Подготовка к ОГЭ по русскому языку Задание № 3
Пунктуационный анализ сложного предложения
Автор работы: учитель русского языка и литературы ГКОУ РД «Средней общеобразовательной гимназии Ахвахского района»
Гасанова Баира Гусеновна
Цель урока:
Задачи:
научиться последовательно осуществлять пунктуационный разбор сложного предложения.
- актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях; научиться различать разные виды сложных предложений; закрепить навык постановки запятой в ССП, СПП и БСП.
Сегодня на уроке мы вспомним:
- Какое предложение называется сложным?
- На какие группы делится СП?
- Повторим теорию о ССП, СПП и БСП.
запятая
двоеточие
тире
кавычки
Проверяемые элементы:
1.Знаки препинания в простом осложнённом предложении
(осложнённом однородными членами, обособленными определениями, дополнениями, обстоятельствами, приложениями, уточняющими членами, сравнительными оборотами).
2.Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения(обращения, вводные слова)
3. Знаки препинания в ССП.
4.Знаки препинания в СПП и БСП.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- Сложное предложение – это предложение, которое содержит 2 и более грамматические основы (т.е. сочетание подлежащего и сказуемого)
- Например: Месяц под косой блестит , а во лбу звезда горит.
[ ] ,а [ ].
Виды сложного предложения
- Сложносочиненное предложение
- Сложноподчиненное предложение
- Бессоюзное сложное предложение
- СП с разными видами связи
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Союзное
бессоюзное
- связь при помощи интонации , без союзов
связь при помощи
[ ] , [ ].
союзов и союзных слов
ССП СПП
[ ], и [ ]. [ ] , ( чтобы ).
И, а, да,но, зато,
однако и др. что,чтобы,потому
что, так как, если, где,
который, чей, когда и др.
Знаки препинания в ССП
Сложносочиненное предложение - это сложное предложение , в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и равноправны грамматически и по смыслу.
В ССП части отделяются друг от друга запятыми.
И, ДА, НИ…НИ; ТОЖЕ, ТАКЖЕ ( соединительные союзы)
А ,НО, ДА(в значении но),ЗАТО, ОДНАКО ( противительные союзы)
ИЛИ, ЛИБО, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО , ТО ЛИ… ТО ЛИ
(разделительные союзы)
[ Начало июля ], но [ уже созрели сливы ], и [ можно варить варенье ] .
Начало июля. Уже созрели сливы. Можно варить варенье.
Знаки препинания в предложении с союзами И, А , НО.
Соединяет однородные члены
Соединяет два(или несколько) простых предложений в сложном
предложения
- [О и О]. Берёза и клён уже нарядились в осенние уборы.
- [ О, а О]. Катя не промолчала , а сказала о своей обиде.
- [О, но О]. Яблоко было красивым , но кислым.
- [ ……],и [……].
- Ветер затих , и погода улучшилась.
- […….],а […….].
Днём пригревало солнце, а ночью морозы доходили до пяти градусов.
Утром пошёл сильный дождь, но к обеду выглянуло солнце.
Запятая между частями ССП не ставится лишь в исключительных случаях, когда они соединены неповторяющимся союзом И , ДА(И), ИЛИ, ЛИБО и при этом:
- Имеют общий второстепенный член предложения.
- К концу дня дождь перестал _ и ветер начал заметно стихать.
- По моему мнению , счастливы оптимисты _ и тяжело живется унылым людям.
- Имеют общее вводное слово или предложение.
- Имеют общую частицу только, лишь и др.
- Имеют общее придаточное предложение.
- Являются назывными , вопросительными , восклицательными , побудительными , а также безличными .
- Только ветер прошелестел чуть слышно _ и пропищала ночная птица.
- Как только мы вышли на крыльцо , солнце спряталось за тучу _ и повеяло холодом.
- Тишина _ и безмолвие белого снега. Неужели он дома _ и так будет всегда? Сколько интересного ушло _ и его уже не воротишь! Задуйте свечу _ или отойдите от окна! В доме тихо _ и уютно.
Вывод:
- Если в ССП есть второстепенный член или водная конструкция , общие для частей предложения, общая частица только лишь ,то запятая между его частями не ставится.
- Если части ССП- назывные, безличные ,вопросительные, восклицательные
- или побудительные, то запятая между ними не ставится.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Где может находиться придаточная часть по отношению к главной.
- [ ],( ).
- ( ), [ ].
- [, ( ), ].
- Я пошел домой, когда начался дождь.
- Когда взошло солнце, мне стало радостно.
- Книга, которую подарил мне друг, оказалась очень интересной.
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.
1.Последовательное подчинение
- Я знаю , что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке.
[ ], ( ),( ).
- ( запятой отделяется каждая часть СПП)
2.Параллельное подчинение
- Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех
(запятой отделяется каждая часть СПП)
( ), [ ], ( )
- Я знаю , что на улице светит
3. Однородное подчинение
[ ], ( ), ( )
- ( запятая ставится между однородными придаточными, соединенными союзами)
Знаки препинания в СПП
Запятая не ставится:
Примеры:
- Если перед подчинительным союзом или союзным словом имеется отрицательная частица НЕ
- Если придаточное предложение состоит из одного слова.
- Между однородными придаточными соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами.
- Если рядом оказывается два подчинительных союза ТО, ТАК , НО
- В море , в качке, спишь НЕ когда хочешь, а когда можешь.
- Он ушел и не сказал КУДА .
- Стоя посреди лесной поляны, мы слышали, КАК В КУСТАХ ЖУРЧАЛ РУЧЕЙ и КАК НА ВЕТВЯХ ПЕЛИ ПТИЦЫ.
- Сын предупредил мать, ЧТО ЕСЛИ он не вернется вовремя с работы, ТО не стоит беспокоить СЯ.
- !!!Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное!!!
Постановка запятой перед союзом « И », соединяющим простые предложения в составе сложного
- Запятая ставится , если:
- 1) соединяются простые предложения в составе сложносочиненного предложения: [ ] , и [ ].
- Например : Было тихо, и темные спокойные тени легли на дорогу.
- 2) После придаточной части предложения следует вторая часть двойного союза ТО , КАК или НО.
- Например: Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться , то можно было увидеть ее тончайшее кристаллическое строение.
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
- В сложноподчиненных предложениях связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью союзов , союзных слов, а также с помощью частицы ЛИ.
- Подчинительные союзы: если, чтобы, что, как, словно, точно, хотя.
[Девочка знала], (что она хочет нарисовать в альбоме).
- Союзные слова: что, кто, какой, чей, который ,когда, откуда
(Когда грузовик свернул к деревне), [озеро осталось позади].
[Я не знаю], (правильно ли я поступил).
Вывод:
- СПП- это сложное союзное предложение. Части СПП не равноправны по смыслу , связаны подчинительной связью.
- Главная часть СПП – та, от которой мы ставим вопрос.
- Зависимая часть- та , которая отвечает на вопрос.
- Внутри придаточной части всегда есть подчинительный союз или союзное слово.
- Придаточное предложение от главной отделяется запятой.
-
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
- Можно ли вставить сочинительный союз?
- [ Дорога стала ухабистая ], [ колеса начали задевать за сучья ] .
- Дорога стала ухабистая, и колеса начали задевать за сучья.
Вывод:
- В БСП мы ставим запятую, если в предложении описаны одновременные или последовательные события и между его частями можно поставить союз И .
Знаки препинания с разными видами связи (теория)
- Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения , определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.
Виды связи Примеры
1. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге .
1. Сочинительная и подчинительная связь
- 2. Подчинительная и бессоюзная связь.
- 3. Сочинительная и бессоюзная связь
- 4. Сочинительная , подчинительная и бессоюзная связь.
- [ ] и [ ]: [ ], [ ] ( так что…).
- 2. Когда он проснулся , уже всходило солнце ; курган заслонял его собою.
- 3. Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.
- 4. В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой , столиками и качелями.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
- 1.Если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между союзами ставится.
- Например: Можешь мне позвонить , но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
- 2. Запятая между союзами не ставится в том случае, если после придаточного есть вторая часть составного подчинительного союза- то, так, тем.
- Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня , то мы завтра уедем.
Построим схему предложения
- [ Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу ] (,) и (2) [ ( если пристально вглядеться ) (,) [ то можно было увидеть ее строение ] ] .
- [ 1 ] , и _ ( 2 если… ) , [ то 3 ]
- Вывод: При «встрече» соединительного союза И и подчинительного союза запятая не ставится , т.к. после придаточной части следует ТО, ТАК, НО.
Вывод:
- Сложные предложения с разными видами связи- это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трех простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Формулировка задания:
- Расставьте знаки препинания.
- Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Порядок пунктуационного разбора сложного предложения.
- Найти грамматические основы, доказать, что предложение сложное.
- Определить, какое это сложное: ССП, СПП, БСП или сложное с несколькими видами связи.
- Объяснить постановку знаков между простыми предложениями в сложном.
- Составить схему.
Расставьте знаки препинания . Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
- Некоторые уже улеглись на влажную (1) устланную осыпающейся хвоей (2) землю(3) жевали жесткие солдатские сухари (4) копченую колбасу (5) а кое- кто (6) открыв перочинным ножом жестяную банку (7) ел свиную тушенку (8) намазывая ее на тонко нарезанные (9) ломтики черствого хлеба.
- Некоторые уже улеглись на влажную , (1) устланную осыпающейся хвоей (2) землю , (3) жевали жесткие солдатские сухари , (4) копченую колбасу , (5) а кое- кто , (6) открыв перочинным ножом жестяную банку , (7) ел свиную тушенку , (8) намазывая ее на тонко нарезанные (9) ломтики черствого хлеба.
Ответ: 1345678
Расставьте знаки препинания . Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
- Жаворонки (1) едва различимые в воздухе (2) заливались над степью (3) конца и края которой (4) не было видно (5) и сообщали (6) еще не проснувшимся (7) жителям о долгожданном восходе солнца.
-
- Жаворонки , (1) едва различимые в воздухе , (2) заливались над степью , (3) конца и края которой (4) не было видно , (5) и сообщали (6) еще не проснувшимся (7) жителям о долгожданном восходе солнца.
Расставьте знаки препинания . Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
- И если тебе (1)мой читатель (2) посчастливиться побывать когда –нибудь в Кавказском заповеднике (3) и пройти по тропе(4) у которой (5) стоит такой обелиск (6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни, за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире.
- И если тебе , (1)мой читатель , (2) посчастливиться побывать когда –нибудь в Кавказском заповеднике (3) и пройти по тропе , (4) у которой (5) стоит такой обелиск , (6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины , (7) отдавших свои жизни за то , (8) чтобы сегодня мы жили в мире.
Вывод:
- Чтобы правильно выполнить задание №3, нам прежде всего нужно правильно определить границы предложений, найти грамматические основы и определить тип связи между простыми предложениями .
Полезные сайты для подготовки к ОГЭ:
1.ФИПИ ( fipi.ru )
2.Информационный портал ОГЭ ( http://gia.edu.ru/ru/ )
3.Решу ОГЭ ( о ge.sdamgia.ru )
4.Незнайка ( neznaika.pro )
- Напоминаю, что только знание правил и постоянные практические занятия, помогут вам верно выполнить данное задание. Тренируйтесь!
- Удачи на экзамене!
Использованная литература:
- 1. Учебник для общеобразовательных учреждений.
- Русский язык. 9 класс./Под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской.
-М.: «Просвещение»,2019.
- 2. ОГЭ- 2021. Русский язык. 30 тренировочных вариантов/ Под редакцией Н.А. Сениной.
- 3. ОГЭ- 2021. Русский язык. Тематический тренинг./Под редакцией Н.А. Сениной..