СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Подготовка к ОГЭ. Пунктуационный анализ сложного предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Подготовка к ОГЭ. Пунктуационный анализ сложного предложения"»

 Подготовка к ОГЭ по русскому языку  Задание № 3  Пунктуационный анализ сложного предложения Автор работы:  учитель русского языка и литературы  ГКОУ РД «Средней общеобразовательной гимназии Ахвахского района» Гасанова Баира Гусеновна

Подготовка к ОГЭ по русскому языку Задание № 3

Пунктуационный анализ сложного предложения

Автор работы: учитель русского языка и литературы ГКОУ РД «Средней общеобразовательной гимназии Ахвахского района»

Гасанова Баира Гусеновна

 Цель урока:   Задачи:   научиться последовательно осуществлять пунктуационный разбор сложного предложения. актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях; научиться различать  разные виды сложных предложений; закрепить навык постановки запятой в ССП, СПП и БСП.

Цель урока:

Задачи:

научиться последовательно осуществлять пунктуационный разбор сложного предложения.

  • актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях; научиться различать  разные виды сложных предложений; закрепить навык постановки запятой в ССП, СПП и БСП.
 Сегодня на уроке мы вспомним:   Какое предложение называется сложным? На какие группы делится СП? Повторим теорию о ССП, СПП и БСП.  

Сегодня на уроке мы вспомним:

  • Какое предложение называется сложным?
  • На какие группы делится СП?
  • Повторим теорию о ССП, СПП и БСП.

 

  запятая двоеточие тире кавычки

запятая

двоеточие

тире

кавычки

Проверяемые элементы: 1.Знаки препинания в простом осложнённом предложении (осложнённом однородными членами, обособленными определениями, дополнениями, обстоятельствами, приложениями, уточняющими членами, сравнительными оборотами). 2.Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения(обращения, вводные слова) 3. Знаки препинания в ССП. 4.Знаки препинания в СПП и БСП.

Проверяемые элементы:

1.Знаки препинания в простом осложнённом предложении

(осложнённом однородными членами, обособленными определениями, дополнениями, обстоятельствами, приложениями, уточняющими членами, сравнительными оборотами).

2.Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения(обращения, вводные слова)

3. Знаки препинания в ССП.

4.Знаки препинания в СПП и БСП.

 ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ
  • ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ   Сложное предложение – это предложение, которое содержит 2 и более грамматические основы (т.е. сочетание подлежащего и сказуемого) Например:   Месяц под косой блестит , а во лбу звезда горит.   [ ] ,а [ ].

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • Сложное предложение – это предложение, которое содержит 2 и более грамматические основы (т.е. сочетание подлежащего и сказуемого)
  • Например:   Месяц под косой блестит , а во лбу звезда горит.

[ ] ,а [ ].

Виды сложного предложения  Сложносочиненное предложение Сложноподчиненное предложение Бессоюзное сложное предложение СП с разными видами связи

Виды сложного предложения

  • Сложносочиненное предложение
  • Сложноподчиненное предложение
  • Бессоюзное сложное предложение
  • СП с разными видами связи
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ  Союзное  бессоюзное  связь при помощи интонации , без союзов связь при помощи  [ ] , [ ]. союзов и союзных слов  ССП   СПП [ ], и [ ]. [ ] , ( чтобы ). И, а, да,но, зато, однако и др. что,чтобы,потому  что, так как, если, где,  который, чей, когда и др.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Союзное

бессоюзное

  • связь при помощи интонации , без союзов

связь при помощи

[ ] , [ ].

союзов и союзных слов

ССП СПП

[ ], и [ ]. [ ] , ( чтобы ).

И, а, да,но, зато,

однако и др. что,чтобы,потому

что, так как, если, где,

который, чей, когда и др.

Знаки препинания в ССП Сложносочиненное предложение - это сложное предложение , в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и равноправны грамматически и по смыслу.  В ССП части отделяются друг от друга запятыми.  И, ДА, НИ…НИ; ТОЖЕ, ТАКЖЕ ( соединительные союзы)  А ,НО, ДА(в значении но),ЗАТО, ОДНАКО ( противительные союзы)  ИЛИ, ЛИБО, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО , ТО ЛИ… ТО ЛИ  (разделительные союзы)   [ Начало июля ],  но [ уже созрели сливы ],  и [ можно варить варенье ] .  Начало июля. Уже созрели сливы. Можно варить варенье.

Знаки препинания в ССП

Сложносочиненное предложение - это сложное предложение , в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и равноправны грамматически и по смыслу.

В ССП части отделяются друг от друга запятыми.

И, ДА, НИ…НИ; ТОЖЕ, ТАКЖЕ ( соединительные союзы)

А ,НО, ДА(в значении но),ЗАТО, ОДНАКО ( противительные союзы)

ИЛИ, ЛИБО, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО , ТО ЛИ… ТО ЛИ

(разделительные союзы)

[ Начало июля ], но [ уже созрели сливы ], и [ можно варить варенье ] .

Начало июля. Уже созрели сливы. Можно варить варенье.

Знаки препинания в предложении с союзами  И, А , НО. Соединяет однородные члены Соединяет два(или несколько) простых предложений в сложном предложения [О и О].  Берёза и клён уже нарядились в осенние уборы. [ О, а О].  Катя не промолчала , а сказала о своей обиде. [О, но О].  Яблоко было красивым , но кислым.  [ ……],и [……].   Ветер затих , и погода улучшилась. […….],а […….].  Днём пригревало солнце, а  ночью морозы   доходили до пяти градусов. […….],но […..]. Утром пошёл сильный дождь, но к обеду выглянуло солнце.

Знаки препинания в предложении с союзами И, А , НО.

Соединяет однородные члены

Соединяет два(или несколько) простых предложений в сложном

предложения

  • [О и О]. Берёза и клён уже нарядились в осенние уборы.
  • [ О, а О]. Катя не промолчала , а сказала о своей обиде.
  • [О, но О]. Яблоко было красивым , но кислым.
  • [ ……],и [……].
  •   Ветер затих , и погода улучшилась.
  • […….],а […….].

Днём пригревало солнце, а  ночью морозы   доходили до пяти градусов.

  • […….],но […..].

Утром пошёл сильный дождь, но к обеду выглянуло солнце.

Запятая между частями ССП не ставится лишь в исключительных случаях, когда они соединены неповторяющимся союзом И , ДА(И), ИЛИ, ЛИБО и при этом:  Имеют общий второстепенный член предложения. К концу дня дождь перестал _ и ветер начал заметно стихать. По моему мнению , счастливы оптимисты _ и тяжело живется унылым людям. Имеют общее вводное слово или предложение. Имеют общую частицу только, лишь и др. Имеют общее придаточное предложение. Являются назывными , вопросительными , восклицательными , побудительными , а также безличными .  Только ветер прошелестел чуть слышно _ и пропищала ночная птица. Как только мы вышли на крыльцо , солнце спряталось за тучу _ и повеяло холодом. Тишина _ и безмолвие белого снега. Неужели он дома _ и так будет всегда? Сколько интересного ушло _ и его уже не воротишь! Задуйте свечу _ или отойдите от окна! В доме тихо _ и уютно.

Запятая между частями ССП не ставится лишь в исключительных случаях, когда они соединены неповторяющимся союзом И , ДА(И), ИЛИ, ЛИБО и при этом:

  • Имеют общий второстепенный член предложения.
  • К концу дня дождь перестал _ и ветер начал заметно стихать.
  • По моему мнению , счастливы оптимисты _ и тяжело живется унылым людям.
  • Имеют общее вводное слово или предложение.
  • Имеют общую частицу только, лишь и др.
  • Имеют общее придаточное предложение.
  • Являются назывными , вопросительными , восклицательными , побудительными , а также безличными .
  • Только ветер прошелестел чуть слышно _ и пропищала ночная птица.
  • Как только мы вышли на крыльцо , солнце спряталось за тучу _ и повеяло холодом.
  • Тишина _ и безмолвие белого снега. Неужели он дома _ и так будет всегда? Сколько интересного ушло _ и его уже не воротишь! Задуйте свечу _ или отойдите от окна! В доме тихо _ и уютно.
Вывод: Если в ССП есть второстепенный член или водная конструкция , общие для частей предложения, общая частица только лишь ,то запятая между его частями не ставится. Если части ССП- назывные, безличные ,вопросительные, восклицательные или побудительные, то запятая между ними не ставится.

Вывод:

  • Если в ССП есть второстепенный член или водная конструкция , общие для частей предложения, общая частица только лишь ,то запятая между его частями не ставится.
  • Если части ССП- назывные, безличные ,вопросительные, восклицательные
  • или побудительные, то запятая между ними не ставится.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ  Где может находиться придаточная часть по отношению к главной. [ ],( ). ( ), [ ]. [, ( ), ]. Я пошел домой, когда начался дождь. Когда взошло солнце, мне стало радостно. Книга, которую подарил мне друг, оказалась очень интересной.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Где может находиться придаточная часть по отношению к главной.

  • [ ],( ).
  • ( ), [ ].
  • [, ( ), ].
  • Я пошел домой, когда начался дождь.
  • Когда взошло солнце, мне стало радостно.
  • Книга, которую подарил мне друг, оказалась очень интересной.
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.  1.Последовательное подчинение Я знаю , что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке.  [ ], ( ),( ). ( запятой отделяется каждая часть СПП) 2.Параллельное подчинение Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех (запятой отделяется каждая часть СПП) ( ), [ ], ( ) Я знаю , что на улице светит 3. Однородное подчинение солнце, что поют птицы.  [ ], ( ), ( ) ( запятая ставится между однородными придаточными, соединенными союзами)

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.

1.Последовательное подчинение

  • Я знаю , что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке.

[ ], ( ),( ).

  • ( запятой отделяется каждая часть СПП)

2.Параллельное подчинение

  • Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех

(запятой отделяется каждая часть СПП)

( ), [ ], ( )

  • Я знаю , что на улице светит

3. Однородное подчинение

  • солнце, что поют птицы.

[ ], ( ), ( )

  • ( запятая ставится между однородными придаточными, соединенными союзами)
Знаки препинания в СПП  Запятая не ставится:  Примеры: Если перед подчинительным союзом или союзным словом имеется отрицательная частица НЕ Если придаточное предложение состоит из одного слова. Между однородными придаточными соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами. Если рядом оказывается два подчинительных союза ТО, ТАК , НО В море , в качке, спишь НЕ  когда хочешь, а когда можешь. Он ушел и не сказал КУДА . Стоя посреди лесной поляны, мы слышали, КАК В КУСТАХ ЖУРЧАЛ РУЧЕЙ и КАК НА ВЕТВЯХ ПЕЛИ ПТИЦЫ. Сын предупредил мать, ЧТО ЕСЛИ  он не вернется вовремя с работы, ТО не стоит беспокоить СЯ.  !!!Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное!!!

Знаки препинания в СПП

Запятая не ставится:

Примеры:

  • Если перед подчинительным союзом или союзным словом имеется отрицательная частица НЕ
  • Если придаточное предложение состоит из одного слова.
  • Между однородными придаточными соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами.
  • Если рядом оказывается два подчинительных союза ТО, ТАК , НО
  • В море , в качке, спишь НЕ когда хочешь, а когда можешь.
  • Он ушел и не сказал КУДА .
  • Стоя посреди лесной поляны, мы слышали, КАК В КУСТАХ ЖУРЧАЛ РУЧЕЙ и КАК НА ВЕТВЯХ ПЕЛИ ПТИЦЫ.
  • Сын предупредил мать, ЧТО ЕСЛИ он не вернется вовремя с работы, ТО не стоит беспокоить СЯ.

  • !!!Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное!!!
Постановка запятой перед союзом « И », соединяющим простые предложения в составе сложного  Запятая ставится  , если: 1) соединяются простые предложения в составе сложносочиненного предложения: [ ] , и [ ]. Например : Было тихо, и темные спокойные тени легли на дорогу. 2) После придаточной части предложения следует вторая часть двойного союза ТО , КАК или НО. Например: Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и  если пристально вглядеться , то можно было увидеть ее тончайшее кристаллическое строение.

Постановка запятой перед союзом « И », соединяющим простые предложения в составе сложного

  • Запятая ставится , если:
  • 1) соединяются простые предложения в составе сложносочиненного предложения: [ ] , и [ ].
  • Например : Было тихо, и темные спокойные тени легли на дорогу.
  • 2) После придаточной части предложения следует вторая часть двойного союза ТО , КАК или НО.
  • Например: Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться , то можно было увидеть ее тончайшее кристаллическое строение.
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении В сложноподчиненных предложениях связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью союзов , союзных слов, а также с помощью частицы ЛИ.  Подчинительные союзы: если, чтобы, что, как, словно, точно, хотя.  [Девочка знала], (что она хочет нарисовать в альбоме).  Союзные слова: что, кто, какой, чей, который ,когда, откуда  (Когда грузовик свернул к деревне), [озеро осталось позади].  Частица ЛИ  [Я не знаю], (правильно ли я поступил).

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

  • В сложноподчиненных предложениях связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью союзов , союзных слов, а также с помощью частицы ЛИ.
  • Подчинительные союзы: если, чтобы, что, как, словно, точно, хотя.

[Девочка знала], (что она хочет нарисовать в альбоме).

  • Союзные слова: что, кто, какой, чей, который ,когда, откуда

(Когда грузовик свернул к деревне), [озеро осталось позади].

  • Частица ЛИ

[Я не знаю], (правильно ли я поступил).

Вывод: СПП- это сложное союзное предложение. Части СПП не равноправны по смыслу , связаны подчинительной связью. Главная часть СПП – та, от которой мы ставим вопрос. Зависимая часть- та , которая отвечает на вопрос.  Внутри придаточной части всегда есть подчинительный союз или союзное слово. Придаточное предложение от главной отделяется запятой.  

Вывод:

  • СПП- это сложное союзное предложение. Части СПП не равноправны по смыслу , связаны подчинительной связью.
  • Главная часть СПП – та, от которой мы ставим вопрос.
  • Зависимая часть- та , которая отвечает на вопрос.
  • Внутри придаточной части всегда есть подчинительный союз или союзное слово.
  • Придаточное предложение от главной отделяется запятой.
  •  
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Можно ли вставить сочинительный союз? [ Дорога стала ухабистая ],  [ колеса начали задевать за сучья ] . Дорога стала ухабистая, и колеса начали задевать за сучья.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

  • Можно ли вставить сочинительный союз?
  • [ Дорога стала ухабистая ], [ колеса начали задевать за сучья ] .
  • Дорога стала ухабистая, и колеса начали задевать за сучья.
Вывод: В БСП мы ставим запятую, если в предложении описаны одновременные или последовательные события и между его частями можно поставить союз И .

Вывод:

  • В БСП мы ставим запятую, если в предложении описаны одновременные или последовательные события и между его частями можно поставить союз И .

Знаки препинания с разными видами связи (теория) Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения , определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Знаки препинания с разными видами связи (теория)

  • Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения , определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.
Виды связи Примеры 1. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге .    1. Сочинительная и подчинительная связь [ ] , и [ ], ( ). 2. Подчинительная и бессоюзная связь. ( ) ,[ ] : [ ]. 3. Сочинительная и бессоюзная связь [ ],но [ ]: [ ] , [ ] 4. Сочинительная , подчинительная и бессоюзная связь. [ ] и [ ]: [ ], [ ] ( так что…).  2. Когда он проснулся , уже всходило солнце ; курган заслонял его собою. 3. Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье. 4. В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой , столиками и качелями.

Виды связи Примеры

1. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге .

1. Сочинительная и подчинительная связь

  • [ ] , и [ ], ( ).
  • 2. Подчинительная и бессоюзная связь.
  • ( ) ,[ ] : [ ].
  • 3. Сочинительная и бессоюзная связь
  • [ ],но [ ]: [ ] , [ ]
  • 4. Сочинительная , подчинительная и бессоюзная связь.
  • [ ] и [ ]: [ ], [ ] ( так что…).

  • 2. Когда он проснулся , уже всходило солнце ; курган заслонял его собою.
  • 3. Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.
  • 4. В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой , столиками и качелями.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ 1.Если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между союзами ставится. Например: Можешь мне позвонить , но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. 2. Запятая между союзами не ставится в том случае, если после придаточного есть вторая часть составного подчинительного союза- то, так, тем. Например: Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня , то мы завтра уедем.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

  • 1.Если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между союзами ставится.
  • Например: Можешь мне позвонить , но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
  • 2. Запятая между союзами не ставится в том случае, если после придаточного есть вторая часть составного подчинительного союза- то, так, тем.
  • Например:
  • Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня , то мы завтра уедем.
Построим схему предложения [ Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу ] (,) и (2) [ ( если пристально вглядеться ) (,) [ то можно было увидеть ее строение ] ] . [ 1 ] , и _ ( 2 если… ) ,   [ то 3 ] Вывод: При «встрече» соединительного союза И  и подчинительного союза запятая не ставится , т.к. после придаточной части следует  ТО, ТАК, НО.

Построим схему предложения

  • [ Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу ] (,) и (2) [ ( если пристально вглядеться ) (,) [ то можно было увидеть ее строение ] ] .
  • [ 1 ] , и _ ( 2 если… ) , [ то 3 ]
  • Вывод: При «встрече» соединительного союза И и подчинительного союза запятая не ставится , т.к. после придаточной части следует ТО, ТАК, НО.
Вывод: Сложные предложения с разными видами связи- это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трех простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Вывод:

  • Сложные предложения с разными видами связи- это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трех простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Формулировка задания: Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Формулировка задания:

  • Расставьте знаки препинания.
  • Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 Порядок пунктуационного разбора сложного предложения.   Найти грамматические основы, доказать, что предложение сложное. Определить, какое это сложное: ССП, СПП, БСП или сложное с несколькими видами связи. Объяснить постановку знаков между простыми предложениями в сложном. Составить схему.

Порядок пунктуационного разбора сложного предложения.

  • Найти грамматические основы, доказать, что предложение сложное.
  • Определить, какое это сложное: ССП, СПП, БСП или сложное с несколькими видами связи.
  • Объяснить постановку знаков между простыми предложениями в сложном.
  • Составить схему.
Расставьте знаки препинания . Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Некоторые уже улеглись на влажную (1) устланную осыпающейся хвоей (2) землю(3) жевали жесткие солдатские сухари (4) копченую колбасу (5) а кое- кто (6) открыв перочинным ножом жестяную банку (7) ел свиную тушенку (8) намазывая ее на тонко нарезанные (9) ломтики черствого хлеба.

Расставьте знаки препинания . Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  • Некоторые уже улеглись на влажную (1) устланную осыпающейся хвоей (2) землю(3) жевали жесткие солдатские сухари (4) копченую колбасу (5) а кое- кто (6) открыв перочинным ножом жестяную банку (7) ел свиную тушенку (8) намазывая ее на тонко нарезанные (9) ломтики черствого хлеба.

Некоторые уже улеглись на влажную , (1) устланную осыпающейся хвоей (2) землю , (3) жевали жесткие солдатские сухари , (4) копченую колбасу , (5) а кое- кто , (6) открыв перочинным ножом жестяную банку , (7) ел свиную тушенку , (8) намазывая ее на тонко нарезанные (9) ломтики черствого хлеба.     Ответ: 1345678
  • Некоторые уже улеглись на влажную , (1) устланную осыпающейся хвоей (2) землю , (3) жевали жесткие солдатские сухари , (4) копченую колбасу , (5) а кое- кто , (6) открыв перочинным ножом жестяную банку , (7) ел свиную тушенку , (8) намазывая ее на тонко нарезанные (9) ломтики черствого хлеба.

Ответ: 1345678

Расставьте знаки препинания . Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.  Жаворонки (1) едва различимые в воздухе (2) заливались над степью (3) конца и края которой (4) не было видно (5) и сообщали (6) еще не проснувшимся (7) жителям о долгожданном восходе солнца.  

Расставьте знаки препинания . Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  • Жаворонки (1) едва различимые в воздухе (2) заливались над степью (3) конца и края которой (4) не было видно (5) и сообщали (6) еще не проснувшимся (7) жителям о долгожданном восходе солнца.
  •  

 Жаворонки , (1) едва различимые в воздухе , (2) заливались над степью , (3) конца и края которой (4) не было видно , (5) и сообщали (6) еще не проснувшимся (7) жителям о долгожданном восходе солнца.     Ответ:1235
  • Жаворонки , (1) едва различимые в воздухе , (2) заливались над степью , (3) конца и края которой (4) не было видно , (5) и сообщали (6) еще не проснувшимся (7) жителям о долгожданном восходе солнца.

  • Ответ:1235
Расставьте знаки препинания . Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. И если тебе (1)мой читатель (2) посчастливиться побывать когда –нибудь в Кавказском заповеднике (3) и пройти по тропе(4) у которой (5) стоит такой обелиск (6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни, за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире.

Расставьте знаки препинания . Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  • И если тебе (1)мой читатель (2) посчастливиться побывать когда –нибудь в Кавказском заповеднике (3) и пройти по тропе(4) у которой (5) стоит такой обелиск (6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни, за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире.

 И если тебе , (1)мой читатель , (2) посчастливиться побывать когда –нибудь в Кавказском заповеднике (3) и пройти по тропе , (4) у которой (5) стоит такой обелиск , (6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины , (7) отдавших свои жизни за то , (8) чтобы сегодня мы жили в мире.   Ответ:124678
  • И если тебе , (1)мой читатель , (2) посчастливиться побывать когда –нибудь в Кавказском заповеднике (3) и пройти по тропе , (4) у которой (5) стоит такой обелиск , (6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины , (7) отдавших свои жизни за то , (8) чтобы сегодня мы жили в мире.

  • Ответ:124678
Вывод: Чтобы правильно выполнить задание №3, нам прежде всего нужно правильно определить границы предложений, найти грамматические основы и определить тип связи между простыми предложениями .

Вывод:

  • Чтобы правильно выполнить задание №3, нам прежде всего нужно правильно определить границы предложений, найти грамматические основы и определить тип связи между простыми предложениями .
Полезные сайты для подготовки к ОГЭ:   1.ФИПИ ( fipi.ru )  2.Информационный портал ОГЭ ( http://gia.edu.ru/ru/ )  3.Решу ОГЭ ( о ge.sdamgia.ru )  4.Незнайка ( neznaika.pro )

Полезные сайты для подготовки к ОГЭ:

1.ФИПИ ( fipi.ru )

2.Информационный портал ОГЭ ( http://gia.edu.ru/ru/ )

3.Решу ОГЭ ( о ge.sdamgia.ru )

4.Незнайка ( neznaika.pro )

Напоминаю, что только знание правил и постоянные практические занятия, помогут вам верно выполнить данное задание. Тренируйтесь! Удачи на экзамене!
  • Напоминаю, что только знание правил и постоянные практические занятия, помогут вам верно выполнить данное задание. Тренируйтесь!
  • Удачи на экзамене!
 Использованная литература:     1. Учебник для общеобразовательных учреждений.   Русский язык. 9 класс./Под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской.  -М.: «Просвещение»,2019.   2. ОГЭ- 2021. Русский язык. 30 тренировочных вариантов/ Под редакцией Н.А. Сениной.   3. ОГЭ- 2021. Русский язык. Тематический тренинг./Под редакцией Н.А. Сениной..  4. Интернет – ресурсы.  

Использованная литература:

 

  • 1. Учебник для общеобразовательных учреждений.

 

  • Русский язык. 9 класс./Под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской.

-М.: «Просвещение»,2019.

 

  • 2. ОГЭ- 2021. Русский язык. 30 тренировочных вариантов/ Под редакцией Н.А. Сениной.
  •   3. ОГЭ- 2021. Русский язык. Тематический тренинг./Под редакцией Н.А. Сениной..

  • 4. Интернет – ресурсы.