Подготовка обучающихся 4 класса к сдаче ВПР
Терпугова Кристина Сергеевна
учитель начальных классов
ВПР – Всероссийские проверочные работы.
Основная цель ВПР – своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов; и выявление готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.
Сегодня ведётся очень много споров, на которые сложно ответить: нужна – не нужна эта работа, можно ли обойтись без нее или нет. Нужно ли это выпускнику начальной школе или нет не нужно? ВПР нам дают увидеть конкретные достижения планируемых результатов выпускника 4 класса или нет?
Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования.
Чем ВПР отличается от школьных контрольных работ?
Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом.
Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы.
В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.
Свою работу по подготовке учащихсяся к ВПР я построила на основе следующего алгоритма:
Выписать перечень планируемых результатов по предмету.
Подобрать задания для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.
Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
Вести учет выявленных пробелов для помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
Подготовка к ВПР
В ходе подготовке к ВПР пользовалась рекомендациями:
1. Составьте план подготовки по предмету и расскажите о нем учащимся.
В начале года мною был составлен план подготовки к ВПР и график дополнительных консультаций, который максимально учитывает все события школьной жизни и позволил заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала.
2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
Обсуждая с учащимися пройденный материал, делала акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо или еще надо поработать с данной темой.
3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.
Регулярно проводились короткие демонстрационные работы, за месяц до ВПР такие работы уже не проводились.
4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации.
5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).
Во время изучения материала стараться, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.
Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Отводить время на которых учить учащихся с некоторыми приемами, которые помогают справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
8. Хвалите своих учеников.
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть справедливой и по существу.
9. Общайтесь с коллегами!
При составлении плана работы по подготовке к ВПР можно так же пользоваться ресурсами профессионального сообщества, знакомиться с опытом коллег, их идеями и разработками и применять их на практике.
10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.
Хороший сон и правильное питание, умение распределять свое время на работу и отдых вносит значительный вклад в успех на проверочной работе.
11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.
Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Родители всегда беспокоятся за свое чадо и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Конечно, дома надо повторять изученный материал в школе, решать задачи, писать диктанты, вести контроль при выполнении домашнего задания. Родители детей начальной школы могут помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя.
Но наши дети нуждаются и в психологической подготовке к ВПР. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.
Родители так же могут оказать помощь ребёнку в распределении времени на проверочной работе. Для этого ребёнку нужно отвадить определенное время на выполнении обычной домашней работы. Дети должены иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Еще родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять свою работу. Этому были посвящены наши родительские собрания.
Как уже было сказано, невозможно «впихнуть» в ребенка все знания в короткий промежуток времени. Многое зависит от того, насколько родители уделяли внимание развитию своего ребенка. Как бы банально это не прозвучало, но хорошо развивает кругозор чтение книг и энциклопедий.
Естественно, что перед учителями встал вопрос о том, как организовать работу по устранению всех выявленных недочетов с учетом индивидуальных особенностей учеников.
Свою работу по подготовке к ВПР я построила по следующим направлениям:
- в рамках урока
- в рамках дополнительных консультаций по подготовке к ВПР
Мною был составлен банк тренировочных заданий, которые я ежедневно включала в урок, начиная со 2 класса. При выполнении тренировочных заданий всегда обсуждала с детьми, как составлено задание, в чем его особенность и обращала внимание класса на то, какой планируемый результат оценивается и по каким критериям.
В рамках дополнительных консультаций проводились блочные задания, состоящие из 6 - 8 упражнений и рассчитанные на 20 минут. Каждая работа позволяла ученику проверить свои силы по одной теме (блоку) и оценить результат выполнения с помощью карточки для самопроверки.
В конце своей работы ещё раз хочу обратиться к учителям — мы все хотим, чтобы результаты наших детей были не хуже, чем у других, постарайтесь обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Также можно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка к выпускной работе, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной школе. И помочь ему, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учёбе ребенка вырастут как снежный ком.
1.http://ege.edu.ru/ru/news/News/index.php?from_4=24&id_4=21255
2. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71504730/
3. http://cit.volosovo-edu.ru/page.php?18/