Радионюк. А.Ф. ПОДГОТОВКА К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
PREPARATION OF PHYSICAL CULTURE
Радионюк Альберт Фаритович,
магистрант 2 года обучения, Институт физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Radionyuk Albert Faritovich
undergraduate 2 year students, masters programme "Support of the health saving activities of modern worker of education" Institute of physical culture, sport and health them. I. S. Yarygin. Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafiev
Научный руководитель
Сидоров Л. К., д.п.н., профессор кафедры Теоретических основ физического воспитания
Институт физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Sidorov L. K., Ph. D., Professor, Department of Theoretical foundations of physical education Institute of physical culture, sport and health them. I. S. Yarygin. Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafiev
Аннотация: Статья посвящена раскрытию подготовки педагога к уроку физической культуры, его организации и значения урока, важность правильной постановки задач и разработки подробного плана урока
Ключевые слова: Урок физической культуры, задачи урока, план урока, физические упражнения, подготовка к уроку, речевая подготовка, двигательная подготовка педагога,
Abstract: The article is devoted to the preparation of the teacher for the lesson of physical culture, and values of the lesson, the importance of correct formulation of problems and the elaboration of detailed lesson plan
Keywords: The physical culture lesson, objectives of lesson, exercise, preparation, speech training, movement training teachers, lesson plan
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута[1]. В процессе уроков физической культуры в школе решаются следующие важнейшие воспитательные и образовательные задачи: воспитание нравственности, воли, дисциплинированности, организованности, чувства долга и ответственности, навыков культуры поведения, а также формирование у школьников понятия о здоровом образе жизни, а также подготовка учащихся к выполнению сдачи комплекса ГТО [2]. Но чтобы школьники, занимающиеся на уроке физической культуры, получали полноценные знания, не обходимо правильное и грамотное построение урока. Давайте разберемся, как правильно готовиться к уроку физической культуры?
Проанализировав вопрос, я пришел к выводу, что проведение эффективного урока физической культуры возможно только при условии серьёзной подготовки к нему педагога. Чем он менее опытен, тем более тщательной и многогранной должна быть его подготовка. Но и высококвалифицированные педагоги не могут пренебрегать этим условием. Для обеспечения достаточной готовности к предстоящей учебно – воспитательной работе необходимо: определить её содержание, а так же структуру занятия; продумать методику урока и простроить его организацию; оформить письменно план урока; осуществить собственную двигательную и речевую подготовку. Определение и содержание занятия – исходная и решающая сторона подготовки педагога. Собственно воспитательно – образовательное содержание урока определяется разработкой чётких педагогических задач, решению которых будут подчинены усилия педагога и учеников. В практике довольно часто задачи намечаются не совсем правильно: ставятся лишь очень общие задачи, например «Опорный прыжок». Ясно, что недопустима такая неопределённость задачи. Ибо на одном уроке научить опорному прыжку невозможно. Чему именно будет обучать учитель на данном уроке - неизвестно. Нечёткость задачи делает всё занятие малоэффективным. Чтобы исключить в будущем такие примеры, остановлюсь на методических положениях более подробно.
Задачи урока, будь то гигиенические, образовательные или воспитательные, должны быть предельно конкретными, точно определяющими усваиваемые знания, умения, навыки (или их элементы), намечаемые влияния на организм, желаемые изменения в поведении занимающихся. Как правило, эти задачи являются относительно узкими, частными. Намечается лишь то, что действительно может быть достигнуто в рамках ограниченного времени урока. Например, при начальном обучении акробатическим упражнениям задачи на один урок могут быть сформулированы так: создать представление о группировке; раскрыть понятие «группировка» и её прикладное значение; научить группировке в приседе; Объяснить значение позы выравнивания (о. с.) после временного нарушения прямого положения туловища при группировке; приучить к смене положений тела и уравновешиванию его на ограниченной опоре при затруднённом зрительном контроле.
Каждая задача, выражающая лишь определённую идею, намерение, должна быть осуществлена соответствующими физическими упражнениями или несколькими упражнениями, совокупность которых составит предметное урока и определит формы двигательной деятельности занимающихся. Отбор этих упражнений осуществляется вдумчиво, предусмотрительно, так как из многих необходимо выбрать наиболее эффективные, вполне доступные данным ученикам, выполняемые в конкретных условиях работы.
Подбор упражнений необходимо дополнить хорошо продуманной ориентировочной системой собственных действий организационно - методического характера, направленных на руководство деятельностью занимающихся на уроке. Особенно важным в этой части подготовительной работы являются выбор методов и методических приёмов обучения, организация его, а также определение нагрузок.
Учитывая специфику поставленных задач и подбор упражнений, возможности детей, условия руководства их деятельностью и дефицит времени, наиболее эффективен в нашем примере фронтальный способ организации учебной работы. Для удобства наблюдения за действиями детей, а также взаимонаблюдений учеников целесообразно построение в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 4 -5 м одна от другой. Педагог последовательно называет требуемые положения, добиваясь самостоятельного создания учащимися образа задаваемого (представления о нём) по слову, затем предлагает выполнить проектируемое и, лишь после того как учащиеся исчерпают свои возможности, сам образцово демонстрирует. Таким образом, с самого начала обеспечивается необходимая самостоятельность и мыслительная активность в работе учащихся. А затем путём организованного наблюдения за показом, анализа собственных положений и движений, сравнения их с увиденным образцом обеспечивается усиление и поддержание интереса к учебному процессу, дальнейшее стимулирование к сознательным творческим проявлениям.
Кстати, наблюдая выполняемое ещё только по слову, нередко удаётся обнаружить у некоторых учеников достаточно правильную технику движений. В этих случаях целесообразно продемонстрировать их достижения остальным, иногда даже взамен собственного показа. При соблюдении необходимого такта и меры это может послужить поощрением вдумчивости и прилежания в работе, а также стимулированием товарищеского соревнования в коллективе. При раскрытии понятия группировки учитель может спросить учеников, слышали они о ней и знают ли, что это такое. Уточнив имеющиеся знания и выяснив недостающие в них, он систематизирует и обобщает их, чётко формулирует понятие.
Намеченные нагрузки в упражнениях должны гарантировать решение поставленных задач. Однако заблаговременно проектируемое может быть изменено в зависимости от складывающейся обстановки и конкретных результатов работы учащихся. Так, например, если для обучения группировке предусматривалось десять повторений, а на самом деле ученики справились с заданием за шесть, то, естественно, дозировку целесообразно уменьшить.
Такая подробная, тщательная подготовка к уроку осуществляется на основе намеченного плана на данный период учебно – воспитательной работы, но с учётом степени его выполнения, конкретного состояния занимающихся и условий проведения очередного занятия. Вначале разрабатывается основная часть урока, а затем уже, исходя из особенностей её содержания и намеченных нагрузок, вводная и заключительная.
Продуманный таким образом план урока оформляется письменно. Выглядит примерная так: Таблица 1
1. | Части урока и время каждой части. |
2. | Частные задачи учебно – воспитательной работы. |
3. | Упражнения ( перечень их). |
4. | Дозировка. |
5. | Организационные и методические указания |
6. | Примечания. |
Разработка подробного плана, трудоёмкий процесс, но обязательный для каждого начинающего педагога, ибо это одна из форм повышения его знаний, умений, одна из форм само учёбы. При детальной разработке планов с самого начала своей деятельности в дальнейшем, с опытом, педагогу готовиться к урокам станет легче и быстрее. Легко будет вырисовываться содержание и структура урока, заполнять схему плана не составит особого труда. Но план, как бы он ни был схематично записан, обязателен для любого учителя, ибо только при обдумывании каждый урок получается целенаправленным, логичным, а значит, будет складываться система в учебной работе педагога. Трудоёмкость же составления плана уменьшится, если продумать краткую наглядную форму его записи удобную для пользования им. Целесообразно, например, применять схематические рисунки упражнений, учебные карточки, схемы расположения и взаимодействия учеников, условные обозначения и другие сокращения.
Важное место в подготовке к проведению очередного урока физической культуры занимает собственно речевая и двигательная подготовка педагога, поскольку от неё во многом зависит успешное руководство работой занимающихся. В связи с этим нужно проверить себя в произношении команд, в подсчёте темпа движений; заранее сформулировать и запомнить определения, которые должны быть усвоены занимающимися; продумать изложение каких – либо правил, определить содержание и форму предполагаемой беседы, рассказа, игры. Проверяя себя, особое внимание обратить на образность изложения, интонацию голоса и другие речевые приёмы. Так, например, надо проверить умение произносить команды отчётливо, несколько растягивая слова (или решающий слог слова) в предварительной части и акцентируя путём некоторого повышения и более энергичной интонации голоса сигнальное слово (или слог) в исполнительной части команды. Непременно нужно определить и научиться выдерживать между предварительной и исполнительной частями команды паузу такой длительности, которая позволит учащимся определённого уровня развития и подготовленности осмыслить требуемое и собраться к чёткому его выполнению. В отношении же подготовки к подсчёту темпа движений необходимо прежде всего иметь в виду, что естественный ( оптимальный) темп движений детей выше темпа взрослого человека ( и чем меньше возраст, тем в большей мере). Поэтому, чтобы не навязывать им свой привычный, индивидуальный темп и не осложнять тем самым условия решения учебной задачи, необходимо хорошо представить себе наиболее целесообразную частоту движений и потренироваться самому точно выдерживать её при подсчёте. Такая же подготовка необходима и в тех случаях, когда задачей будет обучение детей определённым переключениям в темпе – постепенным или контрастным.
Что касается характера и приёмов регулировки темпа в процессе выполнения упражнений, то особенно важно избежать однообразия в этом. Необходимо пользоваться не только словесным подсчётом, но и хлопками, постукиванием палочками. Не упустить надо и такие « мелочи». Громкость сигнализации изменяют от умеренно сильного звучания до приглушённого и даже слабого. Совсем не обязательно и даже вредно в образовательном отношении сигнализировать темп непрерывно, назойливо. Лучше задав его, предложить детям поддержать частоту движений самостоятельно (сначала коллективным подсчётом, хлопками, затем лишь про себя). При необходимости внести поправки в самостоятельно поддерживаемый темп целесообразно снова кратковременно посчитывать, но лучше пользоваться указаниями: « реже», «чаще», «чуть чаще» и т.п. Причём важно помнить, что учащение темпа движений детям даётся легче, чем урежение.
Двигательная подготовка педагога сводится к пробному выполнению тех движений, действий, которые намечено демонстрировать на уроке. Даже если учитель знает, что он хорошо выполняет их, все равно стоит повторить, так как это придаст большую уверенность, лёгкость, точность. К тому же повторная возможность прочувствовать свои движения полезна в методическом отношении. Немаловажную роль в личной подготовке учителя играет его внешний облик. Костюм и обувь должны соответствовать условиям проведения занятий и выполняемым упражнениям, удовлетворять всем гигиеническим требованиям и свидетельствовать о хорошем эстетическом вкусе педагога.
Необходимо отработать и манеру держаться, двигаться, пользоваться жестами. Например, важно всегда быть в меру подтянутым, но без потери непринуждённости, эмоционально впечатляющей свободы и лёгкости в позах, движениях. Не следует вести разговор с детьми, подавать распоряжения и произносить команды, облокачиваясь на снаряды, сидя «развалясь» и т.п., как и осуществлять показ, не приняв должного исходного положения, не собранно и небрежно.
Давайте суммируем прочитанное:
Как готовиться к уроку?
1.Вчитываться в раздел программы, который надлежит изучить на уроке.
2. Изучить и пересмотреть методический материал для данного раздела, темы.
3. Представить мысленно коллектив данного класса, конкретных учеников.
4. Сформировать цель и задачу урока.
5. Представить путь учеников к этому желаемому результату.
6. Выбрать из своего арсенала методические приёмы самые результативные для данного класса, урока.
7.Соразмерить выбранные приёмы со своими возможностями, смоделируй свои действия на данном уроке.
8.Мысленно составить общую конструкцию урока, обдумать, какой спортивный инвентарь понадобится.
9.Зафиксировать всё найденное в плане урока.
10.Повторить в словесной форме про себя или шёпотом ключевые моменты проведения урока и спросить себя.
Библиографический список
1. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
2. Г. П. Богданов. УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
IX – X классах – М: Просвещение 1987г. 206 с.