СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи)» по притче Зинаиды Поляковой «Осколки доброты»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи)» по притче Зинаиды Поляковой «Осколки доброты»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ВЫСОКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1


141650, Московская область, Клинский район, г. Высоковск, ул. Текстильная, д. 4-А

тел.: 8 (496 24) 6-33-26, e – mail: vis_scool1@mail.ru














Урок русского языка в 8-м классе

Тема урока:

«Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи)» по притче Зинаиды Поляковой «Осколки доброты»

(Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка)










Учитель русского языка и литературы

МОУ Высоковская СОШ №1,отд.3

Комлева Т.И.





Цели для учащихся: обучение анализу текста и отбору материала для написания сочинения – рассуждения.

Задачи:

Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Формировать  читательскую компетентность, общечеловеческие нравственные ценности и функциональную грамотность школьников с помощью умения решать комбинаторные задачи разными методами.

Познавательные УУД:

- Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;

- Формировать умение строить речевое высказывание;

- Формировать умение находить авторскую позицию, определять тему, проблему текста;

- Формировать умение выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, приводить аргументы.

Коммуникативные УУД:.

- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение, отстаивать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

- Учить постановке цели работы;

- Учить самостоятельно работать с материалом, планировать, корректировать и оценивать свою работу;

Личностные УУД:

- Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;

- Воспитывать внимательное отношение друг к другу, уважение, доброту;





Ход урока.

1. Организационный момент.

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята!

Я рада вас видеть.

Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом.

2.Стадия вызова

-Ребята, чтобы определить, , прочитайте высказывания великих людей.

Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. В.Гюго

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта. Ф.Бэкон

Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. Руссо

Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Торо Г.

Против всего можно устоять, но не против доброты .  Ж.Руссо

-Назовите ключевое слово этих высказываний. (ДОБРОТА) (прикрепить на доску на магнит)

-А что значит «ключевое» слово? (Главное, основное, в нем заключается смысл).

- Правильно.

- Доброта – это ключевое слово нашего урока. 

- Запишите число. Тема нашего урока - «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения». 

- Нам предстоит серьезная работа с текстом.

Тексты, как мы знаем, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, являются интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.

Сегодня на уроке мы постараемся построить алгоритм написания сочинения-рассуждения. Будем учиться стоить свои высказывания, аргументы.

Составление кластера.

- Итак, я  предлагаю вам дать определение слову ДОБРОТА

- Что такое ДОБРОТА? (Ответы учащихся)

- Какие ассоциации возникают у вас?

 (Ассоциации записать на листах)

- Ребята, вы знаете что такое альтруизм? (работа со словарем)

-Дополните кластер еще одним словом (альтруизм).

-Как вы думаете, актуальна ли эта тема доброты в наше время?

Повторение теоретических знаний о тексте.

Давайте с вами вспомним основные признаки текста

- связность

- цельность

- завершённость

- информативность

- стилевое единство

Одним из важных признаков текста является информативность. Любой текст содержит информацию:

1) о каком-либо факте, событии, человеке;

2) цели его создания;

3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам).

Если вы сумеете научиться «вычитывать, выслушивать» эту информацию, то правильно поймете текст.

-Прежде, чем начать читать текст Зинаиды Поляковой, который называется «Осколки доброты», давайте попробуем предсказать Прием «Дерево предсказаний»:

1) Что может произойти в рассказе с таким названием? «Осколки доброты»?

2) Где будет происходить действие?

3) Кто герои?

4) Чем может закончиться рассказ?

( Записи делаются на листочках и крепятся на «Дерево предсказаний»)

Ребята, то, что мы сейчас делали, т.е.предсказывали, называется АНТИЦИПАЦИЯ.

- Мы проверим ваши предсказания после чтения рассказа

3.Стадия осмысления.

Работа с текстом.

Прием «Чтение с остановками».

Чтобы интересней было читать, будем делать остановки, делая прогноз по поводу развития сюжетной линии

1 часть.

Положите перед собой листочек желтого цвета, читаем

(Читает ученик)

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.

Где происходит действие

Кто появился на пляже?

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?

-Продолжим чтение. Положите перед собой листочек розового цвета. (Читает ученик)

2 часть.

Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему?

-   Что  вы чувствуете сейчас?  (неприязнь, страх…)

-   Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?

- Вопрос - как вы думаете, что произойдёт дальше?

3 часть. (На листочках фиолетового цвета)

(Читает ученик)

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

-   Почему так поступили взрослые?

-   Старушка просила внимания к себе?

-  Почему так ведут себя дети?

-   Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту?

        (улыбнуться в ответ)

-   Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:

        1. обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих

        2. она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго

        3. улыбка рождает дружбу между людьми

        4. даёт силу слабым, надежду отчаявшимся

-   Понимает ли старушка, что она неприятна людям? (человеческое непонимание, неприятие отчуждение, ),

-   Отвечает ли она им тем же?

-   Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность?  

К сожалению, мы привыкли не только встречать,  но и судить человека по одёжке.

Посмотрите внимательно на доску и скажите, что увидели?

.

        

-   Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого листа. Так и в жизни, мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.

-  Какие достоинства можно разглядеть у старушки?  (не отвечает злом  на  недовольные взгляды и злые ухмылки)

-  Как вы думаете , чем закончится текст

4 часть

-Возьмите листочек белогого цвета. (Читает ученик)

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

-Ожидали ли мы, что так закончится текст?

- Вернёмся к «Дереву предсказаний», которое мы составили в начале урока.

-Что нам удалось угадать?

- Актуальная ли проблема доброты в наши дни? Что делает ее актуальной?

- Почему эта проблема привлекла внимание автора?

-Прочитайте текст еще раз внимательно и подумайте, зачем автор рассказала нам эту историю?

Задания:

-Определите микротему каждого обзаца.(составление плана)

- «Работа над ошибками». (Найти и исправить все допущенные ошибки в тексте)

Семья праводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг в далеке покозалась маленькая старушка.

Её сидые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и оборваной. Она чтото бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаца подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы чтото поднять, она улыбнулась семье, но ни кто неответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвитила тому, чтобы уберать с пляжа осколки стекла, каторыми дети могли порезать себе ноги.

- Прием «Телеграмма». Используя каждую букву слова доброта, придумать текст телеграммы.

4.Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился

 Было интересно …

Было трудно…

Я понял(а), что …

Мне захотелось …

Я бы не повторил(а) такой ошибки, как. …

Домашнее задание

- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение на тему «Что такое доброта?»

Заключительное слово

А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами писателя М.Пришвина «Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека и его доброты».

Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.