«Подходы к организации профориентационной деятельности обучающихся в рамках реализации модуля «Профориентация» рабочей программы воспитания».
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья профориентационная работа осуществляется поэтапно. Цель профориентации обучающихся начальных классов — это формирование первоначальных представлений о труде, профессиях, допрофессиональных умений, навыков. В старших классах – формирование готовности к профессиональному самоопределению воспитанников в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
В рамках работы по Программе задачи формирования готовности к профессиональному самоопределению реализуются через сочетание следующих основных подходов: нимания обучающегося к теме профориентации, пробуждение у него интереса к процессу выбора индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, проблематизация темы профессионального будущего (и жизненного будущего в целом), подготовка основы для развития внутренней мотивации к построению своей индивидуальной образовательно-профессиональной траектории с опорой на собственную активность в исследовании вопросов, интересующих воспитанников.
Активное использование данного подхода актуально на протяжении всего периода профессионального самоопределения. Младшие школьники с удовольствием участвуют в ролевых играх: «Аптека», «Магазин», «Почта», «У нас дома больной», «Пассажиры».
Старших воспитанников мотивируют беседы со старшеклассниками, которые летом уже поработали, либо рассказы о знакомых, которые где-то выучились и теперь зарабатывают, совместное обсуждение образовательно-профессиональных маршрутов.
информационно-обучающий подход: помощь обучающемуся в ориентации в мире современных профессий, информирование о рынке труда и отраслях экономики, проработка вопросов связи между образованием и дальнейшим трудоустройством;
С воспитанниками младших классов проводятся занятия о профессиях: «Юный пожарный», «Хлеб – всему голова», «Военные профессии», «Мужские профессии», «Профессии наших родителей». Со старшими – игры-викторины типа «Поле чудес», «Что? Где? Когда», «Угадай профессию», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией». Широко используется потенциал мероприятий: Неделя трудового обучения, проведение мастер-классов учителями технологий «Мастерская деда Мороза», проведение конкурса «Лучший по профессии», конкурсные программы с включением практических упражнений.
Ежегодно школьники участвуют в разнообразной коллективной творческой деятельности, выставках детских рисунков, «Профессия моей мечты», «Моя будущая профессия», «Профессия моих родителей». Проводится знакомство с профессиями, представленными в школе.
Начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии, дает организация экскурсий на предприятия города, а также совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий.
практико-ориентированный подход: разработка специальных мер,
позволяющих обучающемуся установить связь между получаемыми
теоретическими знаниями и теми текущими и будущими практическими
действиями, которые необходимы для освоения выбранной специальности;
разработка и реализация собственной индивидуальной образовательно-профессиональной траектории; участие в профессиональных пробах и др.
На выработку у воспитанников необходимых компетенций направлен весь учебно-воспитательный процесс – здесь ежедневная режимная работа по формированию правильного отношения к труду, к учебному процессу, установление связи между отношением к учебе и будущей трудовой деятельности. Воспитанники имеют возможность оценить свои трудовые возможности на уроках труда, участвуя в профессиональных конкурсах.
диагностико-консультативный подход: помощь обучающемуся при
выстраивании картины себя как будущего профессионала путем исследования своих ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон роста, исходных знаний, интересов и профессиональных склонностей. Проведение диагностики с использованием специально разработанных и апробированных современных инструментов, а также консультирование по вопросам профессионального самоопределения являются важными задачами на протяжении всего процесса работы с обучающимися разных возрастных групп, что позволяет не только выявить исходный уровень сформированности ГПС, но и отследить ее изменения.
Для родителей проводятся родительские собрания, индивидуальные беседы, анкетирование родителей. Индивидуальные консультации: по определённым вопросам педагоги школы и психолог разъясняют родителям особенности развития ребенка, влияющих в дальнейшем на выбор профессии, о необходимости отработки с детьми в домашних условиях практических и трудовых навыков, полученных в школе.
• организация участия обучающихся во всероссийской акции «День открытых дверей» (экскурсии на предприятия города);
• освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования;
• ежегодное проведение детско-родительского собрания для родителей и обучающихся выпускных классов;
• мониторинг профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов;
• индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
Воспитатели в группах ведут мониторинг отношения к труду и потребностных установок. По итогам мониторинга, знания о профессиях у детей с возрастом расширяются, как и закрепляются навыки самообслуживания. Такие характеристики, как мотивация детей к труду и простые навыки трудовых операций, зависят от подбора детей в группе, отношения к труду в семье. Если ребенок дома ничего не делал, его сложно замотивировать на полную отдачу. В целом картина оптимистичная, но есть куда расти.