Просмотр содержимого документа
«Подготовка к олимпиадам по физике»
Подготовка к олимпиадам и конкурсам по физике
Физические олимпиады являются важным средством пропаганды знаний среди учащейся молодёжи и играют большую роль в повышении уровня преподавания физики в общеобразовательных школах.
Мы работам в «Гимназии» города Мичуринска у нас школа с углубленным изучением английского языка, немецкого языка. Таким образом, у нас обучаются дети с гуманитарным уклоном. Искать среди них будущих физиков очень сложно. Мы настраиваем детей на то, чтобы развить свои практические знания в области физики и техники, которые пригодятся нашим ребятам в жизни.
Олимпиады по физике проводим в спокойном темпе «по желанию». Участвуют те, кто хочет. Поэтому больших побед в городских олимпиадах у нас пока нет. А вот в интернет-олимпиадах наши ребята участвуют более успешно. Очень сложно сейчас выявить ученика , одарённого в области физики и технике у нас в Гимназии.
Возрастное развитее школьников происходит путем последовательных переходов от одной его ступеньки к качественно другой. В процессе возрастного развития важно обнаружить те или иные способности ученика. Эти качества выявляющие способных учеников. Являются возрастными и в какой-то мере временными. Их нужно вовремя и в полной мере использовать для подъёма развития способностей. Способный ученик всё схватывает « на лету», ему одинаково легко дается что физика, что литература. Способных детей много , одарённых –единицы. Нельзя нам, педагогам, упускать раннее проявление одарённости. Нужно помнить. Что одарённость ребёнка не исчезает при переходе к ному возрасту.
Одарённых детей на фоне ярко выраженных черт их возраста отличают такие качества:
Самостоятельность;
Склонность к самообразованию;
Избирательность в занятиях.
Тем не менее надо помнить, что выражение «одарённые дети» весьма условно, потому, что рано проявившиеся у ребёнка способности могут не получить ожидаемого результата, остаться не реализованными. А у других детей выдающиеся способности могут обнаружиться позднее. Пример тому Альберт Эйнштейн.
Таким образом наиболее правильная форма воспитания одарённых детей- обращаться с ними как с таковыми и в тоже время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений. Необходимо, чтобы воспитание и обучение оживляло и поддерживало чувство самостоятельности.
Любой учитель физики , исходя из своих потенциальных возможностей учащихся, которых он обучает, составляет программу работы с будущими олимпийцами. Цель программы- построить обучение так. Чтобы максимально развить заложенный природой способности ученика к определённым видам деятельности, так как какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения они развиться не могут. Конкретные задачи, стоящие перед учителем физики:
включить учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
выработать гибкие умения переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
развить сообразительность, быстроту реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.
Исходными принципами в реализации данных задач являются:
к творчеству ученика надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющихся у него знаниях по физике и математике. Задания, не связанные с имеющимися знаниями, не только бесполезны ,но и вредны. Так как могут вызвать стресс, внести разлад в уже полученные знания и навыки и создать хаос в уже имеющихся , но не закреплённых знаниях;
строгий отбор учебного материала по физике, так как всякая другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к четко поставленной конечной цели, отодвигает её достижение;
многократность повторения. Причем новые задачи физики преподносятся с опорой на уже усвоенные, чтобы не снизить интерес к знаниям и стимулировать творческую работу ученика;
разносторонне развитие ученика , то есть разностороння отработка навыков, приёмов решения задач от анализа к синтезу и от синтеза к анализу;
формирование устойчивого интереса к физике. Чтобы поддерживать интерес и развивать ученика творчески, надо менять виды работы. Переходить, от аналитических к задачам экспериментальным, от качественных к расчетным, ставить проблемные вопросы и решать их;
обучение грамотному выполнению работ по физике. Грамота- это прежде всего правила . принципы, способы и приёмы решения задач. Вооружать ученика рациональными способами деятельности при решении физических задач, освобождая его от длительного пути проб и ошибок;
индивидуальный подход, так как каждый ученик имеет свой багаж знаний. Свой уровень умственного развития. Обладает своими способностями и психическими качествами.
Исходя из поставленных методических задач и опираясь на исходные принципы, можно добиться реальных успехов в работе с одарёнными детьми.