Орфографическая разминка
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СДВИНУЛ — приставка неизменяемая.
2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.
Орфографическая разминка
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СДВИНУЛ — приставка неизменяемая.
2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.
Ответ: 12.
Орфографическая разминка
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
2) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
4) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.
5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ — сложные имена прилагательные, образованные повторением одинаковых слов, пишутся через дефис.
Орфографическая разминка
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
2) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
4) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.
5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ — сложные имена прилагательные, образованные повторением одинаковых слов, пишутся через дефис.
Ответ: 2, 4, 5
Орфографическая разминка
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ТАЮЩИЙ (снег) — в причастии, образованном от II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.
3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК — сложные имена прилагательные, образованные повторением слов, пишутся через дефис.
Орфографическая разминка
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) КУРИНЫЙ (суп) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК — сложные имена прилагательные, образованные повторением слов, пишутся через дефис.
Ответ: 1, 2
Фонетическая разминка
Бурьяна, цемент, удобнее, свёкла.
Бензопровод, балованный, дремота, заговор.
Кружева, комбайнер, намерение, торты.
Договор, цемент, поняла, красивее.
Фонетическая разминка
Бурьяна, цемент, удобнее, свёкла.
БензопровОд, балОванный, дремОта, зАговор.
КружевА, комбАйнер, намЕрение, тОрты.
ДоговОр, цемЕнт, понялА, красИвее.
Морфемная разминка
Песчаной, пчеловоды, каменоломню
Морфемная разминка
Пунктуационная разминка
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Тонко пищат рябчики на болоте возятся журавли.
2) Во все времена года хорош русский лес зимой летом осенью весной.
3) Машинисты поездов водители автобусов делают все чтобы мы чувствовали себя в вагоне в автобусе удобно.
4) В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны а в дупле живет сыч зимует летучая мышь.
Ответ
4) В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч, зимует летучая мышь.
Выполните синтаксический разбор предложения
Проверка домашней работы
Упражнение 270
Рустем Хузин «У окна»
Рустем Хузин «У окна»
Прочитайте ваши планы
Примерный план сочинения: 1. Описание сюжета картины 2. Зимний пейзаж за окном 3. Что заинтересовало мальчика 4. Значение интерьерных деталей 5. Окно как граница между мирами
Пример сочинения 1 Талантливые картины, как и книги, открывают нам окно в мир, заставляют задуматься о важном, понять то, что среди привычной жизни ускользает от нашего внимания. Вот, например, полотно российского художника Рустема Хузина "У окна". Всё очень просто: малыш выглядывает в окошко. Однако за этой простотой скрыта загадка, которую так и хочется разгадать. Мы не видим лица ребёнка. Всё, что мы можем рассмотреть, - это его обычная одежда (рубашка в клетку и тёмные штанишки). И всё же поза мальчика подсказывает нам, что его внимание сосредоточено на том, что происходит за окном. Что же он там увидел? Что его заинтересовало? Там огромный мир, множество любопытных вещей и неизведанных возможностей. Там зима и снег, там дворник. Ничего особенного, но ребёнку интересно всё на свете. Может быть, это первый в этом году снег. Поэтому малыш забросил свои нехитрые рисунки и сосредоточенно смотрит на двор. Слева от ребёнка на подоконнике горшок с каким-то растением, возможно, с геранью. Эта деталь говорит нам о домашнем уюте, спокойной, умиротворённой обстановке в этой семье, где растёт мальчуган. Такая мирная, знакомая многим картина из детства. Каждая деталь на полотне узнаваема: и карандаши, и яркие рисунки, и рубашечка на мальчике. Зрители, глядя на это полотно, в мыслях переносятся в своё детство, вспоминают счастливые беззаботные годы. Потому картина вызывает умиление и чувство ностальгии по тому, что уже не вернётся, а останется лишь в памяти да на картинах таких замечательных художников, как Рустем Хузин.
Пример сочинения 2 Хузин Рустем Хаитович - современный отечественный художник. Хузин написал картину «У окна» примерно в 1990 году. На переднем плане картины мы видим мальчика, который обращен к нам спиной. Он одет в голубую клетчатую рубашку. Ему где-то 5-6 лет. Мальчик внимательно смотрит в окно. Мальчик оперся руками на подоконник. На подоконнике мы видим слева глиняный коричневый горшок с зеленым цветком. Справа от мальчика расположены игрушечную машинку, а также карандаши и лист бумаги. На заднем плане мы видим сквозь замерзшее стекло окна, что на улице много снега. Время года – зима. Видим, как дворник чистит снег и посыпает песком дорожки, чтобы никто не поскользнулся. Чуть дальше от дворника мы видим двухэтажное здание, его крыша заснежена, в некоторых окнах горит свет. Вдали мы видим город: очертания многоэтажек, трубы заводов, зарево на небосклоне. Мне картина понравилась, она погружает в атмосферу тепла, добра, домашнего уюта.
Пример сочинения 3 На картине "У окна" художник изобразил мальчика, который смотрит в окно. На переднем плане мы видим мальчика, он совсем небольшой, он повернут к нам спиной. Мальчик одет в клетчатую рубашку и темные брюки, его локти упираются в подоконник, мальчишке явно интересно наблюдать за тем, что творится за окном. На подоконнике стоит горшок с цветком, с другой стороны мы видим несколько листиков с рисунками, карандаши и машинку. Мальчик увлеченно рисовал, потом он увидел за окном что-то интересное и его внимание переключилось на другое. На заднем плане мы видим двор весь покрытый снегом, дворник с метлой подметает двор. Напротив светятся окошка в соседнем доме. При просмотре на картину создается положительное впечатление, как хорошо и интересно наблюдать за жизнью своего двора зимой сидя в теплой и уютной квартире.
Выпишите речевые штампы (клише)
Работаем с текстами по вариантам:
Текст 1 – 1 вариант.
Текст 2 – 2 вариант.
Текст 3 – 3 вариант.
Устное собеседование
Собеседование является составной частью ОГЭ по русскому языку. Чтобы быть допущенным к экзамену в мае-июне, необходимо пройти устное собеседование.
Задача этой части экзамена — проверить умение девятиклассника создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
Задание 3: опишите фотографию
Не забудьте описать:
1. событие, изображённое на фотографии;
2. людей, изображённых на фотографии;
3. эмоции, которые вызывает фотография.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Примеры картин и фотографий
Александр Александрович Дейнека «Девочка у окна»
Роберт Фальк «Девушка у окна»
Юлия Ромос «Окно в детство»
Татьяна Чепкасова «Девочка у окна»
Фото
Фото
Фото
Работаем в парах
Критерии оценки
- Выберите фото
- Опишите фотографию
Не забудьте описать:
1. событие, изображённое на фотографии;
2. людей, изображённых на фотографии;
3. эмоции, которые вызывает фотография.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Оцените свою работу на уроке
Закончите фразы.
Сегодня я узнал(а)... Было интересно... Было трудно... Теперь я могу... У меня получилось... Я не совсем понял (а)...
Домашняя работа
Подготовить устное монологическое высказывание
(описание понравившейся фотографии).
Высказывание должно занимать не более 3 минут.