СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка специалистов в системе среднего профессионального образования.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщен опыт преподавателей системы среднего профессионального образования. Требования к современному уроку.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка специалистов в системе среднего профессионального образования.»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СПО

Родионова Марина Александровна старший методист, преподаватель Филиал ГОУ СПО «Саратовский областной колледж искусств» г. Балаково, Саратовская область СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС СПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация: статья знакомит с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в учреждениях среднего профессионального образования культуры и искусства, как средствам реализации возможностей творческого раз- вития личности студента, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения полученных знаний.

Урок – это, систематически применяемая для решения задач обучения, раз- вития и воспитания обучающихся, форма организации деятельности постоянного состава преподавателей и студентов в определенный отрезок времени. Современный урок – это урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Выйдя из стен колледжа искусств, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определенным способам действий. Формирование компетенций будущего выпускника ССУЗа – основная задача личностно–ориентированной педагогики.

Замысел современного урока заключается в создании преподавателем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности студента. В этом случае преподаватель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для него в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. При этом студент становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2 Школа XXI века: тенденции и перспективы.

Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? Здесь можно выделить дидактические и психологические требования, требования к организации познавательной деятельности обучающихся, требования к стилю и технике проведения урока, гигиенические требования к уроку и др. Дидактические требования к современному уроку:  четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;  определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием основной профессиональной образовательной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности студентов;  прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков;  выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока;  реализация на уроке всех дидактических принципов;  создание условий успешного обучения студентов. Психологические требования к уроку:  учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы);  индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности.

Организация познавательной деятельности студентов:

 четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых;

 построение обучения как системы организации учебно–познавательной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия;

 выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых и методов учения в соответствии с поставленными задачами;  система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности;

-подготовка специалистов в системе начального и СПО 3  сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности обучающихся;

 разнообразие средств организации учебной деятельности;  учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению;

 оперативная корректировка учебной деятельности.

Требования к технике проведения урока:

 урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

 темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и студентов завершенными;

 необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и студентов;

 на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

 по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

Гигиенические требования к уроку:

 соблюдение температурного режима;

 необходимость проветривания учебного кабинета;

 соблюдение нормативов освещения рабочего места обучающегося;

 учет кризисов внимания: 1 – на 14–18–ой минуте, 2 – через 11–14 минут, 3 – через 9–11 минут, 4 – через 8–9 минут;

 учет критических точек усвояемости учебного материала.

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы преподавателя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития студентов. Поэтому в структуру современного урока внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата:

 мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение студентов в поисковую и исследовательскую деятельность;

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 4 Школа XXI века: тенденции и перспективы  цель урока студенты формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания;  новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи;  студенты самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы;  на этапе рефлексии преподаватель в системе обучает студентов оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности;  домашнее задание на современном уроке студенты выбирают самостоятельно (из предложенных преподавателем) с учетом индивидуальных возможностей. Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает у студентов способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения. Преподаватель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого студента – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Список литературы

1. Поташник, М.М. Требования к современному уроку: методическое посо- бие / М.М. Поташник. – Москва: Центр педагогического образования, 2007. – 272 с. – (Образование XXI века).

2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.