Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Добрый день, ребята! Я надеюсь, что вы будете принимать сегодня активное участие в нашем уроке. Надеюсь на вашу продуктивную и слаженную работу. | демонстрируют своё настроение. | Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | -Сегодня у нас с вами урок развития речи. А чему мы должны научиться на таких уроках? Давайте определимся с темой, для этого вспомним типы текста. (Повествование, описание, рассуждение) - Рассуждение. Что это? В этом мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке. -Рассмотрим, из каких элементов состоит текст -рассуждение Словарь урока: Тезис - утверждение, которое требуется доказать. Лексическое значение -краткое описание, характеристика слова, это то, что слово означает. Композиция - строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому. Аргумент - пример, который определённым образом оформлен и занимает соответствующее место в композиции текста. Заключение - завершающая часть сочинения. | Формулирование темы и задач урока. -Составлять текст. -Как писать сочинение? Анализируют, слушают, воспринимают информацию | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного. |
III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации. | А как конкретно будет звучать тема сочинения-рассуждения вы попробуете определить по видеоролику. Сформулируйте тему сочинения –рассуждения и запишите в тетрадь. Обратимся к словарю и узнаем лексическое значение слова «любовь». Какая группа быстрее это сделает? В поэтически светлых выражениях рисует народ образ матери как источник добра, радости и счастья детей. «При солнышке тепло, при матери добро». Народная мудрость сравнивает материнскую радость с весенним расцветом природы. «Птицы радуются весне, а мать — детям»,— говорит пословица. Подобно такому же весеннему расцвету в природе с рождением ребенка обновляются, растут и крепнут физические и духовные силы матери. Рождение ребенка — это весна в жизни матери. Как лес весной оглашается пением птиц, так счастье поет в груди матери, так широко и любовно на все отзывается материнское сердце. С кем как не с мамой можно посоветоваться по поводу временных неурядиц и серьезных трудностей? Только она всегда выслушает и поймет без вопросов, не станет осуждать за ошибки и промахи, которые удалось совершить.Пословицы народов России о материнской любви подчеркивают постоянство и красоту этого подлинного чувства. -Выберите и запишите одну пословицу, которая, на ваш взгляд, отражает тему нашего урока. -Американскому писателю и общественному деятелю по имени Теодор Драйзер принадлежит следующая фраза: “Материнская любовь всесильна и бескорыстна. Она ни от чего не зависит» Согласны ли вы с этими словами? Сегодня мы с вами подберем лексический материал по теме «Материнская любовь» | Смотрят видеоролик -материнская любовь -Что такое материнская любовь? Работают со словарем (находят и читают значение слова«любовь») Выбирают и записывают пословицу в тетрадь. Анализируют план сочинения | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3.Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
IV. Открытие нового знания. | - Послушайте, пожалуйста, притчу и постарайтесь запомнить ответы на вопросы ребенка. Закончите последнюю фразу этой притчи. -Подчеркните слова и словосочетания, в которых говорится о любви мамы к своему ребенку. -Как заботиться мама о своем ребенке? | Ученики читают притчу по ролям, остальные слушают, анализируют За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: - Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе. Ребенок задумался, затем сказал снова: - Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья. Бог ответил: - Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив. Затем ребенок спросил: - Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня? - Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью. - Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя… - Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой. В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил: - Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела? - Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его... (Мама) -Мама думает и переживает за своего ребенка. Она всегда поддержит в трудную минуту и даст необходимый совет, подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации. Мама дарит тепло и радость, дает силы преодолеть любые трудности, потому что всегда верит в своего ребенка. Она всегда защитит, даже рискуя своей жизнью. Мама-это счастье. | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 4.Актуализируют ранее полученные знания Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание 2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 5.Применяют полученные ранее знания на практике. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. 2.Самостоятельно выбирать информацию |
V.Физминутка. | А теперь немного отдохнем | Выполняют гимнастику. | Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
VI. Обобщение и систематизация знаний: индивидуальное задание, работа вгруппах. | Работа в группах (Прием «Таблица-синтез»). Облако слов -Используя свои записи, притчу, свой жизненный опыт, выполните задания: 1 группа:Подберите как можно больше прилагательных-определений к понятию материнская любовь. 2 группа: Подберите глаголы, которые говорят о роли матери в жизни ребенка 3 группа: Подберите синонимы к словосочетанию «материнская любовь» -Заполните одну графу в таблице -Проверьте себя по слайду Работа по карточкам -Продолжите предложения: Материнская любовь-это…(какое?) чувство. Оно проявляется в … Мама никогда не… Мама всегда…, потому что Любовь матери к ребенку похожа на …, | Работают в группах Делают сообщение(презентацию) Заполняют таблицу, проверяют написанное, дополняют | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. 2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные УУД: 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. |
VII.Рефлексия | -А теперь представьте понятие «любовь матери» в виде рисунка и объясните свой выбор.(один рисунок на группу) "Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери,тем радостнее и светлее жизнь. " З. Воскресенская(детская писательница) -Берегите, цените и любите своих мам. - А теперь подведем итог нашей работы. - Какую цель ставили на урок? - Добились мы поставленной цели? - Оцените свою работу на уроке. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки. | Выполняют задание, делают сообщение Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |
VIII.Домашнее задание. | Написать сочинение на тему «Что такое материнская любовь?» | Записывают домашнее задание. | Познавательные УУД: Осуществляют актуализацию в соответствии с уровнем усвоения Коммуникативные УУД: Работают дома в соответствии с памяткой и планом Регулятивные УУД: 1.Планируют свои действия в соответствии с самооценкой 2.Осуществляют самооценку по содержанию написанного. |