СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению ( 9.3)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение написания сочинения ОГЭ 9.3

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению ( 9.3)»



Конспект урока Р.р. Сочинение - рассуждение 9.3. 

Урок - практикум по русскому языку в 9 А классе.

Тема урока: Р.р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.  Задание ОГЭ 9.3. (толкование значение слова)

Цель урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку, формировать читательскую компетентность.

Тип урока: урок  обучения умениям и навыкам

Технология: технология критического мышления, читательской грамотности, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

Задачи:

−образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.

−развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы,

 отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

−воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,

индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.

УМК и оборудование: раздаточный материал (текст рассказа Зинаиды Поляковой «Осколки доброты»), записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка  «План сочинения-рассуждения»; памятка «Структура сочинения-рассуждения»; памятка «Рефлексия»; рекомендации  и речевые клише для подготовки к написанию сочинения - рассуждения;

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД:  умение работать с текстом, анализировать, выстраивать

последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы,  находить ответы на вопросы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Слово учителя

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа - работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом.

3. Стадия вызова

- Ребята, чтобы определить тему урока, прочитайте высказывания великих людей.

  • Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. В.Гюго

  • Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта. Ф.Бэкон

  • Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. Ж.Руссо

  • Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Торо Г.

  • Против всего можно устоять, но не против доброты. Ж.Руссо

- Назовите ключевое слово этих высказываний. (ДОБРОТА) (написать на доске)

- А что значит «ключевое» слово? (Главное, основное, в нем заключается смысл).

- Правильно.

- Доброта - это ключевое слово нашего урока.

- Запишите число. Тема нашего урока - «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения».

- Нам предстоит серьезная работа с текстом.

Тексты, как мы знаем, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, являются интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.

Сегодня на уроке мы постараемся построить алгоритм написания сочинения-рассуждения. Будем учиться строить свои высказывания, аргументы.

Вопросы к классу:

  1. Какова схема построения сочинения-рассуждения (композиция)?

Тезис

Аргументы

Вывод

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

  Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведенного рассуждения.

 

- Итак, я предлагаю вам дать определение слову ДОБРОТА.

- Что такое ДОБРОТА? (Ответы обучающихся). Это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку. Например: "Доброта и сочувствие - основа характера россиян, всегда стремящихся прийти на помощь не только ближнему, но и совсем незнакомому человеку.

(Слайд № 3 Л.Н.Толстой о доброте)

- Какие ассоциации возникают у вас? (бабушка, душа, качество, ласка, мама, мир, улыбка хороший, хорошо)

(Ассоциации записать в тетрадях)

Слайд № 4 (лепесточки)

- Как вы думаете, актуальна ли тема доброты в наше время? (Ответы обучающихся).

4. Повторение теоретических знаний о тексте

Давайте с вами вспомним основные признаки текста: связность, цельность, завершённость, информативность, стилевое единство (Слайд №5)

Учитель: одним из важных признаков текста является информативность. Любой текст содержит информацию:

  • о каком-либо факте, событии, человеке;

  • цели его создания;

  • об авторе (его отношении к поднятым проблемам) (Слайд № 6)

Если вы сумеете научиться «вычитывать, выслушивать» эту информацию, то правильно поймете текст.

- Прежде, чем начать читать текст Зинаиды Поляковой, который называется «Осколки доброты», давайте попробуем предсказать. Прием «Дерево предсказаний»:

  • Что может произойти в рассказе с таким названием? «Осколки доброты»?

  • Где будет происходить действие?

  • Кто герои?

  • Чем может закончиться рассказ?

5. Стадия осмысления

Работа с текстом.

Прием «Чтение с остановками».

Чтобы интересней было читать, будем делать остановки, делая прогноз по поводу развития сюжетной линии.

Положите перед собой листочек желтого цвета (в жёлтой рамочке), читаем

(Читает ученик)

1 часть

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.

Где происходит действие? Кто появился на пляже?

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше? Ключевое слово!!!

- Продолжим чтение. Положите перед собой листочек розового цвета. (Читает ученик)

2 часть.

Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему?

- Что вы чувствуете сейчас? (неприязнь, страх…)

- Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?

- Вопрос - как вы думаете, что произойдёт дальше?

3 часть.

(На листочках фиолетового цвета)

(Читает ученик)

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

- Почему так поступили взрослые?

- Старушка просила внимания к себе?

- Почему так ведут себя дети?

- Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту? (улыбнуться в ответ)

- Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:

  • обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих

  • она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго

  • улыбка рождает дружбу между людьми

  • даёт силу слабым, надежду отчаявшимся

- Понимает ли старушка, что она неприятна людям? (человеческое непонимание, неприятие отчуждение)

- Отвечает ли она им тем же?

- Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность?

К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке.

Мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.

- Какие достоинства можно разглядеть у старушки? (не отвечает злом на недовольные взгляды и злые ухмылки)

- Как вы думаете, чем закончится текст?

4 часть

- Возьмите листочек красного цвета. (Читает ученик)

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

- Что значит «посвятила всю жизнь»? (Служила добру очень долго)

- Ожидали ли мы, что так закончится текст?

- Вернёмся к «Дереву предсказаний», которое мы составили в начале урока.

- Что нам удалось угадать?

- Актуальная ли проблема доброты в наши дни? Что делает ее актуальной?

- Почему эта проблема привлекла внимание автора?

- Прочитайте текст еще раз внимательно и подумайте, зачем автор рассказала нам эту историю? Формулируем главную мысль произведения. (Мы должны судить о людях не по внешнему виду, а по его поступкам)

- Почему притча называется «Осколки доброты»? Что значит осколки? (Осколки - это когда что-то разобьется, и нам жаль, что этого больше нет. Неужели на Земле останутся только осколки доброты? От кого это зависит?)

- «Работа над ошибками». (Найти и исправить все допущенные ошибки в тексте)

Семья провадила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг в далеке покозалась маленькая старушка.

Её седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и оборваной. Она что-то борматала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаца подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто неответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвитила тому, чтобы уберать с пляжа осколки стекла, каторыми дети могли порезать себе ноги.

6. Рефлексия

Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился.

  • Было интересно …

  • Было трудно…

  • Я понял(а), что …

  • Мне захотелось …

  • Я бы не повторил(а) такой ошибки, как. …

7. Домашнее задание

Учитель: я думаю, что наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.

- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать по плану сочинение на тему «Что такое доброта?» (Слайд № 7)

Заключительное слово

А закончить урок мне хотелось бы словами писателя М.Пришвина «Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни - от человека и его доброты».

Чтение учеником стихотворения Ирины Богомаз «Отчего, скажи скорей, мир становится добрей?»