МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ВЫСОКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 |
141650, Московская область, Клинский район, г. Высоковск, ул. Текстильная, д. 4-А
тел.: 8 (496 24) 6-33-26, e – mail: vis_scool1@mail.ru
Урок русского языка в 8-м классе
Тема урока:
«Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи)» по притче Зинаиды Поляковой «Осколки доброты»
(Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка)
Учитель русского языка и литературы
МОУ Высоковская СОШ №1,отд.3
Комлева Т.И.
Цели для учащихся: обучение анализу текста и отбору материала для написания сочинения – рассуждения.
Задачи:
Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Формировать читательскую компетентность, общечеловеческие нравственные ценности и функциональную грамотность школьников с помощью умения решать комбинаторные задачи разными методами.
Познавательные УУД:
- Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;
- Формировать умение строить речевое высказывание;
- Формировать умение находить авторскую позицию, определять тему, проблему текста;
- Формировать умение выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, приводить аргументы.
Коммуникативные УУД:.
- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение, отстаивать свою точку зрения;
Регулятивные УУД:
- Учить постановке цели работы;
- Учить самостоятельно работать с материалом, планировать, корректировать и оценивать свою работу;
Личностные УУД:
- Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;
- Воспитывать внимательное отношение друг к другу, уважение, доброту;
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята!
Я рада вас видеть.
Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом.
2.Стадия вызова
-Ребята, чтобы определить, , прочитайте высказывания великих людей.
Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. В.Гюго
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта. Ф.Бэкон
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. Руссо
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Торо Г.
Против всего можно устоять, но не против доброты . Ж.Руссо
-Назовите ключевое слово этих высказываний. (ДОБРОТА) (прикрепить на доску на магнит)
-А что значит «ключевое» слово? (Главное, основное, в нем заключается смысл).
- Правильно.
- Доброта – это ключевое слово нашего урока.
- Запишите число. Тема нашего урока - «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения».
- Нам предстоит серьезная работа с текстом.
Тексты, как мы знаем, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, являются интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.
Сегодня на уроке мы постараемся построить алгоритм написания сочинения-рассуждения. Будем учиться стоить свои высказывания, аргументы.
Составление кластера.
- Итак, я предлагаю вам дать определение слову ДОБРОТА
- Что такое ДОБРОТА? (Ответы учащихся)
- Какие ассоциации возникают у вас?
(Ассоциации записать на листах)
- Ребята, вы знаете что такое альтруизм? (работа со словарем)
-Дополните кластер еще одним словом (альтруизм).
-Как вы думаете, актуальна ли эта тема доброты в наше время?
Повторение теоретических знаний о тексте.
Давайте с вами вспомним основные признаки текста
- связность
- цельность
- завершённость
- информативность
- стилевое единство
Одним из важных признаков текста является информативность. Любой текст содержит информацию:
1) о каком-либо факте, событии, человеке;
2) цели его создания;
3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам).
Если вы сумеете научиться «вычитывать, выслушивать» эту информацию, то правильно поймете текст.
-Прежде, чем начать читать текст Зинаиды Поляковой, который называется «Осколки доброты», давайте попробуем предсказать Прием «Дерево предсказаний»:
1) Что может произойти в рассказе с таким названием? «Осколки доброты»?
2) Где будет происходить действие?
3) Кто герои?
4) Чем может закончиться рассказ?
( Записи делаются на листочках и крепятся на «Дерево предсказаний»)
Ребята, то, что мы сейчас делали, т.е.предсказывали, называется АНТИЦИПАЦИЯ.
- Мы проверим ваши предсказания после чтения рассказа
3.Стадия осмысления.
Работа с текстом.
Прием «Чтение с остановками».
Чтобы интересней было читать, будем делать остановки, делая прогноз по поводу развития сюжетной линии
1 часть.
Положите перед собой листочек желтого цвета, читаем
(Читает ученик)
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.
Где происходит действие
Кто появился на пляже?
- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?
-Продолжим чтение. Положите перед собой листочек розового цвета. (Читает ученик)
2 часть.
Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему?
- Что вы чувствуете сейчас? (неприязнь, страх…)
- Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?
- Вопрос - как вы думаете, что произойдёт дальше?
3 часть. (На листочках фиолетового цвета)
(Читает ученик)
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
- Почему так поступили взрослые?
- Старушка просила внимания к себе?
- Почему так ведут себя дети?
- Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту?
(улыбнуться в ответ)
- Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:
1. обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих
2. она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго
3. улыбка рождает дружбу между людьми
4. даёт силу слабым, надежду отчаявшимся
- Понимает ли старушка, что она неприятна людям? (человеческое непонимание, неприятие отчуждение, ),
- Отвечает ли она им тем же?
- Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность?
К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке.
Посмотрите внимательно на доску и скажите, что увидели?
- Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого листа. Так и в жизни, мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.
- Какие достоинства можно разглядеть у старушки? (не отвечает злом на недовольные взгляды и злые ухмылки)
- Как вы думаете , чем закончится текст
4 часть
-Возьмите листочек белогого цвета. (Читает ученик)
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
-Ожидали ли мы, что так закончится текст?
- Вернёмся к «Дереву предсказаний», которое мы составили в начале урока.
-Что нам удалось угадать?
- Актуальная ли проблема доброты в наши дни? Что делает ее актуальной?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
-Прочитайте текст еще раз внимательно и подумайте, зачем автор рассказала нам эту историю?
Задания:
-Определите микротему каждого обзаца.(составление плана)
- «Работа над ошибками». (Найти и исправить все допущенные ошибки в тексте)
Семья праводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг в далеке покозалась маленькая старушка.
Её сидые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и оборваной. Она чтото бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаца подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы чтото поднять, она улыбнулась семье, но ни кто неответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвитила тому, чтобы уберать с пляжа осколки стекла, каторыми дети могли порезать себе ноги.
- Прием «Телеграмма». Используя каждую букву слова доброта, придумать текст телеграммы.
4.Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился
Было интересно …
Было трудно…
Я понял(а), что …
Мне захотелось …
Я бы не повторил(а) такой ошибки, как. …
Домашнее задание
- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение на тему «Что такое доброта?»
Заключительное слово
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами писателя М.Пришвина «Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека и его доброты».
Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.