СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по литературе»

Практическая работа №2

Подготовка к выполнению задания 4 ОГЭ по лирическому произведению требует системного подхода. Это задание предполагает анализ стихотворения, включая понимание его темы, идеи, настроения, а также умение находить и интерпретировать изобразительно-выразительные средства.

Алгоритм подготовки:

  1. Повторение теории литературы (тема, идея, настроение, изобразительно-выразительные средства, стихотворные размеры, рифма).

  2. Изучение структуры задания (ответ на вопрос по содержанию стихотворения и написание краткого связного ответа (5-8 предложений) на вопрос.

  3. Практические занятия по разбору стихотворений.

Для того, чтобы проанализировать стихотворение, необходимо:

  1. Прочитать.

  2. Определить тему (о чем стихотворение?)

  3. Определить идею (что хочет донести до нас автор?)

  4. Анализ настроения (какие эмоции передаются в стихотворении?)

  5. Поиск изобразительно-выразительных средств.

  6. Определение стихотворного размера и типа рифмы.

  7. Сопоставить два лирических произведения (найти сходства, отличия), написать ответ в виде 5-8 предложений.

Дидактический материал:

Понятие

Определение

Пример

Тема

О чем стихотворение?

Тема природы, любви, войны и т.д.

Идея

Главная мысль, которую хочет донести автор.

Идея красоты природы, ценности жизни и т.д.

Настроение

Эмоции, которые передает автор.

Грусть, радость, тревога, спокойствие и т.д.

Изобразительно-выразительные средства

Эпитет

Образное определение, подчеркивающее свойство предмета.

«Померкший луг», «немая роща», «чистый воздух», «усталый взгляд».

Сравнение

Сопоставление двух предметов

Разлетелись, как дым, облака.

Метафора

Скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой.

«Прозвучало над ясной рекою», «воздух, льющийся в окно».

Олицетворение

Наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ

«Вздохи дня», «облако встаёт».

Антитеза

Противопоставление образов

«Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано».

Стихотворный размер

Ямб

Хорей

Дактиль

Амфибрахий

Анапест

Рифма

Перекрестная (АБАБ)

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Парная (ААББ)

Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы

Кольцевая (АББА)

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.