СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подготовка одарённых детей к олимпиадам и конкурсам по русскому языку и литературе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по подготовке одарённых детей к олимпиадам и конкурсам.

Просмотр содержимого документа
««Подготовка одарённых детей к олимпиадам и конкурсам по русскому языку и литературе»»


Подготовка одарённых детей к олимпиадам и конкурсам по русскому языку и литературе.





Олимпиадное движение, конкурсы  – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения одаренных детей– это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.

В системе подготовки учащихся к предметным олимпиадам можно выделить два подхода:

• поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;

• индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (учитель может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний.

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу подростка. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки учащихся к олимпиаде. Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.

Что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам?

  • Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации.

  • Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных естественными науками школьников.

Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. В своей практике я привлекаю тех учащихся, которые

· имеют желание и способности к исследовательской работе,

· целенаправленно готовятся к сдаче ЕГЭ по для поступления в ВУЗы

· проявляют интерес к предмету.

Никакого принуждения при этом быть не может. Большую роль в определении таких учащихся играют классные руководители и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом.

Для успешности реализации исследовательских работ важно на это мотивировать как учащихся, так и учителей. На основе исследований были выявлены следующие мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в ВУЗ; и другие. Свою деятельность исследовательскими проектами я мотивирую следующим: желанием повысить свою профессиональную компетентность; углубить знания учащихся в своем предмете, сформировать позитивное отношение к нему; научить школьников способам учебной деятельности как основе их успешности в дальнейшей учебе; получить более высокую квалификационную категорию.



Система подготовки участников олимпиад:

—  базовая школьная подготовка по предмету;

—  подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы);

—  самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

—  целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету.




Подготовка школьников к олимпиадам.

 

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

—  подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года

—  элективные  курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей

—   индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения

—  уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач

—   использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности.

 

Выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников идет через

—  наблюдения в ходе уроков;

—   организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;

—  оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам

При планировании занятий и заданий на этапе подготовки к олимпиадам я руководствуюсь следующими положениями:

1) содержательная целостность, выражающаяся в отработке учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиаде.

2) системный характер конструирования содержания, отражающий специфику структуры заданий олимпиады и логику их развертывания: переход от заданий репродуктивного характера к заданиям частично-поисковым и творческим.

3) практическая направленность, предполагающая развитие у учащихся умений, необходимых для выполнения олимпиадных заданий, а также использование интерактивных форм обучения, основанных на взаимодействии субъектов обучения.

4) деятельностный подход – процесс подготовки к олимпиаде должен быть ориентирован не столько на передачу знаний учителем, сколько на самостоятельный поиск, отбор и анализ учащимися информации, на создание условий для выражения ими своих взглядов, идей, суждений.

5) значимость процесса познавательной деятельности учащихся (а не только ее конечного результата), возможность их самореализации.

6) организация рефлексии.



Приложение

Работа ученицы 9 класса, получившая диплом призёра (2 место), во Всероссийком творческом конкурсе «Защитник Родины моей!», 2019 г.

Cтихотворение «Памятник Неизвестному солдату»

По осенней тиши бредём мы с тобой,

Как-то щемит сегодня в груди,

Грустно осенью всем нам бывает порой,

Вижу…памятник впереди.



Он немного потёрт, у подножья цветы,

Меч воинственно к небу поднят.

Кто же это… стоит на пути?

Это он – неизвестный солдат.



Сколько прожито: бед, страданий, лишений,

Сколько жизнью своей рисковал,

Голодал, воевал и ночами не спал,

Не награды и славы искал…



А причина одна: за спиною они –

И родные, и Родина-мать…

Защищать их он должен любою ценой,

Должен мир на Земле отстоять.



И уж коли придётся погибнуть ему,

Что ж…одной смерти не миновать…

Лишь бы смог защитить он землю свою,

Чтоб счастливыми все могли стать.



Сколько их полегло неизвестных солдат

На болотах, в лесах и полях,

Чтоб нас с вами, НАС- современных ребят,

Не держали фашисты в цепях.



Так давайте и мы никогда ни за что

Не забудем всех тех, кто шёл в бой,

Чтобы нас защитить, защитить наш покой

Защитить любою ценой.



Чтоб могли мы и жить, и любить, и играть,

И уроки спокойно учить,

И не знали бы мы, что такое страдать,

Чтоб могли мы счастливыми быть.



И не знать никогда что такое война,

Что такое и страх, и нужда,

Не накрыла чтоб нас потерь близких волна

Никогда! Никогда! Никогда!