СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к огэ по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

факультативный курс подготовки к успешной сдаче огэ

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к огэ по математике»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Александрийская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на заседании МО.

протокол №___

от «__»______2018 г. Руководитель МО

__________/Эскеров А.Б./

Согласовано:

зам. директора по УВР __________/ Лабунец С.Ю./ «___»________2018 г.

Утверждаю:

Директор

МКОУ «Александрийская СОШ»

________/Новикова Е.А./

«___»________2018 г.






Утверждаю:

директор МКОУ «Александрийская СОШ» ________/Новикова Е.А./

«___»________2018 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Подготовка к ОГЭ по математике»

9 КЛАСС






Составитель: Лабунец С.Ю.

учитель математики первой

квалификационной категории










2018 – 2019уч. год

с. Александрийская Кизлярского района




Пояснительная записка


Рабочая программа факультативного курса по математике для 9 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

1) Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Александрийская СОШ» Кизлярского района РД

3) учебный план МКОУ «Александрийская СОШ» на 2018 -2019 учебный год;

4) Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года № 1089;


Программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по математике», ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.

Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Экзаменационная работа по математике в новой форме (ОГЭ) состоит из двух частей. Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач).

Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы и состоит из шести заданий. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки.

Факультативный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.

Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по математике» рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 9 классов. Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.

Цель данного курса: подготовить обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами; оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики и подготовке к экзаменам.

Задачи курса:

  • дать ученику возможность проанализировать свои способности;

  • помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе.

  • Повторить, обобщить и углубить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;

  • Расширить знания по отдельным темам курса «Алгебра 5-9 » и «Геометрия 7-9» ;

  • Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.

Функции элективного курса:

  • ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

  • компенсация недостатков в обучении математике.

Методы и формы обучения

Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективного курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);

  • личностно-деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета.

Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнении заданий ОГЭ.

Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.



Список рекомендованной литературы:


  1. ОГЭ-2018. Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018.

  2. ОГЭ-2018. Математика: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018.



Планируемые результаты обучения

учащийся должен

знать/понимать:

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • значение математики как науки;

  • значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности

уметь:

  • решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть)

иметь опыт (в терминах компетентностей):

  • работы в группе, как на занятиях, так и вне,

работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет



Содержание

1.Числа, числовые выражения, проценты (5ч)

Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Деление с остатком. Простые числа. Разложение натурального числа на простые множители. Нахождение НОК, НОД. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Применение свойств для упрощения выражений. Тождественно равные выражения. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту.

2. Буквенные выражения (3ч.)

Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных.

3. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби(3ч)

Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент одночлена. Степень одночлена, многочлена. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей. Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства.

4.Уравнения и неравенства(6ч)

Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.

5.Функции и графики(2ч)

Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций.

6. Прогрессии: арифметическая и геометрическая(1ч)

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы nчленов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.

7. Текстовые задачи(2ч)

Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения .

8. Элементы статистики и теории вероятностей.(2ч.)

Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.

9. Треугольники.(2ч.)

Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.

10. Многоугольники.(1ч.)

Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.

11. Окружность. (2ч)

Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга.

12. Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9 (5ч)


Календарно-тематическое планирование занятий

элективного курса «Подготовка к ОГЭ по математике»

в 9 классе


урока

Тема

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Приближенные значения. Округление чисел. Стандартный вид числа.

 1



Признаки делимости на 2, 3, 5, 6, 9, 10 и т.д.

1



Отношения. Пропорции.

1



Проценты

1



Арифметические действия. Сравнение чисел. Графический смысл сравнения чисел.

1



Числовые подстановки в буквенные выражения. Формулы.

1



Буквенные выражения.

1



Степень с целым показателем.

1



Многочлены. Преобразование выражений.

1



Алгебраические дроби. Преобразования рациональных выражений.

1



Квадратные корни.

1



Линейные и квадратные уравнения.

1



Линейные и квадратные уравнения.

1



Системы двух уравнений с двумя неизвестными.

1



Составление математической модели по условию текстовой задачи.

1



Неравенство с одной переменной и системы неравенств.

1



Решение квадратных неравенств. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Системы неравенств.

1



Исследование функции и построение графика.

1



Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков.

1



Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии.

1



Текстовые задачи

1



Текстовые задачи

1



Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

1



Элементы комбинаторики и теории вероятностей

1



Треугольники.

1



Треугольники.

1



Многоугольники.

1



Окружности.

1



Окружности.

1



Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9

1



Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9

1



Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9

1



Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9

1



Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9

1




Итого

34





6