Подготовка к ВПР по химии
МБОУ «Лицей №17» г. Славгорода, Алтайский край,
учитель химии Коропатова Светлана Александровна
В настоящее время одной из оценочных процедур Единой системы оценки качества образования в школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Важно помнить и говорить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Они позволяют определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение учебного года.
В оценке качества образования заинтересованы все: государство, общество, образовательные учреждения, учителя, ученики и их родители. У каждой из сторон свои потребности и свои способы использования полученных в результате такой оценки данных – от планирования индивидуальной работы с каждым школьником до анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития, повышения квалификации учителей в масштабах школы, региона и всей страны.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это контрольные работы по различным предметам, проводимые для школьников всей страны.
ВПР предусматривает:
- единое расписание
- единые тексты заданий
- единые критерии оценивания.
Как показывает практика, химия в образовательных организациях изучается преимущественно на базовом уровне в объеме 1 часа в неделю, что не позволяет освоить все элементы содержания в соответствии с кодификатором. Чтобы решить эту проблему, в нашем образовательном учреждении ведется курс внеурочной деятельности. Изучение предмета в таком объёме дает возможность освоить сложные виды деятельности, в том числе вопросы генетической связи между классами неорганических и органических веществ, решение задач, входящих в текст ВПР.
Весь учебный процесс разбиваю на несколько этапов, чтобы дети спокойно подходили к процедуре, по оценке качества их образовательного уровня.
Этап: Изучение нового материала.
На этапе изучения нового материала предлагаю в качестве проблемного вопроса задания из текстов ВПР и позже, уже при закреплении, вновь возвращаюсь к нему. Для поиска способа решения учебной задачи привлекаю такие формы деятельности: беседа, самостоятельная работа с книгой, групповая работа или работа в парах. На уроках осуществляется химический эксперимент, лабораторный или демонстрационный. Внимание учащихся направляю на признаки и условия химических реакций. При образовании осадка, обращаем внимание на его цвет, консистенцию, при выделении газа – на его окраску, запах, физиологическое действие на организм.
Есть уроки-практикумы по решению экспериментальных задач, где школьники получают вещества и доказывают их наличие, распознают вещества и определяют их свойства. Кроме умения решать экспериментальные задачи, у учащихся на уроках химии должны сформироваться умения решать расчетные задачи. Для этого провожу уроки-практикумы по решению расчетных задач. Мы используем алгоритмы, которые позволяют с уровня решения задач по образцу переходить на уровень решения нестандартных, усложненных, требующих творческого подхода к решению, задач.
На уроках систематизации и обобщения знаний, а тем более во время контрольной работы учащимся предлагаю задания в тестовой форме. Они позволяют осуществить поурочный контроль, самоконтроль деятельности учащихся, обеспечивают развитие рефлексии и самоорганизации. Во время подготовки к урокам, я учитываю типичные ошибки в ответах на тесты и стараюсь вместе с детьми устранять их причины. Для этого предлагаю задания типа ВПР базового, повышенного и высокого уровня. В ходе проверки обнаруживаются пробелы в знаниях, поэтому по возможности стараюсь их сразу устранять. Анализ проверочной работы предлагаю проводить учащимся в парах. Сначала они проверяют друг у друга (взаимопроверка) ответы по заранее составленным листам ответов, а затем отводится время для того, чтобы учащиеся объяснили причины неправильных ответов.
Особенно эффективны тренинги с использованием компьютера, позволяющие ученику работать с посильной для него скоростью и выполнять задания разного уровня сложности. В целях развития интереса и любви к химии, склонности заниматься ею, а также в целях развития навыков самостоятельной работы, считаю, необходимо практиковать в старших классах индивидуальные творческие работы учащихся по химии, которые получили название проектов. Ученики, желающие самостоятельно поработать, берут темы и от начала до конца самостоятельно изучают их, пользуясь консультациями учителя, книгами, приборами, материалами и прочим учебным оборудованием, сосредоточенным в химическом кабинете. Результаты самостоятельных творческих работ (проектов), используются на уроках и во внеклассной работе.
Повторение, закрепление знаний.
На уроках повторения, закрепления знаний учащиеся обязательно работают с заданиями из ВПР по определенной теме. Мы анализируем ответы учащихся на ВПР предыдущих лет, обращаем внимание на темы, в которых повторяются ошибки в ответах. Создаю для уроков карточки с заданиями из текстов ВПР прошлых лет по данным темам и предлагаю их для решения. Во время изучения нового материала, проверке и закреплении знаний обращаю особое внимание на элементы содержания и виды деятельности, которыми должны владеть учащиеся, и которые обозначены в спецификации к заданиям ВПР по химии.
Я фиксирую в своей тетради, с какими заданиями базового и повышенного уровня ученики не справились, и если из занятия в занятие номера заданий часто повторяются, то фиксирую «западающую» тему и корректирую план групповых занятий, вынося тему на дополнительное занятие. Если ошибка встречается часто только у одного ученика, то в этом случае прошу ученика поработать с теоретическим материалом данной темы, а затем с заданиями карточек, которые составлены по определенной теме на основе материалов ВПР. Такая работа дает позитивные результаты.
Этап пробного написания ВПР
Для проведения пробного выполнения ВПР я выделяю 1 урок. Обычно это конец февраля – начало марта.
Для ребят создаются все условия (тишина, невозможность общения, работа с текстами ВПР, необходимые источники информации «Периодическая таблица», «Таблица растворимости», «Электрохимический ряд напряжения металлов»). Условия максимально приближены к реальномуВПР. Тестовые задания обязательно содержат инструкцию для учащихся.
В этот же день ответы проверяются, анализируются, результаты доводятся до сведения учащихся. На уроках и индивидуальных консультациях осуществляется разбор типичных и индивидуальных ошибок в ответах.
Домашняя подготовка.
В качестве домашнего задания предлагаю не только задания из учебника, но и прошу детей самих составлять тесты по изученной теме (в дальнейшем учащиеся обмениваются ими, выполняют задания и анализируют тесты) или составлять условия расчетных задач. Кроме организации творческого домашнего задания по разработке «авторских» текстовов для самоконтроля и взаимоконтроля предлагаю ученикам рефлексировать свои затруднения.
Приемы, которые мною используются на уроках и во внеурочной деятельности. Наиболее часто применяю приемы: обсуждение выполнения домашнего задания, мини-проекты, мини-исследование, решение тестов, лабораторные работы, пересечение тем и др.
Если проанализировать итог моей работы, можно сделать вывод, что способы и методы подготовки к ВПР позволяют подготовить детей к достойному прохождению оценочной процедуры.
Я думаю, успех заключается:
-в отборе форм и методов, способствующих повышению эффективности обучения химии;
-в разработке разноуровневых заданий, конспектов уроков и предметных курсов с включением материалов ВПР базового, повышенного и высокого уровней сложности, требующих включения в работу репродуктивного, частично поискового, исследовательского и эвристического способов познавательной деятельности;
-в использовании тестов, включающих закрытые и открытые задания, которые позволяют выявить (контролировать) и оценить уровень владения школьниками материалом темы.
Только совместная работа всех участников оценочных процедур принесет положительные результаты.