотворение
развитие листостебельного растения
развитие коробочки на ножке
развитие половых органов и гамет
развитие спор
прорастание протонемы
Задание 23 № 636
Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют
(А). Насекомые с (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками
питательных веществ под хитиновым покровом (В) происходят сложные
изменения—превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно- воздушной среде, а личинка – в (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) почва 2) вода 3) лес 4) неполное 5) полное
превращение
6) куколка 7) гусеница 8) яйцо 9) личинка
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
превращение
Задание 24 № 733
Рассмотрите фотографию собаки породы хортая борзая. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
25. Задание 25 № 12478
Рассмотрите рисунок с изображением ног детей. Как называют заболевание, изображённое на рисунке? Назовите одну из причин появления такого заболевания у детей.
26. Задание 26 № 20988
Учёный изучал процесс образования крахмала в листьях герани. Для этого он закрыл часть листа герани с двух сторон чёрным картоном. Растение оставил на свету. Через сутки учёный срезал частично закрытый картоном лист. Чтобы увидеть произошедшие изменения, он обесцветил лист, поместив его в кипящий этанол. Далее, для удаления этанола, промыл лист в горячей воде. На обесцвеченный лист учёный нанёс слабый раствор йода. Часть листа, которая была закрыта картоном, практически не изменила цвет, а та, что не была закрыта, приобрела тёмно-синий цвет.
Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? В связи с чем закрытая картоном часть листа не окрасилась в тёмно-синий цвет при действии на лист раствором йода?
Задание 27 № 4264
Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови», ответьте на вопросы.
Что означает понятие «форменные элементы крови»?
В каких жизненных ситуациях у здорового человека количество форменных элементов крови может резко измениться? Приведите не менее двух таких ситуаций.
Ион какого химического элемента входит в состав гемоглобина?
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ
Численность форменных элементов крови должна быть оптимальной и соответствовать уровню обмена веществ, зависящему от характера и интенсивности работы органов и систем, условий существования организма. Так, при повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается. В этих условиях затрудняется образование оксигемоглобина, а обильное потоотделение приводит к увеличению вязкости крови, уменьшению её текучести; организм испытывает недостаток кислорода.
На эти изменения наиболее быстро реагирует вегетативная система человека: из кровяного депо выбрасывается находящаяся в нём кровь; из-за повышенной активности органов дыхания и кровообращения возникает одышка, сердцебиение; возрастает давление крови; снижается уровень обмена веществ.
При продолжительном нахождении в таких условиях включаются нейрогуморальные механизмы регуляции, активизирующие процессы образования форменных элементов. Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжёлым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки повреждённых мышечных клеток.
Количество форменных элементов в крови контролируется рецепторами, которые располагаются во всех кроветворных и кроверазрушающих органах: красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах. От них информация поступает в нервные центры головного мозга, в основном гипоталамус. Возбуждение нервных центров рефлекторно включает механизмы саморегуляции, изменяет деятельность системы крови в соответствии с требованиями конкретной ситуации. В первую очередь увеличивается скорость движения и объём циркулируемой крови. В случае, если организму не удаётся быстро восстановить гомеостаз, в работу включаются железы внутренней секреции, например гипофиз.
Любое изменение характера нервных процессов в коре больших полушарий при всех видах деятельности организма отражается на клеточном составе крови. При этом включаются долгосрочные механизмы регуляции кроветворения и кроверазрушения, ведущая роль в которых принадлежит гуморальным влияниям.
Специфическое действие на образование эритроцитов оказывают витамины. Так, витамин В12 стимулирует синтез глобина, витамин В6— синтез гема, витамин В2 ускоряет образование мембраны эритроцита, а витамин А — всасывание в кишечнике железа.
Задание 28 № 2311
Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни разных видов позвоночных», ответьте на вопросы и выполните задание.
Максимальная продолжительность жизни у разных видов позвоночных
Класс животных | Вид | Максимальная продолжительность жизни (годы) |
| Африканский слон | 86 |
| Белка | 16 |
Млекопитающие | Домовая мышь Собака | 4 34 |
| Человек | 122 |
| Шимпанзе | 75 |
| Голубь | 23 |
Птицы | Колибри Ласточка | 4 9 |
| Лебедь | 70 |
| Гуппи | 3 |
Рыбы | Карась Осетр | 15 160 |
| Сом | 60 |
| Галапагосская черепаха | 177 |
Пресмыкающиеся | Нильский крокодил | 68 |
| Прыткая ящерица | 8–10 |
Какое из представленных в таблице млекопитающих имеет наибольшую продолжительность жизни?
Какая птица дольше всего проживет в зоопарке?
Зависит ли продолжительность жизни животного от его размеров?
29. Задание 29 № 14754
В понедельник девятиклассник Василий в школьной столовой выбрал на обед следующие блюда: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Какова энергетическая ценность этого школьного обеда?
Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе Василия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет?
Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите одну из таких функций.
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) | 1,8 | 4,0 | 11,6 | 92,3 |
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) | 8,3 | 11.3 | 25,8 | 233,8 |
Мясные биточки (1 штука) | 8,0 | 21,0 | 9,3 | 266,6 |
Котлета мясная рубленная (1 штука) | 9,2 | 9,9 | 6.5 | 155,6 |
Гарнир из отварного риса (1 порция) | 4,8 | 1,2 | 53,0 | 245,2 |
Гарнир из отварных макарон (1 порция) | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
Кисель (1 стакан) | 0 | 0 | 19,6 | 80 |
Чай с сахаром – 2 чайные ложки (1 стакан) | 0 | 0 | 14,0 | 68,0 |
Хлеб пшеничный (1 кусок) | 2,0 | 0,6 | 7,2 | 64,2 |
Хлеб ржаной (1 кусок) | 3,9 | 0,4 | 28,2 | 135,7 |
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
1/14
2/14