Подлежащее и сказуемое -главные члены предложения
Тип урока: открытие новых знаний
.
Цели:
-познакомить с терминами подлежащее и сказуемое',
-научить находить подлежащее и сказуемое в предложении;
-правильно ставить к ним вопросы;
-правильно подчеркивать.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить с терминами «подлежащее и сказуемое»;
- развивать умение находить главные члены предложения;
- учащиеся научатся различать и находить в тексте главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
- находить второстепенные члены предложения;
- аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: карточки для рефлексии, лента «светофор».
Ход урока
Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И всё правильно выполнять.
- Добрый день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с
вами!
- Сегодня на уроке вы будете изучать новый материал, желаю
вам успеха в приобретении новых знаний.
Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(На доске записано предложение.)
Пришла осень птицы не поют они улетели в теплые страны.
— Разделите текст на предложения. Спишите, правильно обозначьте границы предложений. (Проверка.)
— Прочитайте. Голосом покажите границы предложений.
— Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте первое предложение. (Пришла осень.}
— О чем говорится в этом предложении? (Об осени.)
— Что говорится об осени? (Она пришла.)
— Это основа предложения.
- Выделим основу во втором предложении.
- Прочитайте предложение. (Птицы не поют.)
- О ком говорится в предложении? ( О птицах.)
- Что говорится о птицах? (Они не поют.)
- Прочитайте третье предложение. (Они улетают в тёплые страны)
- Выделите основу предложения.
- У каждого члена предложения есть свое название. Сегодня на уроке мы узнаем, как называются главные члены предложения.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 32. Прочитайте тему урока.
(Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.)
— Как думаете, что мы будем на уроке делать?
(Учиться находить основу предложения — подлежащее и сказуемое.)
Упр. 35 (с. 32).
— Прочитайте задание, скажите: что нужно сделать в этом упражнении? (Сказать, к какому предложению подходит каждая схема.)
— Какие предложения подходят к первой схеме (Птицы летят. Дети играют.)
— Обоснуйте свое мнение. (Слова птицы и дети отвечают на вопрос кто?, это одушевленные существительные. Слова летят и играют отвечают на вопрос что делают ?.)
— Какие предложения подходят ко второй схеме? (Ветер дует. Дождь льет.)
— Докажите. (В первом предложении говорится о ветре. Слово ветер отвечает на вопрос что?. Во втором предложении говорится о дожде. Слово дождь отвечает на вопрос что?. Слова дует и льет отвечают на вопрос что делает?.)
— Эти слова — основа предложения? (Да. Без основы предложения не бывает..)
~ Прочитайте правило на с. 32 и скажите, что такое подлежащее.
— Найдите в предложениях, которые мы записали, подлежащее.
-- Как подчеркнете подлежащее?
— Прочитайте правило на с. 33 и скажите, что такое сказуемое.
— Найдите в предложениях, которые мы записали, сказуемое. Как подчеркнете сказуемое?
— Спишите предложения первого столбика, подчеркните подлежащее и сказуемое.
V, Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись
Рук коленями коснулись
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали
VI. Закрепление изученного материала Упр. 36 (с. 33).
— Прочитайте стихотворение.
— О чем это стихотворение ? (О дожде в лесу.)
— Что означает выражение банный день? (День, когда люди моются, ходят в баню.)
— Озаглавьте стихотворение. (Банный день.)
— Спишите два первых предложения.
- Какое задание вам нужно выполнить?(Подчеркнуть главные члены предложения)
- Послушайте как я разберу первое предложение.
Загремел веселый гром...
В этом предложении говорится о громе. Что? (кто?) гром. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Гром (что сделал?) загремел. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
- Второе предложение попробуйте разобрать сами.
— Что такое подлежащее?
— Что такое сказуемое?
Упр. 37(с. 34). (Фронтальная работа.)
VII. Рефлексия
На экране текст
- Запишите текст. Пользуясь схемой, найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое.
На лугу распустились цветы. В траве стрекочут кузнечики. Летит зигзагами большая пестрая бабочка. Жук залез на травинку. Насекомые радуются лету и теплу.
(Сверка с образцом. Самооценка.)
— Оцените себя с помощью «светофора».
Зеленый цвет — я уже понял, как находить подлежащее и сказуемое.
Желтый цвет — я еше не все понял.
Красный цвет— я пока еще не понял, как находить подлежащее и сказуемое.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали о предложении? (Главные члены предложения называются подлежащим и сказуемым.)
— Что такое подлежащее?
— Что такое сказуемое?
Домашнее задание
1. Выучить правила.
2. Выполнить упр. 38 (с. 34).