(СЛАЙД 1) Тема урока: Подлежащее и способы его выражения
Цель урока: создать условия для
активизации знаний учащихся о главных членах предложения, расширения понятия о подлежащем и способах его выражения;
развития умения находить подлежащее в предложении, определять его состав;
воспитания сотрудничества.
Оборудование к уроку:
Компьютер, проектор, маленькая корзинка с приготовленными вопросами, раздаточный материал (Приложение 1,2,3,4,5,6), презентации «Подлежащее. Способы его выражения», «Зимний лес», «Тест. Способы выражения подлежащего».
Конспект урока:
Организационный момент
(СЛАЙД 2) Слово учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь.
За окнами чудесная пора – поздняя осень. Это время, когда красавица осень собирается покинуть нас, а царственная зима готовит природу к своему приходу, засыпая всё белыми снежинками, развешивая по деревьям и скатам крыш ожерелья из сосулек, даря при этом нам хорошее настроение. На улице звонко, морозно, а в кабинете тепло и уютно. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока.
Подготовка к объяснению нового материала
(СЛАЙД 3) Откройте тетради, запишите число.
– Вспомните, что вам известно о подлежащем?
(Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? или что? Выражено существительным или местоимением в именительном падеже. Образует вместе со сказуемым грамматическую основу предложения.)
– Испытываете ли вы трудности при определении грамматической основы предложения? (да, нет, не всегда)
– Молодцы! Предлагаю выполнить задание:
(СЛАЙД 4) Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя, не переставляя слова (Приложение 2):
Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;
реку, Грека, ехал, через;
везёт, на, Соньку, Санька, санках;
мать, дочь, любит;
велосипед, грузовик, разбил;
– Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.
(1-3 – существительные стоят в именительном падеже и отвечают на вопрос что? или кто?
4 – подлежащее зависит от порядка слов в предложении, т.к. у одушевлённых существительных совпадают формы именительных и винительных падежей во мн. числе
5 – подлежащее – грузовик, зависит не от порядка слов, а от смысла)
III. Сообщение темы и цели урока
(СЛАЙД 5) – Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока? (Тема на доске)
«Подлежащее. Способы его выражения». Запишите тему в тетрадь.
– Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями? (ответы учащихся)
– Исходя из сказанного, определите цель нашего урока. (Ответы детей).
Цель урока для детей: Сегодня расширим понятие о подлежащем и способах его выражения.
IV. Объяснение нового материала
(СЛАЙД 6) – Запишите в тетради 2 предложения:
Завтра обязательно наступит.
Учиться всегда пригодится
– Найдите грамматическую основу предложения и укажите, чем выражено подлежащее.
(В роли подлежащего в первом предложении выступает наречие, во втором – инфинитив, а не привычное для нас существительное или местоимение в именительном падеже).
(СЛАЙД 7) – А как вы думаете, чем ещё может быть выражено подлежащее? Чтобы дать ответ на этот вопрос. Вы должны решить криптограмму (Приложение 3).
Работаем в парах: можно совещаться, обсуждать выполнение следующего задания.
– Поднимитесь на верхушку синтаксической «лестницы», а потом спуститесь с неё. Тогда вы будете знать, чем может быть выражено подлежащее. Для того чтобы правильно пройти по лестнице, нужно двигаться по диагонали сверху вниз, начиная с выделенного места.
– Когда найдёте ответ, внесите его в таблички Приложения 1, которые лежат у вас на столах.
ит | | | | | | | | |
иц | ив | | | | | | | |
ес | ам | сл | | | | | | |
ит | ою | еж | ов | | | | | |
ри | ел | зп | до | ос | | | | |
га | ча | ьн | ре | ме | оч | | | |
но | те | ст | ое | дл | ти | ет | | |
ви | еп | ль | ие | на | ог | еи | ан | |
ще | те | ри | но | чи | ре | ча | нф | ие |
су | ст | ль | ла | еп | сл | чи | ст | ин |
(СЛАЙД 8) Проверка криптограммы
(СЛАЙД 9) Сделаем вывод: Место подлежащего может занять любая часть речи, а также словосочетания, фразеологизмы, собственные наименования и предложения.
– Это, ребята – единицы синтаксиса.
V. Физкультминутка
(СЛАЙД 10) Вы – умницы, хорошо справились с заданием, порадовали меня своими знаниями, поэтому я вас приглашаю в зимний лес на прогулку.
Демонстрация презентации «Зимний лес».
VI. Закрепление нового материала
– Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее? (работаем на карточках, проверка по ключу) (Приложение 4):
Сытый голодного не разумеет.
Семеро одного не ждут.
Понимать – значит сочувствовать.
Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.
Большое окно было распахнуто.
Большое видится на расстоянии.
(СЛАЙД 11) – Ребята, давайте обратим внимание на 5 и 6 предложения.
– Что общего между ними? (слово «большое»): определим синтаксическую роль (4 – определение, 5 – подлежащее: т.е. одновременно называет предмет, отвечая на вопрос что?, и его признак).
– Прилагательное употреблено в значении существительного, перешло в разряд существительных. Может кто-нибудь помнит, как называется такой способ словообразования? (субстантивацией)
– Продолжаем работу. Сейчас я предлагаю вам решить тест. Вы проверите себя, насколько усвоили новый материал. Рассаживаемся за компьютеры и начинаем работу.
(СЛАЙД 12) Тест «Способы выражения подлежащего».
VII. Итог урока
(СЛАЙД 13) – У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались?
– А у меня есть для вас корзина вопросов (дети вытаскивают вопросы и отвечают на них)
Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?)
Какая часть речи может занять место подлежащего? (любая).
Что можно отнести к единицам синтаксиса? (словосочетания, фразеологизмы, собственные наименования, предложения)
Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных? (субстантивация)
Что на уроке было самым трудным, неинтересным?
Что на уроке было самым интересным?
Какие чувства испытываете: удовлетворения, уныния, радости?
Продолжите фразу: «Я научился…»
VIII. Домашнее задание (Приложение 5)
(СЛАЙД 14) 1–й уровень: упр.** (списать, вставить подходящее по смыслу подлежащее, подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать, чем выражено подлежащее).
2-й уровень: выписать 7-8 предложений из художественных произведений с разными способами выражения подлежащего.
3-й уровень: написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Наступление зимы», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего.
(СЛАЙД 15)
Корзина вопросов
------------------------------------------------------------------------------
Что такое подлежащее?
--------------------------------------------------------
Какая часть речи может занять место подлежащего?
--------------------------------------------------------
Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных?
--------------------------------------------------------
Что можно отнести к единицам синтаксиса?
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Что на уроке было самым трудным, неинтересным?
-----------------------------------------------------
Что на уроке было самым интересным?
-----------------------------------------------------
Какие чувства испытываете: удовлетворения, уныния, радости?
------------------------------------------------------
Продолжите фразу: «Я научился…»
Приложение 1
Способ выражения подлежащего | Примеры |
| Солнце сияло. |
| Никто не спал в эту ночь. |
| Большое видится на расстоянии. |
| Присутствующие говорили о разных предметах. |
| Девять делится на три. |
| Пришло и послезавтра. |
| А, но, зато, однако – противительные союзы. |
| Из-за, из-под пишутся через дефис. |
| Не с глаголами пишется раздельно. |
| Далече грянуло ура! |
| Понимать – значит сочувствовать. |
| Дед с матерью шли впереди всех. |
Фразеологизм | В поле вышли от мала до велика. |
Собственное наименование | Балтийское море глубоко вдаётся в Европу. |
Предложение | «Кабы не было зимы…» - любимая песня мамы. |
Приложение 2
Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова:
деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;
реку, Грека, ехал, через;
везёт, на, Соньку, Санька, санках;
мать, дочь, любит;
велосипед, грузовик, разбил;
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 4
Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу предложения, укажите чем выражено подлежащее.
Сытый голодного не разумеет.
Семеро одного не ждут.
Понимать – значит сочувствовать.
Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.
Большое окно было распахнуто.
Большое видится на расстоянии.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 5
Домашнее задание
1–й уровень: упр.** (списать, вставить подходящее по смыслу подлежащее, подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать, чем выражено подлежащее).
2-й уровень: выписать 7-8 предложений из художественных произведений с разными способами выражения подлежащего.
3-й уровень: написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Наступление зимы», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего.
Приложение 3
Решите криптограмму. Поднимитесь на верхушку синтаксической «лестницы», а потом спуститесь с неё. Тогда вы будете знать, чем может быть выражено подлежащее. Для того чтобы правильно пройти по лестнице, нужно двигаться по диагонали сверху вниз, начиная с выделенного места.
ит | | | | | | | | |
иц | ив | | | | | | | |
ес | ам | сл | | | | | | |
ит | ою | еж | ов | | | | | |
ри | ел | зп | до | ос | | | | |
га | ча | ьн | ре | ме | оч | | | |
но | те | ст | ое | дл | ти | ет | | |
ви | еп | ль | ие | на | ог | еи | ан | |
ще | те | ри | но | чи | ре | ча | нф | ие |
су | ст | ль | ла | еп | сл | чи | ст | ин |
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение3
Решите криптограмму. Поднимитесь на верхушку синтаксической «лестницы», а потом спуститесь с неё. Тогда вы будете знать, чем может быть выражено подлежащее. Для того чтобы правильно пройти по лестнице, нужно двигаться по диагонали сверху вниз, начиная с выделенного места.
ит | | | | | | | | |
иц | ив | | | | | | | |
ес | ам | сл | | | | | | |
ит | ою | еж | ов | | | | | |
ри | ел | зп | до | ос | | | | |
га | ча | ьн | ре | ме | оч | | | |
но | те | ст | ое | дл | ти | ет | | |
ви | еп | ль | ие | на | ог | еи | ан | |
ще | те | ри | но | чи | ре | ча | нф | ие |
су | ст | ль | ла | еп | сл | чи | ст | ин |
9