Поделись улыбкою своей... Классный час
Звучит песня "Улыбка".
Учитель. Каким настроением проникнута эта песня?
Дети. Радостным, веселым...
У
. Я надеюсь, что именно такое настроение будет присутствовать на нашем занятии. Сегодня мы поговорим о том, как можно общаться с помощью улыбки, улучшить свое настроение, приобрести друзей, добиться успеха в жизни, научиться влиять на других.
Вы, конечно, любите слушать всякие истории и умеете придумывать их сами. Надеюсь, что сейчас вы поможете мне в этом.
Итак, жила-была Улыбка. Она была такая добрая, ласковая, приветливая, что все люди были рады видеть ее у себя в доме. Ее наперебой приглашали к себе в гости, старались угостить, развеселить, подружиться с ней. Улыбка охотно ходила в гости, помогала людям в делах, старалась никого не обидеть – ни старенького, ни маленького.
Но однажды... Ох уж это "однажды". В городе, где жила Улыбка, появился очень странный человек. Он был всем недоволен, сердился по каждому поводу: сахар ему был несладким, молоко – не белым, солнце – не ярким, хлеб – непропеченным, а дети – непослушными... Он сердился на всех и в хорошую погоду, и в не-настье.
– Вы встречали таких людей?
Д. Да.
У. Давайте покажем как ведет себя злюка.
Д. Громко кричит "У-у-ух!"
– Сильно топает ногами.
– Стучит зубами, хмурит брови, рычит, надувает щеки, машет руками.
У. Вам нравится этот человек?
Д. Нет.
У. Давайте попробуем продолжить эту историю так, чтобы у нее получился хороший конец.
Дети сочиняют.
– А кто из вас умеет улыбаться?
Дети поднимают руки.
– Это мы сейчас проверим. Проведем игру. Я хлопну в ладоши, скажу предложение, а вы повернетесь друг к другу и мило улыбнетесь. Итак, какие хорошие дети учатся в нашем классе.
Дети друг другу улыбаются.
– Что вы чувствовали, когда улыбались?
Ответы детей.
– Когда люди улыбаются, они становятся красивыми. Оказывается, 80 процентов успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с другими людьми. Улыбка – один из способов общения с людьми.
Очень важно уметь улыбаться, ведь это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения.
С
помощью улыбки можно улучшить и свое настроение. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.
Отрицательные эмоции ослабляют наш организм. Злоба, недовольство, обида могут привести к возникновению болезней.
Что на ваш взгляд, лучше: всем улыбаться или постоянно на всех обижаться?
Ответы детей.
– У каждого из вас на парте лежит зеркало. Возьмите его в руки и выполните упражнение "Тренировка улыбки". Смотрясь в него, поднимите уголки рта вверх, сделайте красивую, добрую улыбку.
Дети выполняют задание.
– Молодцы! С этим упражнением справились. А теперь давайте поиграем.
Два человека – мальчик и девочка – будут сейчас вести диалог. При этом необходимо по-доброму улыбаться друг другу.
Миша. Добрый день, Нина!
Нина. Здравствуй, Мишенька!
Миша. Я очень рад, что встретил тебя!
Нина. Я тоже.
Миша. Давай я донесу до школы твой портфель.
Нина. А тебе не будет трудно?
Миша. Что ты!
Нина. Ты очень любезен!
Миша. Мы же товарищи.
Нина. Как бы не опоздать в школу.
Миша. Давай руку, успеем.
У. А всегда ли улыбка бывает добрая, веселая?
Д. Нет, еще бывает насмешливая, злая.
У. А когда бывает такая улыбка?
Дети приводят примеры.
– Люди улыбаются по-разному. Лучше всего об этом разнообразии человеческих улыбок могут рассказать картины. Именно художникам в своих картинах удается запечатлеть красоту и неповторимость улыбки. В улыбке человек обычно раскрывается. Она помогает лучше понять душу. Может быть поэтому так часто пишут художники улыбающихся людей.
Учитель показывает репродукции картин: Ренуар "Портрет актрисы Жанны Самари"; И.Крамской "Портрет Л.Н. Толстого"; Т.Яблонский "Пшеница" и др.
– О чем говорят вам улыбки людей на этих картинах?
Д. Это улыбки радости, молодости, здоровья, спокойствия, мудрости...
У
. Есть много картин старых мастеров, перед которыми просто "опасно" останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, сутками, и чем дольше смотришь, тем больше нарастает душевное волнение. Временами оно доходит до той черты, когда человек с трудом удерживает слезы.
В чем причина этих слез? В том, что в этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющие нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов.
Не таким ли прекрасным является бессмертное творение Леонардо да Винчи "Джоконда", прославившее на столетия неповторимо-загадочную и таинственную улыбку – гимн совершенной красоте женщины!
Учитель показывает репродукцию картины.
– Что вы испытываете, глядя на эту картину?
Ответы детей.
– Как вы думаете, чем так таинственна и необыкновенна улыбка Джоконды?
Ответы детей.
– Видели ли вы когда-нибудь у людей или на портретах подобную улыбку?
Ответы детей.
– Хотелось бы вам увидеть эту картину в подлиннике?
Д. Да.
У. Послушайте, что написал об этой картине Мережковский: "И как будто убаюканная музыкой, огражденная тишиною от действительной жизни – ясная, чуждая всему, кроме воли художника, – Мона Лиза смотрела ему прямо в глаза с улыбкою, полною тайны, как тихая вода, совершенно прозрачная, но такая глубокая, что сколько бы взор ни погружался в нее, как бы ни испытывал, дна не увидит, – с его собственною улыбкою".
– Дети, а что, по-вашему, необходимо для появления доброй, здоровой улыбки?
Ответы детей.
– Только ли человек может улыбаться? Видели ли вы когда-нибудь, как улыбаются животные, растения, облака, Земля?
Понаблюдайте и попробуйте дома нарисовать улыбку Земли.
Вот и подошло наше занятие к концу. Попробуем подвести итоги. Итак, зачем нам было нужно это занятие?
Что я получил(а) от этого занятия?
Ответы детей.
– В заключение мне хочется привести слова Макиавелли: "Сегодня мы живем в суетном, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее, хотя порой мы этого даже не замечаем. Постарайтесь сделать что-то, что поможет улучшить настроение и вам, и окружающим вас людям, взирайте на мир радостно и по-доброму, ибо только это достойно человека".