Изложение
Ёлочка.
3 класс
Шаблон для презентации к изложению.
Отгадайте загадку:
Родилась она в лесу, Там росла и расцвела. И теперь свою красу К Рождеству нам принесла.
Необходимо вставить текст загадки и рисунок отгадки. В прямоугольник добавляется название текста. Название появляется по щелчку.
Памятка 7 «Как подготовиться к изложению»
1 . Прочитайте текст. Выясните значение непонятных слов, словосочетаний и предложений.
2. Определите тему и основную мысль текста. Обратите внимание, как автор их раскрывает. Подумайте, какие слова и выражения особенно важно употребить в изложении для раскрытия темы и основной мысли текста.
3. Составьте план: определите количество частей в тексте (или разделите текст на части, если они не выделены), выделите в них главное и озаглавьте каждую часть. Это и будет планом.
4. Найдите слова с изученными орфограммами. Объясните их написание. Найдите слова, которые могут вызвать затруднение при письме. Выпишите эти слова или запомните их. Обратите внимание на построение и оформление предложений, постановку знаков препинания в них.
5. Ещё раз прочитайте текст. Мысленно перескажите его. Начинайте писать изложение по составленному плану.
Вставляется заголовок, текст для изложения и рисунок.
Ёлочка п оя вилась на свет ос е нью. Р а здвинула листья, травинки, выс у н у лась из земли и уд и влё нн о о смотрел а сь. Деревья р о няли листву.
Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкин ого р о жден ия , деревья дар я т ей п о дарки. Осина дарит красные китайские ф о нар и ки. Клён роняет о ранж е вые звёзды. Ива з а сыпа е т ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка сч ас т ливая. Вся н а рядная и р а зн о цветная. Раскинула лапки, а на л а дошках п о дарки.
Н. Сладков
- Какую картину вы представили, читая текст?
- Какой представили ёлочку?
- О чём ещё рассказывается в тексте?
- Какие слова помогли вам представить ёлочку и другие деревья как живые существа?
- В каком значении (прямом или переносном) использованы эти слова?
- Какие подарки дарили ёлочке деревья?
- Подберите такой заголовок к тексту, чтобы он отражал тему текста.
(Осенние подарки для ёлочки. Осенние подарки.)
- Определите тип текста: текст-описание или текст-повествование.
Ответь на вопросы
- Как она увидела то, что было вокруг? (раздвинула, высунулась, осмотрелась)
- Что её удивило?
- Что происходит в лесу каждый год в день рождения ёлочки?
Что ей дарит осинка?
- Что роняет на ёлочку клён?
- Чем засыпает ёлочку ива?
- Почему ёлочка стоит осенью счастливая?
- Когда появилась ёлочка на свет?
Вставить вопросы к тексту и рисунок.
Найдите и прочитайте 1 часть
Ёлочка п оя вилась на свет ос е нью. Р а здвинула листья, травинки, выс у н у лась из земли и уд и влё нн о о смотрел а сь. Деревья р о няли листву.
Вставляется 1 часть текста, рисунок. Прямоугольник «План»-гиперссылка.
План
План
Рождение ёлочки осенью
Вставить в прямоугольник название 1 части.
Найдите и прочитайте 2 часть
Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкин ого р о жден ия , деревья дар я т ей п о дарки. Осина дарит красные китайские ф о нар и ки. Клён роняет о ранж е вые звёзды. Ива з а сыпа е т ёлочку тонкими золотыми рыбками.
Вставляется 2 часть текста, рисунок. Прямоугольник «ПЛАН»- гиперссылка
План
Лист клёна (оранжевые звёзды)
Лист ивы ( тонкие золотые рыбки)
План
Рождение ёлочки осенью
2.Основная часть .
Подарки для ёлочки .
Добавить название 2 части. Возникновение по щелчку.
Найдите и прочитайте 3 часть
И стоит ёлочка сч ас т ливая. Вся н а рядная и р а зн о цветная. Раскинула лапки, а на л а дошках п о дарки.
Вставляется 3 часть текста, рисунок. Прямоугольник «ПЛАН»- гиперссылка
План
План
Рождение ёлочки осенью
2.Основная часть .
Подарки для ёлочки .
3.Концовка .
Счастливая ёлочка.
Добавить название 3 части. Возникновение по щелчку.
Лексическая работа
1 . - Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?
- ( Олицетворение)
- (Фонарики, звёзды, рыбки…)
- ( Скрытое сравнение – метафору )
- ( Чтобы не было повторов)
- Как называется такое изобразительно –выразительное средство языка?
2. Осинка дарит фонарики .
Клён роняет звёзды.
Ива засыпает рыбками.
3.Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста?
4. - В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?
Добавляются трудные для понимания слова и их лексическое значение и изображение по необходимости.
Орфографическая работа
1) По..вилась, ос..нью, р а здвинула, уд..влё нн о, о см..трел а сь, р..няли, л..ству;
2) Пр о шло, мног о , ёлочкин ого , рожден ия , дар и т, китайские ф о нар и ки, р..няет, о ранж е вые, з а сыпает, з..л..тыми, ры..ками.
3) Ст..ит, сч ас т ливая, н..рядная, р..зн о цветная, р а скинула, ла..ки, на л..до..ках, п..дарки.
Вставить слова с пропущенными орфограммами. Подобрать проверочные слова
Ёлочка п оя вилась на свет ос е нью. Р а здвинула листья, травинки, выс у н у лась из земли и уд и влё нн о о смотрел а сь. Деревья р о няли листву.
Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкин ого р о жден ия , деревья дар я т ей п о дарки. Осина дарит красные китайские ф о нар и ки. Клён роняет о ранж е вые звёзды. Ива з а сыпа е т ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка сч ас т ливая. Вся н а рядная и р а зн о цветная. Раскинула лапки, а на л а дошках п о дарки.
Н. Сладков
Повторное чтение текста.