Синтаксический анализ. ОГЭ. Задание №4
1.Замените словосочетание «охранял с заботой», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
2. Замените словосочетание «картофельных полей» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
3. Замените словосочетание «дно колодца» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание .
Проверьте себя!
1. Ответ : заботливо охранял | охранял заботливо
2 . Ответ : полей картофеля
3. Ответ: колодезное дно | дно колодезное
Орфографический анализ. ОГЭ. Задание №5
- Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПРЕЛЮБОПЫТНЕЙШИЕ — написание приставки зависит от его лексического значения.
- 2) ПАРАЛИЗОВАНЫ — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого
- прилагательного.
- 3) РАСШАТЫВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- 4) ШОКИРОВАННЫЙ — в полных страдат. причастиях прошедшего времени с суффиксом -ИРОВА- пишется НН.
- 5) ВЫБИРАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
Проверьте себя!
Ключ:
134
КЛАСТЕР
Объясните лексическое значение слова “СВЕТЛИЦА”. Подберите СИНОНИМ
Татьяна Афанасьевна подала брату знак , что больная хочет уснуть , и все вышли потихоньку из светлицы. (А.С. Пушкин)
[ - = ], (что = ), и [ - = ].
Подчинительная и сочинительная.
Тема урока :
Подготовка к ОГЭ. Предложения с разными видами связи.
Цели:
- уметь находить сложные предложения с разными видами связи;
- уметь определять в них виды синтаксической связи;
- правильно ставить знаки препинания.
- Подготовка к ОГЭ
Повторим теорию!
«Вопрос-ответ»
(Проверка домашнего задания)
Работа в группах
1 группа – сочинит. + подчинит.
2 группа – бессоюзная + сочинит.
бессоюзная + подчинит.
3 группа – сочинит+ подчинит.+ бессоюзная.
- 1. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов)
- 2 .Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою. (А. Чехов)
- 3. В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.
- 4. Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин)
- 5. Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества.
- 6. Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа…
- 7. Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба.
- 8. Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда: было на душе восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль.
Проверим! 1 группа
1, 5
1.Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов) (сочинит. и подчинит .)
5. Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества. (подчинит. и сочинит.)
Проверим! 2 группа
2,4,6,7
2. Когда проснулся, уже всходило солнце ; курган заслонял его собою (А. Чехов) (подчинит. и бессоюзная)
4. Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть : горлинки журчали вблизи , кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин) (сочинит. и бессоюзная.)
6. Оковы тяжкие падут , темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа…( бессоюзная и сочинит .)
7. Борьба есть условие жизни : жизнь умирает, когда кончается борьба. (бессоюзная и подчинит)
Проверим! 3 группа
3,8
3. В саду было просторно и росли одни только дубы ; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями. (сочинит, бессоюзная, подчинит.)
8. Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда : было на душе восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль. (подчинит, бессоюзная, сочинит.)
- Весь зенитный расчет проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошел с мостика и обходил палубу.
- Черное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа.
- Была тревожная походная ночь.
- Видимо, он и сам промерз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку.
- Корабль шел недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчетливо виден.
«КОНСТРУКТОР»
Восстановите отрывок из произведения Л. Соболева, записав для этого данные номера предложений в следующем порядке: 1. простое двусоставное,
2.сложносочиненное, 3.сложное с разными видами связи, 4.сложноподчиненное, 5. бессоюзное.
Проверим! 32514
3) Была тревожная походная ночь.
2) Черное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа.
5) Корабль шел недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчетливо виден.
1) Весь зенитный расчет проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошел с мостика и обходил палубу.
4) Видимо, он и сам промерз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку.
Синтаксический анализ. ОГЭ. Задание №2
Прочитайте текст.
(1) Прилив — это увеличение уровня воды в водоёме. (2) Происходит он вследствие реакции на влияние гравитационных сил со стороны Солнца, Луны. (З)Отлив — это явление, характеризующееся уменьшением уровня воды до наименьшего значения. ( 4)Приливы можно встретить в любом море, и они происходят по противоположным областям Земли, которые располагаются возле линии, обращённой к Луне и Солнцу . (5)3емля движется, поэтому у морского берега можно увидеть за день сразу же несколько отливов и приливов.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным приложением.
3) В предложении 3 подлежащее — явление.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
5) В сложном предложении 5 грамматическая основа второй части — можно увидеть несколько отливов.
Пунктуационный анализ. ОГЭ. Задание 3
1.Он сказал (1) что (2) если погода не исправится (3) то о рыбалке надо забыть.
2. Можешь мне позвонить (1) но (2) если ты не позвонишь сегодня (3) то завтра мы уедем.
3.Меня удивляло(1) что (2) когда ни позвонишь(3) его нет дома.
4. Вдруг под копной сена (1) на которой я сижу (2)раздался шум (3) две крупные (4) белые птицы спикировали к земле.
Проверь себя
1) 1 3
2) 1 3
3) 1 2 3
4) 123
Рефлексия
1. Важна ли деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?
2. Достигли ли мы поставленной цели?
3. Оцените работу своих одноклассников.
4. Как вы оцениваете собственную работу?
Домашнее задание:
В тексте произведения М. Шолохова «Судьба человека» найти и выписать 3 сложных предложения с различными видами связи, составить к ним схемы.