Конспект урока Р.р. Сочинение - рассуждение 9.3.
Урок - практикум по русскому языку в 9 А классе.
Тема урока: Р.р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Задание ОГЭ 9.3. (толкование значение слова)
Цель урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку, формировать читательскую компетентность.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Технология: технология критического мышления, читательской грамотности, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.
Задачи:
−образовательные:
расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.
−развивающие:
развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы,
отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.
−воспитательные:
формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,
индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.
УМК и оборудование: раздаточный материал (текст рассказа Зинаиды Поляковой «Осколки доброты»), записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка «План сочинения-рассуждения»; памятка «Структура сочинения-рассуждения»; памятка «Рефлексия»; рекомендации и речевые клише для подготовки к написанию сочинения - рассуждения;
Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать
последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Слово учителя
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа - работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом.
3. Стадия вызова
- Ребята, чтобы определить тему урока, прочитайте высказывания великих людей.
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. В.Гюго
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта. Ф.Бэкон
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. Ж.Руссо
Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Торо Г.
Против всего можно устоять, но не против доброты. Ж.Руссо
- Назовите ключевое слово этих высказываний. (ДОБРОТА) (написать на доске)
- А что значит «ключевое» слово? (Главное, основное, в нем заключается смысл).
- Правильно.
- Доброта - это ключевое слово нашего урока.
- Запишите число. Тема нашего урока - «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения».
- Нам предстоит серьезная работа с текстом.
Тексты, как мы знаем, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, являются интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.
Сегодня на уроке мы постараемся построить алгоритм написания сочинения-рассуждения. Будем учиться строить свои высказывания, аргументы.
Вопросы к классу:
Какова схема построения сочинения-рассуждения (композиция)?
Тезис
Аргументы
Вывод
2. Что такое тезис, аргументы, вывод?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведенного рассуждения.
- Итак, я предлагаю вам дать определение слову ДОБРОТА.
- Что такое ДОБРОТА? (Ответы обучающихся). Это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку. Например: "Доброта и сочувствие - основа характера россиян, всегда стремящихся прийти на помощь не только ближнему, но и совсем незнакомому человеку.
(Слайд № 3 Л.Н.Толстой о доброте)
- Какие ассоциации возникают у вас? (бабушка, душа, качество, ласка, мама, мир, улыбка хороший, хорошо)
(Ассоциации записать в тетрадях)
Слайд № 4 (лепесточки)
- Как вы думаете, актуальна ли тема доброты в наше время? (Ответы обучающихся).
4. Повторение теоретических знаний о тексте
Давайте с вами вспомним основные признаки текста: связность, цельность, завершённость, информативность, стилевое единство (Слайд №5)
Учитель: одним из важных признаков текста является информативность. Любой текст содержит информацию:
о каком-либо факте, событии, человеке;
цели его создания;
об авторе (его отношении к поднятым проблемам) (Слайд № 6)
Если вы сумеете научиться «вычитывать, выслушивать» эту информацию, то правильно поймете текст.
- Прежде, чем начать читать текст Зинаиды Поляковой, который называется «Осколки доброты», давайте попробуем предсказать. Прием «Дерево предсказаний»:
Что может произойти в рассказе с таким названием? «Осколки доброты»?
Где будет происходить действие?
Кто герои?
Чем может закончиться рассказ?
5. Стадия осмысления
Работа с текстом.
Прием «Чтение с остановками».
Чтобы интересней было читать, будем делать остановки, делая прогноз по поводу развития сюжетной линии.
Положите перед собой листочек желтого цвета (в жёлтой рамочке), читаем
(Читает ученик)
1 часть
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.
Где происходит действие? Кто появился на пляже?
- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше? Ключевое слово!!!
- Продолжим чтение. Положите перед собой листочек розового цвета. (Читает ученик)
2 часть.
Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему?
- Что вы чувствуете сейчас? (неприязнь, страх…)
- Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?
- Вопрос - как вы думаете, что произойдёт дальше?
3 часть.
(На листочках фиолетового цвета)
(Читает ученик)
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
- Почему так поступили взрослые?
- Старушка просила внимания к себе?
- Почему так ведут себя дети?
- Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту? (улыбнуться в ответ)
- Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:
обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих
она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго
улыбка рождает дружбу между людьми
даёт силу слабым, надежду отчаявшимся
- Понимает ли старушка, что она неприятна людям? (человеческое непонимание, неприятие отчуждение)
- Отвечает ли она им тем же?
- Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность?
К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке.
Мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.
- Какие достоинства можно разглядеть у старушки? (не отвечает злом на недовольные взгляды и злые ухмылки)
- Как вы думаете, чем закончится текст?
4 часть
- Возьмите листочек красного цвета. (Читает ученик)
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
- Что значит «посвятила всю жизнь»? (Служила добру очень долго)
- Ожидали ли мы, что так закончится текст?
- Вернёмся к «Дереву предсказаний», которое мы составили в начале урока.
- Что нам удалось угадать?
- Актуальная ли проблема доброты в наши дни? Что делает ее актуальной?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- Прочитайте текст еще раз внимательно и подумайте, зачем автор рассказала нам эту историю? Формулируем главную мысль произведения. (Мы должны судить о людях не по внешнему виду, а по его поступкам)
- Почему притча называется «Осколки доброты»? Что значит осколки? (Осколки - это когда что-то разобьется, и нам жаль, что этого больше нет. Неужели на Земле останутся только осколки доброты? От кого это зависит?)
- «Работа над ошибками». (Найти и исправить все допущенные ошибки в тексте)
Семья провадила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг в далеке покозалась маленькая старушка.
Её седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и оборваной. Она что-то борматала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаца подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто неответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвитила тому, чтобы уберать с пляжа осколки стекла, каторыми дети могли порезать себе ноги.
6. Рефлексия
Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился.
Было интересно …
Было трудно…
Я понял(а), что …
Мне захотелось …
Я бы не повторил(а) такой ошибки, как. …
7. Домашнее задание
Учитель: я думаю, что наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.
- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать по плану сочинение на тему «Что такое доброта?» (Слайд № 7)
Заключительное слово
А закончить урок мне хотелось бы словами писателя М.Пришвина «Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни - от человека и его доброты».
Чтение учеником стихотворения Ирины Богомаз «Отчего, скажи скорей, мир становится добрей?»