СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка преподавателей в процессе развития инклюзивного образования в медицинском колледже

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день проблема внедрения инклюзивного образования в медицинские колледжи очень актуальна.

Today, the problem of introducing inclusive education in medical colleges is very relevant.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка преподавателей в процессе развития инклюзивного образования в медицинском колледже»

УДК 377.5

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ


Гаджиев Алиасхаб Магомедович

Аспирант кафедры НГиГ

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и

строительства»


Аннотация: на сегодняшний день проблема внедрения инклюзивного образования в медицинские колледжи очень актуальна. Для успешности образования студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимо создать в стенах образовательной организации специальные условия - доступную среду, организовать современную систему обучения по программам высшего образования, основанную на эффективной доколледжейской подготовке и профориентационной работе, но и проанализировать вопросы, связанные с готовностью профессорско-преподавательского состава, а также студентов, из числа здоровых, к осуществлению инклюзивного образования. В статье рассматривается состояние готовности преподавателей в процессе развития инклюзивного образования в медицинском колледже имени Башларова. г. Махачкала.

Ключевые слова: инклюзивное образование, медицинский колледж, инклюзия, инвалидность, ОВЗ, проблемы медицинских колледжей.


TEACHER TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION AT A MEDICAL COLLEGE

Gadzhiev Aliaskhab Magomedovich

Annotation: Today, the problem of introducing inclusive education in medical colleges is very relevant. For the success of the education of students with disabilities and disabilities, it is necessary to create special conditions within the walls of an educational organization - an accessible environment, to organize a modern system of higher education programs based on effective pre-college training and career guidance, but also to analyze issues related to the readiness of the teaching staff, as well as students from among healthy, towards the implementation of inclusive education. The article examines the state of readiness of teachers in the process of developing inclusive education at the Bashlarov Medical College. the city of Makhachkala.

Keywords: inclusive education, medical college, inclusion, disability, limited health opportunities, problems of medical colleges.


В 2021 году, одной из главных проблем медицинских колледжей, реализующих инклюзивное образование, является проблема компетентности профессорско-преподавательского состава колледжа, сказывающаяся на работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью [3, с. 195]. В первую очередь, нам было интересно рассмотреть вопрос готовности преподавателей к работе в условиях инклюзивного образования с психолого-педагогической точки зрения, которая включает в себя такие компоненты, как владение инновационными педагогическими технологиями, умение варьировать методы и формы обучения, знание индивидуальных особенностей обучающихся с различными нозологиями, эмоциональное принятие студентов ОВЗ и инвалидностью, готовность включать их в образовательный процесс.

Для анализа состояния проблемы, связанной с готовностью преподавателей медицинского колледжа имени Башларова. г. Махачкала. к работе в условиях инклюзивного образования были привлечены 102 преподавателя колледжа с кафедр медицинского и гуманитарного профилей. В качестве методов и методик исследования применялись следующие:

- методика изучения отношения педагогов к ценностям инклюзивного образования (адаптированная методика В.В. Хитрюк);

- методика диагностики способности к эмпатии (опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна);

- тест коммуникативной толерантности В.В.Бойко;

- опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»;

- анкетирование и опрос.

В ходе тестирования по методикам А. Мехрабиена, Н. Эпштейна и В.В. Бойко было выявлено, что преподаватели колледжа имеют высокий уровень коммуникативной толерантности и эмпатии (86% из опрошенных преподавателей). Это указывает на высокий потенциал преподавателей медицинского колледжа к работе в условиях инклюзивного образования, свидетельствует о принятии студентов с ОВЗ и инвалидностью и стремлении создать доброжелательные отношения в студенческом коллективе.

Результаты обработки методики диагностики эмоционального истощения, деперсонализации и профессиональных достижений на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексона (адаптированной Н. Водопьяновой и Е. Старченковой) отраженные на рисунках 1,2 и 3, где:

- эмоциональное истощение - это состояние, при котором требования как внешние, так и внутренние преобладают над ресурсами человека и в результате нарушается равновесие, и развивается синдром эмоционального выгорания;

- деперсонализация - это состояние, характеризующееся нарушением самосознания личности, отчуждением всех или нескольких проистекающих в психике процессов и ощущением собственной нереальности;

- профессиональная эффективность - это активность человека, направленная на преобразование предмета труда с целью получения результата, отвечающего общественным и личным, материальным и духовным потребностям.

Рисунок 1. Эмоциональное истощение

Рисунок 2. Деперсонализация

Рисунок 3. Профессиональная эффективность

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что достаточно большое количество опрошенных преподавателей имеют высокий и средний уровни по шкалам эмоционального истощения (52% и 24%) и деперсонализации (52% и 38%). По нашему мнению, данные показатели могут повлиять на отношение и готовность преподавателей к инклюзивному образованию в медколледже. Однако уровень профессиональной эффективности, то есть активность преподавателя, направленная на рефлексию профессиональной деятельности, у большинства опрошенных достаточно высокий (44%), и говорит о том, что в ходе специальной подготовки, которую мы предлагаем в рамках циклов тематических усовершенствований «Организация образовательного процесса для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» и «Организация образовательной среды для реализации инклюзивного образовательного процесса», большинство участников образовательного процесса будут готовы к внедрению инклюзивной модели образования [4, с. 99].

Из методики изучения отношения преподавателей к ценностям инклюзивного образования получили показатель 17, что соответствует среднему уровню отношения к феномену инклюзивного образования.

По результатам анкетирования и опроса необходимо отметить следующее:

- 73% не только заинтересованы в правильной организации инклюзивного образования в практике, стремятся получить необходимые знания, но и демонстрируют ценностное отношение к студентам с ОВЗ и инклюзивному образованию;

- 70% проявляют интерес к совместному обучению студентов с разными нозологиями, но отмечают отсутствие соответствующей квалификации и специальной психолого-педагогической подготовки;

- 62% преподавателей демонстрируют недостаточный интерес к проблемам инклюзивного образования и изучают данную проблему в связи с необходимостью (социальный заказ со стороны государства и общества; требования администрации);

- 95% респондентов отмечают важность технической оснащенности аудиторий; наличие адаптированных и дистанционных программ, а также специального сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

- 90% опрошенных отмечают возможные проблемы с прохождением практики и трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью медицинского колледжа.

Полученные результаты свидетельствуют об актуальности проблемы и подтверждают необходимость подготовки преподавателей медицинского колледжа к работе в условиях инклюзивного образования. Респонденты демонстрировали интерес к проблемам обучения и воспитания студентов с ОВЗ и инвалидностью, но только половина из них готовы работать в данных условиях. Главной причиной является отсутствие специальных знаний об особенностях развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, их особых образовательных потребностей и темпах продвижения в образовательном процессе медицинского колледжа.

Обобщая полученные данные, можно констатировать следующее:

- преподаватели понимают необходимость дополнительного образования по вопросам организации инклюзии, учитывая особенности различных нозологий, а также разработки технологий сопровождения инклюзивных процессов в педагогической практике;

- преподаватели выражают желание и готовность овладеть навыками использования педагогических технологий для студентов с ОВЗ и инвалидностью;

- преподаватели отмечают необходимость получения дополнительных знаний о специфике организации инклюзивного процесса в медицинском колледже.

Таким образом, подготовка преподавателей медицинского колледжа к работе в условиях инклюзивного образования должна осуществляться целенаправленно на курсах повышения квалификации, направленных на получение нового профессионального опыта в инклюзивном образовании; на развитие профессиональной компетентности и формирование личностно-профессиональных установок на совместное обучение студентов с нормальным и нарушенным развитием; применении адаптированных инновационных педагогических технологий и технологий социокультурной реабилитации; а также при организации процесса совместной деятельности преподавателя и обучающего для создания индивидуального, образовательного маршрута.

На наш взгляд, основными педагогическими технологиями для студентов с ОВЗ и инвалидностью могут быть технологии, используемые в традиционном образовательном процессе:

- проблемное обучение,

- концентрированное обучение,

- модульное обучение,

- дифференцированное обучение,

- развивающее обучение,

- рефлексивное обучение,

- мультимедиа-технологии (в том числе и дистанционное обучение). Основные цели данных технологий - это:

- развитие познавательной способности, активности, творческой самостоятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- создание соответствующей модели учебного процесса, которая наиболее полно отвечает особенностям здоровья обучающихся;

- гибкость обучения, его приспособление к индивидуальным потребностям обучающихся;

- создание оптимальных условий и моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в групповой образовательный процесс;

- ориентация на психофизиологические особенности обучающихся [2, с. 48].

Необходимо отметить, что все образовательные технологии рекомендуется применять как с использованием универсальных, так и специальных средств (информационных и коммуникационных), в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья студентов, а также использовать разнообразные методики проведения лекционных, семинарских и практических занятий с учетом различных нозологий обучающихся. В связи с этим, особое внимание следует уделить подготовке учебно-методических материалов для проведения занятий и материалам, которые выносятся на самостоятельную работу или недостаточно раскрытых в учебниках и учебных пособиях и представляющих трудность для освоения студентами с ОВЗ и инвалидностью.

Для реализации образовательного процесса в медицинском колледже у профессорско-преподавательского состава выбор средств и методов базируется на содержании обучения, уровне профессиональной подготовки реализаторов, методической и материально-технической базах, а также особенностях восприятия учебной информации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Социально-активные, рефлексивные методы обучения и технологии социокультурной реабилитации способствуют установлению полноценных межличностных отношений с другими студентами и созданию комфортного психологического климата в студенческой группе, а в конечном итоге -развивают эмпатию, идентификацию и рефлексию как необходимые механизмы взаимопонимания в будущей профессиональной деятельности.

Рассматривая вопрос методов обучения и индивидуализации учебного процесса для студентов с ОВЗ и инвалидностью в медицинском колледже, целесообразно предложить создание индивидуального образовательного маршрута, который мы определяем как вариативную структуру учебной деятельности обучающихся, отражающую его личностные особенности и возможности, проектируемую и контролируемую в рамках отдельной учебной дисциплины совместно с преподавателем на основе комплексной психолого-педагогической диагностики [1, с. 24]. Возможность выбора форм, средств, методов и темпов обучения поможет студентам с ОВЗ и инвалидностью быстрее адаптироваться в новых условиях, кроме того, учет индивидуальных особенностей каждого будет способствовать формированию индивидуального стиля деятельности, личностной заинтересованности в изучении учебных курсов.

Выводы. Таким образом, анализ готовности преподавателей медицинского колледжа имени Башларова. г. Махачкала, в условиях инклюзивного образования показывает, что необходима систематическая и целенаправленная работа по повышению квалификации, а именно погружение в деятельность по решению профессиональных задач, проблематизацию, целеполагание и планирование, рефлексию осуществляемой деятельности, ориентированную на профессионально-личностное развитие преподавателей, а также индивидуализация учебного процесса для студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Список литературы

1. Шкатова Е.А., Грибукова О.Г. Теоретико-практические аспекты формирования профессиональной компетентности у студентов в процессе самостоятельной работы. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № S8. С. 84-88. https://www.elibrary.ru/item.asp7icH25999944 (дата обращения 04.10.2021 г)

2. Жолудова А.Н., Полякова О.В., Моторина И.В. Педагогическая переподготовка преподавателей - эффективный способ повышения качества образовательного процесса в медицинском вузе // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук).2018. №6.С.280-287.

3. Полякова О.В., Жолудова А.Н. Технологии профессионально-ориентированного обучения: учебное пособие. Рязань: РИО РязГМУ; 2017.

4. Жолудова А.Н., Полякова О.В. Формирование педагогической компетенции в рамках профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» //Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018. Т.6 №1 (20).

5. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие.- Издательство: ACT, Астрель ISBN, 2020 г.

3