СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подходы в обучении ребенка с ТМНР в подростковом возрасте».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описан опыт работы с обучающимся на дому с ТМНР

Просмотр содержимого документа
««Подходы в обучении ребенка с ТМНР в подростковом возрасте».»

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития  занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу.  Это обучащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными и локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой  не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта, отличающуюся от структуры каждого нарушения входящего в комплекс ТМНР.
Данная категория детей характеризуется не только значительным недоразвитием мыслительной деятельности, не позволяющим овладеть  предметными учебными знаниями, но и нарушениями базовых психических функций (внимания, памяти, восприятия, мышления). У детей с ТМНР отмечается своеобразное развитие всех структурных компонентов речи вплоть до ее полного отсутствия. Детей обучают использованию средств невербальной коммуникации, альтернативной или дополнительной коммуникации.

У данной категории детей отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений или напротив -  повышенная возбудимость, хаотичная нецеленаправленная деятельность, двигательная расторможенность (СЛАЙД 1).
При обучении навыкам, требующие более тонких и дифференцированных движений, например, удержание карандаша, ручки, кисти, шнурование, застегивание пуговиц, захват ручки и ложки, вызывает значительные трудности у детей с ТМНР.
И только совместная и продолжительная коррекционная работа учителя с родителями дает в отсроченной перспективе определенные результаты. Особенно заметна положительная динамика, если родитель в продолжении учителя занимается с ребенком. Выполняет домашние задания.
 В основном такие дети полностью зависят от помощи окружающих во время проведения гигиенических процедур,  одевании, раздевании,  кормления - они постоянно нуждаются в присмотре и уходе, что часто сохраняется и во взрослой жизни.

Обычное взросление проходит в возрасте от 12 до 17 лет, основной период в который закладываются отношение к окружающему миру, оно основывается на многих аспектах (СЛАЙД 2):

  • взаимоотношения в семье;

  • отношения с ровесниками;

  • наличие в семье других детей;

  • успехи и поражения в учебе и любых делах;

  • программа развития, выбранная родителями и педагогами;

  • особенности здоровья и развития;

  • психологическое окружение;

Этот список можно продолжать бесконечно, практически любой случай и ситуация могут лечь в основу отношения подростка к окружающему миру, поэтому важно следить за тем чтобы он правильно воспринимал то, что происходит вокруг него. При этом особенности здоровья и развития никогда не стоят на первом месте и их нельзя туда ставить. Чем меньше будет акцентироваться внимание на особенности ребенка, тем легче ему будет общаться с окружением.








Сегодня хочу поделиться опытом работы с обучающимся 7 б класса Кудряшова Федора Алексеевича. (Диагноз: Умеренная умственная отсталость вследствие раннего органического поражения ЦНС, сколиоз грудо-поясничного отдела позвоночника, птоз верхних век, дисфункция тазовых органов, системное недоразвитие речи.

Работаю с ребенком с 4 класса. В процессе развития (сейчас ребенок переживает пубертатный период) Фёдор очень изменился. Сейчас очень трудно усадить ребенка за парту, приходится заниматься с ним сидя на диване. У ребенка появились потребности в постоянном внимании — ему хочется, чтобы его обняли, погладили.

Фёдор только сейчас стал проситься в туалет, стал сам надевать носки.

Главное в работе учителя надомного обучения с такими детьми, вызвать интерес к предмету. Если есть интерес, то и есть желание ребенка учиться.

В этом учебном году появился предмет «Адаптивная физкультура». В начале года Федор не воспринимал его (проявлял агрессию, дрался, кидался предметами). Чтобы вызвать интерес Федора к предмету я ему включала на компьютере ролики, где дети выполняли упражнения под музыку. И в процессе длительной работы и применения технических средств Федор стал выполнять упражнения. И в конце первого полугодия Федор сам стал ложится на гимнастический коврик и совместно с родителями выполнял упражнении старался сам выполнять упражнения, несмотря на то, что ему тяжело (СЛАЙД 3). На этом уроке применяю различные упражнения. Обруч:1). Перешагивание из обруча, перешагивание в обруч. 2). Ходьба с препятствиями, когда обруч то поднимается, то опускается - здесь Федор уже выполняет приемы перелезания. Упражнения с мячом проходят сложнее, т.к. захватывать мяч не получается в связи с деформацией кистей рук. Сейчас получается только перекладывание из одной ладошки в другую с помощью учителя. Также на уроках «Адаптивной физкультуры» работаю над ориентацией в пространстве (вправо, влево, вверх вниз). При упражнениях с обручем («подними ногу вверх, перешагни через обруч, опустись вниз, перелезь через обруч)…

На уроках «Математические представления и конструирование» Федору легче даются основные цвета, геометрические фигуры, временные представления (ночь, день, вечер), может сравнивать их. На уроках применяю методы наложения геометрических фигур с предметами, например: Фигура круг сравнивается с мячом, с апельсином, все предметы имеют форму шара. Например, квадрат сравнивается с домом, а крыша у дома с треугольником. Такие же приемы применяю при работе с цветом. Гораздо сложнее ребёнку дается освоение чисел. На уроках для усвоения чисел я работаю с пластинчатым материалом (пластилин). Сначала мы вместе с Федором методом рука в руке обводим изучаемую цифру (многократным повторением с целью развития мелкой моторики), лепим из пластилина, рисуем. Если ранее Федор отдергивал руку, то в этом полугодии метод обводки стал получаться, с трудом конечно, но ребенок старается (СЛАЙД 4). Затем работаем с предметами, например одно яблоко: «Дай мне одно яблоко», «Одну ложку». Пытаемся складывать: 1 яблоко+1 яблоко = 2 яблока, но пока это тоже сложно.

Предмет «Графика и письмо» дается Федору с трудом, так как не хватает усидчивости. Но мы с ним пытаемся работать. И я применяю на уроках также краски, пластилин. Изучаемую букву мы обводим, лепим, рисуем. Перед тем, как выполнять эти упражнения делаю массаж кистей рук, это способствует тому, что ребенок успокаивается и настраивается на работу (СЛАЙД 5). В конце 2 полугодия наблюдается незначительная динамика.

В перерыве между уроками применяю песочную терапию.

Из пластичного цветного песка лепим образцы цифр и букв, фигур. Это способствует не только эмоциональному расслаблению и отдыху ребенка, но и закреплению полученных на уроке знаний.

          Песочная терапия (СЛАЙД 6) – возникла в русле аналитической психотерапии. Это средство взаимодействия не только с миром, но и с самим собой; средство снятия психоэмоционального напряжения, что само по себе раскрывает новые линии развития и повышает уверенность в себе.

          Игра с песком – один из видов естественной, натуральной активности детей, что позволяет использовать ее в рамках коррекционных, развивающих и обучающих занятий.

Развивают у ребенка с ограниченными возможностями:

  1. мелкую моторику;

  2. тактильно-кинестетическую чувствительность;

  3. воображение, любознательность;

  4. стимулируют проявление творчества;

  5. позволяют справиться со страхами;

  6. учат детей контролировать свое поведение и эмоции.

Использование песочной терапии благоприятно влияют на развитие ребенка в целом. Помимо того, что отмечается гармонизация психоэмоционального состояния, также формируется произвольность действий, снижается уровень тревожности, исчезают страхи, повышается уровень мотивации к занятиям, улучшается мелкая моторика.

В дальнейшем, планирую осваивать новые технологии по работе с детьми с ТМНР, для того, чтобы проводимые мной уроки были еще интереснее и ребенок с удовольствием занимался.






























Список используемой литературы

  1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 475 с.

  2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Владос, 2010. – 239с.

  3. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181 с.

  4. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.

  5. Опыт К.В.Торгашовой , психолог, нейропсихолог г. Саратов . Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ.