Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Александрийская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО. протокол №___ от «__»______2018 г. Руководитель МО __________/Эскеров А.Б./ | Согласовано: зам. директора по УВР __________/ Лабунец С.Ю./ «___»________2018 г. | Утверждаю: Директор МКОУ «Александрийская СОШ» ________/Новикова Е.А./ «___»________2018 г. |
| | Утверждаю: директор МКОУ «Александрийская СОШ» ________/Новикова Е.А./ «___»________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Подготовка к ОГЭ по математике»
9 КЛАСС
Составитель: Лабунец С.Ю.
учитель математики первой
квалификационной категории
2018 – 2019уч. год
с. Александрийская Кизлярского района
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по математике для 9 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
1) Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Александрийская СОШ» Кизлярского района РД
3) учебный план МКОУ «Александрийская СОШ» на 2018 -2019 учебный год;
4) Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года № 1089;
Программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по математике», ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.
Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Экзаменационная работа по математике в новой форме (ОГЭ) состоит из двух частей. Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач).
Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы и состоит из шести заданий. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки.
Факультативный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по математике» рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 9 классов. Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
Цель данного курса: подготовить обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами; оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики и подготовке к экзаменам.
Задачи курса:
дать ученику возможность проанализировать свои способности;
помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе.
Повторить, обобщить и углубить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
Расширить знания по отдельным темам курса «Алгебра 5-9 » и «Геометрия 7-9» ;
Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Функции элективного курса:
ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
компенсация недостатков в обучении математике.
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективного курса:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);
личностно-деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнении заданий ОГЭ.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Список рекомендованной литературы:
ОГЭ-2018. Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018.
ОГЭ-2018. Математика: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018.
Планируемые результаты обучения
учащийся должен
знать/понимать:
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
значение математики как науки;
значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
уметь:
решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть)
иметь опыт (в терминах компетентностей):
работы в группе, как на занятиях, так и вне,
работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет
Содержание
1.Числа, числовые выражения, проценты (5ч)
Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Деление с остатком. Простые числа. Разложение натурального числа на простые множители. Нахождение НОК, НОД. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Применение свойств для упрощения выражений. Тождественно равные выражения. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту.
2. Буквенные выражения (3ч.)
Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных.
3. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби(3ч)
Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент одночлена. Степень одночлена, многочлена. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей. Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства.
4.Уравнения и неравенства(6ч)
Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.
5.Функции и графики(2ч)
Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций.
6. Прогрессии: арифметическая и геометрическая(1ч)
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы nчленов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
7. Текстовые задачи(2ч)
Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения .
8. Элементы статистики и теории вероятностей.(2ч.)
Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.
9. Треугольники.(2ч.)
Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.
10. Многоугольники.(1ч.)
Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.
11. Окружность. (2ч)
Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга.
12. Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9 (5ч)
Календарно-тематическое планирование занятий
элективного курса «Подготовка к ОГЭ по математике»
в 9 классе
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
| Приближенные значения. Округление чисел. Стандартный вид числа. | 1 | | |
| Признаки делимости на 2, 3, 5, 6, 9, 10 и т.д. | 1 | | |
| Отношения. Пропорции. | 1 | | |
| Проценты | 1 | | |
| Арифметические действия. Сравнение чисел. Графический смысл сравнения чисел. | 1 | | |
| Числовые подстановки в буквенные выражения. Формулы. | 1 | | |
| Буквенные выражения. | 1 | | |
| Степень с целым показателем. | 1 | | |
| Многочлены. Преобразование выражений. | 1 | | |
| Алгебраические дроби. Преобразования рациональных выражений. | 1 | | |
| Квадратные корни. | 1 | | |
| Линейные и квадратные уравнения. | 1 | | |
| Линейные и квадратные уравнения. | 1 | | |
| Системы двух уравнений с двумя неизвестными. | 1 | | |
| Составление математической модели по условию текстовой задачи. | 1 | | |
| Неравенство с одной переменной и системы неравенств. | 1 | | |
| Решение квадратных неравенств. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Системы неравенств. | 1 | | |
| Исследование функции и построение графика. | 1 | | |
| Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков. | 1 | | |
| Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 1 | | |
| Текстовые задачи | 1 | | |
| Текстовые задачи | 1 | | |
| Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 1 | | |
| Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 1 | | |
| Треугольники. | 1 | | |
| Треугольники. | 1 | | |
| Многоугольники. | 1 | | |
| Окружности. | 1 | | |
| Окружности. | 1 | | |
| Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9 | 1 | | |
| Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9 | 1 | | |
| Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9 | 1 | | |
| Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9 | 1 | | |
| Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9 | 1 | | |
| Итого | 34 | | |
6