СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить стройный сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы.

Просмотр содержимого документа
««Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста»»

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Подготовка к сжатому изложению.

Приёмы сжатия текста»

Цель урока: подготовка учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста.

Задачи урока:

1.Образовательныеа) учить верно определять тему и основную мысль исходного текста;

б) формировать умение выделять макро - и микротемы;

В) учить овладевать навыками компрессии текста.

2.Развивающие:а) развивать умение логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя разные способы компрессии;

б ) работать над развитием речи учащихся, развивая умение выдерживать стилевое и синтаксическое единство в работе;

в) развивать навыки построения высказывания с учетом отношения автора к проблеме;

г) развивать творческие и познавательные способности учащихся.

3.Воспитательные:а) воспитывать уважение и любовь к русскому слову;

б) воспитывать нравственные представления учащихся;

в) способствовать развитию коммуникативных УУД.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:Умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить стройный сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы.

Метапредметные:формирование ценностного отношения к русскому слову;

-воспитание интереса к предмету через развитие речи и составление собственного высказывания.

Личностные:формирование нравственных ценностей;

-умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, устный опрос.

Оборудование:компьютер;мультимедийный проектор;экран;раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Целеполагание

– Сформулируйте, пожалуйста, учебную цель.

Цель нашего урока – научиться пользоваться языком, его средствами для написания части С.1ОГЭ – сжатого изложения.

– Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа – слов М. Горького о роли и назначении языка. Обратите внимание на слайд.

Слайд 2. Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. М.Горький.

– Хорошее владение языком – инструментом – необходимо для решения многих важных задач, в том числе для успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку в новой форме. Одно из заданий ОГЭ– написание сжатого изложения – требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить.

III. Актуализация знаний

Лингвистическая разминка

– Что такое изложение?

Изложение - это письменный пересказ какого-либо текста своими словами.

Слайд 3. Изложение – это пересказ текста и передача его языковой формы, стиля автора.

– Какие виды изложения вам известны? подробное, сжатое

Подробное (содержание передается полностью и подробно) и сжатое (от глагола «сжать» - сократить, уменьшить в объеме).

- Какова цель сжатого изложения?

Слайд 4. Цель сжатого изложения передать содержание кратко, но сохранить то, что особенно важно для раскрытия главной мысли.

- Когда в жизни мы используем краткий пересказ?

На уроках литературы кратко пересказываем повести, рассказы, эпизоды. Можно кратко пересказать фильм, спектакль, случай из жизни.

– Назовите главные задачи, которые стоят перед вами для успешного написания сжатого изложения.Вспомним основные понятия.

- Что такое микрототема?

Слайд 6,7. Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

– Какие приемы сжатия текста вы знаете?

Слайды 8,9.1. Исключение подробностей (необходимо сначала выделить главное, а затем убрать второстепенную информацию, повторы, уточняющие, поясняющие, вводные конструкции)

2. Обобщение (обобщение сходных эпизодов, явлений, действий – вычленение единичных фактов, замена их языковыми средствами обобщенной передачи)

1. Исключение:

  • исключение повторов;

  • исключение одного или нескольких синонимов;

  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

  • исключение фрагмента предложения;

  • исключение одного или нескольких предложений.

2.Обощение:

  • замена однородных членов обобщающим словом;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением со значением обобщения.

3. Упрощение:

  • слияние нескольких предложений в одно;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена СПП простым ;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

– Что должно остаться в тексте?

Содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова и микротемы.

IV. Отработка навыка применения приёмов сжатия.

V. Практическая работа. Написание сжатого изложения.

Вспомним, как мы готовимся к прослушиванию текста.

Слушаем текст, работаем с черновиком.

Какой  бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

В детстве посеяны семена.  Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

Сжатый вариант:

Какой  бы интересной ни была жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год. В детстве каждый день – открытия. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни.

В детстве посеяны семена.  Не все прорастут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души были посеяны в детстве.

Правка текста. Применение приёмов сжатия.

VI. Рефлексия. Оценка сочинения по критериям ИК1, ИК2 (сохранение микротем, применение приёмов сжатия).

VII. Домашнее задание – закончить работу над сжатым изложением.













Самостоятельная работа по русскому языку 9 класс. Сложноподчиненное предложение

Тема: Типы придаточных в сложноподчиненном предложении

Спишите сложноподчинённые предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного. 
Карточка1 1.
1. По ночам когда кроны деревьев волнами накатывали друг на друга он (Дуглас) метал свой взор словно луч маяка во все стороны поверх буйного моря ясеня дуба и клена.
2. Его окрыляла высота самой внушительной башни в городе что позволяла ему реять на июньских ветрах.
3. Том с папой присели чтобы запустить свои руки в глубь хрустящей лозы.
4. Он (Дуглас) опустил руку чувствуя как ее обволакивает онемелость.
5. Он (Дуглас) аккуратно расставил на прилавке столбики из пятицентовиков, десятицентовиков и четвертаков, как шахматист, озабоченный тем, что следующий ход может вывести его на солнечную сторону…
Карточка2 2.
1. На третий день лета под вечер дедушка в очередной раз вышел из передней двери чтобы окинуть безмятежным взглядом два пустых кольца на потолке веранды.
2. Около семи если встать у окна гостиной послышится скрежет стульев отодвигаемых от столов.
3. На следующий день никто не помнил о чем они толковали весь вечер.
4. Дуглас приникал к земле так тихо и неподвижно что взрослые забывали о его присутствии и строили планы на его и свое будущее.
5. Перед табачным магазином в тот вечер собрались люди чтобы жечь дирижабли топить линкоры взрывать динамит и отведать своим фарфоровым ртом бактерий которые в один прекрасный день их прикончат.
Карточка 3.

1. Смерть – это ее(сестры) высокое детское кресло когда он стоял рядом спустя четыре недели и вдруг осознал что она никогда уже не будет в нем сидеть смеяться и плакать и вызывать в нем ревность своим появлением на свет.
2. Когда он(дедушка) проснулся в три часа дня, яркий ободряющий солнечный свет лился сквозь окна.
3. Временами отчаявшись Лео Ауфман слонялся по улицам издерганный, встревоженный вздрагивающий от далеких раскатов смеха подслушивал детские шуточки наблюдал что вызывало у них улыбку.
Р.Брэдбери "Вино из одуванчиков"







Ключи.

Карточка1 1.
1. По ночам, когда кроны деревьев волнами накатывали друг на друга, он (Дуглас) метал свой взор, словно луч маяка, во все стороны поверх буйного моря ясеня, дуба и клена. 
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – он, сказуемое-метал, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее- кроны, сказуемое-накатывали, вопрос – (по ночам) каким?, союз-когда, придаточное определительное).
2. Его окрыляла высота самой внушительной башни в городе, что позволяла ему реять на июньских ветрах. (Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – высота, сказуемое-окрыляла, грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-позволяла, вопрос – (высота) какая?, союзное слово-что, придаточное определительное).
3. Том с папой присели, чтобы запустить свои руки в глубь хрустящей лозы. 
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Том с папой, сказуемое-присели, грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-запустить, вопрос – (присели) с какой целью?, союз-чтобы, придаточное обстоятельственное цели).
4. Он (Дуглас) опустил руку, чувствуя, как ее обволакивает онемелость. 
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – он, сказуемое-опустил, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее- онемелость, сказуемое-обволакивает, вопрос – (чувствуя) что?, союз-как, придаточное изъяснительное).
5. Он (Дуглас) аккуратно расставил на прилавке столбики из пятицентовиков, десятицентовиков и четвертаков, как шахматист, озабоченный тем, что следующий ход может вывести его на солнечную сторону…
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – он, сказуемое-расставил, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее- ход, сказуемое-может вывести, вопрос – (шахматист, озабоченный) чем?, союз-что, придаточное изъяснительное).
Карточка2 2.
1. На третий день лета, под вечер, дедушка в очередной раз вышел из передней двери, чтобы окинуть безмятежным взглядом два пустых кольца на потолке веранды.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – дедушка, сказуемое-вышел, грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-окинуть, вопрос – (вышел) с какой целью?, союз-чтобы, придаточное обстоятельственное цели).
2. Около семи, если встать у окна гостиной, послышится скрежет стульев, отодвигаемых от столов. (Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – скрежет, сказуемое-послышится, грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-встать, вопрос – (послышится) при каком условии?, союз-если, придаточное обстоятельственное условия).
3. На следующий день никто не помнил, о чем они толковали весь вечер. 
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – никто, сказуемое-не помнил, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее-они, сказуемое-толковали, вопрос – (не помнил) чего?, союзное слово-о чем, придаточное изъяснительное).
4. Дуглас приникал к земле так тихо и неподвижно, что взрослые забывали о его присутствии и строили планы на его и свое будущее. 
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Дуглас, сказуемое-приникал, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее-взрослые, сказуемое-забывали и строили, вопрос – (приникал) в какой степени?, союз-что, придаточное обстоятельственное степени).
5. Перед табачным магазином в тот вечер собрались люди, чтобы жечь дирижабли, топить линкоры, взрывать динамит и отведать своим фарфоровым ртом бактерий, которые в один прекрасный день их прикончат. 
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – люди, сказуемое-собрались, грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-жечь, топить, взрывать и отведать, вопрос – (собрались) с какой целью?, союз-чтобы, придаточное обстоятельственное цели, грамматическая основа второго придаточного предложения: подлежащее-которые, сказуемое- прикончат, вопрос –(бактерии) какие?, союзное слово-которые, придаточное определительное).

Карточка3 3.
1. Смерть – это ее(сестры) высокое детское кресло, когда он стоял рядом спустя четыре недели и вдруг осознал, что она никогда уже не будет в нем сидеть, смеяться и плакать и вызывать в нем ревность своим появлением на свет. 
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – смерть, сказуемое-кресло, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – он, сказуемое-стоял и осознал, вопрос – (кресло) какое?, союзное слово-когда, придаточное определительное, грамматическая основа второго придаточного предложения: подлежащее-она, сказуемое- не будет сидеть, смеяться и плакать, вопрос –(осознал) что?, союзное слово-что, придаточное изъяснительное).
2. Когда он(дедушка) проснулся в три часа дня, яркий ободряющий солнечный свет лился сквозь окна. (Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – свет, сказуемое-лился, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – он, сказуемое-проснулся, вопрос – (лился) когда?, союзное слово-когда, придаточное обстоятельственное времени).
3. Временами, отчаявшись, Лео Ауфман слонялся по улицам, издерганный, встревоженный, вздрагивающий от далеких раскатов смеха, подслушивал детские шуточки, наблюдал, что вызывало у них улыбку. 
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Лео Ауфман, сказуемое-слонялсяподслушивал, наблюдал, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – что, сказуемое-вызывало, вопрос – (наблюдал) что?, союзное слово-что, придаточное изъяснительное).