СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические основы подготовки к к устной части ЕГЭ по английскому языку с помощью учебника Spotlight

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку»

Методические материалы для развития навыков

устной речи в формате ЕГЭ


Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку – долгий и целенаправленный процесс. Однако правильная его организация, позволит ученикам избежать стрессовых ситуаций и обидных ошибок, чувствовать себя уверенно во время сдачи экзамена и получить максимум баллов.

Устная речь имеет свою специфику, которая выражается в организации устного текста, стиле и языковом оформлении, а также в видах и особенностях речевых продуктов. Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Поэтому конечной целью обучения устной речи является владение учащимися умениями неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в школьных стандартах и примерных программах.

Введение устной части в ЕГЭ по английскому языку показывает необходимость формирования и развитие у учащихся коммуникативной компетенции, то есть овладение умениями и навыками общаться в устной форме с учетом социальных норм речевого поведения в типичных сферах и ситуациях современного общества.

Несмотря на то, что в соответствии с ФГОС на уроке английского языка большая часть времени отводится именно на развитие навыков устной речи, на практике не всегда удается этого достичь, поэтому приходится прибегать к помощи методических материалов, которые позволяют сэкономить время и успешно достичь планируемых результатов при подготовке к экзамену.

Первым документом, с которым должны ознакомиться учащиеся, готовящиеся к сдаче ЕГЭ по английскому языку, является кодификатор проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания для проведения ЕГЭ по английскому языку.

При подготовке к устной части экзамена особого внимания заслуживают требования, предъявляемые к диалогической речи в ситуациях официального и неофициального общения и монологической речи. Ознакомившись со всеми грамматическими и лексическими единицами и предметного содержания речи учащимся становится понятной конечная цель. Уже на этом этапе составляется примерный план подготовки к данной части ЕГЭ, следуя которому ученики быстрее и с меньшим количеством ошибок продвигаются в освоении навыков устной речи.

Учащимся необходимо подготовить папки-файлы с разного рода таблицами: формы неправильных глаголов, видовременные формы глаголов (активные и пассивные конструкции), списки основных фразовых глаголов с переводом, списки словообразовательных суффиксов \ префиксов, словообразовательную таблицу наиболее часто употребляемых лексических единиц, списки слов – антонимов и синонимов, слова и словосочетания для описания сходств и отличий.

В моей работе такие папки начинают пополняться материалами задолго до сдачи экзамена. Но основное их наполнение методическими материалами для экзаменационных заданий происходит в 10 и 11 классе.

Альтернативой может быть использование следующих разделов учебника Spotlight 10 и Spotlight 11 О.В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева и др. Просвещение, 2021: Exam Practice Section, Grammar Reference Section, Irregular Verbs, Study Skills и Word List. В данном учебнике в конце каждого модуля даются тренировочные задания Spotlight on Exams, в которые помимо письменной части экзамена включены необходимые нам задания Reading и Speaking. Важно, что умения и навыки формируются уже в процессе освоения школьной программы.

В конце каждого модуля учащиеся выполняют задания раздела Spotlight on Exams. Для каждого задания есть своя последовательность выполнения действий, чтобы быстрее и качественнее его завершить. Примером такого задания может служить упражнение 2 из учебника Spotlight 11, где учащимся предлагается за 2 минуты составить устное высказывание объёмом 12-15 предложений, которые должны соответствовать пунктам плана. Главным образом проверяется умение быстро найти сходства и отличия в картинках, а не просто их описать. Здесь поможет таблица с подходящей лексикой и речевыми клише, которые при частом использовании хорошо запоминаются и употребляются автоматически, делая речь естественной и спонтанной.


Бесспорно, хорошую помощь в подготовке к устной части экзамена даёт создание тематических кейсов с вопросами, фразами на определенную тематику. А также допускается использование речевых клише, но ими не стоит злоупотреблять и нужно обязательно помнить, что проверяется спонтанность речи, а не цитирование заученных фраз, соответствующих ситуации.

Одновременно с подготовкой теоретического материала следует выполнять и практические задания, используя демоверсии с сайта ФИПИ, Открытый Банк заданий, методические пособия с вариантами заданий, тесты в режиме on-line. Большинство представленных тестов по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в предшествующие годы. При этом стоит не забывать следить за изменениями на сайте ФИПИ.

Рассмотрим для примера устную часть демонстрационного варианта ЕГЭ по английскому языку 2022 года. Здесь целесообразно использовать удобные памятки для последовательного выполнения заданий. Постоянное их применение даёт возможность автоматизировать алгоритм выполнения заданий, позволяя тем самым сэкономить время на самом экзамене для более качественной подготовки к ответу.

В Задании 1 – Чтение устной части ЕГЭ проверяется умение выразительно читать, навыки произношения слов, соблюдение в процессе речи фонетических правил устной речи: пауз, фразового ударения, интонации, ударения в словах и беглость речи. Для этого используем памятку № 1 для подготовки к чтению.

В Задании 2 проверяются умения запрашивать информацию; обращаться за разъяснениями; правильно употреблять языковые средства; правильно формулировать вопросы. Анализ типичных ошибок прошлых лет показывает следующие нарушения при выполнении этого задания: неумение пригласить собеседника, неумение высказать свои предложения по обсуждаемому вопросу, неумение дать весомую аргументацию собственной точки зрения, неумение высказать контраргументы, низкий уровень лексических и грамматических средств, замена диалога монологом, описание картинки, составление монолога вместо уточняющих вопросов, запрашивание не той информации, которая требуется. Во избежание этих ошибок используем памятку № 2.

Задания 3 и 4 проверяются умения строить высказывание в заданном объеме в контексте коммуникативной задачи в ситуациях: социально-бытовой сферы, социально-культурной сферы и социально-трудовой сферы общения. Высказывание должно быть логичным и связным, с использованием нужных языковых средств. Для его успешного выполнения используем памятку № 3.

При подготовке к устной части ЕГЭ важно дать возможность обучающимся практиковаться в речевой деятельности на иностранном языке и обеспечить их всеми необходимыми для этого методическими материалами. Учителю следует соблюдать на уроке баланс своей речи и речи обучающихся, баланс спонтанной и подготовленной речи, системный подход на всех этапах обучения. В таких условиях, при наличии мотивации или создания естественной речевой ситуации и достаточного уровня развития обучающихся, возможна успешная сдача ЕГЭ.