СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по учебному предмету «Право» в 2021-2022 учебном году (11 класс)

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как готовится к ВСОШ по праву(11 класс)

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по учебному предмету «Право» в 2021-2022 учебном году (11 класс)»

 Всероссийская олимпиада школьников  2021-2022 учебный год Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по учебному предмету «Право» в 2021-2022 учебном году (11 класс) Автор – учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды, председатель комиссии муниципального этапа ВСОШ по праву в 11 классе Севумян Габриэль Манвелович

Всероссийская олимпиада школьников 2021-2022 учебный год

Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по учебному предмету «Право»

в 2021-2022 учебном году (11 класс)

Автор –

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды,

председатель комиссии муниципального этапа ВСОШ по праву в 11 классе

Севумян Габриэль Манвелович

Специфика предмета «Право» Требует от ученика : а) глубоких знаний правовых основ политической и гражданской сфер; б) контроль над изменением содержания правовых институтов; в) умения применять знания при решении практических юридических задач; г) обладания межпредметными знаниями( исторического и культурологического толка)

Специфика предмета «Право»

Требует от ученика :

а) глубоких знаний правовых основ политической и гражданской сфер;

б) контроль над изменением содержания правовых институтов;

в) умения применять знания при решении практических юридических задач;

г) обладания межпредметными знаниями( исторического и культурологического толка)

Общие принципы подготовки  При подготовке к Олимпиаде по праву школьнику необходимо: 1) освоить школьный материал по предметам «право» и «обществознание» в рамках, предусмотренных Образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровень); 2) изучить дополнительную литературу. 3) регулярно тренироваться в решении олимпиадных заданий прошлых лет, размещенных на сайте олимпиады; 4) следить за политической и общественной ситуацией в стране и мире, т.к. нередко в заданиях предлагается дать правовую оценку тому или иному актуальному событию;   Важно понимать , что задания олимпиады по своей сути являются творческими, подразумевают возможность школьника показать уровень его правовой культуры, общей эрудиции, умения рассуждать, анализировать и излагать свои мысли.

Общие принципы подготовки

При подготовке к Олимпиаде по праву школьнику необходимо:

1) освоить школьный материал по предметам «право» и «обществознание» в рамках, предусмотренных Образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровень);

2) изучить дополнительную литературу.

3) регулярно тренироваться в решении олимпиадных заданий прошлых лет, размещенных на сайте олимпиады;

4) следить за политической и общественной ситуацией в стране и мире, т.к. нередко в заданиях предлагается дать правовую оценку тому или иному актуальному событию;

Важно понимать , что задания олимпиады по своей сути являются творческими, подразумевают возможность школьника показать уровень его правовой культуры, общей эрудиции, умения рассуждать, анализировать и излагать свои мысли.

Основной документ Методические рекомендации по предметам ВСОШ на 2021-2022 учебный год (определяет специфику проведения, а самое главное структуру олимпиадных заданий).

Основной документ

Методические рекомендации по предметам ВСОШ на 2021-2022 учебный год (определяет специфику проведения, а самое главное структуру олимпиадных заданий).

Типы заданий Тестовые вопросы (первый тип заданий) Например: Какой документ свидетельствует о факте принятия наследства? а) свидетельство о праве на наследство; б) свидетельство об удостоверении полномочий исполнителя завещания; в) свидетельство об удостоверении завещания; г) свидетельство об удостоверении факта нахождения гражданина в живых. Правильный ответ: а. Сложность – несмотря на очевидность тестового задания зачастую они становятся тяжелыми для обучающихся в силу того, что ответы очень похожи, буквально дублируют друг друга в смысловом и семантическом смыслах. Совет  – как бы банально не звучало, но читайте ВНИМАТЕЛЬНО задания и найдите тот самый «капкан, на который Вас хотят поймать. Как оценивается - правильное выполнение заданий типа 1.1. оценивается за верный ответ в 2 балла (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: правильное выполнение задания – 2 балла; любая ошибка – 0 баллов.

Типы заданий

Тестовые вопросы (первый тип заданий)

Например:

Какой документ свидетельствует о факте принятия наследства?

а) свидетельство о праве на наследство;

б) свидетельство об удостоверении полномочий исполнителя завещания;

в) свидетельство об удостоверении завещания;

г) свидетельство об удостоверении факта нахождения гражданина в живых.

Правильный ответ: а.

Сложность – несмотря на очевидность тестового задания зачастую они становятся тяжелыми для обучающихся в силу того, что ответы очень похожи, буквально дублируют друг друга в смысловом и семантическом смыслах.

Совет – как бы банально не звучало, но читайте ВНИМАТЕЛЬНО задания и найдите тот самый «капкан, на который Вас хотят поймать.

Как оценивается - правильное выполнение заданий типа 1.1. оценивается за верный ответ в 2 балла (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: правильное выполнение задания – 2 балла; любая ошибка – 0 баллов.

Типы заданий Тестовые вопросы (второй тип заданий) Например, Мерами процессуального принуждения являются: а) задержание; б) домашний арест; в) обыск; г) освидетельствование; д) наложение ареста на имущество; е) наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию. Правильный ответ: а, б, д. Сложность – очень часто участники олимпиады не дописывают один верный или вписывают один неверный ответ, теряя все баллы. Это связано прежде всего с тем, что обучающиеся путают те или иные правовые явления и события именно с точки зрения классификационных критериев. Например, путают типы и виды, или неверное определяют внутривидовую принадлежность. Совет – чаще работать с классификационными таблицами и схемами. Как оценивается - правильное выполнение заданий типа 1.2. оценивается за верный ответ в 3 балла (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 3 балла; любая ошибка – 0 баллов.

Типы заданий

Тестовые вопросы (второй тип заданий)

Например,

Мерами процессуального принуждения являются:

а) задержание;

б) домашний арест;

в) обыск;

г) освидетельствование;

д) наложение ареста на имущество;

е) наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию.

Правильный ответ: а, б, д.

Сложность – очень часто участники олимпиады не дописывают один верный или вписывают один неверный ответ, теряя все баллы. Это связано прежде всего с тем, что обучающиеся путают те или иные правовые явления и события именно с точки зрения классификационных критериев. Например, путают типы и виды, или неверное определяют внутривидовую принадлежность.

Совет – чаще работать с классификационными таблицами и схемами.

Как оценивается - правильное выполнение заданий типа 1.2. оценивается за верный ответ в 3 балла (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 3 балла; любая ошибка – 0 баллов.

Типы заданий Задание на установление соответствия. Например, Установите соответствие между термином и определением: 1. Элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. 2. Признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения. 3. Упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. А. Отрасль права. Б. Институт права. В. Норма права. Ответ: 1-А, 2-В, 3-Б. Сложность – задание более посильное, нежели предыдущее, но таящее в себе аналогичные сложности. Совет  – идентичный прошлому. Как оценивается - правильное выполнение заданий типа 2 оценивается в 3 балла. Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 3 балла; любая ошибка – 0 баллов.

Типы заданий

Задание на установление соответствия.

Например,

Установите соответствие между термином и определением:

1. Элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

2. Признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения.

3. Упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

А. Отрасль права.

Б. Институт права.

В. Норма права.

Ответ: 1-А, 2-В, 3-Б.

Сложность – задание более посильное, нежели предыдущее, но таящее в себе аналогичные сложности.

Совет – идентичный прошлому.

Как оценивается - правильное выполнение заданий типа 2 оценивается в 3 балла. Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 3 балла; любая ошибка – 0 баллов.

Типы заданий Задания по работе с правовыми понятиями  (1 тип заданий) Например - Что такое задержание подозреваемого? Ответ : задержание подозреваемого – это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Сложность  – главная ошибка участников олимпиады, конечно, в том, что они указывают некорректное определение. Некорректность определяется в том, определено или не в полном виде, или в избыточном, что в обоих случаях исказило смысл высказывания. Совет  – очень простой – учить классические, общепринятые определения правовых понятий. Как оценивается - правильное выполнение заданий типа 3.1. оценивается в 3 балла (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 3 балла; при отсутствии в определении одного существенного признака – 1 балл; неправильное определение – 0 баллов.

Типы заданий

Задания по работе с правовыми понятиями (1 тип заданий)

Например - Что такое задержание подозреваемого?

Ответ : задержание подозреваемого – это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Сложность – главная ошибка участников олимпиады, конечно, в том, что они указывают некорректное определение. Некорректность определяется в том, определено или не в полном виде, или в избыточном, что в обоих случаях исказило смысл высказывания.

Совет – очень простой – учить классические, общепринятые определения правовых понятий.

Как оценивается - правильное выполнение заданий типа 3.1. оценивается в 3 балла (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 3 балла; при отсутствии в определении одного существенного признака – 1 балл; неправильное определение – 0 баллов.

Типы заданий Задания по работе с правовыми понятиями (2 тип заданий ) Например - Укажите признаки или гарантии того или иного правового института, правового термина (например, нормативный правовой акт) Ответ : особая разновидность актов-документов; принимается государством в специальном порядке; официальный характер; направленность на регулирование общественных отношений; наличие обязательных реквизитов. Сложность – если Вы знаете определение, то выделить в нем главные признаки не составит труда. Совет – аналогичный предыдущему, также в помощь Вам умение анализировать сами определения, выделяя в них сущностные компоненты. Как оценивается - ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 3 балла; при отсутствии в определении одного существенного признака – 2 балла; при выделении только одного признака – 1 балл; отсутствие правильно указанных признаков – 0 баллов.

Типы заданий

Задания по работе с правовыми понятиями (2 тип заданий )

Например - Укажите признаки или гарантии того или иного правового института, правового термина (например, нормативный правовой акт)

Ответ : особая разновидность актов-документов; принимается государством в специальном порядке; официальный характер; направленность на регулирование общественных отношений; наличие обязательных реквизитов.

Сложность – если Вы знаете определение, то выделить в нем главные признаки не составит труда.

Совет – аналогичный предыдущему, также в помощь Вам умение анализировать сами определения, выделяя в них сущностные компоненты.

Как оценивается - ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 3 балла; при отсутствии в определении одного существенного признака – 2 балла; при выделении только одного признака – 1 балл; отсутствие правильно указанных признаков – 0 баллов.

Типы заданий

Задания по работе с правовыми понятиями (3 тип заданий )

Например - замена выделенного в тексте фрагмента правовым термином (например, замена приведенного в тексте перечня способов обеспечения исполнения обязательств данным понятием). Замените выделенный в тексте фрагмент правовым термином:

Государственная Дума Российской Федерации принимает в особом порядке отдельный вид актов-документов, направленных на регулирование общественных отношений – законы.

Ответ: нормативных правовых актов (нормативный правовой акт).

Сложность – «хитрое» задание, так как многие слова у Вас будут вызывать «подозрения». А также сложность задания не в том, чтобы найти слово для замены, а заменить его верным ответом.

Совет – читать больше правовой и обществоведческой литературы, критически оценивать данные тексты.

Как оценивается - правильное выполнение заданий типа 3.2. оценивается в 3 балла (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 3 балла; любая ошибка – 0 баллов.

Типы заданий Задание по работе с правовыми текстами (1 тип заданий) Например - з аполните пропущенное словосочетание в тексте нормативного правого акта.  В соответствии со ст. 67 Конституции РФ на территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы Ответ : федеральные территории. Сложность – на самом деле зачастую это задание вызывает «ступор» учеников, когда у них или нет совсем версий для ответа, или они мучительно выбирают из нескольких. Совет – внимательно читайте сам текст задания и ,имея, несколько потенциальных ответов, пробуйте их вставлять, рассматривая их именно в контексте. Очень помогает. Как оценивается - правильное выполнение заданий типа 4.1. оценивается в 3 балла (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 3 балла; любая ошибка – 0 баллов

Типы заданий

Задание по работе с правовыми текстами (1 тип заданий)

Например - з аполните пропущенное словосочетание в тексте нормативного правого акта.

В соответствии со ст. 67 Конституции РФ на территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы

Ответ : федеральные территории.

Сложность – на самом деле зачастую это задание вызывает «ступор» учеников, когда у них или нет совсем версий для ответа, или они мучительно выбирают из нескольких.

Совет – внимательно читайте сам текст задания и ,имея, несколько потенциальных ответов, пробуйте их вставлять, рассматривая их именно в контексте. Очень помогает.

Как оценивается - правильное выполнение заданий типа 4.1. оценивается в 3 балла (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 3 балла; любая ошибка – 0 баллов

Типы заданий Задание по работе с правовыми текстами (2 тип заданий) Например – поиск и исправление ошибок в тексте  В Институциях Юстиниана дается следующее определение данному понятию: «Это правовые узы, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства». Речь в данном случае шла о наследстве. Ответ : ошибка – определение того, что речь идет о наследстве. Правильный ответ – об обязательствах. Сложность – похожая история и в этом задании. Ошибка для незнающего ученика может состоять буквально в любом слове. Совет – ищите ошибки в ключевых компонентах текста задания. Это может быть терминология, фактология, классификация и т.п. Как оценивается - Правильное выполнение заданий типа 4.2. оценивается в 4 балла (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: указание на ошибку – 2 балла; исправление ошибки – 2 балла. Неверный ответ – 0 баллов.

Типы заданий

Задание по работе с правовыми текстами (2 тип заданий)

Например – поиск и исправление ошибок в тексте

В Институциях Юстиниана дается следующее определение данному понятию: «Это правовые узы, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства». Речь в данном случае шла о наследстве. Ответ : ошибка – определение того, что речь идет о наследстве. Правильный ответ – об обязательствах.

Сложность – похожая история и в этом задании. Ошибка для незнающего ученика может состоять буквально в любом слове.

Совет – ищите ошибки в ключевых компонентах текста задания. Это может быть терминология, фактология, классификация и т.п.

Как оценивается - Правильное выполнение заданий типа 4.2. оценивается в 4 балла (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: указание на ошибку – 2 балла; исправление ошибки – 2 балла. Неверный ответ – 0 баллов.

Типы заданий

Задание на решение правовых задач

Например – Супруги Орловы, прожив 5 лет в браке, решили заключить брачный договор. Проект брачного договора подготовил муж и предложил его подписать супруге при двух свидетелях. В соответствии с проектом брачного договора имеющееся имущество было распределено следующим образом: однокомнатную квартиру 30 кв.м., приобретенную на средства, подаренные родителями жены, оставить за женой, а также предметы домашней обстановки и мебель; двухкомнатную квартиру 55 кв.м., приобретенную в браке, оставить за мужем. Определите, соблюдена ли форма и содержание брачного договора?

  • Ответ : Форма договора не соблюдена, так как согласно Семейному кодексу Российской Федерации брачный договор подлежит нотариальному удостоверению. Содержание соответствует, так как связано с решением имущественного характера, стороны вправе самостоятельно определить содержание и изменить установленный законом режим совместной собственности.

Сложность – знание процессуальных основ российского законодательства требует глубоких знаний.

Совет – больше практики в решении задач, особый уклон на отрасли частного права, так как судебная практика по ним более широкая.

Как оценивается - За короткий правильный ответ – 2 балла. За обоснование относительно формы – 1 балл, за правильное полное обоснование по содержанию в части указания на вопросы имущественного характера – 1 балл, в части указания того, что стороны вправе самостоятельно определить содержание и изменить установленный законом режим совместной собственности – 1 балл. Итого максимум – 5 баллов.

Типы заданий Задание на расшифровку аббревиатур  Например – Расшифруйте аббревиатуру ЕГРЮЛ. Ответ : Единый государственный реестр юридических лиц. Сложность – нужно знать широкий перечень аббревиатур, в частности связанных с международными правом и отношениями. Совет – учить сложные и похожие аббревиатуры. Как оценивается - Правильное выполнение заданий типа 6 оценивается в 3 балла (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответ на это задание оценивается следующим образом: за правильный полный ответ - 3 балла; любая ошибка – 0 баллов.

Типы заданий

Задание на расшифровку аббревиатур

Например – Расшифруйте аббревиатуру ЕГРЮЛ.

Ответ : Единый государственный реестр юридических лиц.

Сложность – нужно знать широкий перечень аббревиатур, в частности связанных с международными правом и отношениями.

Совет – учить сложные и похожие аббревиатуры.

Как оценивается - Правильное выполнение заданий типа 6 оценивается в 3 балла (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответ на это задание оценивается следующим образом: за правильный полный ответ - 3 балла; любая ошибка – 0 баллов.

Типы заданий Задание на перевод латинского выражения Например – Переведите латинское выражение «Dura lex – sed lex». Раскройте содержание данного выражения с использованием знаний. Ответ : Закон суров, но это закон. Какой бы закон не был суровым, его необходимо уважать и неукоснительно всем соблюдать и выполнять. Сложность – очень сложное задание и если самые известные выражения можно еще освоить, то для остальных нужно особое внимание и много времени. Совет – учить, учить и еще раз учить. Как оценивается - правильное выполнение заданий типа 7 оценивается в 5 баллов (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответ на это задание оценивается следующим образом: за правильный перевод - 3 балла; любая ошибка – 0 баллов. За раскрытие содержания – до 2 баллов дополнительно.

Типы заданий

Задание на перевод латинского выражения

Например – Переведите латинское выражение «Dura lex – sed lex». Раскройте содержание данного выражения с использованием знаний.

Ответ : Закон суров, но это закон. Какой бы закон не был суровым, его необходимо уважать и неукоснительно всем соблюдать и выполнять.

Сложность – очень сложное задание и если самые известные выражения можно еще освоить, то для остальных нужно особое внимание и много времени.

Совет – учить, учить и еще раз учить.

Как оценивается - правильное выполнение заданий типа 7 оценивается в 5 баллов (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответ на это задание оценивается следующим образом: за правильный перевод - 3 балла; любая ошибка – 0 баллов. За раскрытие содержания – до 2 баллов дополнительно.

Типы заданий

Задание на установление правильной последовательности.

Например – Установите правильную последовательность принятия в состав Российской Федерации нового субъекта Федерации:

а) ратификация между Российской Федерацией и иностранным государством (частью иностранного государства);

б) принятие федерального конституционного закона о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта;

в) заключение международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством (частью иностранного государства);

г) проверка заключённого международного договора Конституционным Судом на соответствие Конституции;

д) внесение изменений в ст. 65 Конституции РФ.

Ответ : 1 – В; 2 – Г; 3 – А; 4 – Б; 5 – Д.

Сложность – требуется идеальное знание стадий политических и юридических процессов.

Совет – включать логику, при отсутствии точного знания и хорошо усвоить стадии избирательного процесса, гражданского и уголовного судопроизводства и др.

Как оценивается - Правильное выполнение заданий типа 8 оценивается в 3 баллов (по усмотрению предметно-методической комиссии баллы могут быть изменены). Ответ на это задание оценивается следующим образом: за указание правильной последовательности без ошибок – 3 балла; любая ошибка – 0 баллов. .

Основные источники:

1. Боголюбов Л. Н., Лукашева Е. А., Матвеев А. И. и др.; Право: Учебник / под редакцией Лазебниковой А. Ю., Лукашевой Е. А., Матвеева А. И. 10 класс. – М.: АО «Издательство «Просвещение», 2020.

2. Боголюбов Л. Н., Лукашева Е. А., Матвеев А. И. и др.; Право: Учебник / под редакцией Лазебниковой А. Ю., Лукашевой Е. А., Матвеева А. И. 11 класс. – М.: АО «Издательство «Просвещение», 2020.

3. Володина С. И., Полиевктова А. М., Спасская В. В. Обществознание. Основы правовых знаний. 8–9 класс. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2020.

4. Лосев С. А. Право: Учебник. 10–11 кл. – М.: ООО «Издательство «Интеллект-Центр», 2021.

5. Никитин А. Ф., Никитина Т. И., Акчурин Т. Ф. Право. 10–11 классы. Учебник. Базовый и углубленный уровень. – М., 2021.

6. Певцова Е. А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.

7. Певцова Е. А. Право: основы правовой культуры: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021.

Интернет-ресурсы:

1. Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.garant.ru

2. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru

3. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edu.ru

4. Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rusolymp.ru

5. Портал правовой помощи «Правотека» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravoteka.ru

6. Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.president.kremlin.ru

7. Методический сайт Всероссийской олимпиады школьников по праву [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravolymp.rudn.ru/.

8. Сайт Всероссийской олимпиады школьников по праву [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://msal.ru/content/abiturientam/vserossiyskaya-olimpiada-shkolnikov-po-pravu/.

Дополнительные источники:

1. Административное право Российской Федерации : учебник для вузов / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под редакцией Л. Л. Попова. 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021.

2. Всероссийская олимпиада школьников по праву: материалы и комментарии / под ред. С. И. Володиной, В. В. Спасской. – М.: Школа-пресс, 2003.

3. Всероссийская олимпиада школьников по праву: Метод. пособие / под ред. С. И. Володиной. – М.: АПКиППРО, 2005.

4. Володина С. И., Полиевктова А. М., Спасская В. В. Всероссийская олимпиада школьников по праву в 2006 г.: Метод. пособие. – М.: АПКиППРО, 2006.

5. Головина С. Ю. Трудовое право : учебник для вузов / С. Ю. Головина, Ю. А. Кучина ; под общей редакцией С. Ю. Головиной. 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021.

6. Гражданский процесс: Учебник / под ред. проф. В. В. Яркова; Урал. гос. юрид. ун-т. – М.: Статут, 2017.

7. Гражданский процесс: Учебник / под ред. проф. М. К. Треушникова. – М.: Городец, 2020.

8. Гражданское право. 1–4 т. Учебник 2-е изд. перераб. и доп. / отв. ред. Е. А. Суханов. – М.: Статут, 2019–2020.

9. Исаев И. А. История государства и права России. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2021.

10. История государства и права зарубежных стран: Учебник в 2 тт. / отв. ред. О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова. 3-е изд., пер. и доп. – М.: Норма, 2021.

11. Международное право. Учебник для бакалавров / отв. ред. Бекяшев К. А. – М.: Проспект, 2019.

12. Международное право : учебник / Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев и др. / отв. ред. А. Н. Вылегжанин ; МГИМО (У) МИД России. – М. : Юрайт, 2020.

13. Радько Т. Н. Правоведение. – М.: Проспект, 2021.

14. Радько Т. Н. Теория государства и права: Учебник. – М.: Проспект, 2019.

15. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Учебник. 5-е издание. – М.: Проспект, 2021.

16. Криминалистика. Учебник / под ред. Ищенко Е. П. – М.: Проспект, 2019.

17. Правоведение : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Белов [и др.] ; под ред. В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021.

Документы:  1. Конституция Российской Федерации.  2. Всеобщая декларация прав человека.  3. Устав ООН.  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части 1-4.  5. Уголовный кодекс Российской Федерации.  6. Трудовой кодекс Российской Федерации.  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.  8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.  9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.  10. Кодекс РФ об административных правонарушениях.  11. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.  12. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1.  13. Семейный кодекс Российской Федерации.  14. Федеральный закон «Об акционерных обществах».  15. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации».  16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».  17. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».  18. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Документы:

1. Конституция Российской Федерации. 2. Всеобщая декларация прав человека. 3. Устав ООН. 4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части 1-4. 5. Уголовный кодекс Российской Федерации. 6. Трудовой кодекс Российской Федерации. 7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. 8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. 9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. 10. Кодекс РФ об административных правонарушениях. 11. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. 12. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. 13. Семейный кодекс Российской Федерации. 14. Федеральный закон «Об акционерных обществах». 15. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации». 16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 17. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». 18. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!