СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к устному собеседованию. Обучение выразительному чтению текста. Монологическое высказывание (описание фотографии).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока русского языка по теме "Подготовка к устному собеседованию. Обучение  выразительному чтению текста. Монологическое высказывание (описание фотографии)" даны рекомендации по обучению выразительному чтению текста,  связанного с темой "Пушкин и театр". Занятие проводится в форме театральной репетиции.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к устному собеседованию. Обучение выразительному чтению текста. Монологическое высказывание (описание фотографии).»

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Подготовка к устному собеседованию. Обучение выразительному чтению текста. Монологическое высказывание (описание фотографии).

Тип урока: урок развития речи

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, выборочным), извлекать, перерабатывать и преобразовывать

информацию (из таблицы, текста в схему), анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

М/к: строить связное монологическое высказывание учебно-научного стиля, осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать

языковые нормы устного и письменного общения, оценивать чужое высказывание.

Предметные: совершенствовать навыки выразительного чтения, знать особенности монологической речи, развивать умение создавать монолог на заданную тему по фотографии.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего

задания.



Формулировка темы урока. Постановка проблемных вопросов.

Запись ключевых слов в тетради: чтение текста, пересказ текста, монологическое высказывание, диалог.

- Формулировка темы урока.


Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного, детального).


Коммуникативные УУД

1. Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

ТОУУ

III. Постановка основного вопроса урока.



- Сегодня на уроке мы уделим больше внимания выразительному чтению текста и созданию монологического высказывания по фотографии. Мы вновь проиграем ситуации, которые в феврале уже станут реальным допуском к ГИА по образовательным программам основного общего образования.

Когда –то В.Шекспир произнёс фразу, которая определённой иллюстрацией того, что мы будем делать сегодня на уроке: «Весь мир – театр, а люди в нём актёры». Чтобы ваше эмоциональное состояние было комфортным, урок мы проведём в форме театральной репетиции, на которой можно ошибаться, повторять пройденное. В то же время надо постараться учесть свой предыдущий опыт, проанализировать ошибки.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

IV. Отработка умений


В нашем театре есть режиссер и сценарист (учитель), помощники режиссёра (эксперты – 2 ученика), актёры, зрители. Итак, звенит театральный звонок. Мы поднимаем наш занавес.

Для работы предлагается текст.

Небывалый расцвет русского национального театра связан с эпохой, которую мы называем пушкинской. Помните, в «Евгении Онегине»:

Театр уж полон;

ложи блещут; 
 Партер и кресла - всё кипит; 
В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит...

Огромной заслугой А.С.Пушкина перед отечественным театром является создание русской народной драмы. Он не только теоретически обосновал эстетику реализма, но и создал драматургические произведения по принципам этой эстетики.

А.С. Пушкин внес огромный вклад в русскую литературу, особенно в поэзию, возможно, ему просто не хватило времени, чтобы вплотную заняться драматургией. В распоряжении театрального режиссера имеются только "Борис Годунов" (1825) и "Маленькие трагедии" (1830), а также две незаконченные работы - "Русалка" (1832) и "Сцены из рыцарских времен" (1835).

Пушкинский театр так и остался неразгаданным и невоплощенным. По мнению Аполлона Григорьева, причина неудачи при попытках ставить Пушкина на сцене лежит в том, что драматические «очерки» поэта «в полноте своей слишком сжаты, слишком коротки для сценического воплощения». Актёры не умеют найти в себе достаточно внутренней сосредоточенности, чтобы сохранить всю строгую содержательность пушкинской фразы и всю прелесть пушкинского стиха.

Пушкин не был теоретиком искусства, но ему приходилось, как Петру Великому, предуказывать пути во всех областях творчества.

- Эксперты напоминают о критериях оценивания 1 части устного собеседования - выразительного чтения текста.

- Проводится артикуляционная разминка.

- Чтобы правильно прочитать стихотворный текст, надо чаще слушать мастеров слова. Прослушивание отрывка в исполнении С. Юрского.

- Словарная работа со словом «раёк». Что такое раёк?

(Пушкин употребляет здесь слово «раёк». Так в те времена называли верхние места в театре, как мы теперь говорим — галерку. Эти дешевые места посещались тогда мелкими чиновниками, приказчиками модных магазинов, лакеями, служанками, камердинерами — самой благодарной публикой. В партере и ложах, где сидели аристократы, дамы и господа из «общества», считалось неприличным откровенно и непосредственно выражать свои чувства. Чопорность была одним из правил поведения в театре. Вот как писал об этом один из современников Пушкина:
«Я с завистью посматриваю в раёк, где беззаботные и трудолюбивые люди наслаждаются в полной мере спектаклем... Здесь, в ложе 1-го яруса, из приличия мне нельзя обнаружить ощущения, производимого в душе пьесою или игрою актера, а блаженные посетители райка, восхищенные каждым воплем актера, каждым сильным его движением, громогласно изъявляют свою радость и награждают деятельного артиста рукоплесканием и вызовом на сцену...»

Эта черта тогдашнего театра и выражена у Пушкина всего одной строкой: «В райке нетерпеливо плещут...»)

Алгоритм выполнения задания

1.Читаю текст про себя.

2. Определяю авторский замысел, выбираю темп (скорость) и интонацию чтения. (Записи в тетради)

3. Делаю разметку текста (паузы, повышение /понижение голоса).

4. Читаю текст с учётом его анализа и разметки.

(Разметка текста. Последовательность действий: а) прочитать текст про себя, осмыслить его содержание; б) проанализировать структуру текста, найти конструкции, которые имеют интонационные особенности (вводные слова, вставные конструкции, обращения, обособленные члены предложения и др.); в) разметить текст или отдельные предложения (обозначит паузы, места, где необходимо повышение или понижение тона голоса, и т.п.); г) потренироваться, если необходимо, в чтении отдельных предложений; д) прочитать текст вслух.)

- Проверка разметки текста.

- Чтение текста 2 учениками.

- Оценивание чтения экспертами.

Антракт. Динамическая пауза под песню в исполнении А.Миронова «Я выхожу на сцену». Дыхательная гимнастика.


Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (в схему, модель), соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема).

Физкультминутка.



VМонологическое высказывание.

В начале урока вы сказали, что при работе над монологическим высказыванием вам не хватило знаний. Мы попробуем восполнить этот пробел, обратившись к социокультурной информации «Пушкин и театр».

- Представление творческого проекта. Тезисы.

Пушкин и театр

А.С. Пушкин рано приобщился к театру: в доме Пушкиных постоянно шли «благородные» спектакли (отец его и дядя были страстными театралами-любителями). В 1811 г. Пушкин поступает в Лицей, театральные интересы его расширяются. Лицеисты становятся завсегдатаями крепостного театра графа Варфоломея Толстого в Царском Селе. Театральными затеями были поглощены и сами лицеисты. При содействии гувернера Иконникова они ставят любительские спектакли, обращаясь к репертуару профессионального театра и пьесам собственного сочинения.

Но особый интерес у него вызывает театральная жизнь Петербурга. Пушкин откликается на постановки комедий Шаховского: в 1815 г. он пишет театрально-критический этюд «Мои мысли о Шаховском. За что же критикует 16-летний поэт драматурга, театрального педагога, режиссера, основоположника русского водевиля Шаховского? За плохой вкус, за отсутствие в его произведениях отбора и художественного обобщения; за малую подвижность действия или вовсе его отсутствие.

Отношение Пушкина к театру выразилось не только в написании нескольких трагедий. Он явился и теоретиком театра, хотя специальных трактатов о нём не писал. Его мысли о театре содержатся в нескольких статьях, в его переписке и в его художественных произведениях, а также в письмах к Вяземскому и Бестужеву, в которых  он высказывается о комедии Грибоедова «Горе от ума».

« Я выступаю против «трех единств», против классицизма, который предполагает условности жанра, условности драмы. «Истинный романтизм» - вот основа современного театра».

Театр в ту пору строился по французскому образцу, то есть театру классицизма Корнеля и Расина. Пушкин выступает против такого театра, которому противопоставляет Шекспира.

«Нашему театру приличны народные законы драмы шекспировской, а не придворный обычай трагедии Расина. Дух века требует перемен и на сцене драматической.Трагедия требует правдоподобия положений и правдоподобия диалога».

Пушкин анализирует русскую историческую трагедию (Сумарокова, Озерова) и приходит к выводу: «В трагедии должна развиваться судьба человеческая, судьба народная».

Пушкин обращает пристальное внимание и на характер героя трагедии. Он сравнивает героев Шекспира с героями Мольера, в частности, Шейлока («Венецианский купец» Шекспира) и Гарпагона («Скупой» Мольера): у Мольера скупой только скуп. У Шекспира Шейлок и скуп, и добр, имеет еще целый ряд качеств.

Отсюда вытекает требование Пушкина многогранности и глубины характера героя. Действие человека и его характер взаимно раскрывают друг друга. Таким образом, Пушкин вносит психологию на сцену: «Наблюдение за душой всегда будет на театре интересно».

Всё, что предлагает Пушкин, реформирует театр полностью. Он сам это хорошо понимает и замечает :«Трагедия «Борис Годунов» будет иметь влияние на преобразование драматической нашей системы».




Познавательные УУД

  1. Извлекать информацию из словарей.

  2. Преобразовывать информацию (строить алгоритм рассуждений), действовать по алгоритму.


VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.


Эксперты напоминают ученикам о критериях по 2 части устного собеседования.

- Что такое фотография? (Фотография – это закодированный текст, несущий определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение человека. Это описание того, что мы видим.)

На доске – разные части типов речи. Выбрать нужные и выстроить алгоритм работы над описанием. Подобрать конструкции, связанные с описанием. (Целое + части)

Алгоритм

1.Читаю формулировку задания, определяюсь с темой.

2. Рассматриваю фотографию, выделяю в ней главное, обращаю внимание на детали.

3. Составляю описание фотографии. Можно использовать клише.

На фотографии мы видим…

В центре (на переднем плане, на заднем плане)…

Можно предположить, что…

4.Отвечаю на вопросы, используя клише.

Я думаю (считаю, полагаю)…

Мне кажется …

Могу высказать предположение…

- Работа с предложенной фотографией (Курский драматический театр)

- Составление кластера на доске и в тетрадях

(Кластер – это…..)

Театральная площадь (что? какая?)

Театр

Памятник

Окружающая обстановка

Настроение, которое вызывает фотография

- Подготовка к описанию фотографии. (Один из учеников фотографирует класс, кабинет, чтобы дома по данной фотографии составить описание).

- Монологическое высказывание (2 человека)- Эксперты


Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.


VII. Итог урока.



Наша репетиция (урок) подходит к концу.

Рефлексия.

Оценка экспертов.

Класс оценивает свою работу аплодисментами.

Ученик - «Пушкин» читает стихотворные строчки «Друзья, прекрасен наш союз…»

Театральный звонок в конце урока.


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


ТОУУ

VIII. Домашнее задание.


  1. Ученик готовит описание фотографии, сделанной на уроке.

  2. Эксперты составляют алгоритм - работа над повествованием

  3. Ученики пишут повествование по теме «Мой первый поход в театр»