Подготовка обучающихся 9 классов к ОГЭ по обществознанию.
.Разбор сложных вопросов
Работая в школе, я столкнулась с такой ситуацией, как сдача ОГЭ по обществознанию в 9 классах по выбору. На сегодняшний день этот предмет традиционно выбирают до 70% учащихся. Дети, да и их родители считают, что данный экзамен будет достаточно легко сдать. Из общего числа учеников, кому действительно нужен экзамен для поступления, и кто осознанно выбирает мой предмет – 30-35% от общего числа детей.
Уроки обществознания проходят по 1 уроку в неделю с 6 по 9 класс средней школе, и по 2 урока в неделю в 10-11 классах старшей школе. С 2021 года в нашей школе было решено, что предмет обществознание переходит во внеурочную деятельность по 1 уроку в неделю.
Для успешной сдачи экзамена ОГЭ по предмету, необходимы знания начиная с 5 класса (а именно - блок знаний «Человек», «Семья», «Школа», «Родина»), а также с 6 по 9 классы. Поэтому, в 9 классе возникает необходимость в «вспоминании» прошедших школьных классов. И, отсюда же – либо самостоятельная работа для повторения уже пройденного (в том числе с помощью сети Интернет), либо с репетитором, преподавателем.
На данный момент, структура КИМ представлена следующим образом:
Вопросы с кратким ответом – 16, максимальный первичный балл – 17;
Вопросы с развернутым ответом – 20, максимальный первичный балл – 20.
Разделение по уровню сложности:
Базовый – 14, максимальный первичный балл – 19;
Повышенный – 8, максимальный первичный балл – 13;
Высокий – 2, максимальный первичный балл – 5.
Именно из этих вопросов и формируется тестовая часть и часть работы с текстом.
Трудности, к которыми в основном сталкиваются учащиеся связанны прежде всего с заданиями, где необходимо дать развернутый ответ и записать его в бланк ответов №2. Порой, ребята теряются, не могут сформулировать правильно ответы на достаточно тривиальные вопросы, либо, не могу понять сам вопрос. Т.к. для них он является достаточно абстрактным или, наоборот, банальным, о чем они даже не задумываются.
Это вопросы №6 в сборниках КИМ ОГЭ, связанные с определением той или иной ситуации, остаточно обыденной для современных детей.
Ученику 9 класса Мураду пришло СМС-сообщение от неизвестного абонента: «Мурад, номер вашего мобильного участвовал в розыгрыше призов. Подробности получения выигрыша можно узнать, позвонив по платному номеру телефона +7 (***) *******».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Мурада? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Учащимся трудно бывает рассуждать о каком-то неизвестном человеке, они начинают путаться. Для более ясного рассуждения, я предлагаю ученикам при ответе «примерить» ситуацию на себя, отвечать не про некого виртуального Мурада, а так, как бы поступили они в данном случае, их решения, поступки, причины действия.
И, в 90%, ребята сразу же начинают реагировать на данное предложения, они «вживаются» в данную роль и им становится, порою, более легче работать дальше. Т.к. подспудно они напрягаются на что-то непонятное.
Следующий номер вопросов, который, традиционно вызывает затруднения – это опять задание с развернутым ответом - №13, где ребята, видя перед собою гистограмму, начинают применять к ней математические действия, забывая основное задание – а) найти сходство и различие между 2 вариантами и б) объяснить почему появилось это сходство и различие.
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности) (можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Для решения данного вопроса, я предлагаю «забыть» про входные данные, чтобы ребята сосредоточились на первом вопросе – где они могут увидеть сходство и различие в колонках гистограммы. А вот когда они начинают искать ответ на 2 вопрос – учитывать первоначальные данные 12 задания.
Учебный предмет «обществознание» ориентирует учащихся на знание человеческого общества, его принципов, форм. Поэтому, для тех, кто поставил себе цель сдаче экзамена на 4-5 необходимо взять в привычку систематически решать варианты КИМ ОГЭ (печатный, электронный) не менее 2-3 раз в неделю, повторять пройденное за прошлые годы и, в случае нахождения чего-либо непонятного, обращаться за помощью.
Суркова Е.И.