СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подростковые риски

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекторий для родителей. Что делать, если ребёнок попал в дурную компанию? Оказался в деструктивной группе? Стал зависим от компьтерных игр? Склонен к самоповреждающему поведению?

Просмотр содержимого документа
«Подростковые риски»

Дурная компания. Что делать?

Иногда даже любящие родители далеко не сразу узнают о попадании ребёнка в дурную компанию. Поэтому важно уловить изменения в поведении ребёнка: должны насторожить резкие смены настроения подростка, его подавленность, проявление других несвойственных реакций, запреты заходить в его комнату, избегание родителей, снижение успеваемости в школе или вообще прогулы занятий. Особенно надо быть внимательными при появлении в круге друзей подростка новых людей.

Что делать, если ребёнок попал в плохую компанию?

  1. Родителям не нужно кричать на него или оскорблять – это может только усугубить ситуацию, ведь подросток изначально действует наперекор и будет ещё больше доказывать свою правоту. 2. Родители не могут решать, с кем ребёнку общаться, однако в их силах поселить в его голову сомнения касательно правильности выбора круга друзей. К примеру, если подросток попал в компанию хулиганов, рекомендуется невзначай показать, чем это может обернуться. Оставьте на столе газету с заметкой о каком-нибудь пойманном преступнике, посмотрите вместе поучительный фильм с подобным сюжетом. 3. Нужно правильно организовать досуг своего ребёнка, позаботиться о том, чтобы у подростка было как можно меньше свободного времени. Современные кружки помогут в этом. В выходные нужно стараться проводить время всей семьёй. Не возражайте, если подросток захватит с собой пару своих друзей. 4. Необходимо тренировать у ребёнка умение отказывать, ведь очень часто первым шагом в дурную компанию является неумение дать отпор фразе: «А тебе слабо?» 5. Чтобы контролировать ситуацию и пресечь ввязывание в дурную компанию, нужно завести знакомство с друзьями ребёнка, устраивать совместные мероприятия, чтобы ненавязчиво общаться с ними. 6. Ребёнку нужно признание его талантов, умений и способностей: если в семье его не ценят, он найдёт единомышленников на стороне, в той самой плохой компании.

  2. Как научить говорить нет?

Научите подростка думать в первую очередь о самом себе . Скажем, на вечеринке, где все принимают алкоголь, другу, который призывает присоединиться, можно ответить: «Я чувствую себя здесь неуютно и пойду домой, но пойму, если ты захочешь остаться». Выход из неприятной ситуации найден без ущерба для дружбы. Научите его взвешивать все «за» и «против» На подростка постоянно обрушиваются различные предложения. Всё, что нужно сделать, чтобы понять «да» или «нет», просто взвесить все «за» и «против». Например, что хорошего он получит, если даст списать контрольную (немного, в лучшем случае – краткосрочную эфемерную благодарность), и что плохого (его могут заподозрить в том, что списал он, поставить плохую оценку и обречь на недовольство родителей). Научите его отказывать с юмором . Объяснив отказ страхом, подросток вызовет раздражение у окружающих. Однако, обратив отказ в шутку, он сделает правильный выбор, оставшись королём положения. Научите его говорить от своего имени. Чем увереннее в себе подросток, тем проще ему высказывать своё мнение и не поддаваться давлению окружающих. Поэтому предоставляйте ребёнку как можно больше возможностей для того, чтобы заявить о себе – говорить от своего имени. Даже в самых простых ситуациях, например, пусть он сам сделает заказ в кафе или что-то спросит у продавцов в магазине.

Научите его использовать язык тела. Если подросток держит голову высоко и не прячет глаза, любой его ответ будет казаться более веским. Научите его повторять «нет» столько, сколько нужно Объясните ребёнку, что, если он отказывается, а ему повторяют предложение, он имеет полное право повторять свой ответ столько раз, сколько понадобится, чтобы собеседник от него отстал. Чем больше раз он произнесёт «нет», тем чётче будет его осознание правильности такого выбора. Держите равновесие Чтобы ваш ребёнок понял силу слов «да» и «нет», вы должны употреблять их сбалансированно, чтобы они не потеряли своей значимости. Научите ребёнка аргументировать своё «нет» Не всегда бывает достаточно сказать «нет». Иногда лучше сказать о причине отказа. Например, если ребёнка уговаривают пропустить урок, то он может сказать: «Нет, я не хочу пропускать урок, потому что сегодня будут набирать команду для соревнований, а я хочу в неё попасть».

Компьютерные игры.

Необходимо помнить, что для детей крайне важен этот виртуальный мир, поэтому ни в коем случае не нужно критиковать игру. если ребёнок хочет рассказать об игре, показать её, нужно выслушать его, иначе это будет воспринято как пренебрежение, что приведёт к нежеланию ребёнка разговаривать с родителями на темы, которые для него важны. Надо научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений. Альтернативой компьютеру могут стать современные настольные игры, совместные прогулки, пикники, походы в кинотеатр, зоопарк или на скалодром. Можно дать возможность подростку получить экстремальные ощущения, возможно, именно это его привлекает в играх. Отличный способ занять свободное время ребёнка и вовлечь в другую деятельность – записать его в кружок или

Деструктивные группы в сети интернет

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, К сожалению, Интернет принёс много опасностей. Вовлечение в группы деструктивной направленности: тоталитарные секты религиозной или экстремистской направленности, группы, доводящие до аутоагрессии (суицида), так называемые «группы смерти», которые в настоящее время стали огромной мировой проблемой. Их аудитория – дети, которые после систематического посещения сообществ решаются на самоубийство. В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики. Особую опасность представляет вовлечение молодёжи через сеть Интернет в группы деструктивной направленности, где очень активно используются социальные сети. По статистике, более 30% «страничек смерти» приходятся на социальную сеть «ВКонтакте».

Деструктивные группы в соцсетях: что нужно знать о них родителям

Сценарий развития вовлечения примерно одинаковый. На первом этапе робот-рассылка отправляет слово «привет», фразу «кто ты» и тому подобные с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка переадресовывается к реальному члену деструктивной организации, который затем продолжает переписку с потенциальной жертвой. Организаторы или те, кто «ведёт» группу, подстраиваются под «своих», делают пребывание в группе комфортным, начинают дружить, а потом потихонечку начинают поворачивать сознание подростка в нужную сторону. Они заинтересовывают собой, группой, своими желаниями так, что часто воспринимаются близкими друзьями. То есть подростку так кажется.

На самом деле он же не знает, кто там, за ником, аватаркой. В Интернете всё можно скрыть за выдуманным образом. Сочиняется и некая соответствующая легенда. То есть сначала организуют определённый круг, который якобы считает конкретного подростка особым, принимает его. То есть происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге его понимают, принимают, а вне сообщества этого нет и не будет. Далее идёт погружение в депрессивный контент или приглашение на прикрывающие вербовочные сайты (которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, секте, однако вся их деятельность направлена на привлечение новых участников); происходит обесценивание ценностей: семейных, духовно-нравственных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различение хорошего и плохого. Активно формируется определённая информационная среда. Предлагаются ссылки на сайты деструктивного содержания. А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку, «самымисамыми друзьями», то шансов на спасение из такой группы уже мало. Так постепенно ребёнок втягивается. И втягивается именно как в секту так, что потом выйти уже практически невозможно. С какой целью это делается? Существуют разные мнения, но они схожи: вовлечение в экстремистские организации – для пополнения своих рядов; в религиозные деструктивные группы – для вовлечения новых адептов; в «группы смерти» – желание «властвовать», извлечение прибыли за счёт продажи видео, на которых подростки кончают жизнь самоубийством. Как же распознать опасную группу? Логотип: знаки богов и ножи. Засилье слов на букву «С» («Лучшие вещи в жизни с буквой «С»: – Семья суббота секс суицид»). Картинки и фото в сером, чёрном и красном цвете. Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах. Психоделическая музыка. Размещение на странице стихов такого плана: «В 4:20 киты не проснутся, В тихом доме не ждёт их рассвет. Звёзды с неба на крыши прольются. Играешь со мной? – Жду ответ».

С целью посещения сети Интернет подростки очень активно используют телефоны и планшеты, поэтому процесс контроля затрудняется. А ведь он необходим, чтобы вовремя распознать опасность (например, в «группах смерти» подростки проводили в интернете предутреннее время – с 4 до 6 утра).

Психологи выделяют четыре тревожных сигнала, на которые обязательно надо обратить внимание: ребёнок резко становится послушным, но «отрешённым»; у него меняется режим дня; ребёнок вялый и постоянно не высыпается; активные постоянно повторяющиеся рисунки (киты, бабочки, повторяющиеся цифры). Признаки готовности: грустные мысли в постах на соцстраничке; появились на теле увечья (царапины и т.д.); начинает раздаривать вещи; открыто заявляет о своей скорой смерти.

Что нужно делать родителям?

1. Разговаривайте с ребёнком. Объясните, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Когда с детства у ребёнка есть чётко сложившееся мнение об этих понятиях, то его не заинтересуют призывы к насилию или суицидальному поведению. 2. Учите ребёнка мыслить критически. Подросток должен уметь самостоятельно фильтровать поступающую ему информацию, уметь анализировать её, сопоставлять с другой информацией, составлять собственное мнение. 3. Максимально восполните недостаток любви и внимания к ребёнку. 4. Создайте здоровую среду общения. Чаще обедайте вместе. В семьях, где принято вместе принимать пищу, дети реже чувствуют себя одинокими и, следовательно, реже задумываются о самоубийстве. Для подростка важно быть частью чего-то целого, так пусть этим целым будет для него семья. 5. Попробуйте вывести ребёнка на разговор, но ни в коем случае нельзя шпионить, дабы не потерять его доверие. Важно показать ему, какие механизмы действуют в этих группах, какие приёмы используются, чтобы сделать присутствие в подобных группах сначала привлекательным для ребёнка, а затем создать зависимость от этого, страх быть исключенным. Важно раскрыть манипулятивность и ложность таких взаимоотношений. 6. Всегда поддерживайте разговор с ребёнком, о чём бы он ни был. Искренне интересуйтесь его жизнью. 7. Придумайте ребёнку занятие. Пусть у него будет больше увлечений, тогда вряд ли его затянет виртуальная реальность. 8. Допустимо и осторожное использование директивных методов – твёрдый и однозначный запрет участия в таких 30 группах: ребёнок должен понять, что это недопустимо, это родительский запрет. 9. Не бойтесь обращаться к специалистам. Если между вами и ребёнком нет доверительных отношений, а между тем перечисленные выше тревожные сигналы присутствуют в поведении подростка, необходимо обратиться к психологу.



Селфхарм – самоповреждающее поведение подростков.

Селфхарм – нанесение себе порезов, втыкание игл, прижигание сигаретой, вырывание волос, саморасцарапывание и прочее. Самоповреждение – это чаще всего попытка избавиться от ментального дискомфорта (страха, сильной тревоги, ненависти к себе) и свидетельство серьёзных психологических проблем. Самоповреждения бывают самыми разными. Наносят их своими руками или же, используя подручные инструменты. Эмоциональную боль часто глушат самым «популярным» способом – порезами и проколами кожи, или же прижиганием – об себя часто тушат сигареты. Режут или жгут руки – на сгибах локтей, запястий, разрезают кожу пальцев или ладоней. Режут бедра – чтобы скрывать раны под одеждой. В принципе, царапание и расчёсы (порой до крови) тоже относятся к аутоагрессии, за тем исключением, что зачастую их сложно отличить от последствий других неврозов. Селфхарм может быть способом справиться с переживаниями, эмоциональной перегрузкой. Концентрация на острых физических переживаниях отвлекает от эмоциональной боли, которая отходит на второй план. Самоповреждением часто занимаются молодые люди, находящиеся под гиперопекой. У них нет возможности самостоятельно контролировать свою жизнь: они занимаются не тем, что нравится им, учатся нелюбимой профессии и ограничены в близком общении с друзьями. В такой ситуации единственное, что можно контролировать, – это своё тело. Селфхарм становится способом повлиять хоть на что-то в своей жизни.

Что делать?

:1. Признайте, что дочь или сын нуждаются в помощи. Если вы – член семьи, скорее всего, понадобится комплексная семейная терапия. 2. Будьте терпеливы. Скорее всего, это не тот вопрос, который получится решить за пару дней усилием воли. 3. Попытайтесь поговорить. Возможно, ребёнок ждёт возможности выговориться. Но не требуйте ответов, это только усугубит эмоциональное давление. Важно быть рядом, научиться проявлять внимание и заботу так, как ваш ребёнок готов их принимать. Это могут быть слова поддержки или совместные дела, долгие разговоры или просто молчаливые крепкие объятия. Возможно родителям самим нужно будет посмотреть на себя со стороны и предпринять шаги к изменениям внутри семьи.

Предупреждение подросткового суицида

Не стоит доверять распространённому мифу о том, что, мол, «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причём сорвавшимся случайно. Нельзя оставлять без внимания такие высказывания.

Факторы риска совершения суицида

Семейные проблемы. Как показывает статистика, дети, совершающие суицидальные поступки, воспитываются в семьях, где часто возникают конфликты между родителями, которые порой используют насилие при выяснении отношений с ребёнком. Такие родители крайне недоброжелательно относятся к своим детям, не замечая, как далеко заходит их рукоприкладство или унижение ребёнка. Способствовать самоубийству могут и материальные проблемы семьи, часто связанные с утратой одного из родителей. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, потерю родителя, экономические неурядицы как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что не могут ничего сделать, у них нет будущего.

Школьные проблемы. Возникающие в школе проблемы с успеваемостью, в общении со сверстниками могут привести к отчуждённости подростка от привычных для данного возраста личных дел. Особую роль здесь играет ближайший круг сверстников, чьи оценки приобретают огромное значение при формировании его представлений о самом себе. Потеря или осуждение группой может стать тем фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидному действию.

Помощь в решении проблемы

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида? Сохраняйте контакт со своим ребёнком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договорённостей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребёнок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его. Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков ещё только формируется картина будущего, они видят или совсем отдалённое будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребёнок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий. Говорите с ребёнком на серьёзные темы: что такое жизнь? В чём смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он всё равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной. Сделайте всё, чтобы ребёнок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребёнка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребёнку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями. Дайте понять ребёнку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Найдите баланс между свободой и несвободой ребёнка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток ещё не умеет с ней обходиться, и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребёнку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он ещё нуждается в помощи и руководстве. Уважаемые родители, любите своих детей и чаще говорите им об этом, уделяйте им каждую свободную минуту, интересуйтесь их делами, учите преодолевать трудности, убедите в том, что любая чёрная полоса обязательно сменится белой.