ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №57
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №57)
«УТВЕРЖДАЮ»
Преподаватель филиала № 4
__________________________
«_16_»__мая_________2024 г.
План открытого урока учебной практики.
Дата проведения «16» мая 2024г. Место проведения: учебный класс.
Группа № 10--4Ф Специальность: «Швея» 19601
Тема программы. Требование к качеству текстильных изделий. - 6 часов.
Тема урока. Устранение дефектов строчки: «петляние» снизу; «петляние» сверху; тугая строчка – замена иглы в результате поломки.
Цель урока: _Обучающая: Раскрыть содержание темы. Обеспечить усвоение материала по теме урока: « Устранение дефектов строчки: «петляние» снизу; «петляние» сверху; тугая строчка – замена иглы в результате поломки».
Воспитательная:
- формировать ответственность за качество выполняемой работы;
- воспитывать бережное отношение к инструментам и оборудованию;
- воспитывать стремление к самоконтролю;
- воспитывать творческий подход к работе;
- воспитывать любовь к своей профессии, уважение к труду;
- воспитывать трудовую дисциплину.
Развивающая:
- развивать инициативу, работоспособность;
- развивать внимательность в работе, память, быстроту реакции;
- развивать умение правильной работы с инструментами и оборудованием;
- развивать умение работы с технологическими картами;
- развивать умение рационально организовывать и планировать свой труд;
- развивать умение контролировать свою работу визуально и с помощью
контрольно – измерительных приборов.
Тип урока : Урок формирования, совершенствования и отработки умений и навыков.
Вид урока: Смешанный (беседа, выполнение трудовых приемов и операций).
Методы обучения: Практический.
Материально-техническое оснащение урока:
Мультимедийное оборудование (ноутбук), учебники, плакаты, раздаточный материал (ткань), нитки, швейные машинки, технологические карты ; учебный стол.
Межпредметные связи: Охрана труда – тема: «Техника безопасности труда при выполнении работ по контролированию качества кроя и качества выполненных операций».
Материаловедение – темы: «Классификация тканей», «Свойства материалов», «Ассортимент изделий».
Источники информации :
Основные источники:
1.Амирова Э.К., Труханова А.Т. Технология швейных изделий., М., 2015 г;
2.Ермаков А.С. Оборудование швейных предприятий ИЦ «Академия».,2018 г;
3.Силаева М.А. Технология одежды М., 2017 г;
4.Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам, М., 2017 г
Дополнительные источники:нормативные (правовые) документы по профессии: «Прейскурант тканей и материалов», ГОСТ, ОСТ, ТУ, ТО, инструкционно-технологические карты.
1. В.Я. Франц., Оборудование швейного производства. М., В.Ш., 2010г.
2. В.Я. Франц., Эксплуатация и ремонт швейного оборудования., М., В.Ш., 2005г.
ХОД УРОКА:
І. Организационный этап - 5 минуты
- приветствие;
- . проверка явки;
- организация внимания и готовность обучающихся к уроку.
ІІ. Вводный этап – 40 минут:
- сообщение темы и цели урока;
- актуализация знаний и опыта обучающихся;
- разбор технической документации и технических требований, предъявляемых к
учебно- производственным работам;
- рассмотрение технологической последовательности и правил выполнения учебно-
производственных работ;
- демонстрация и объяснение наиболее характерных приемов и способов выполнения
учебно-производственных работ;
- разбор возможных типичных ошибок, дефектов, мер их предупреждения и
устранения;
- объяснение организации и способов контроля процесса и итогов выполнения учебно-
производственных работ;
- указания по вопросам безопасности, организации труда и рабочих мест обучающихся;
- проверка знаний обучающихся: вопросы к обучающимся по материалу, изученному на уроках специальных предметов и производственного обучения, связанного с материалом данного урока.
- закрепление требований Т.Б.
- организация рабочего места.
ІІІ. Основной этап (текущий инструктаж) урока – 210минут.
Деятельность обучающихся:
. выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых
приемов, умений, способов работы;
. самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;
. самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.
Деятельность мастера производственного обучения:
- мотивация обучающихся по видам учебно-производственных работ;
- наблюдение;
- целевые обходы;
- индивидуальное инструктирование;
- коллективное инструктирование;
- закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению
операций;
- прием результатов работы;
- оценивание;
- определение дополнительных заданий сильным обучающихся.
ІV Заключительный этап (заключительный инструктаж) урока- 15 минут.
- сообщение о достижении целей урока;
- анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых
операций;
- разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;
- анализ выполнения ТБ, норм времени;
- сообщение оценок;
- сообщение темы следующего урока;
- объяснение домашнего задания;
- уборка рабочих мест.
Мастер производственного обучения ________________________Карстен А.А.
.
КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема 3.1. Требования к качеству текстильных изделий. – 6 часов.
3.1.1. -6 часов. Устранение дефектов строчки: «петляние» снизу; «петляние» сверху; тугая строчка – замена иглы в результате поломки.
Дефекты строчки швейной машины:
Слабая строчка. Слабой строчкой называют такую строчку, при которой лоскуты ткани в шве недостаточно прижаты друг к другу, хоть переплетение ниток происходит правильно. При слабой строчке между сшитыми лоскутами ткани, если их слегка оттягивать друг от друга по шву, видны нитки стежков. Причиной слабой строчки является недостаточное натяжение обеих ниток.
Тугая строчка. При слишком сильном натяжении обеих ниток получается тугая строчка, и машина делает сборки, особенно легких и тонких тканях. Определить этот дефект, если он не виден на глаз, можно, натянув шов, который при этом будет трещать, а нитки могут разорваться.
Петляние машины. Машина может петлять, т.е. образовывать петли, сверху и снизу. Если узелки будут образовываться сверху, - машина петляет снизу, и наоборот. Происходит это вследствие неравномерного натяжения обеих ниток. Чтобы избавиться от этого дефекта, надо правильно отрегулировать натяжение обеих ниток.
Грязная строчка. Грязная строчка получается в том случае, если машину после чрезмерной смазки плохо протерли. Чаще всего это происходит в челночном механизме и под ним, где скопляется много пыли и волокон ткани. Нитки, проходя через загрязненные части машины, загрязняют и портят строчку. Чтобы избежать грязной строчки, надо тщательно прочищать машину.
Косые стежки.Косые стежки, располагающиеся не по прямой линии, а наискось, получаются в случаях, если заправлены нитки неодинаковой толщины или если шатаются игловодитель и транспортер ткани. Причиной косых стежков может быть также неравномерная подача ткани на гребенку (зубья) транспортера, неровно установленная или стертая с одной стороны гребенка. Обнаружив косую строчку, необходимо проверить толщину верхней и нижней ниток. Устранить шатание игловодителя и транспортера может только механик.
Пропуск стежков. При этом дефекте в работе машины переплетение ниток происходит не при каждом проколе ткани, вследствие чего некоторые стежки получаются большими. Это зависит, главным образом, от неправильной работы иглы или челнока, а также вследствие неправильной их установки. Пропуски стежков бывают часто в тех случаях, когда игла слишком отдалена от челнока или расположена слишком близко к нему и цепляет за него. В этих случаях необходимо переставить игловодитель и правильно установить высоту иглы. Кроме того, пропуск стежков бывает в случае неправильного подбора иглы, а также если игла искривлена или тупа. Проверив иглу, надо также проверить, не слишком ли велико отверстие в игольной пластинке и правильно ли проходит игла в середине игольного глазка лапки и пластинки. Если отверстие слишком велико, игла вминает ткань в глазок пластинки. В этом случае необходимо заменить игольную пластинку.
Плохое продвижение ткани. Плохое продвижение ткани в большинстве случаев зависит от состояния и установки транспортера ткани и лапки. Если ткань продвигается слишком медленно, то стежки получаются мелкие и неодинаковой длины. В таких случаях прежде всего надо поставить на место регулятор величины стежков и хорошенько закрепить его винтом. Если регулятор исправный, проверяют остальные детали, при помощи которых продвигается ткань в машину. Если же в машине будут обнаружены более сложные неисправности, нужно вызвать механика.
Сбивание ткани из-под лапки вниз.Чтобы строчка во время шитья была равномерной и прямой, ткань надо передвигать точно поперек платформы. Линия строчки всегда должна быть параллельной лапке. Иногда ткань сбивается из-под лапки в сторону, и тогда очень трудно добиться правильной строчки. Чаще всего это происходит вследствие перекоса лапки, а также если она шатается. В таких случаях больше внимания надо уделять регулированию лапки и правильному ее подбору, а также следить за ее состоянием.
Поломка иглы.В большинстве случаев игла ломается вследствие невнимательного и неаккуратного обращения с машиной со стороны работающего на ней. Чаще всего это бывает, если игла искривлена или установлена слишком низко; если лапка стоит неправильно или шатается и закрывает отверстие игольной пластинки; если ткань продвигается в момент, когда игла находится в ней; если работающий во время пошива тянет ткань или неаккуратно прошивает швы и утолщенные места, а также неаккуратно вытягивает ткань из-под лапки. Игла может поломаться и в том случае, если крышка челночного комплекта плохо укреплена и шатается или весь челночный комплект плохо привинчен и шатается. Необходимо следить, чтобы эти детали всегда были хорошо закреплены.
Обрыв верхней нитки.Верхняя нитка обрывается вследствие многих причин. Чтобы избежать этого, прежде всего необходимо пользоваться нитками надлежащего качества и следить за тем, чтобы катушка правильно вращалась на стержне. Нитку надо заправлять правильно, причем необходимо проверять состояние всех нитенаправителей, ушка нитепритягателя и тарелочек регулятора (нет ли на них царапин, заусениц и ржавчины). Необходимо также проверять качество иглы и правильность ее установки, не шатается ли нитепритягатель, правильно ли установлены лапка и игольная пластинка и нет ли дефектов в игольном глазке. Неисправность челночного комплекта также может быть причиной обрыва верхней нитки.
Обрыв нижней нитки.Нижняя нитка чаще всего обрывается вследствие неправильной ее заправки, чрезмерного натяжения и неправильного вращения шпульки. Необходимо также следить, чтобы правильно были намотаны нитки на шпульку и чтобы шпулька была правильно уложена в челнок. Если в машине окажутся более сложные неисправности, необходимо вызвать механика.
Причины возникновения плохой строчки.
Правильная строчка.
Обе нити отрегулированы.
Петляет сверху.
Верхняя нитка натянута очень туго или нижняя нитка натянута очень слабо.
Ослабить натяжение верхней нити, если строчка станет слабой, то отрегулировать натяжение верхней и нижней ниток; проверить заправку нижней нити.
Петляет снизу.
Верхняя нитка натянута очень слабо или нижняя натянута очень туго.
Усилить натяжение верхней нити, если строчка станет тугой, то отрегулировать натяжение верхней и нижней ниток; проверить заправку верхней нити.
Тугая строчка.
Обе нитки натянуты очень туго.
Ослабить нижнюю нитку и отрегулировать натяжение верхней нити.
Слабая строчка.
Верхняя и нижняя нитки натянуты очень слабо.
Усилить натяжение обеих ниток, проверить их заправку.
Неполадки в работе швейной машины, вызванные дефектами иглы или неправильной ее установкой.
Погнута игла – поломка иглы, обрыв нитки, пропуск стежков.
Тупая игла – пропуск стежков, разрыв нитей ткани.
Игла плохо отшлифована – обрыв нитки, выдергивание нитей из ткани.
Неправильная установка иглы:
Игла установлена коротким желобком в сторону нитенаправителя – отсутствие строчки, обрыв нитки.
Игла вставлена до упора – поломка иглы, пропуск стежков, отсутствие строчки.
Инструкционная карта «Установка машинной иглы»
1.Поднять игловодитель в верхнее положение.
2.Ослабить винт иглодержателя.
3.Ввести иглу через иглодержатель в игловодитель до упора. Длинный желобок иглы должен находиться со стороны нитенаправителя!
4.Закрепить винт иглодержателя.
5.Проверить, свободно ли проходит игла в отверстие игольной пластинки и не задевает ли челночное устройство. Для этого нужно опустить и поднять иглу.
6.Заправить верхнюю и нижнюю нитки.
7.Верхняя нитка вдевается в ушко иглы со стороны нитенаправителя, находящегося на иглодержателе!
8.Проверить качество строчки.
Контрольные тесты для проверки уровня знаний учащихся по дисциплине «Производственное обучение»
Учебная практика
Вариант – 1
Причина слабой строчки:
А) недостаточное натяжение обеих ниток;
Б) недостаточное натяжение нижней нити;
2) Причина тугой строчки:
А) слишком сильное натяжение обеих ниток;
Б) недостаточное натяжение верхней нити;
3) Петляние машины снизу:
А) узелки будут образовываться снизу;
Б) узелки будут образовываться сверху;
4) Петляние машины сверху:
А) узелки будут образовываться снизу;
Б) узелки будут образовываться сверху;
5) Грязная строчка:
А) машину после смазки плохо протерли;
Б) используются грязные нитки;
6) Косые стежки:
А) заправлены нитки одной толщины;
Б) заправлены нитки разной толщины;
7) Пропуск стежков:
А) неправильная работа иглы или челнока , неправильная ихустановка;
Б) правильный подбор иглы;
8) Плохое продвижение ткани:
А) неправильная установка иглы и челнока;
Б) игла правильно отдалена от челнока;
9) Сбивание ткани из-под лапки вниз:
А) ткань передвигается точно поперек платформы;
Б) перекос или шатание лапки;
10) Поломка иглы:
А) игла искривлена или установлена слишком низко;
Б) лапка стоит правильно и не закрывает отверстие игольной пластины;
Вариант – 2
Обрыв верхней нитки:
А) неправильно заправлена нитка;
Б) лапка установлена правильно;
2) Обрыв нижней нитки:
А) шпулька правильно уложена в челнок;
Б) чрезмерное натяжение нитки и неправильное вращение шпульки;
3) Поломка иглы:
А) погнута игла;
Б) ровная игла;
4) Обрыв нитки:
А) игла плохо отшлифована;
Б) игла хорошо отшлифована;
5) Пропуск стежков, разрыв нитей ткани:
А) острая игла;
Б) тупая игла;
6) Выдергивание нитей из ткани:
А) игла плохо отшлифована;
Б) игла хорошо отшлифована;
7) Отсутствие строчки:
А) игла установлена коротким желобком в сторону нитенаправителя;
Б) игла установлена длинным желобком в сторону нитенаправителя;
8) Поломка иглы:
А) игла вставлена до упора;
Б) игла вставлена не до упора;
9) Пропуск стежков:
А) игла вставлена не до упора;
Б) игла вставлена до упора;
10) Отсутствие строчки:
А) игла вставлена не до упора;
Б) игла вставлена до упора;
Правильные ответы:
Вариант – 1
1-А; 2-А; 3-Б; 4-А; 5-А; 6-Б; 7-А; 8-А; 9-Б; 10-А;
Вариант – 2
1-А; 2-Б; 3-А; 4-А; 5-Б; 6-А; 7-А; 8-А; 9-Б; 10-Б;