СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка педагога к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе современной школы в условиях инклюзивной практики

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка педагога к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе современной школы в условиях инклюзивной практики»

Баранова Галина Анатольевна

канд. пед. наук, доцент ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

Тульской области», г. Тула, РФ

Подготовка педагога к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе современной школы в условиях инклюзивной практики


АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены особенности подготовки педагога к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе современной школы в условиях инклюзивной практики.



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Коррекционно-развивающие технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная практика, технологии разноуровневого обучения, информационно-коммуникационные технологии; технологии компенсирующего обучения


В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение педагогом – обязательная компетенция профессиональной деятельности. 

Следует отметить, что в процессе работы с детьми с ограниченными возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. «Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей, школьной мотивации  в  учебно-воспитательном  процессе»[1, с. 176]. Рассмотрим данные технологии подробнее.

Личностно-ориентированные технологии направлены на организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувство взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Модель личностно-ориентированного обучения и воспитания включает: разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; «…субъектно-личностный подход – отношение к каждому ребенку как уникальности, несхожести, неповторимости» [2, с. 21].

Педагог, реализующий в своей педагогической практике личностно-ориентированные технологии, должен:

– гибко и вариативно предлагать учебный материал в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке;

– разнообразить дидактический материал с учетом индивидуальной избирательности детей к содержанию, виду и форме программного материала;

– давать позитивную оценку познавательных возможностей ребенка, независимо от его успеваемости и др.

Технология разноуровневого обучения.  Это относительно новая технология, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность.

Технология разноуровневого обучения – это организация образовательного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ребенка. Применение данной технологии особенно важно в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. 

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Использование данной технологии в образовательном процессе дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы можно проводить на обобщающих уроках. Для этого определяем, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляем разноуровневые задания.

Информационно-коммуникационные технологии. Использование данного вида технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дает возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию учащихся с ограниченными возможностями к получению и усвоению новых знаний. А применение в процессе обучения мультимедийных технологий способствует частичному решению данной проблемы, так как применяются при работе с детьми, у которых помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, словесно - логического мышления, вербальной памяти, внимания.

Отметим, что электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, приблизить, например, максимально исторического героя, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания.

ИКТ способны оживить учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании мультимедийных технологий, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Уроки с использованием мультимедийных технологий - процесс осознанного усвоения материала. 

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуали-зация  учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов  мышления.

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку индивидуального темпа и способа организации учебного процесса, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности.

«Приоритетным направлением коррекционной работы  с использованием информационно-коммуникационных технологий является: выявление и коррекция  индивидуальных трудностей и проблем в образовательной деятельности детей; развитие коммуникативных умений и навыков и др.»[3, с. 10].

Технологии компенсирующего обучения. 

«К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят: понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками; сострадание, участие, необходимая помощь; обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой)» [4, с. 12].    Очень важно применение педагогом различных видов педагогической поддержки: обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии); урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их; адаптация содержания, удаление из учебного материала сложных подробностей и излишнего многообразия; одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); оптимальность темпа в усвоении учебного материала.

Список использованной литературы:

1. Баранова Г.А. Подготовка педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] Г.А. Баранова // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. № 2. – С. 176.

2. Баранова Г.А. Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] Г.А. Баранова // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. № 1. – С. 21.

3. Баранова Г.А. Подготовка педагога дошкольной образовательной организации к коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] Г.А. Баранова, Е.И. Андреева // В сборнике статей по материалам LIII международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». – М.: Изд-во «Интернаука», 2016. – № 8(53). – С. 10.

4. Баранова Г.А. Использование игровых технологий как средства повышения эффективности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] Г.А. Баранова, А.С. Пушкарева // В сборнике статей XXVI Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования». – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С.12.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 214 С.





© Баранова Г.А., 2016