ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ВЫПУСКНИКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ
/Педагогический совет, 26.04.2021/
«Дорогу осилит идущий»
/Сенека/
Сложившаяся экономическая ситуация в стране требует коренного преобразования в системе подготовки профессиональных кадров. Перед профессиональной школой поставлена задача подготовки конкурентоспособных специалистов. Именно поэтому считаю тему доклада «Подготовки конкурентоспособных выпускников в профессиональном лицее № 4», актуальной в условиях современной экономики.
Напоминаю, что конкурентоспособность специалиста определяется его умением и способностью в совершенстве владеть специальностью, быть нужным людям, уметь использовать полученные знания и профессиональные навыки и никогда не оставаться не у дел.
В докладе я представляю методы и педагогические технологии профессионального обучения, а также роль общественных организации в становлении будущих специалистов сферы материального производства и сферы услуг.
В учреждениях СПО учебный процесс отличается многообразием организационных форм, и весьма важное место в нем занимает урок.
12 «Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и обучающиеся приходили на него с большим желанием работать».
Комфорт - это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют. Реализация требования ФГОС СПО предполагает значительные изменения в содержании учебно-методического обеспечения образовательного процесса, что в свою очередь требует решения вопроса о соотношении традиционных, активных и интерактивных форм и методов обучения. Одни только традиционные формы обучения не могут обеспечить формирование требуемых компетенций у обучающихся для их профессиональной деятельности. Традиционные формы ограничены односторонним направляющим действием от преподавателя к обучающемуся. При этом преподаватель является центральной фигурой, источником информации и руководителем, одновременно выполняя контролирующую функцию. При реализации активных форм обучения роль обучающихся значительно возрастает, хотя и в этой ситуации преподаватель остается центральной фигурой. Вместе с тем в данной ситуации обучающиеся получают возможность включаться в ход занятий постановкой вопросов, высказыванием собственных точек зрения, изложением предложений. Уже при интерактивных методах и формах организации образовательного процесса преподаватель и обучающиеся выступают как своеобразные партнеры. При этом роль преподавателя заключается в выработке общего подхода к выполнению тех или иных учебных заданий, направления познавательной деятельности обучающихся.
Организация практического обучения. Видами практики обучающихся, осваивающих ППКРС являются: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика (далее - практика). Программы практики являются составной частью ППКРС, обеспечивающей реализацию ФГОС. Целью практики является комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы обучающимся по профессии.
Содержание производственной практики определяется требованиями к результатам обучения по каждому из модулей ППКРС в соответствии с ФГОС, рабочими программами практики, разрабатываемыми и утверждаемыми ПЛ № 4 самостоятельно.
Учебная практика проводится в учебно-производственных мастерских ПЛ № 4. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла. Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров, заключаемых между ПЛ № 4 и каждой организацией, куда направляются обучающиеся. Обучающиеся зачисляются на вакантные должности, при их наличии, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.
Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.
Актуальность выбора педагогических технологий в современной России
Последнее десятилетие XX века внесло в историю российского образования трагические страницы: появился новый термин - "децелерация", означающий массовую задержку детей в физическом и психическом развитии (в противовес "акселерации").
Постоянно возрастающий разрыв между потенциальным уровнем усвоения учебного материала обучающимися и используемыми в школе педагогическими технологиями. По официальным данным ЮНЕСКО, российская молодежь за последние 40 лет по уровню интеллектуализации переместилась среди стран - членов ООН со 2-3 на 52- 55-е места.
Доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту обучающихся во многом зависит качество обучения.
Я хочу остановиться на одной из номинации конкурса «Учитель года». Естественно – это презентация, как педагог оценивает свою педагогическую деятельность. Как выразить это в течение 3-5 мин. И как показать экспертам, болельщикам, коллегам наглядность и обоснованность презентации, показать, что Вы состоялись как учитель независимо от стажа и опыта работы. Вот одна из презентации: «Фокусник». Подручные средства: засохшее дерево, книга с высказывания великих людей, магнитофон, кассета с записью классической музыки, зеленные листья, зажженная свеча и шляпа.
Цель учителя-конкурсанта показать, как подготовить специалиста конкурентоспособного и востребованного.
«Вот дерево сухое - мертвое оно, его должна я оживить, как сделать это мне. Я музыку включу, она придаст мне сил, возьму я книгу и зажгу свечу, и что я вижу, на дереве сухом живые листья появились, все больше их, и больше, и дерево живое стало. Я фокусник, учитель я, и даже дерево сухое, я в дерево живое превращу».
В Профессиональном лицее № 4 широко используются следующие педагогические технологии:
- адаптированная технология (гуманно-личностная по методу Ш. Амонашвили), цели обучения должны соответствовать интересам обучающихся, содержание должно иметь жизненный смысл для обучающегося, многократное повторение одного содержания в разных ситуациях;
- активизация и интенсификация деятельности обучающихся
а) учебные игры (учебная практика, экономика организации, основы менеджмента, физическая культура, математика, литература, художественное конструирование. Национальные игры на занятиях физической культуры преподавателя Тезиевой А.А. известны далеко за пределами Осетии;
б) проблемное обучение (используют все мастера п/о и преподаватели);
- уровневая дифференциация (используют все педагоги при проверке знаний обучающихся – тесты, карточки, инструкционные карты; опережающие задания в форме рефератов, обработки отдельных узлов, моделирования одежды для обучающихся, успевающих на хорошо и отлично;
в) модульное обучение – гибкость учебного процесса, с целью обеспечения уровня базовой подготовки обучающихся потребностям работодателя используют все мастера производственного обучения и преподаватели профессионального и общепрофессионального цикла.
г) концентрированное обучение - используются методы учитывающие динамику работоспособности обучающихся использует мастера п/о: Качмазова К.К., Бычкова Е.А., Тимошенко О.В., изучение предмета за счет объединений занятий в блоки – преподаватели Галегова Л.Д., Гахова З.В.
д) дифферинцированное обучение – создание оптимальных условий для выявления и развития интереса на уроках, все педагоги лицея.
е) развивающее обучении - развитие личности и ее способностей при вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность.
Я хочу остановиться на рынке труда швейной отрасли. Рынок труда возможен лишь в рыночной экономике или экономике с ее элементами, каковой является экономика РФ. В традиционной экономике люди занимаются тем же делом, что и их родители. В командной экономике кому, чем заниматься определял государственный чиновник (не учитываю рабовладельцев и феодалов). Величина предложения на рынке труда равна величине экономически активного населения – общей численности людей, работающих по найму, работающих не по найму и безработных, ищущих работу. Размер предложения труда зависит от величины населения в трудоспособном возрасте, т.е. в возрасте от совершеннолетия до пенсии. Что касается нашей отрасли, учитывать надо не только трудоспособное население, работать могут студенты, активные пенсионеры и даже школьники.
Сейчас пришло время для развития российской легкой промышленности. Был период оттока денег из легкой промышленности: 30 лет отрасль не развивалась, так как фабрики были куплены просто потому, что это было хорошим вложением в недвижимость. Однако сейчас статистика мирового развития легкой промышленности показывает инвесторам, что здесь есть прибыль и деньги надо вкладывать именно сюда. В данное время правительство республики обратила внимание на швейную промышленность, так стратегия на улучшение инвестиционного климата РСО – Алания предусматривает, как одно из основных направлений: формирование промышленного кластера республики, центральным звеном которого будут являться предприятия швейной промышленности. (Стратегия развития РСО - Алания).
«Главным портным» страны, журналом «Эксперт» признан наш земляк Таймураз Боллоев. Известный нам, как экс-президент пивоваренной компании «Балтика». Возглавляет Холдинг «БТК-групп», который включает в себя 13 предприятий швейной и обувной промышленности. В его планах открытие фабрики одежды на 500 рабочих мест в РСО - Алании. Уже функционируют фабрики по производству одежды в Южной Осетии и Кабардино- Балкарии.
Итак, где работать.
К конкурентоспособным предприятиям швейной отрасли республики относятся: ООО «Одежда», ООО «Ирафская швейная фабрика», ООО «Моздокская швейная фабрика», ООО «Изольда», ООО УПП Всероссийское общество слепых (ВОС), предприятия «Комбат», «Евротекст», «Русские узоры», «Заира», национальный цех «Симд». Предприятия отрасли специализируются на выпуске спецодежды в ассортименте, школьной формы, подушек, покрывал, штор, комплектов постельного белья, одеял, одежды от защиты пониженных температур. Национальные костюмы от Изольды Гогичаевой известны далеко за пределами Осетии. Флагманов легкой промышленности республики долгое время оставалось ООО «Одежда», успешно функционируют фабрика «Самати», швейная фабрика по ул.Братьев Темировых, недавно открылся швейный цех в пос. Мизур.
Швейный рынок ателье г. Владикавказа насчитывает около 100 ателье, некоторые мастера занимаются индивидуальной деятельностью на дому. Каковы же трудности данного вида деятельности? Ответить на эти вопросы, может человек, имеющий к нему непосредственное отношение. У обучающихся лицея есть небольшой профессиональный опыт, но для руководителя ателье этого недостаточно, нужно обладать навыками менеджера.
ИССЛЕДОВАНИЕ ШВЕЙНОГО РЫНКА МОСКВЫ И ВЛАДИКАВКАЗА
Объем рынка услуг ателье — около 600 млрд рублей. Это 15% российского рынка одежды. На Москву приходится 25% рынка услуг ателье. Капитальные вложения в открытие ателье класса люкс в Москве (около $100 000) окупаются в течение полутора-двух лет. Рентабельность ателье среднего сегмента — 10-30%, класса люкс — до 50%. Золотое правило работы ателье – чем дороже ткань, тем выше стоимость работы. Многие портные приравнивают стоимость своей работы к стоимости ткани. Средняя стоимость раскроя и пошива пиджака и юбки в Москве — $120-150. Зарплата закройщика ателье — от $800 до $5000. У нас нет возможностей столичного швейного рынка. К примеру, фиксированная зарплата закройщицы на предприятии «Евротекс» составляет 30 тыс. рублей, а сдельный заработок квалифицированного портного 20-25 тысяч рублей. Рыночная мудрость гласит: «Кто забывает о своих конкурентах, того завтра забудет рынок». Если взять мини-ателье, где могут выполнить ремонт и пошив легкой женской одежды, только ТЦ «Глобус», насчитывает 8 ателье с численностью 4-5 работников, в ТЦ «Поиск» 5 ателье с численностью 2-3 работника. Зарплата в ателье определяется от стоимости услуги, 35-40 % может заработать портной и 50 % закройщик. Во Владикавказе есть и дорогие ателье – это дизайн-студия «Адельвид», бутик-ателье Liza Cabarati, студия «Хамингберд, свадебный салон «Амонд» и др. К примеру, минимальная стоимость пошива осетинского национального платья от «Изольды» составляет 70 тысяч рублей, а стоимость «второго» проката национального платья - 48 тысяч рублей. Что касается швейного рынка в селах республики, его там нет. Я провела опрос, среди обучающихся лицея, проживающих в сельской местности, с населением от 1000 чел. - сел. Донгарон, Ногкау до 5000 тыс.- Ольгинское, Камбилевка, Верхняя Саниба, Бирагзанг, всего 20 сел, будущие закройщицы открывать ателье в родных селах не собираются.
Исследование среди 57 ателье г. Владикавказа, какие услуги они оказывают.
Диаграмма № 1 Виды услуг
По диаграмме можно определить, что больше всего в нашем городе маленьких ателье по ремонту и пошиву одежды. В таких мини-ателье может попробовать свои силы начинающий предприниматель, здесь могут пошить юбку или платье не очень сложного фасона, цены самые приемлемые. Далее идут ателье по индивидуальному пошиву одежды любой сложности, цена услуг здесь выше и оборудование должно быть соответствующее, в ателье по пошиву национальной одежды работают профессионалы своего дела, и потеснить их новичку будет трудновато. В ателье-бутик можно купить ужу готовую одежду от дизайнера.
Далее, я определила наиболее востребованные услуги ателье среди разных возрастных категорий граждан. Из 220 опрошенных 42 человека к услугам ателье не обращались в течение 2- х. лет, чему отдают предпочтение остальные:
Диаграмма № 2 Привлекательная услуга
Анкетирование показало, самая востребованная услуга-это ремонт, эксклюзивной одежде отдают предпочтение молодежь и люди среднего возраста.
Таблица № 1 Средние цены стоимости услуг пошива и ремонта швейных изделий в ателье г.г. Москвы и Владикавказа, ателье при лицее /тыс. руб./
город | пальто | костюм | платье | платье | юбка | услуги ремонта одежды |
жен | муж | жен. | муж. | повс. | веч. | свад. | нац | прям | усл. | обработ низа брюк | замена замка |
Москва | 12-18 | 15-20 | 10-15 | 18-22 | 10-12 | 20-25 | 30-40 | - | от 5 | от 7 | 1-1,5 | 1-1,5 |
Владикавказ | от 8 | 6 | 4-5 | 5-8 | 4-8 | 8-15 | от 15 | 30-70 | 2-2,5 | 2.5-3 | 0,2-0.3 | 0.2-0,5 |
ателье лицея № 4 | от 4 | - | от 3 | от 4 | 2-3 | от 3 | 5 | 10 | от 0,8 | 1.2-2 | 0,2 | 0,3 |
«дом. портной» | 4-6 | - | 4 | 5 | 3-5 | 5-6 | 10 | 15 | 1-1,5 | 1,5-2 | 0,2-0,3 | 0,2-0,4 |
маэстро» из Парижа | | | | 3-5 тыс/ евро | | 4-6 тыс/ евро | 5-8 тыс/ евро | | | | | |
Из таблицы видно, что диапазон цен значителен, мужской костюм в Москве могут пошить за 20 тысяч или пригласить специалиста из Парижа, впрочем, пошить костюм за 3-5 тыс. евро для миллионера не проблема. Москвич из высшего общества заказывает себе сорочку, у нас в таком виде услуг особой надобности нет, как и мужской костюм не пользуется особой популярностью, особенно молодежи. В среднем цены в столице выше в 2-2,5 раза, но у них и доходы выше. Не отстают от Москвы ателье по пошиву национальной одежды. Цены в ателье лицея ниже, чем в ателье города, при этом качество услуг не уступает. Пошив одежды на дому обойдется примерно в 2 раза меньше, это понятно, мастер в ателье получает 50 % от стоимости услуги.
КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ УСПЕШНОЕ АТЕЛЬЕ
Прежде чем открывать собственное ателье, необходимо самому серьезно подготовиться. Во-первых, нужно иметь представление обо всех швейных технологиях, в идеале — образование, связанное со швейным делом, желательно пройти практику у опытных мастеров. К примеру, открытие ателье дизайнерской одежды обойдется примерно в 700 тысяч. Аренда 1 кв. метра в среднем стоит 700 рублей.
В центре это 60-80 тысяч в месяц, в спальном районе 15-20 тысяч рублей.
Ну а пока мы моделируем свою деятельность, используем опыт руководителей ателье г. Владикавказа.
ИМЯ. Гарантия качества ателье – непосредственный контакт с его владельцем. «Здесь надо жить. Нужно общаться с клиентами, быть им друзьями. Нужно почувствовать, что это твоя семья», - говорит руководитель ателье «У Заура», Заур Гагкаев. Вывод, клиент может уйти, если его будет обслуживать не сама «хозяйка».
РЕКЛАМА. Владельцы ателье утверждают, что с эффективностью сарафанного радио и укрепления личной дружбы с клиентом в их отрасли не сравнится ни один вид рекламы.
Руководители ателье создают персональную страницу сети Instagram, где выкладывает фотографии новых моделей, тканей и аксессуаров. Если ателье работает в среднем ценовом сегменте, полезно договориться с ближайшими кафе и ресторанами о раздаче визиток и подарочных сертификатов. Это повлияет на имидж и запоминаемость.
ОБРАЗ КЛИЕНТА. Ателье будет иметь успех, если предприниматель представит себе образ клиента - как выглядит, где бывает, чем занимается, как одевается. «В индивидуальном пошиве бывает так, что закройщик с клиентом друг другу не понравились, не стоит уговаривать клиента, толка не будет», - утверждает руководитель авторского ателье Алета Хачирова. Хотя, я считаю, вы должны быть психологами и просто обязаны «влюбить» в себя клиента. В списке клиентов каждого ателье, как правило, есть «активисты». К таким «кормильцам» нужно относиться с особенным вниманием. Считаю, персональный подход к заказчику, должен быть бесконечным. Для того, чтобы приручить полных клиентов, можно установить зеркало, слегка вытягивающие фигуру, а размеры на готовых вещах надписывать меньше, чем они есть на самом деле. При открытии ателье стоимость услуг будет немного ниже средних цен, что поможет «проникнуть» на данный рынок, привлечь клиентов конкурентов, затем, начиная со второго года, цена постепенно повышается, постоянным клиентам ввести скидки.
У КЛИЕНТА ПЛОХОЙ ВКУС. Не стоит браться за пошив, если будущая вещь, по вашему убеждению, не пойдет клиенту, даже если он на этом очень настаивает. Заказчица рискует одним платьем, вы репутацией. Нельзя позволить себе ошибок, даже когда обшиваешь друзей. «Если человек захочет кому-то рассказать о моем ателье, он просто не сможет притвориться и сделать вид, что ему понравилось», — замечает владелец ателье Заур Гагкаев.
Мини-анкетирование респондентов ателье «У Заура», «Liza Gabarati», «Liza Alborti», «Каприз-ка»
Диаграмма № 3 Результаты анкетирования
Исследование показало, что подготовка в Профессиональном лицее № 4 обеспечивает конкурентоспособность его выпускников.
Швейный бизнес предоставляет возможность выпускникам лицея обеспечить себе самозанятость, и достаточный уровень жизни.
3. Молодые предприниматели могут взрослеть вместе со своим бизнесом, не теряя при этом ни юношеского задора, ни свежести мысли.