СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ. Пунктуация. Часть 1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учителю в подготовке к ОГЭ. Здесь содержится теоретический и практический материал. Презентацию можно использовать на уроке или в качестве материала для консультации.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ. Пунктуация. Часть 1»

Подготовка к ОГЭ Пунктуация Часть 1 9 класс Автор Носкова Ольга Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Подготовка к ОГЭ

Пунктуация

Часть 1

9 класс

Автор Носкова Ольга Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

1) Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём.

В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть дополняет первую.

2) Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те,

которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.

3) Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега.

4) Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны.

5) Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых  должны стоять кавычки . Известно огромное количество картин с названием (1)Селигер(2). Все они посвящены озеру, точнее, целому царству, состоящему из озёр, проток, каналов и живописных островов. В озеро впадает множество рек и речушек, но запасы воды оно, подобно скупому хозяину, отдаёт через небольшую речку (3) Селижаровку(4) только (5)Волге(6). Живописная природа этого края напоминает иллюстрации к русским сказкам. (7)И озеро в тихом вечернем огне лежит в глубине, неподвижно сияя, и сосны, как свечи, стоят в вышине, смыкаясь рядами от края до края(8) – эти строки Н.А. Заболоцкого словно переносят нас на берег этого чудесного озера.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять кавычки .

Известно огромное количество картин с названием (1)Селигер(2). Все они посвящены озеру, точнее, целому царству, состоящему из озёр, проток, каналов и живописных островов. В озеро впадает множество рек и речушек, но запасы воды оно, подобно скупому хозяину, отдаёт через небольшую речку (3) Селижаровку(4) только (5)Волге(6). Живописная природа этого края напоминает иллюстрации к русским сказкам. (7)И озеро в тихом вечернем огне лежит в глубине, неподвижно сияя, и сосны, как свечи, стоят в вышине, смыкаясь рядами от края до края(8) – эти строки Н.А. Заболоцкого словно переносят нас на берег этого чудесного озера.

Что будут проверять: 1.Знаки препинания в простом осложнённом предложении (осложнённом однородными членами, обособленными определениями, дополнениями, обстоятельствами, приложениями, уточняющими членами, сравнительными оборотами). 2.Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения(обращения, вводные слова) 3. Знаки препинания в ССП. 4. Знаки препинания в СПП. 5. Знаки препинания БСП.

Что будут проверять:

1.Знаки препинания в простом осложнённом предложении

(осложнённом однородными членами, обособленными определениями, дополнениями, обстоятельствами, приложениями, уточняющими членами, сравнительными оборотами).

2.Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения(обращения, вводные слова)

3. Знаки препинания в ССП.

4. Знаки препинания в СПП.

5. Знаки препинания БСП.

Однородные члены предложения  — это слова, которые являются одними и теми же членами предложения, зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос.     В окнах поезда проносились поля, леса, деревни .

Однородные члены предложения  — это слова, которые являются одними и теми же членами предложения, зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос. В окнах поезда проносились поля, леса, деревни .

Знаки препинания при однородных членах ставятся: Однородные члены в предложении  разделяются запятой , если: между однородными членами нет союзов: На партах лежали учебники, тетради, ручки. между однородными членами есть повторяющиеся союзы:  и...и, или...или, не то...не то  и т.д: На грядках росли и свёкла, и морковь, и лук. Запятая ставится перед второй частью двойного союза  как…, так; не только…, но и; не столько…, сколько; насколько…, настолько; хотя и…, но; если не…, то; не только не…, а; не то чтобы…, а  и др: На концерте ребята не только пели песни, но и читали стихи.

Знаки препинания при однородных членах ставятся:

Однородные члены в предложении  разделяются запятой , если:

  • между однородными членами нет союзов:

На партах лежали учебники, тетради, ручки.

  • между однородными членами есть повторяющиеся союзы:  и...и, или...или, не то...не то  и т.д:

На грядках росли и свёкла, и морковь, и лук.

  • Запятая ставится перед второй частью двойного союза  как…, так; не только…, но и; не столько…, сколько; насколько…, настолько; хотя и…, но; если не…, то; не только не…, а; не то чтобы…, а  и др:

На концерте ребята не только пели песни, но и читали стихи.

  Запятая между однородными членами   НЕ ставится  в следующих случаях: между однородными членами есть одиночные союзы  и, или, да  (в значении  и ): На экскурсию поедут пятые и шестые классы. На экскурсию поедут пятые или шестые классы. однородные члены представляют собой фразеологический оборот с повторяющимися союзами. (Например:  и день и ночь, и смех и грех, и там и сям, ни то ни се, и так и сяк  и др.). В делах учебных Вася был ни то ни сё. Различайте однородные и неоднородные определения!  Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой, неоднородные – не отделяются. В небо взлетели зелёные, синие, красные воздушные шарики.

Запятая между однородными членами  НЕ ставится  в следующих случаях:

  • между однородными членами есть одиночные союзы  и, или, да  (в значении  и ):

На экскурсию поедут пятые и шестые классы.

На экскурсию поедут пятые или шестые классы.

  • однородные члены представляют собой фразеологический оборот с повторяющимися союзами. (Например:  и день и ночь, и смех и грех, и там и сям, ни то ни се, и так и сяк  и др.).

В делах учебных Вася был ни то ни сё.

Различайте однородные и неоднородные определения! Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой, неоднородные – не отделяются.

В небо взлетели зелёные, синие, красные воздушные шарики.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ    [О, а ( но , да ( = но))]  [ и О, и О]  [О, и О, и О]  [ как О, так и О], [ не только О, но и О], [ то О, то О], [ не то О, не то О] и др.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • [О, а ( но , да ( = но))]
  • [ и О, и О]
  • [О, и О, и О]
  • [ как О, так и О], [ не только О, но и О],

[ то О, то О], [ не то О, не то О] и др.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания при необходимости. Графически объясните их постановку. После дождей наступила холодная и ясная погода. На клумбе расцвели синие красные жёлтые цветы. Варя надела длинное красное платье. Эта неделя выдалась и мрачная и тяжёлая. Ветер гудел и свистел и стучал в окна. В холодном ночном небе можно было увидеть как ближние так и дальние звёзды.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания при необходимости. Графически объясните их постановку.

  • После дождей наступила холодная и ясная погода.
  • На клумбе расцвели синие красные жёлтые цветы.
  • Варя надела длинное красное платье.
  • Эта неделя выдалась и мрачная и тяжёлая.
  • Ветер гудел и свистел и стучал в окна.
  • В холодном ночном небе можно было увидеть как ближние так и дальние звёзды.
Запятые при обособленных определениях ставятся :   1. Если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова : Стол, накрытый белоснежной скатертью, стоял посреди комнаты. 2. Если оно выражено двумя и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова : Была белая ночь, облачная и тихая 3. В любой позиции (до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению :   Не спавший двое суток, он еле дошёл до дома. – Он, не спавший двое суток, еле дошёл до дома. 4. Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения: Маша не могла оторваться от книги, увлекаемая путешествиями героев. 5. Если имеет обстоятельственное значение причины, условия или уступки: Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.

Запятые при обособленных определениях ставятся :

1. Если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова :

Стол, накрытый белоснежной скатертью, стоял посреди комнаты.

2. Если оно выражено двумя и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова :

Была белая ночь, облачная и тихая

3. В любой позиции (до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению :  

Не спавший двое суток, он еле дошёл до дома. – Он, не спавший двое суток, еле дошёл до дома.

4. Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения:

Маша не могла оторваться от книги, увлекаемая путешествиями героев.

5. Если имеет обстоятельственное значение причины, условия или уступки:

Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания при необходимости. Графически объясните их постановку. Ветер не нарушавший дневного покоя вдруг к ночи проснулся. Забытая кем-то книга лежала на соседней скамье. Ночь звёздная и безоблачная была свежа и тиха. Всю ночь не сомкнувшая глаз она к утру крепко уснула. Залаявшая во дворе собака вдруг подбежала к нам и приветливо замахала хвостом. Раненный в плечо солдат долго не мог подняться.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания при необходимости. Графически объясните их постановку.

  • Ветер не нарушавший дневного покоя вдруг к ночи проснулся.
  • Забытая кем-то книга лежала на соседней скамье.
  • Ночь звёздная и безоблачная была свежа и тиха.
  • Всю ночь не сомкнувшая глаз она к утру крепко уснула.
  • Залаявшая во дворе собака вдруг подбежала к нам и приветливо замахала хвостом.
  • Раненный в плечо солдат долго не мог подняться.

Знаки препинания при обособленных приложениях ставятся, если:

1. Приложение относится к личному местоимению (независимо от положения):

Ему, дворянину по происхождению, были открыты двери всех знатных домов. Дворянину по происхождению, ему были открыты двери всех знатных домов.

2. Приложение относится к имени нарицательному и стоит после определяемого слова:

Соседка наша, девочка лет восьми, часто гуляла с маленькой собачкой.

3. Обособленное приложение находится после имени собственного и имеет пояснительное значение. Перед ним можно вставить слова «а именно», «то есть»:

И. И. Левитан, известный художник, тонко передает игру светотени в березовой роще. (Ср.: Известный художник И. Левитан тонко передает игру светотени в березовой роще.)

4. Стоит перед именем собственным и имеет добавочное обстоятельственное значение: Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении .

5. Обозначает имя собственное и поясняет или уточняет нарицательное существительное ( можно вставить слова то есть, а именно ):

Одноклассник моей сестры, Семён Орлов, перечитал все книги в школьной библиотеке.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания при необходимости. Графически объясните их постановку. Волга великая русская река вдохновляет поэтов и художников. Один из моих товарищей Саша Климов ночью пойдёт в разведку. Наш добрый знакомый он рано утром отправится в путешествие по горам. Я увлечённо читаю стихи знаменитого русского поэта А.С.Пушкина.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания при необходимости. Графически объясните их постановку.

  • Волга великая русская река вдохновляет поэтов и художников.
  • Один из моих товарищей Саша Климов ночью пойдёт в разведку.
  • Наш добрый знакомый он рано утром отправится в путешествие по горам.
  • Я увлечённо читаю стихи знаменитого русского поэта А.С.Пушкина.
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах ставятся: Обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, обособляется независимо от его местоположения в предложении:  Радуясь возвращению отца, дети долго не могли уснуть. Обособляются обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с производными предлогами и без предлогов : вследствие, ввиду, по причине, благодаря, согласно, вопреки, в отличие, в зависимости, в случае, при условии:  Вследствие проливных дождей, вода вышла из берегов. Обособляются обстоятельства с предлогами несмотря на, невзирая на с уступительным значением: Невзирая на советы опытных товарищей, Олег сделал свой выбор.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах ставятся:

  • Обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, обособляется независимо от его местоположения в предложении:  Радуясь возвращению отца, дети долго не могли уснуть.
  • Обособляются обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с производными предлогами и без предлогов : вследствие, ввиду, по причине, благодаря, согласно, вопреки, в отличие, в зависимости, в случае, при условии: Вследствие проливных дождей, вода вышла из берегов.
  • Обособляются обстоятельства с предлогами несмотря на, невзирая на с уступительным значением: Невзирая на советы опытных товарищей, Олег сделал свой выбор.
Не обособляются: Одиночные деепричастия, тесно связанные со сказуемым: Он стоял не шевелясь. 2. Одиночные деепричастия, перешедшие в наречия: Я молча читал книгу. 3. Фразеологический оборот, в состав которого входит деепричастие: Ребята мчались сломя голову.

Не обособляются:

  • Одиночные деепричастия, тесно связанные со сказуемым:

Он стоял не шевелясь.

2. Одиночные деепричастия, перешедшие в наречия:

Я молча читал книгу.

3. Фразеологический оборот, в состав которого входит деепричастие:

Ребята мчались сломя голову.

Знаки препинания при обособленных дополнениях:  Обособляться могут дополнения , выраженные именами существительными с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, включая, за исключением, исключая, наряду, в отличие от..  Все вышли во двор, кроме меня и Пашки.

Знаки препинания при обособленных дополнениях:

Обособляться могут дополнения , выраженные именами существительными с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, включая, за исключением, исключая, наряду, в отличие от..

Все вышли во двор, кроме меня и Пашки.

Знаки препинания при сравнительных оборотах:   1.Сравнительные обороты с союзами  как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели   обособляются:  Тем, кто старательно готовился к экзаменам, сдавать их было проще, чем остальным.  2.Запятая ставится перед  как  в оборотах  НЕ КТО ИНОЙ, КАК  и  НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК:  Желание помочь людям есть не что иное, как сила доброй души человека.

Знаки препинания при сравнительных оборотах:

1.Сравнительные обороты с союзами  как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели   обособляются: 

Тем, кто старательно готовился к экзаменам, сдавать их было проще, чем остальным.

2.Запятая ставится перед  как  в оборотах  НЕ КТО ИНОЙ, КАК  и  НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК: 

Желание помочь людям есть не что иное, как сила доброй души человека.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания при необходимости. Графически объясните их постановку. Радуясь весеннему солнцу Настя не хотела возвращаться в холодную комнату. Несмотря на холодную погоду мы оделись легко. В отличие от нарядных столичных дворянок Татьяна выглядела просто. Незабудки как будто голубые звездочки расцвели на лугу. Читать лёжа вредно.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания при необходимости. Графически объясните их постановку.

  • Радуясь весеннему солнцу Настя не хотела возвращаться в холодную комнату.
  • Несмотря на холодную погоду мы оделись легко.
  • В отличие от нарядных столичных дворянок Татьяна выглядела просто.
  • Незабудки как будто голубые звездочки расцвели на лугу.
  • Читать лёжа вредно.
Знаки препинания при уточняющих членах предложения:   Обособляются слова, уточняющие, поясняющие смысл предшествующего члена предложения .Они называют то же понятие, но по-другому и могут присоединяться к уточняемым с помощью союзов: то есть, или, именно, а именно, иначе , или иначе. Гиппопотам, или бегемот, вызывает интерес учёных. Вечером, часов в семь, бабушка звала нас к ужину.

Знаки препинания при уточняющих членах предложения:

Обособляются слова, уточняющие, поясняющие смысл предшествующего члена предложения .Они называют то же понятие, но по-другому и могут присоединяться к уточняемым с помощью союзов: то есть, или, именно, а именно, иначе , или иначе.

Гиппопотам, или бегемот, вызывает интерес учёных.

Вечером, часов в семь, бабушка звала нас к ужину.

Знаки препинания при обращениях и вводных словах:   Вводные слова и обращения могут находиться в любом месте предложения и на письме всегда выделяются запятыми.   Дорогая мама, поздравляю тебя с днём рождения! Прости, я не прав, может быть.

Знаки препинания при обращениях и вводных словах:

Вводные слова и обращения могут находиться в любом месте предложения и на письме всегда выделяются запятыми.

Дорогая мама, поздравляю тебя с днём рождения!

Прости, я не прав, может быть.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания при необходимости. Графически объясните их постановку. Земля родная помни нас и всех и каждого отдельно. Ветер к моему удивлению быстро разогнал надвинувшиеся тучи. Главное сестра успела вовремя на поезд. Всё это кажется я где-то видел. Всё это кажется сомнительным.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания при необходимости. Графически объясните их постановку.

  • Земля родная помни нас и всех и каждого отдельно.
  • Ветер к моему удивлению быстро разогнал надвинувшиеся тучи.
  • Главное сестра успела вовремя на поезд.
  • Всё это кажется я где-то видел.
  • Всё это кажется сомнительным.