СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка высококвалифицированных спортсменов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка высококвалифицированных спортсменов начинается на первых этапах многолетнего цикла. Она осуществляется в ДЮСШ, СДЮШОР, спортивных классах общеобразовательных школ. Но нельзя забывать и того, что начальная подготовка может проводиться за счет спортивного часа в режиме продленного дня общеобразовательной школы. Ежедневные занятия физической культурой по одному часу способствуют гармоничному развитию физических качеств ребенка, укреплению здоровья, приучают к систематическим занятиям спортом. В связи с этим, возникает вопрос: почему бы не готовить достойное пополнение в учебно-тренировочные группы спортивной школы? Дети, прошедшие предварительную подготовку в начальных группах, в дальнейшем хорошо усваивают программный материал спортивной школы и сознательно относятся к учебно-тренировочному процессу. Значительные потери способных юных спортсменов обусловлены и методическими причинами, из которых главными являются: ориентация на отбор способных спортсменов уже в 10–11-летнем возрасте без предварительной начальной подготовки и последующая специализированная тренировка, мало отличающаяся от тренировки квалифицированных спортсменов; отсутствие этапности подготовки юных спортсменов, игнорирование основных принципов, а также самой структуры подготовки. Значит, главной задачей предварительной подготовки в нашей работе является разносторонняя физическая и техническая подготовка детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спорта. 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка высококвалифицированных спортсменов»

Подготовка высококвалифицированных спортсменов начинается на первых этапах многолетнего цикла. Она осуществляется в ДЮСШ, СДЮШОР, спортивных классах общеобразовательных школ. Но нельзя забывать и того, что начальная подготовка может проводиться за счет спортивного часа в режиме продленного дня общеобразовательной школы. Ежедневные занятия физической культурой по одному часу способствуют гармоничному развитию физических качеств ребенка, укреплению здоровья, приучают к систематическим занятиям спортом. В связи с этим, возникает вопрос: почему бы не готовить достойное пополнение в учебно-тренировочные группы спортивной школы? Дети, прошедшие предварительную подготовку в начальных группах, в дальнейшем хорошо усваивают программный материал спортивной школы и сознательно относятся к учебно-тренировочному процессу. Значительные потери способных юных спортсменов обусловлены и методическими причинами, из которых главными являются: ориентация на отбор способных спортсменов уже в 10–11-летнем возрасте без предварительной начальной подготовки и последующая специализированная тренировка, мало отличающаяся от тренировки квалифицированных спортсменов; отсутствие этапности подготовки юных спортсменов, игнорирование основных принципов, а также самой структуры подготовки. Значит, главной задачей предварительной подготовки в нашей работе является разносторонняя физическая и техническая подготовка детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спорта. Предварительные трехгодичные исследования показали, что в первые два года занятий необходимо закладывать базу разносторонней физической подготовки, на третьем году можно обучать детей элементам техники волейбола, готовить их с целью ориентации в этот вид спорта. Реализуя это положение, нами был проведен годичный педагогический эксперимент, в котором участвовали юные спортсмены-волейболисты, прошедшие двухлетнее обучение в режиме продленного дня общеобразовательной школы. Методика физической подготовки юных спортсменов строилась из целевой направленности одного занятия. При составлении тренировочных заданий учитывались следующие основные организационно-методические положения: -        рациональный подбор тренировочных средств; -        количество и характер упражнений; -        очередность упражнений; -        темп выполнения упражнений; -        паузы отдыха между отдельными упражнениями; -        общее количество выполнений или подходов; Ни одна не устоит... Перед "большим" девушка не устоит! Что бы у тебя вырос, нужно..❯ Гороскоп ВАНГИ: Через 14 дней эти 4 знака ждёт беда, а 3❯ Как быстро бросить курить Всего 3 дня - и от сигарет Вас будет тошнить!❯ -        количество выполненной работы в зависимости от зоны интенсивности; -        метод выполнения упражнений; -        общий объем нагрузки; -        нагрузка, выполненная в предыдущем тренировочном задании. На основе опыта специалистов и соответствующих исследований было установлено, что для обеспечения технической и физической подготовки начинающих спортсменов лучше применять упражнения в комплексе, что дает возможность проводить тренировки более организованно, целенаправленно и разнообразно. Комплексы упражнений и игры в виде тренировочных заданий включали 6–9 упражнений различной трудности и предусматривали воспитание всех физических качеств. Игровые упражнения рассматривались как тренировочное задание. Комплексы упражнений и игровых заданий были сгруппированы по их направленному воздействию на воспитание физических качеств юных спортсменов-волейболистов. 1.       Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание быстроты (быстрые движения всем телом, быстрота двигательной реакции из различных исходных положений, сильные удары и т. д.). 2.       Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание скоростно-силовых качеств. 3.       Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание выносливости, усиливая нагрузку на организм путем расширения игрового пространства, увеличения количества движений бегом, бросковых упражнений, увеличивая продолжительность заданий без значительных перерывов. Увеличить — просто! Проверь результат на себе! Твой посох будет на +4,5 см больше!❯ Ни одна не устоит... Перед "большим" девушка не устоит! Что бы у тебя вырос, нужно..❯ Гороскоп ВАНГИ: Через 14 дней эти 4 знака ждёт беда, а 3❯ 4.       Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание силы (увеличивали мышечную работу за счет заданного положения тела, видов передвижений и бросков с использованием более тяжелых предметов, мячей, инвентаря). Особенно большое оздоровительное значение имели игры, проводимые на воздухе в зимнее время на свежем воздухе. Организуя тренировочные занятия на воздухе, важно было сочетать более подвижные игры и задания с менее подвижными играми, регулируя нагрузку длительностью и количеством повторений задания. В учебно-тренировочном процессе использовались доступные для детей этого возраста спортивные игры, проводимые по упрощенным правилам на площадках меньших размеров и в более короткое время. Перед началом педагогического эксперимента все экспериментальные группы сравнивались между собой по физической подготовленности. Разница показателей в группах не имела статистического подтверждения. Но по окончании эксперимента, в мае были проведены контрольные испытания. Увеличение тренировочных нагрузок позволяет вести начальную ориентацию в волейбол для зачисления юных спортсменов в учебно-тренировочные группы первого года обучения в детско-юношеских спортивных школах. Построение учебно-тренировочного процесса юных спортсменов в режиме продленного дня общеобразовательной школы на основе использования стандартных тренировочных заданий позволяет обеспечить: 1.                  единообразие методики разносторонней подготовки; 2.                  дифференциацию и целенаправленное воздействие на юный организм с целью воспитания основных физических качеств; Как быстро бросить курить Всего 3 дня - и от сигарет Вас будет тошнить!❯ Увеличить — просто! Проверь результат на себе! Твой посох будет на +4,5 см больше!❯ Ни одна не устоит... Перед "большим" девушка не устоит! Что бы у тебя вырос, нужно..❯ 3.                  снижение монотонности в занятиях с помощью метода вариативности упражнения; 4.                  увеличение диапазона целесообразных вариаций основного двигательного действия; 5.                  создание условий оптимального соотношения повторяемости и вариативности. В процессе годичного цикла тренировки решаются следующие основные задачи: улучшение общей физической подготовки; повышение функциональных возможностей организма; воспитание необходимых физических качеств. На первом общем подготовительном этапе постепенно повышается объем и интенсивность тренировочных нагрузок. При этом степень увеличения объема опережает рост интенсивности. На втором этапе, — специально-подготовительном постепенно сокращается объем нагрузок и увеличивается их интенсивность. На соревновательном этапе проводятся самые различные соревнования по физической подготовке: эстафеты, бег, всевозможные «связки». В исследованиях дети были разделены на три группы, исходя из генетических факторов. Известно, что основой наследственности является генетическая информация, которая передается от родителей к детям. Она в значительной степени определяет рост и формирование организма, основные приспособительные реакции его на внешние воздействия, темпы поступательного развития на различных этапах онтогенеза. Наследственный фактор в значительной мере определяет физическое развитие, формирование двигательных качеств, аэробную и анаэробную производительность организма, величину прироста функциональных возможностей в процессе спортивной тренировки. Названный подход к формированию групп по направленности полностью себя оправдал. Так, мы можем констатировать, что на этапе начальной подготовки необходимо ориентировать юных спортсменов в конкретный вид спорта.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Шомуратов А. А. Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 760-763. — URL https://moluch.ru/archive/93/20587/ (дата обращения: 27.08.2018).







Введение к работе

Актуальность темы исследования. Основной целью политики государства в области физической культуры и спорта, отраженной в Концепции развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2005 г., является оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоническое воспитание физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

Анализ выступлений российских волейбольных команд на мировой арене за последние десять лет, несмотря на триумф мужской волейбольной сборной на Олимпиаде 2012 года, показывает, что режим соревновательной деятельности спортсменов далек от максимальных границ их возможностей. Более четко это просматривается в неумении игроков быстро ориентироваться в сложившейся ситуации и принимать ответные действия, которые свидетельствуют о низкой технико-тактической подготовленности современных игроков (Демиденко О.В., 2007; Гурьева А.А., 2010; Артамонова А.А., 2011).

Также многие авторы (Беляев А.В., Савин М.В., 2006 и др.) отмечают, что в настоящее время на мировой арене в командно-игровых видах спорта российские спортсмены занимают отнюдь не лидирующие позиции. Для того, чтобы достичь лидерства в элите мирового спорта, необходимо пересмотреть систему подготовки волейболистов.

В связи с этим специалисты акцентируют внимание не только на разработке методик тренировки высококвалифицированных спортсменов, но и на усилении системы подготовки спортивного резерва.

На сегодняшний день приоритетными направлениями в научно-методическом обосновании и обеспечении подготовки спортивных резервов в науке физической культуры и спорта являются поиск инновационных средств и методов тренировки в образовательных школах, ДЮСШ, РСДЮШОР, ШВСМ.

Как правило, подготовка высококвалифицированных волейболистов по основным модельным характеристикам лучших волейболистов страны и мира должна начинаться с этапа начального обучения, главными задачами которого являются освоение техники игры, приучение к игровой деятельности и выявление перспективных юных спортсменов. Поэтому основное условие повышения уровня мастерства волейболистов данного этапа заключается в отличном овладении техникой игры – (Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Чачин А.В., 2005).

Успешность технической подготовки волейболистов на начальном этапе обучения зависит от правильного овладения основами техники игры. При этом большое значение имеет выбор форм организации и содержания учебно-тренировочного процесса. Однако анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день многие тренеры придерживаются устаревших взглядов на вопросы организации тренировочного процесса. На наш взгляд, это связано с недостатком методических разработок учебно-тренировочных занятий, осуществляемых в детско-юношеских спортивных школах, где создается начальная база спортивного резерва.

В настоящее время в детско-юношеских спортивных школах отмечается низкий уровень подготовленности юных волейболистов, который обусловливается влиянием таких факторов, как:

1) дефицит квалифицированных тренеров детских команд (низкая оплата труда не стимулирует тренерскую деятельность, что в дальнейшем снижает эффективность подготовки спортивного резерва);

2) устаревшие технологии подготовки команд и спортсменов (существует большой разрыв между уровнем мастерства игроков профессиональной команды и технической подготовленностью молодого резерва в ДЮСШ);

3) слабая материально-техническая база спортивных учреждений (отсутствие современных тренажеров, недостаток стандартных игровых площадок и качественного инвентаря, а также соответствующего медико-биологического обеспечения).

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день существует потребность в более совершенных средствах и методах подготовки спортивного резерва детско-юношеских команд, что заставляет пересмотреть учебно-тренировочный процесс и направляет на путь его модернизации. На основе этого возникает идея о внедрении в учебно-тренировочный процесс юных волейболистов инновационных средств и методических приемов подготовки, которые будут способствовать качественному освоению технических приемов волейбола.

Анализ современной системы подготовки волейболистов показал, что в научно-методической литературе нет обоснованных приемов использования средств аэробики в учебно-тренировочном процессе, что, несомненно, ограничивает возможности применения нетрадиционных средств подготовки, направленных на овладение технических приемов в этом виде спорта. На сегодняшний день средства аэробики успешно применяются в спортивной тренировке футболистов (Пармузина Ю.В., 2006), баскетболистов (Скворцова М.Ю., 2008; Гайворонская А.А., 2009), а также единоборцев (Романова Т.В., 2006).

На основе анализа научных исследований и опыта практической деятельности ведущих специалистов в сфере подготовки юных спортсменов выявился ряд противоречий, обусловливающих актуальность нашего исследования:

между современными требованиями к технико-тактической оснащенности юных волейболистов и существующим уровнем подготовленности в детско-юношеских спортивных школах;

между стремлением тренеров к овладению инновационными методиками, направленных на повышение уровня технической и физической сторон спортивной подготовки юных волейболистов и недостатком научно-методических разработок в данной области;

между возможностью обогащения содержания специально-подготовительных упражнений юных волейболистов на начальном этапе обучения средствами базовой аэробики и отсутствием соответствующего методического материала.

Выделенные противоречия позволили определить научную проблему исследования, которая заключается в поиске путей и способах совершенствования учебно-тренировочного процесса юных волейболистов на начальном этапе обучения. Актуальность исследования, а также недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Методика технической подготовки юных волейболистов с использованием средств базовой аэробики».

Объект исследования – процесс технической подготовки юных волейболистов на начальном этапе обучения.

Предмет исследования – методика использования средств и форм организации базовой аэробики в технической подготовке волейболистов 11-12 лет на начальном этапе обучения.

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать методику технической подготовки волейболистов на начальном этапе обучения с использованием средств базовой аэробики.

Гипотеза исследования. Предполагается, что подготовка юных волейболистов на начальном этапе обучения будет эффективной, если:

выявлены особенности учебно-тренировочного процесса юных волейболистов на начальном этапе обучения;

обоснованы организационные моменты использования средств базовой аэробики в технической подготовке юных волейболистов;

разработана и реализована методика формирования готовности юных волейболистов к освоению технических приемов при помощи средств базовой аэробики;

определены методические средства, основанные на использовании базовой аэробики в учебно-тренировочном процессе юных волейболистов, что обеспечивает эффективность освоения технических приемов.

Поставленные цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Изучить современное состояние процесса подготовки волейболистов 11–12 лет в различных учреждениях образования и выявить теоретические предпосылки повышения качества учебно-тренировочного процесса на начальном этапе обучения средствами базовой аэробики.

2. Разработать методику, основанную на использовании средств базовой аэробики в учебно-тренировочном процессе волейболистов 11–12 лет на начальном этапе обучения, для прочного освоения технических элементов волейбола и повышения функциональных возможностей организма подростков.

3. Обосновать влияние средств базовой аэробики, применяемых в учебно-тренировочном процессе юных волейболистов, на уровень развития координационных способностей.

4. Выявить эффективность разработанной методики и ее влияние на обучение техническим приемам волейбола.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, антропометрические измерения, измерение медико-биологических показателей, педагогические контрольные испытания, экспертная оценка техники выполнения базовой аэробики и математическая статистика.

Методологическую базу исследования составили: основополагающие идеи и концепции отечественной теории и методики физической культуры и спорта, а также спортивной тренировки (Б.А. Ашмарин, В.В. Белинович, H.A. Бернштейн, Л.П. Матвеев, М.М. Боген, В.В. Бойко,
Ю.В. Верхошанский, Ю.К. Гавердовский, C.B. Голомазов, A.A. Дубровский, С.П. Евсеев, А.И. Завьялов, В.М. Зациорский, М.Д. Кудрявцев, В.И. Лях, В.Д. Мазниченко, Л.К. Сидоров, О.П. Топышев); положения и выводы теории управления спортивной подготовкой на различных этапах специализации (В.Г. Никитушкин, В.П. Филин, В.П. Черкашин); концепции развития физических способностей (Ю.В. Верхошанский, В.И. Лях, Ю.В. Менхин, В.П. Филин); основные положения теории и методики оздоровительных видов гимнастики, аэробики и фитнеса
(В.Е. Борилкевич, Е.Б. Мякинченко, Г.Н. Пономарев); основные положения теории и методики волейбола (А.В. Беляев, Л.И. Гуревич,
Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов, Ю.Н. Клещев, К.К. Марков, М.С. Перельман, М.В. Савин, Л.Н. Слупский, В.Е. Хапко); концепция применения координационных упражнений в организации занятий (О.В. Бегун, Н.А. Бернштейн, В.И. Лях); теоретические основы координационной подготовки (В.И. Лях, А.М. Пидоря, А.С. Тодоров).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

создана и обоснована технология применения средств базовой аэробики в учебно-тренировочном процессе юных волейболистов, основанная на использовании комплексов упражнений, состоящих из базовых шагов аэробики, преобразованных в дальнейшем в схожие по структуре движения элементы техники волейбола;

разработана методика обучения волейболистов 11-12 лет с использованием средств базовой аэробики, направленная на повышение уровня физической, технической и координационной подготовленности подростков;

экспериментально доказана эффективность предлагаемой методики технической подготовки юных волейболистов на начальном этапе обучения с использованием средств базовой аэробики, которая дает возможность в короткие сроки качественно освоить технические действия, создавая реальную основу для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются опорой на фундаментальные исследования в области педагогики, теории и методики физической культуры и спорта, теоретическим анализом, практической проверкой теоретических результатов, внутренней непротиворечивостью результатов исследования, их соответствием положениям базисных наук; продолжительностью, воспроизводимостью и контролируемостью экспериментальной работы, соответствующей апробацией в учебно-тренировочном процессе юных волейболистов.

Теоретическая значимость исследования. Содержание диссертационной работы дополняет теорию и методику спортивной тренировки юных волейболистов положениями и выводами, в которых раскрывается сущность разработанной методики, направленной на более прочное овладение изучаемых технических действий волейбола и развитие координационных способностей. А также подробно описаны и уточнены средства и формы организации учебно-тренировочного процесса юных волейболистов на начальном этапе обучения с использованием различных приемов базовой аэробики.

Практическая значимость исследования:

разработана и апробирована методика технической подготовки юных волейболистов с использованием средств базовой аэробики;

научно обоснованы методические рекомендации для тренеров и преподавателей, применяющих средства базовой аэробики в волейболе на начальном этапе обучения для прочного освоения технических приемов;

существенно повысились показатели физической, технической и координационной подготовленности юных волейболистов;

результаты исследований успешно реализованы в работе с юными спортсменами ДЮСШ №13, а также со школьниками МАОУ СОШ №1 г. Улан-Удэ;

материалы диссертационной работы могут быть использованы на курсах подготовки и переподготовки тренерских кадров по волейболу.

Положения, выносимые на защиту:

1. Подготовка юных волейболистов на начальном этапе обучения с использованием средств базовой аэробики представляет собой результат объединения технической стороны волейбола с элементами базовой аэробики, выполняемых в стандартных условиях учебно-тренировочного процесса под музыкальное сопровождение.

2. Основополагающими средствами формирования готовности юных волейболистов к использованию средств базовой аэробики в технической подготовке являются комплексы двигательных действий, состоящих из базовых шагов аэробики, преобразованных в дальнейшем в технические приемы волейбола. На учебно-тренировочных занятиях данные комплексы выполняются в режиме строго-регламентируемого упражнения.

3. Методика технической подготовки волейболистов 11-12 лет с использованием средств базовой аэробики включает в себя совокупность средств двигательно-координационных способностей, которые создают основу для успешного овладения техническими приемами и тактическими действиями волейбола на последующих этапах многолетней спортивной тренировки. Разработанные комплексы упражнений в предлагаемой методике способствуют повышению уровня физической, технической и функциональной подготовленности организма подростков.

4. Тренировка юных волейболистов на начальном этапе обучения с использованием средств базовой аэробики дает возможность повысить эффективность игровой деятельности спортсменов за счет интенсивного дозирования физических нагрузок, при которых повышается физическая работоспособность и качество выполнения технических действий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждались на международных, региональных и внутривузовских научно-практических конференциях, а также на заседаниях кафедры теории физической культуры и физического воспитания ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет». Всего по теме исследования издано 11 печатных работ, три из которых представлены в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Результаты исследований внедрены в учебно-тренировочный процесс юных волейболистов МБОУ ДОД ДЮСШ №13 и занятия по физической культуре школьников МАОУ СОШ №1 г. Улан-Удэ.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2009 по 2012 г. и состояло из четырех этапов.

На первом этапе (сентябрь 2009 г. – январь 2010 г.) определялось общее направление исследования, осуществлялся анализ литературных источников, изучались особенности учебно-тренировочного процесса юных волейболистов, подбирались методы исследования, формировалась рабочая гипотеза, проводилось анкетирование, накапливались первичные материалы для последующей экспериментальной работы.

В ходе второго этапа (февраль 2010 г. – сентябрь 2010 г.) выявлялся исходный уровень физической, технической и координационной подготовленности юных волейболистов. На основе сравнительного анализа полученных данных было сформировано две группы – контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). КГ тренировалась по традиционной программе ДЮСШ, а в ЭГ учебно-тренировочные занятия проводились по предлагаемой нами методике. На втором этапе осуществлялось написание первой и второй глав диссертационной работы.

На третьем этапе (сентябрь 2010 г. – сентябрь 2011 г.) проводился основной педагогический эксперимент. Была реализована экспериментальная методика технической подготовки волейболистов 11-12 лет с использованием средств базовой аэробики. Осуществлялось написание третьей главы диссертации.

На четвертом этапе исследования (октябрь 2011 г. – май 2012 г.) проводилась математическая обработка данных, полученных в ходе основного педагогического эксперимента. Осуществлялся сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп, полученных в ходе эксперимента, оценивалась эффективность разработанной методики. Проходило написание четвертой главы диссертации.































Методика организации тренировочного процесса с целью подготовки юных волейболистов

Организация, планирование и учет работы по волейболу

Для того чтобы создать секцию волейбола и привлечь к занятиям как можно больше желающих, целесообразно провести в коллективе некоторые мероприятия. Начать можно с показа кинофильма о соревнованиях по волейболу, например о чемпионате мира, на каком-либо вечере или после общего собрания. Затем проводится встреча с известными волейболистами страны, города, лучшими тренерами, которые рассказывают о волейболе, об интересных эпизодах из их спортивной практики, о том, что дают занятия по волейболу. В заключение вечера хорошо провести показательную игру лучших команд города. Все это вызывает у присутствующих большой интерес к волейболу, который очень важно затем упрочить и углубить за счет умелого проведения уже практических занятий.

Комплектование учебных групп во многом предопределяет успех в обучении волейболистов навыкам игры. К этому надо подойти очень серьезно и ни в коем случае не допускать простого разделения «по списку», лишь бы количественный состав был полным. Конечно, в небольшом коллективе, где число желающих составляет всего 15-20 человек, комплектование не представляет особого труда. Однако при большом количестве желающих очень важно распределить волейболистов по группам с учетом их подготовленности и потенциальных возможностей в овладении навыками игры в волейбол. При этом всех, имеющих лучшие показатели, надо объединить в одну группу, тех, кто слабее в другую и так далее.

При отборе учитываются следующие показатели; уровень физической подготовленности, способность к овладению техникой игры, способность к тактическому мышлению в игре, антропометрические данные, уровень овладения навыками игры в волейбол.

Для выявления уровня физической подготовленности применяются контрольные испытания: вертикальный прыжок, прыжок в длину с места, бег по треугольнику со сторонами 10м и 5м, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками с места и в прыжке, метание теннисного или хоккейного мяча в цель через волейбольную сетку в прыжке.

Высоту вертикального прыжка можно определить прибором В. М. Абалакова или другим способом. При этом учитывается высота подъема общего центра тяжести тела независимо от роста испытуемого. Основные способы определения «прыгучести»:

Ш вытягивание сантиметровой ленты сквозь зажимное устройство на месте опоры;

Ш доставание подвешенной размеченной ленты, где отмечается начальное положение ладони по кончикам пальцев и конечное - в высшей точке взлета вверх;

Ш по положению тени испытуемого на размеченной белой бумаге фиксируется начальное положение тени от головы и конечное положение.

Прыжок в длину должен выполняться на мягкую опору. Отмечается расстояние от стартовой линии до ближайшего к ней следа ступни.

Для испытаний по бегу надо начертить два равносторонних треугольника: у одного сторона 10м, у другого 5м. В каждом углу треугольника кладется набивной мяч. По сигналу испытуемый левым боком к треугольнику (против движения часовой стрелки) пробегает 30м. Во втором испытании он пробегает 15м левым боком к треугольнику, после чего поворачивается кругом и пробегает еще 15м, но правым боком к треугольнику (в направлении движения часовой стрелки) [4].

Метание с места производится из положения, когда набивной мяч опущен вниз перед испытуемым. Взяв мяч, надо сделать замах назад, за голову, и затем бросить его двумя руками вперед. Метание в прыжке производится тоже из этого же исходного положения. Нужно подпрыгнуть вверх, во время прыжка сделать замах назад и бросить затем мяч вперед.

Метание теннисного мяча через сетку выполняется так: испытуемый с мячом в руке располагается у линии нападения в зоне 4. Затем, разбежавшись, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами, и в прыжке метает мяч одной рукой через сетку в цель - гимнастический мат, положенный на площадке в зоне 6. Высота сетки должна соответствовать возрасту и полу испытуемых.

Чтобы определить способности к овладению техникой игры, занимающимся предлагают выполнять технические приемы игры в волейбол в упрощенных условиях после показа этих приемов инструктором или кем-либо из волейболистов, приглашенных специально для просмотра. Выполняются: верхняя передача над собой и вверх-вперед, нижняя подача и верхняя прямая, нападающий удар по мячу на резиновых амортизаторах. Выполнение оценивается в баллах (по пятибалльной системе). По первоначальным попыткам выполнить технический прием можно в известной мере судить о возможностях того или иного испытуемого в овладении техникой.

О способностях к овладению тактикой судят по наблюдениям в играх. Такие наблюдения помогают определить, как занимающийся действует в игровой обстановке, насколько умело и целесообразно использует ранее приобретенные двигательные умения и навыки. По поведению в игре можно судить о развитии у занимающегося быстроты реакции, ловкости, сообразительности, тактического мышления и других качеств, необходимых для успешных занятий волейболом. Кроме того, применяются эстафеты с разнообразными заданиями: выполнение разных способов передвижения из различных исходных положений, повороты в движении, преодоление препятствий и т. д. Используются также подвижные игры, где можно определить быстроту реакции в сочетании с быстротой перемещения и другими действиями.

В заключение проводятся игры в волейбол, где все желающие разбиваются на команды, примерно равные по силам. Наблюдение за играми дает возможность выявить уровень овладения навыками игры в волейбол. Тот, кто имеет хорошие показатели в указанных испытаниях, как правило, быстрее других осваивает технические приемы и тактические действия и успешнее действует в игре.

Кроме всех показателей, надо располагать также сведениями о состоянии здоровья и антропометрическими данными. При прочих равных показателях предпочтение следует отдавать тем занимающимся, которые имеют лучшие антропометрические данные, особенно ростовые.

Широкий круг показателей при комплектовании учебных групп необходим для того, чтобы более полно выявить возможности каждого желающего играть в волейбол. Руководствоваться только наблюдениями в контрольных играх по волейболу нельзя, так как здесь возможны ошибки. Можно «не заметить» будущего хорошего волейболиста только потому, что в данный момент он не умеет играть в волейбол. А пройдет некоторое время, и в результате регулярных занятий такой игрок обойдет многих уже играющих в волейбол.

Как известно, учебно-тренировочный процесс у квалифицированных спортсменов делится на периоды: подготовительный, соревновательный и переходный. Периодизация учебно-тренировочной работы обусловливается закономерностями формирования двигательных навыков и особенностями подготовки спортсменов к состязаниям. Календарные сроки проведения основных соревнований для определенного контингента занимающихся служат определяющим пунктом при планировании.

Планирование учебно-тренировочной работы для начинающих имеет существенные отличия, что вытекает из основных задач учебно-воспитательной работы с этим контингентом занимающихся. Так, у волейболистов, тренирующихся много лет, преобладают совершенствование в технике и тактике и подготовка их организма к высоким нагрузкам, характерным для соревновательного периода тренировки. У начинающих преимущественное значение имеет обучение техническим приемам и тактическим действиям.

Спортивные состязания, в которых могут участвовать занимающиеся после 5-6 месяцев занятий, подчинены решению задач обучения. Волейболисты приучаются применять приобретенные на занятиях умения и навыки в более сложных условиях соревнований. Периодизация в обучении и тренировке начинающих несколько отличается от аналогичной для квалифицированных волейболистов. Все внимание на этом этапе должно быть направлено на специальную физическую подготовку, обучение техническим приемам волейбола и тактическим действиям. Во время соревновательного периода целесообразно провести серию игровых тренировок, контрольных игр, а также принять участие в соревнованиях среди новичков.

Общий план работы секции составляется и утверждается на весь период работы. При составлении плана надо учитывать состав занимающихся, условия и характер работы предприятия или учреждения, условия для занятий волейболом. План секции охватывает все вопросы, связанные с деятельностью секции. Если имеется несколько учебных групп, создается бюро секции в количестве 3-5 человек. Бюро секции должно оказывать активную и всестороннюю помощь инструктору-общественнику.

Правильное планирование учебно-тренировочной работы во многом определяет успех в подготовке волейболистов. При этом нужно исходить из основных задач физического воспитания молодежи, условий работы секции, уровня подготовленности занимающихся, сроков обучения и условий, в которых будут проходить занятия. Большое значение имеет уровень подготовки руководителя занятий - инструктора-общественника или кого-либо из занимающихся, лучше других подготовленного и взявшего на себя обязанности руководителя.

Основные документы планирования: типовая программа, учебный план, график прохождения учебного материала по месяцам или неделям, рабочий план и план-конспект занятия. Эти документы необходимы при многолетней учебно-тренировочной работе.

Курс обучения рассчитан на 120 уроков, количество занятий в неделю три, продолжительность одного занятия 120 мин. Это соответствует одному учебному году работы в спортивной секции коллектива физкультуры.

Основная форма занятий с начинающими - групповой урок. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность подготовительной части 15-25 мин., основной - 90-100 мин., заключительной - 5 мин.

Цель подготовительной части урока заключается в организации занимающихся: построение, принятие рапорта, проверка посещаемости, сообщение задач урока, упражнения в движении, в основном на внимание. Осуществляется также подготовка организма занимающихся к предстоящему изучению нового материала в основной части урока, совершенствованию навыков, а также к развитию двигательных качеств. В этой части урока главным образом применяются общеразвивающие и специальные упражнения, подвижные игры и эстафеты.

В основной части урока происходит обучение технике, тактике, воспитание физических и волевых качеств. В каждом уроке решаются две-три задачи, одна из которых - главная: либо обучение техническому приему или тактическим действиям, либо совершенствование навыка выполнения приема техники или тактических умений. В зависимости от этого происходит подбор средств и распределение времени на отдельные упражнения [6].

Во время совершенствования техники одной группой занимающихся другая выполняет задания по развитию физических качеств. Это значительно повышает продуктивность занятий и особенно важно при непродолжительном периоде обучения.

В задачу заключительной части урока входит организованное завершение занятия. Применяются медленная ходьба, задания на внимание. В конце урока подводятся его итоги.

Важным условием эффективности учебно-тренировочной работы является правильная постановка учета этой работы.

Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивания из виса. Для определения уровня технической подготовленности используются упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударах проверку по физической подготовке и технике целесообразно проводить в начале и конце года. Для этого можно выделить дополнительные специальные занятия.

В текущем учете основное место занимают наблюдения за тем, как происходит овладение техническими и тактическими приемами и как занимающиеся применяют их в игре.