Подготовка воспитателя к взаимодействию с родителями в соответствии с ФГОС ДО
Леванова Татьяна Константиновна,
Воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ Детский сад «Снежинка»
Электронный адрес
detsad-sneg@mail.ru
2015 г.
АНОТАЦИЯ к докладу
В докладе раскрыты этапы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Каждый этап раскрывает важность взаимодействия педагога и родителей, детей и родителей, педагога, детей и родителей.
ДОКЛАД
Семья - чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций, которые складываются на особенностях личности ее членов, в первую очередь детей. Воспитателю важно умело общаться с родителями и планировать свою работу.
Этапы работы
Первый этап – моделирование общения на предстоящую деятельность. На этом этапе осуществили моделирование процесса сотрудничества детского сада и семьи и подготовили воспитателей к деловому и личностному взаимодействию с родителями. Для этого у нас в ДОУ «Снежинка» провели опрос воспитателей с целью изучения уровня их подготовленности к взаимодействию с родителями.
Главная цель заключалась в совершенствовании социально-психологической культуры педагога и развитии коммуникативных умений воспитателей, необходимых ему для педагогического общения с родителями, с детьми и коллегами.
Социально-психологическая культура воспитателя предполагала наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, родителям, своим коллегам, независимо от их личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для педагогического общения (Я.Л. Коломенский). Необходимость совершенствования такой культуры педагога обусловлена тем, что общение требует взаимодействия двух или более людей, состоящего в обмене разнообразной информацией (мыслями, чувствами, намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью налаживания отношений (межличностных) и достижения общего результата (деловое сотрудничество). Овладение воспитателями навыками общения (коммуникативными умениями) помогло преодолеть психологический барьер, возникший в отношениях между педагогами и родителями, грамотно построить коммуникативное пространство. Готовясь к сотрудничеству с семьей четко продумали формы и методы работы и обеспечили их соответствие поставленным задачам, отраженным в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.
Второй этап – установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. На этом этапе мы заинтересовали родителей той работой, которую предполагалось провести. Достигалось это, тем, что вводились личностные аспекты во взаимодействие с ними. Основой этого сотрудничества являлось улучшение взаимоотношений между родителями и ребенком путем формирования у родителей положительного образа ребенка, который оказывает влияние на их педагогическую позицию.
Оправданность второго этапа определялось, тем, что часто в повседневном общении родители, упускали из вида положительные черты личности ребенка, фиксируясь на негативных проявлениях в его поведении. Отсюда «хорошее поведение» ребенка воспринималось родителями как само собой разумеющееся и не получало подкрепления, в то время как «плохое поведение» подвергалось массированному отрицательному воздействию со стороны родителей, что негативно сказывалось на развитии его личности и взаимоотношениях в системе «родитель-ребенок». Большинство родителей субъективно положительно оценивали своего ребенка, в то же время, объективно эти оценки имели отрицательный характер. Отрицательная оценка родителями своего ребенка рассматривалось ими как стимул его личностного роста. На самом же деле, следствием этого становилось нарушение взаимоотношений между ребенком и «значимыми взрослыми», формирование у дошкольника неуверенности в свои силы и возможности, несамостоятельности. Обусловлено это тем, что ребенок дошкольного возраста ожидал от родителей высоких позитивных оценок своих умений и у него существовала потребность в самоуважении через поддержание позитивного мнения о своей личности .
Говоря родителям о положительном, в их ребенке, воспитатели убеждали их в том, что они, точно так же, как и родители, любят ребенка и заинтересовывали в его хорошем воспитании, что вызвало у родителей ответное чувство симпатии, уважения и готовность к сотрудничеству. Доброжелательный тон разговора, заинтересованность воспитателей судьбой и проблемами, волнующими родителей и детей, нашли отклик у родителей, и это выразилось в более внимательном отношении взаимодействия друг к другу.
Третий этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний о ребенке, которые они не получали в семье и которые оказались неожиданными и интересными для них. Это информация о малыше, как: особенности общения ребенка со сверстниками, достижения его в продуктивных видах деятельности, данные социометрического исследования группы (но только если статус благоприятный), восприятие детьми семейной ситуации развития, отношение ребенка к труду в семье (анализ рисунка на тему «Как я помогаю дома маме» и опроса детей) и т.п. На данном этапе родители убедились в профессиональной компетентности воспитателя, работающего с их детьми, поверили в его искреннее желание установить продуктивное сотрудничество. Осуществлялось эта работа в индивидуальной форме во время утреннего приема и вечером, когда детей забирали домой.
Четвертый этап – ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступали в диалог с родителями, в котором активная роль принадлежала родителям. 3десь необходимо пояснить, это данный этап являлся четвертым, а не первый (что казалось бы на первый взгляд, логичнее) не случайно. Только после первых трех этапов у родителей на основе достигнутой доверительности и доброжелательности в общении с воспитателем возникла потребность поделиться о проявлениях индивидуальности ребенка дома. Причем, не только о положительном говорили родители с воспитателем, а стремились рассказать о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении близких взрослых и ребенка. Воспитатели поддерживали партнерские отношения с родителями, корректировали общение и устраняли трудности, мешающие взаимопониманию. На этом этапе мы, по приглашению родителей, посещали семьи и проводили опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.(7 слайд)
Пятый этап – совместное с родителями исследование и формирование личности ребенка.
На данном этапе планировали конкретное содержание работы с родителями и выбирали формы сотрудничества специфичные для каждой возрастной группы (с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого воспитателя). Реализовывалась эта работа двумя путями:
фронтальная работа, когда перед всеми родителями ставились общие задачи и применялись общие методы;
индивидуальная работа с родителями и детьми.
Используемая литература:
Ссылка/ www.fppkdo.r
.Журнал «Воспитатель ДОУ» №9/2014.