Социальная сфера
огэ
Социальная структура (от лат. строение, расположение, построение) – это строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношений меду ними .
Функции социальной структуры общества.
- организует общество в единое целое;
- способствует сохранению целостности и стабильности общества.
Социальные отношения – определённые устойчивые связи между людьми как представителями определённых социальных групп.
Социальные группы – любые совокупности людей, имеющие какой-либо общий социально-значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.)
Признаки социальной группы:
- наличие взаимодействия между некой совокупностью людей;
- регулирование отношений определёнными правилами, ожиданиями соответствующего поведения;
- осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими.
Критерии выделения социальных групп.
по численности (малые и большие группы);
по характеру взаимодействия (первичные и вторичные);
по факту существования (реальные и номинальные);
по национальной принадлежности (этнические группы: род, племя, народность, нация);
по территориальному признаку (горожане, сельчане);
по демографическому признаку (пол, возраст);
по профессиональному признаку;
по конфессиональному признаку (православные, буддисты, мусульмане, католики)
Группы по количеству членов в них.
- Большие группы объединяет социально значимый признак: принадлежность к вероисповеданию, одинаковая профессия и др. В большой группе преобладают опосредованные связи, то есть нетесные. Люди в таких группах могут никогда не вступать в контакты между собой.
- Малые группы характеризуются более тесными взаимодействиями, небольшим количеством членов, они находятся в непосредственном взаимодействии (семья, друзья). По оценкам социологов, оптимальная численность малой группы — 5—7 человек. При этом состав её, как правило, стабилен. Примерами малой группы могут служить семья, ученики одного класса, члены спортивной секции. В малой группе люди устанавливают непосредственные личные контакты (каждый с каждым). в большой группе преобладают опосредованные связи.
Малая социальная группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Это немногочисленная группа людей (от 2 до 15 человек), которые объединены общей деятельностью, сходным интересами, находятся в непосредственном общении, испытывают чувства и эмоции по отношению друг к другу.
Признаки малой группы.
- Небольшое количество людей (может колебаться от 2 до 15-25).
- Личные контакты в пространстве и времени.
- Наличие общей цели и совместной деятельности.
- Наличие в группе организующего начала. Это может быть конкретный человек- лидер, руководитель, или функции распределены между членами группы.
- Разделение ролей.
- Наличие эмоциональных отношений между членами группы.
- Формирование межличностных отношений в группе.
- Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения.
Функции малых социальных групп:
- социализация личности, становление его характера
- экспрессивная функция, определение места индивида в группе, его самооценка, реализация способностей, профессиональных качеств
- инструментальная- индивид в группе осуществляет конкретную деятельность
- психологическая функция- поддержка человека в трудную ситуацию, радость за его успехи.
Именно в малой группе происходит основная часть общения человека. Поэтому очень многое зависит, в какую среду он попадёт, какие люди будут его окружать.
Положительное воздействие малой группы на человека:
- придаётся уверенность в себе,
- формируются коммуникативные навыки,
- формируется самооценка,
- усваиваются определённые нравственные ценности, ориентиры,
- формируются навыки выполнения определённых социальных ролей,
- снабжение положительным эмоциями.
Отрицательное воздействие малой группы на человека:
- подчинение группе, подавление личности, её самостоятельности инициативности,
- групповой эгоизм – достижение целей группы в ущерб общественным интересам,
- конформизм (конформность) – подстраивание под интересы членов группы, выражение внешнего согласия при внутреннем несогласии, поведение в группе по её правилам.
Группы по степени официальности.
- Формальные группы строятся на основе официальных документов (приказов, например). Они находятся в иерархической соподчинённости (воинское подразделение, спортивная команда, производственный коллектив).
Это группы со своей конкретной общественной задачей, структурой, разделением функций, отделением руководства от непосредственных исполнителей.
Например, коллектив предприятия. Основа здесь — производственные отношения , в их рамках каждый человек выполняет свои конкретные функции (сборщик, наладчик, начальник цеха, директор завода и др.), обусловленные общей целью коллектива — производить продукцию.
- Неформальные – возникают на основе общности интересов, ценностей, целей, личной симпатии (друзья)
- Предположим, на предприятии небольшая группа молодых рабочих увлечена рыбалкой. Они часто встречаются в нерабочее время, вместе выезжают за город. В этой группе нет начальников и подчинённых, каждому интересно мнение других. Здесь ценят не столько за производственные успехи, сколько за душевные качества . Это неформальная группа.
Совокупность больших и малых социальных групп, составляющих общество, называют
1) социальной мобильностью
2) социальными отношениями
3)социальной структурой
4) социальной нормой
Строение общества в целом называют
1) социальным государством
2)социальными отношениями
3) социальной структурой
4) социальной общностью
Под социальной структурой общества понимают
1) любые изменения в социальном положении человека
2) совокупность принятых в обществе социальных норм
3) степень освоения личностью культурных ценностей
4) совокупность социальных общностей и групп и их отношений
Примером групп, выделенных по этносоциальному признаку, являются
1) консерваторы и либералы
2) буддисты и протестанты
3) русские и белорусы
4) мужчины и женщины
Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как депутаты парламента?
1) политический
2) этнический
3) территориальный
4) культурный
Структура общества представлена социальными группами и общностями в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по территориальному (поселенческому) признаку?
1) женщины
2) Подростки
3) программисты
4) петербуржцы
Тип социальной группы
Примеры
Демографические группы
Мужчины, женщины, дети, молодёжь и др.
… _________ группы
Русские, белорусы, татары, немцы и др.
этнические
Антон живёт с мамой и дедушкой. Он учится в 7 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) личные контакты членов группы
2) общий быт
3) отношения родства
4) наличие особых норм поведения
1423
Установите соответствие между социальными общностями и критериями:
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
КРИТЕРИИ
А) башкиры
1) этносоциальный
Б) петербуржцы
2) религиозный
В) удмурты
Г) мусульмане
3) территориальный
Д) буддисты
13122
Какие из приведённых терминов характеризуют демографическую структуру общества?
1) женщины, мужчины
2) москвичи, ростовчане
3) белорусы, татары
4) мусульмане, христиане
Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) петербуржцы
2) преподаватели физики
3) наёмные работники
4) молодёжь
К малым социальным группам можно отнести
1) граждан страны
2) студентов вузов
3) пенсионеров региона
4) учеников класса
Какой критерий может использоваться для выделения социальных групп?
1) тип нервной системы
2) тип темперамента
3) индивидуально-психологические особенности
4) принадлежность к определённой профессии
Социальная мобильность – изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.
Виды. социальной мобильности.
Вертикальная – социальные перемещения, приводящие к понижению или повышению социального статуса.
Восходящая – это социальный подъём, повышение статуса.
Нисходящая – социальное падение, понижение статуса.
Горизонтальная – перемещение социальных общностей и групп, не приводящее к изменению социального статуса.
Территориальная (географическая) – изменение места жительства, туризм. Если перемещение перерастает в миграцию , то это будет вертикальная мобильность .
Региональная – это миграция, под которой понимается пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования рабочей силы.
Профессиональная – смена профессии.
Семейная – изменение социального статуса семьи в целом или отдельных его членов, вливших в эту семью.
Правовая – изменение правового статуса, например, гражданства.
Политическая – изменение политического статуса, например, избрание в органы государственной власти.
Причины групповой мобильности:
- социальные потрясения,
- войны,
- стихийные бедствия.
Причины индивидуальной мобильности:
- Образование,
- Способности,
- Воспитание,
- Брак,
- место жительства.
Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность.
Межпоколенная мобильность – изменения социального статуса между поколениями, она позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются по социальной лестнице по сравнению со своими родителями.
Внутрипоколенная связана с социальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.
Каналы социальной мобильности («социальные лифты»).
Социальный лифт — механизм изменения социального статуса индивида:
- школа
- образование в целом
- семья
- профессиональные организации
- армия
- политические партии и организации
- церковь.
Маргинальность.
Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта.
Маргинал (от лат. marginalis — находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные).
Маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение.
В любом обществе существует некая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации, например, престиж.
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.
Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.
В общественном мнении сложилась высокая оценка одних видов деятельности и низкая — других. В этом проявляется
2) разделение труда
3) социальный заказ
4) социальный престиж
Для определения положения человека в обществе значимым признаком являются (-ется)
1) особенности темперамента
2) физические данные
3) престиж профессии
4) социальные нормы
Людой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений соей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности.
Совокупность конкретных действий, которые выполняет человек, занимающий определённое положение в данном обществе, называют
1) социализацией
2)социальной ролью
3) социальной мобильностью
4)гражданскими обязанностями
Какая социальная роль подростков может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии?
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры трёх любых обязанностей, соответствующих данной социальной роли.
Роль - Ученик
Обязанности : -Выполнять домашние задания , Добросовестно учиться , Не опаздывать на уроки
Лидия Васильевна, инженер, проживает в Костроме. Эта информация позволяет сделать вывод о ее принадлежности к общностям 1) профессиональной, территориальной 2) этнической, территориальной 3) профессиональной, этнической 4) конфессиональной, территориальной
Какой социальный факт иллюстрирует роль потребителя?
1) Саша любит гулять в лесу.
2) У Виталика прекрасный вкус.
3) Лиза учится на курсах французского языка.
4) Коля дружит с Таней.
Какой социальный факт иллюстрирует политическую роль гражданина?
1) Ирина Валерьевна проработала в школе 25 лет.
2) Легкоатлеты завоевали медаль на Олимпийских играх.
3) Юрий Анатольевич голосовал на выборах.
4) Александр Николаевич купил телевизор отечественного производства.
Виктория — женщина, уроженка острова Ява, имеющая азиатские черты лица. Эти характеристики отражают её
1) достигаемый статус
2) имущественное положение
3) предписанный статус
4) гражданские права
Пётр после двадцати лет работы на заводе стал начальником отдела. Это — пример 1) горизонтальной социальной мобильности 2) социальной стратификации 3) вертикальной социальной мобильности 4) социального неравенства
Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Функции семьи:
- репродуктивная – биологическое продолжение рода;
- воспитательная — формирование нравственных качеств личности, передача своего опыта;
- Рекреационная (досуговая) – совместный отдых членов семьи, организация нормального досуга, взаимообогащение интересов;
- статусная – передача социального статуса, положения в обществе
- хозяйственно-экономическая – материальное обеспечение членов семьи, ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи;
- духовно-эмоциональная – эмоциональное развитие личности, духовное взаимообогащение, любовь, поддержка;
- социализация – формирование человека как личности , освоение социального опыта детьми и взрослыми , подготовка младшего поколения к жизни в обществе;
- функция социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
По количеству детей:
- бездетные семьи;
- однодетные семьи;
- малодетные семьи – количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;
- среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
- многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.
Семья Романовых живёт в собственном доме в посёлке городского типа. Она состоит из пяти человек: матери, отца, их троих несовершеннолетних сыновей. К какому типу может быть отнесена семья Романовых в зависимости от численного состава?
1) нуклеарная
2) авторитарная
3) демократическая
4) расширенная
Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?
1) эмоциональную
2) воспитательную
3) репродуктивную
4) досуговую
И патриархальная, и демократическая семья характеризуется
1) обязательным возложением домашних обязанностей на женщину
2) возможностью влиять на подрастающее поколение
3) обязательным наличием в семье нескольких детей
4) экономической зависимостью женщины от мужчины
В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье 1) патриархальной 2) демократической 3) неполной 4) партнёрской
Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?
1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.
2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.
4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.
Каждое воскресенье Николай и Анна вместе со своими детьми посещают музеи и театры. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?
1) организация досуга
2) ведение домашнего хозяйства
3) первичный социальный контроль
4) продолжение рода
Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является
1) патриархальной
2) многодетной
3) неполной
4) малой (нуклеарной)
Семья Сидоровых состоит из мамы, папы и двоих детей-школьников. Старший сын Сидоровых, Василий, женившись, стал жить с женой отдельно от родителей. Бабушки и дедушки Сидоровых также живут отдельно. К какому типу относится семья Сидоровых?
1) многопоколенная
2) нуклеарная
3) традиционная
4) гражданская
Семья Кондратьевых состоит из родителей, двоих детей и бабушки, которые проживают все вместе в одной квартире. Эта семья является
1) патриархальной
2) многодетной
3) неполной
4) многопоколенной
За полвека, прошедшие с момента отмены крепостного права в России, городское население страны выросло в три раза. Однако по-прежнему большая часть людей проживала в деревнях. Эти данные характеризуют состав общества 1) социально-классовый 2) профессиональный 3) социально-территориальный 4) этнический
В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют
1) социально-классовую структуру
2) государственное устройство
3) сословный строй
4) социально-территориальную структуру
Ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и типичное для данной общественной группы, называют
1) социальным престижем
2) социальным статусом
3) социальной мобильностью
4) социальной ролью
Какая функция семьи может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии?
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального распределения домашних обязанностей между членами семьи, кратко поясните каждое правило.
Ответ: Хозяйственно-бытовая.
Правило 1: Разделите домашние обязанности между членами семьи с учётом индивидуальных навыков и возможностей.
Пояснение: рациональное распределение домашних обязанностей между членами семьи включает в себя определение, кто будет отвечать за выполнение того или иного вида задач. Каждый член семьи имеет свои индивидуальные навыки и возможности, например, один член семьи может быть экспертом в кулинарии, а другой - в ремонте. Разделение обязанностей на основе индивидуальных навыков и возможностей поможет сделать процесс выполнения обязанностей более эффективным и улучшить качество выполнения задач.
Правило 2: Распределите обязанности равномерно между всеми членами семьи.
Пояснение: Рациональное распределение домашних обязанностей между членами семьи также включает в себя распределение обязанностей равномерно между всеми членами семьи. Это означает, что каждый член семьи должен иметь свою долю обязанностей и выполнять их в определённое время. Например, каждый член семьи может отвечать за уборку своей комнаты или за приготовление завтрака в определенные дни. Равномерное распределение обязанностей поможет сделать процесс выполнения обязанностей более справедливым и уменьшит нагрузку на отдельных членов семьи.
Пояснение.
1. Ответ на вопрос: покупку продуктов питания / хозяйственно-бытовую / деятельность потребителя и т.п .
2) Два правила с пояснениями:— заранее спланировать и записать все, что хотите купить — составить список (иначе вероятность купить что-нибудь лишнее сильно возрастает. Кроме того, в суматохе можно забыть купить что-то действительно необходимое);
— брать товар не на уровне глаз, а на полках выше или ниже (нередко все товары, размещенные на уровне глаз покупателя, дороже, чем аналогичные товары, лежащие на нижних или верхних полках.
Прежде чем сделать выбор, целесообразно внимательно рассмотреть все полки с нужным продуктом и сравнить цены).
Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил.
Ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и типичное для данной общественной группы, называют
1) социальным престижем
2) социальным статусом
3) социальной мобильностью
4)социальной ролью
Установите соответствие между социальными ролями и социальными группами:
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
А) покупатель
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Б) пользователь Интернета
1) подростки
В) учащийся гимназии
2) взрослые
Г) офицер
3) и подростки, и взрослые
Д) избиратель
33122
Ответ:
1. Хозяйственно-бытовая.
2.1 Социализирующая функция семьи: данная функция заключается в том, что семья обеспечивает адаптацию детей в обществе и помогает им освоить знания и правила, которые необходимы для успешной жизни в обществе. Например, если ребенок, который только что начал ходить в школу, столкнулся с трудностями при общении со сверстниками, родители могут ему помочь наладить контакты с другими детьми. Они могут также учить ребёнка правилам поведения в обществе, как вести себя в школе, общественных местах, гостях.
Всё это помогает ребёнку освоить социальные навыки и стать успешным членом общества.
2.2 Защитная функция семьи: данная функция заключается в том, что семья обеспечивает безопасность и защиту своих членов от внешних угроз. Например, когда ребенок начинает ходить в школу или на другие занятия, родители часто беспокоятся о его безопасности на улице или в общественном транспорте. Они могут объяснить ребенку, как вести себя в опасных ситуациях, как обращаться за помощью и как избегать рискованных ситуаций. Родители также могут обеспечить безопасность своих детей в доме, устанавливая сигнализации, запирая двери и окна и т.д. Все это позволяет семье обеспечить безопасность своих членов и защитить их от внешних угроз, таких как преступность, аварий и т.д.
Какая функция семьи может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите ещё две любые функции семьи и поясните каждую из них.
Установите соответствие между проявлениями и функциями семьи :
ПРОЯВЛЕНИЯ
ФУНКЦИИ СЕМЬИ
А) совместное расходование семейного бюджета
Б) передача детям определённого статуса
1) социальная
В) создание семейного бизнеса
Г) совместное ведение домашнего хозяйства
2) экономическая
Д) обучение детей правилам этикета
21221
Какой тип семьи (в зависимости от ее структуры/состава) может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии?
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два суждения о роли (значении) семьи в жизни человека.
Пояснение.
1. Нуклеарная семья / полная семья.
2. Суждения о роли семьи:
— Семья выполняет репродуктивную функцию, обеспечивая продолжение человеческого рода;
— Семья выступает институтом первичной социализации.
Семья любого типа характеризуется
1) обязательным возложением домашних обязанностей на женщину
2) экономической зависимостью женщины от мужчины
3) справедливым распределением домашних обязанностей
4)наличием домашнего хозяйства, общего быта
Тип семьи в зависимости от её структуры
Расширенная
Характеристика
…
Объединяет три и более поколения родственников
Состоит из супружеской пары / супружеской пары и их несовершеннолетних детей
нуклеарная
Что отличает семью от других малых групп?
1) совместная деятельность
2) общие цели
3) общий быт
4) наличие норм поведения
Что отличает семью от других малых групп?
1) общая трудовая деятельность
2) единые эстетические предпочтения
3) общность политических убеждений
4) совместное ведение хозяйства
Существуют различные типологии семей. Какой из приведённых ниже типов семьи выделен в зависимости от численного состава?
1) либеральная
2) нуклеарная
3) патриархальная
4) демократическая
Какая социальная роль типична для современного подростка?
1) военнослужащий срочной службы
2) пользователь интернета
3) избиратель
4) учитель школы
Для семьи любого типа характерно
1) совместное проживание нескольких поколений родственников
2) чёткое разделение мужских и женских обязанностей
3) возложение домашних обязанностей на женщину
4) влияние на формирование личности ребёнка
Родители заботятся о материальных условиях жизни своего ребёнка: качественно и своевременном питании, одежде и игрушках. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?
1) эмоциональную поддержку членов семьи
2) первичную социализацию детей
3) обретение детьми правоспособности
4) организацию хозяйственно-бытовой сферы
В семье К. есть традиция: собираться вечером и рассказывать о всех проблемах. Какую роль семьи в жизни человека иллюстрирует этот пример?
1) Семья оказывает психологическую поддержку.
2) Взрослые участвуют в получении образования детьми.
3) Семья заботится о поддержании здорового образа жизни.
4) Семья обеспечивает экономическую поддержку своих членов.
Что относится к основным функциям семьи?
1) освоение новых технологий 2) поддержание политической стабильности 3) повышение культурного уровня 4) воспитание детей и подростков
Межличностные отношения.
Межличностные отношения – это взаимосвязи человека с людьми, которые окружают (с другим человеком, с малой или большой группой): взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие.
Виды межличностных отношений:
- Деловые (официальные — от лат. officialis — должностной) — связаны с соблюдением каких- либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например, учитель — ученик; директор школы — учитель; президент РФ — председатель Правительства РФ и т. д.).
- Личные (неофициальные) — складываются между людьми на основе частных взаимоотношений вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.
Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний.
Две группы чувств, составляющих основу межличностных отношений.
- симпатия – чувства, сближающие людей (внутреннее расположение, привлекательность человека);
- антипатия – чувства, разъединяющие людей, (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворённость его поведением).
Социальный контроль
В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразие формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников . Результатом таких противоречий становятся возникающие между членами общества социальные конфликты . Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование , то есть регулирование поведения индивидуумов при помощи социального контроля.
Социальное поведение
Социальное поведение — это действие человека по отношению к обществу, другим людям, к окружающим его природе и вещам.
По своему характеру социальное поведение может быть самым разнообразным.
Отклоняющееся от норм поведение называют девиантным . Девиация может быть как отрицательной (нарушение социальных норм) так и положительной (купание зимой). Отдельно выделяют деликвентное поведение (преступное) — нарушение формальных социальных норм (закона).
Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское — соответствующее принятым в обществе нормам.
Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняющегося поведения?
1) работа по трудовому договору
2) оплата проезда в метро
3) совершение преступления
4) общение в социальной сети
Верны ли следующие суждения о социальной роли?
А. Социальная роль усваивается индивидом в процессе социализации.
Б. Все социальные роли человека обязательно должны быть стандартизированы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Конфликт возникает тогда, когда одна из сторон стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой.
Б. Сокращение собственником предприятия работников, участвовавших в забастовке, отражает межличностный конфликт.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Проявления отклоняющегося поведения разнообразны.
Б. Отклоняющимся называют только противоправное поведение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение предполагает как позитивные, так и негативные отклонения от нормы.
Б. Причиной отклоняющегося поведения человека может стать плохое влияние его ближайшего окружения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Основой для возникновения конфликта в обществе выступает противоречие интересов различных социальных групп.
Б. В основе некоторых социальных конфликтов лежит неравенство людей в доходах, уровне жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Причины социальных конфликтов кроются в противоречии интересов различных социальных групп.
Б. Социальные конфликты оказывают только негативное влияние на развитие общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Конфликт между родителями и детьми всегда имеет политический характер.
Б. Забастовка работников той или иной отрасли является примером социального конфликта.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Стремление сторон до последнего отстаивать свои взгляды – одна из причин социального конфликта.
Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для участников и общества в целом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Социальный конфликт.
Социальный конфликт – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.
Участники социального конфликта: индивиды, социальные группы, организации и объединения.
Стадии общественного конфликта.
- Предконфликтная – складывание конфликтной ситуации. Осознание противоположными сторонами эмоционального напряжения, стремление преодолеть его, понимание причин конфликта, оценка своих возможностей, выбор способа нападения на противника.
- Активная (непосредственно конфликтная) – недоверие и отсутствие уважения к противнику. Невозможность достичь согласия, наличие открытых и скрытых действий, направленных на изменение поведения соперников.
- Разрешение конфликта. Прекращение действий, направленных на изменение поведения соперников, устранение причин конфликта, изменение установок соперников относительно друг друга.
Причины социальных конфликтов.
- Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.
- Различия в уровнях дохода, власти, культуры, доступе к образованию, информации.
- Различия в целях, представлениях и ценностях.
- Религиозные различия.
- Поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.)
- Неумение общаться и договариваться.
ПОВОД – любое событие, поведение соперника, переполнившее чашу терпения.
Виды социальных конфликтов.
- Внутриличностный – происходит на уровне индивидуального недовольства собой, своим образом жизни, неумением реализовать себя.
- Межличностный – происходит между двумя или несколькими лицами.
- Межгрупповой – конфликт между группами – между классами, представителями разных религий, национальностей, конфликт поколений отцов и детей.
- Конфликт с внешней средой – давление на человека извне со стороны культурных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания.
- Конфликты по отдельным сферам жизни – экономических (производственный), политический, этнический.
- Конфликт в обществе в целом – социальная революция, то есть быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому, война.
Классификация конфликтов.
По длительности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный
По форме проявления: внутренний, внешний
По используемым средствам: насильственный, ненасильственный
По характеру развития: преднамеренный (подготовленный) , спонтанный (стихийный)
По масштабам распространения: глобальный (мировой), общенациональный, региональный, локальный, групповой, личный
По результатам: конструктивный – приводит к позитивным последствиям;
- деконструктивный – препятствует дальнейшему позитивному развитию.
В качестве одного из видов конфликтов выделяют «конфликт принадлежности», когда одновременно человек входит в две группы с противоположными интересами.
Какая ситуация иллюстрирует этот вид конфликта?
1) Супруги К. не смогли договориться о том, как провести вечер.
2) Подруги поссорились во время подготовки к экзамену.
3) Писатель Р. отверг требования издательства.
4) Волейболист Д. играет против команды своего родного города.
Социальный конфликт – это противоборство, столкновение двух или более сторон, возникающее на основе несовпадения интересов, потребностей, ценностей, целей или недостатка каких-либо ресурсов.
Конфликт принадлежности – ситуация, при которой человек одновременно входит в две группы с противоположными интересами.
Волейболист Д. играет против команды своего родного города. С одной стороны Д. —волейболист какой-то команды, а с другой стороны — он приехал из родного города. Игра против команды своего родного города — конфликт принадлежности.
Роль социального конфликта.
Позитивная.
- Происходит выявление проблем, требующих решения
- Стимулирование дальнейшего развития
- Снятие психологической напряжённости участников конфликта
- Осознание интересов друг друга, переход к сотрудничеству.
Негативная.
- Создание стрессовых ситуаций
- Нарушение порядка общественной жизни
- Нарушение устойчивости, стабильности.
Способы разрешения социальных конфликтов.
- Компромисс – соглашение путём взаимных уступок без ущерба коренным интересам сторон.
- Переговоры – мирное обсуждение сторонами решения проблем.
- Арбитраж (посредничество) – обращение к наделённому специальными полномочиями государственному органу власти за помощью в решении проблемы.
- Применение силы (власти) – одностороннее использование силы (власти) той из сторон, которая считает себя сильнее.
- Избегание – уход от конфликтной ситуации («ничего не случилось»)
Выберите верное суждение об отклоняющемся поведении.
1) Отклоняющееся поведение всегда имеет негативный характер.
2) Любой вид отклоняющегося поведения связан с противоправными действиями субъекта.
3) Следование моде является примером отклоняющегося поведения.
4) Проявления отклоняющегося поведения разнообразны.
Способ разрешения конфликта
Характеристика
Компромисс
Решение проблемы через взаимные уступки
…
Мирное обсуждение возможных путей решения проблемы
Переговоры
Катерина поссорилась с подругой, они не общаются уже несколько дней. Это пример
1) социального конфликта
2) социальной роли
3) социального статуса
4) социальной стратификации
Способ разрешения конфликта через взаимные уступки сторон называется
1) конфронтация
2) посредничество
3) компромисс
4) подавление
Н. с рождения является членом данной социальной группы. При жизни он не может перейти в другую группу. Для этого ему надо родиться еще раз. Его социальное положение закреплено в религиозных верованиях данного народа. К какой социальной группе принадлежит Н.?
1) класс
2) страта
3) каста
4) сословие
Какой из перечисленных статусов является предписанным?
1) мужчина
2) профессор
3) мать
4) автовладелец
Социальный слой (группа), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением, называется
1) классом
2) статусом
3) стратой
4) кастой